Системы ориентировки и мобильности инвалидов по зрению
Ориентирование и мобильность инвалида по зрению предполагают его умение самостоятельно передвигаться в пространстве, зная собственное местоположение относительно ориентиров на пути и пункта назначения, а также перемещаясь безопасно и эстетично.
Навыки ориентирования незрячих включают умение воспринимать информацию об окружающем пространстве с помощью сохранных анализаторов, таких как слух, осязание, обоняние, про-приоцепция, вестибулярный аппарат и, если есть, остаточное зрение, умение выбирать ориентиры, составлять мысленную карту пространства, отслеживать средовои поток при передвижении и т.д.
Навыки мобильности подразумевают умелое выполнение приемов передвижения с каким-либо средством мобильности (например, с тростью) для своевременного обнаружения препятствий (например, столбов) и изменений уровня пути (например, при подъеме или спуске по лестницам). Для того, чтобы безопасно передвигаться и вовремя обнаруживать препятствия и помехи на пути, люди с нарушением зрения используют различные средства и приемы, которые условно можно назвать системами мобильности. Таких систем шесть.
Первая система предполагает передвижение без каких-либо специальных средств. Человек с нарушением зрения может использовать такие техники, как слежение рукой по стене (чтобы не потерять нужное направление движения или найти искомый ориентир вдоль стены), пробы ногой (чтобы вовремя найти лестницу или бордюр), защитные техники рукой (чтобы не наткнуться на возможное препятствие, а заблаговременно обнаружить его рукой) и т.д. Обычно такое передвижение замедленно, поэтому используется только на небольших расстояниях. Человек с остаточным зрением использует еще и зрительную информацию о препятствиях, дополняя ее тактильными ощущениями рук и ног, а иногда, пользуясь только зрительной информацией.
Люди с нарушением зрения часто интуитивно используют многие приемы этой системы или похожие на них. Реабилитолог может показать наиболее эффективные техники этой системы и подсказать, в каких ситуациях данная система мобильности наиболее уместна.
Вторая система предполагает передвижение инвалида по зрению с сопровождающим. В этой системе человек с нарушением зрения держится за руку сопровождающего (или берет его под руку, или придерживается его руки чуть выше локтя). Если незрячий человек держит руку сопровождающего чуть выше локтя, оставаясь при этом на полшага позади, то такая позиция дает возможность вовремя отреагировать на движения сопровождающего: остановиться, замедлить или ускорить шаг, приготовиться к спуску по лестнице или прохождению через узкое место (например, в дверь) и т.д. Сопровождающим незрячего может быть кто-либо из друзей или родственников, а может быть совершенно незнакомый человек, помогающий незрячему перейти через дорогу или найти нужный отдел в магазине.
Реабилитолог обучает наиболее оптимальным техникам и приемам передвижения, как с постоянным, так и случайным сопровождающим. Кроме того, он может подсказать обучающемуся инвалиду, как лучше объяснить сопровождающему, что от него требуется для этой роли.
Третья система мобильности - это передвижение с помощью трости. Человек с нарушением зрения использует различные техники и приемы работы длинной тростью для того, чтобы вовремя обнаружить на пути препятствия, лестницы, спуски, подъемы. Для эффективного обучения ориентированию незрячего с помощью трости реабилитолог должен знать не только сами техники и приемы передвижения с помощью трости, но и методики обучения этим техникам и приемам самого реабилитанта.
Четвертая система мобильности предполагает использование электронных средств передвижения. Такие средства чаще всего построены на использовании ультразвука или инфракрасного излучения и предупреждают за 5-10 метров о приближении к препятствию или нависающей помехе на пути, что может значительно повышать безопасность и скорость передвижения.
Поскольку большинство таких приборов не распознает спуск вниз (лестницу или бордюр), то чаще всего их используют совместно с тростью. Иногда такой прибор крепится на трость у основания ручки. Другие модели приспособлены для того, чтобы держать их в руке, монтировать в очки или надевать на голову. Заметим, что в России этой системой пользуются только отдельные инвалиды по зрению. Объясняется это целым рядом причин: дороговизной соответствующих технических средств, слабой пропагандой даже среди специалистов-тифлологов их эффективности, отсутствием государственной поддержки в обеспечении инвалидов по зрению электронными средства контроля передвижения и др
Пятая система мобильности незрячих предполагает ориентировку и передвижение в пространстве с помощью собаки-проводника. Таких собак дрессируют в течение 4-6 месяцев в специальной школе собак-проводников (в России такая школа одна и находится она по адресу: Московская область, Балашихинский район, поселок Купавна, ул. Проектная, д. 66). Будущие хозяева собак приезжают в эту школу для подбора собаки и специального совместного двухнедельного обучения ориентировке в пространстве.
Такая система передвижения очень эффективна, но подходит далеко не всем. Собаку-проводника могут иметь только совершеннолетние люди, ведущие достаточно активный образ жизни, любящие собак и готовые кормить своего поводыря и ухаживать за ним. Кроме того, получить собаку-проводника - дело непростое, несмотря на то, что это средство передвижения включено в федеральный перечень предоставляемых государством инвалиду льгот.
Шестая система мобильности ориентировки в пространстве предполагает использование для ориентировки в пространстве различных оптических средств коррекции. Этой системой могут научиться пользоваться незрячие, имеющие форменное (предметное) остаточное зрение.
Для ориентировки в пространстве можно использовать такие оптические средства как монокуляры, бинокли, подзорные трубы. С их помощью можно провести осмотр местности, составить о ней определенное представление, наметить ориентиры. Монокуляры дают возможность инвалидам даже с потерей зрения до 0,02 не только смотреть телевизор, разглядывать спроецированные на экран слайды, но и читать дорожные знаки, вывески, а также получать информацию с электронных табло на вокзалах и в аэропортах.
Вместе с тем оптические приборы имеют специфические недостатки, которые мешают их применению: небольшой угол обзора, что затрудняет поиск зрительной цели; искажение восприятия глубины пространства, затрудняющее определение местонахождения объектов в пространстве; необходимость постоянной коррекции фокусировки.
Перечисленные шесть систем мобильности в целом обеспечивают инвалидам по зрению возможность своевременно обнаруживать помехи на пути и эффективно преодолевать их. Человек с нарушением зрения должен владеть более чем одной системой мобильности (чаще тремя или четырьмя) и уметь выбрать нужный вариант в зависимости от ситуации и собственных возможностей.
Отработанные варианты разных систем мобильности и правильный выбор того или другого варианта в зависимости от
конкретной ситуации реабилитанта является основой для самостоятельной ориентировки и достаточно свободного передвижения незрячего в пространстве.
Самостоятельная ориентировка предполагает не только обнаружение и преодоление помех на пути, но и целенаправленность движения. Чтобы самостоятельно передвигаться в пространстве человеку с нарушением зрения нужно знать, куда он идет, как туда дойти, где он находится в каждый момент движения, то есть ему надо уметь контролировать свой путь и знать, как вернуться на свой маршрут, если он сбился с пути.