Понятие и виды памяти и представлений
Память – это процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающее возможным его повторное использование.
Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность памяти.
Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Она изменяется с возрастом и поддается тренировке.
У человека существует много разных видов, и соответственно, несколько оснований для классификации памяти. Одно из этих оснований – деление видов памяти по времени сохранения материала (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная), другое – по преобладающему в процессах памяти органу чувств (зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, обонятельная, вкусовая и др.), третье – по использованию мнемотехнических средств (непосредственная и опосредственная), четвертое – по участию воли в процессах памяти (произвольная и непроизвольная), пятое – по участию мышления в процессах памяти (механическая и логическая).
В зависимости от длительности сохранения различают:
1.Мгновенная память, называют самую короткую по времени сохранения информации память, способную удерживать точную и полную картину воспринимаемого органами чувств лиши в момент восприятия.
2. Кратковременная память также представляет собой способ сохранения информации в течение сравнительно короткого времени. (15-30 секунд после прекращения ее восприятия человеком.)
3. Оперативная – запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и включающее элементы кратковременной и долговременной памяти. Срок запоминания зависит от задачи, для решения которой требуется информация, хранящиеся в оперативной памяти и может варьироваться в широких пределах - от нескольких минут до нескольких дней.
4. Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение длительного, практически не ограниченного срока (длительное сохранение материала, после многократного повторения);
Виды памяти:
· наглядно-образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, на звуки, запахи и вкусы.
· двигательная – память на движения.
· словесно-логическая память – (ведущая) память на устную и письменную речь, последовательность и логику материала.
· эмоциональная память – это память на переживания.
Различают следующие процессы памяти:
Запечатление – это как кратковременное, так и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд.
Запоминание – сохранение в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.
Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.
Воспроизведение – активизация закрепленного ранее содержания психики. Формами воспроизведения являются узнавание и припоминание.
Забывание – это процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможностей припоминания и воспроизведения заученного материала.
В соответствии с целями деятельности, в которую включено запоминание может быть:
· произвольным, когда оно определяется сложной целенаправленной умственной деятельностью, подчиненной определенной мнемической задаче;
· непроизвольным, когда отсутствует специальная мнемическая задача и запоминание просто сопровождает другую деятельность.
В свете современных исследований память рассматривается как отражение прошлого опыта. Ее успешность зависит:
· от степени завершенности действий запоминания;
· от интересов и склонностей личности;
· от отношения личности к той или иной деятельности;
· от эмоционального настроя;
· от волевого усилия.
Представления – это субъективные образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Это вторичный чувственный образ.
Физиологические механизмы представлений таковы: раздражитель, воздействуя на анализатор, вызывает в нем в процессе ощущения и восприятия возбуждение, оставляющее после себя след.
В последующем нервная ткань, в которой возникло возбуждение, может вновь прийти в аналогичное состояние, что и вызывает представление об отсутствующем предмете. При этом в коре головного мозга оживают следы ощущений и восприятий, и вызывают образы предметов и явлений уже непосредственно не воздействующих на органы чувств.
Классификация представлений.
· по ведущему органу чувств: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, двигательные, температурные, болевые и другие. виды.
· по степени обобщения: единичные и общие.
· по степени новизны: представление воображения и представление памяти.
· по содержанию: служебные, педагогические, географические, и другие.
Представления изучают путем анализа, пересказов виденного и услышанного, действий (их точности, ошибок и тому подобные.), выполнения специальных задач.
Пути формирования необходимых представлений:
· поддержание интереса к своей специальности;
· целенаправленное включение объектов, явлений в процесс деятельности воинов;
· постановка профессионально значимых задач.