Эстетизм и творчество О.Уайлда (1854-1900г.)
Эстетизм возник в Англии в 80-90 годы как реакция на викторианство, учение Дарвина, работы Г. Спенсера. Сторонники эстетизма проповедовали примат искусства над жизнью, провозгласили культ прекрасного. Говорили о свободе и независимости художника от религиозных и моральных догм. Главная цель - усовершенствование общества. Смысл жизни человека – общение с искусством, собственное творчество. Обыкновенная жизнь ч-ка скучна скучна и бессмысленна. Спасение в искусстве, только там настоящая жизнь. Красота- это и есть истина. Красота в совершенной форме худ. произведения. Реальность вообще не должна интересовать художника.
У. Пейтер считал, что искусство не должно учить добру и злу, оно выше добра и зла. Искусство яв-ся высшей ценностью. Пейтер считал, что в искусстве может быть зло. Возрождение близко идеалу красоты.
Джон Рескин считал, что красота должна сочетаться с добром. Этическое должно преобладать над эстетическим. Эпоха Средневековья близка идеалу нравственной красоты.
Рескин пишет о вере, Пейтер - о мистицизме, Рескин уповает на совесть, Пейтер взывает к воображению без ограничений, Рескин настаивает на дисциплине, сдержанности, Пейтер допускает прихоть и своеволие. Бытие для Пейтера – цепь моментов, быстро сменяющих друг друга.
Наиболее ярко эстетизм проявился в Англии в творчестве О.Уайлда.(С идеями Пейтера и Рескина познакомился в период учебы в Оксфорде). Свои взгляды выразил в цикле «Замыслы» (4 эссе входят: «Истина в масках»(анализ сценографии шекспировских постановок), «Кисть, перо и отрава»(знакомит с Томасом Уэйнрайтом, преступником-эстетом, для к-рого злодеяние – источник вдохновения; сравнивает с Бодлером, привычка рассуждать об искусстве под знаком моральных критериев устарела), «Упадок лжи», «Критик как художник»).Основная идея – искусство выше жизни. Цель – уход в мир искусства. В художественном произв-ии форма должна преобладать над содержанием. Проповедовал гедонизм – наслаждение жизнью. Критик – двойник художника. Дух критики ведет искусство вперед. Эстетика выше этики.
Программное эссе – «Упадок лжи». 3 тезиса:
1.Жизнь подражает искусству куда более, нежели Искусство подражает жизни. Искусство придает форму жизни, оно творит свой мир. Искусство предоставляет формы самовыражения. Жизнь смотрится в искусство как в зеркало и превращает в факт то, что было художественным вымыслом.
2.Все скверное в искусстве обязано своим существованием попыткам вернуться к жизни и природе. Изначально искусство было связано с мифом, без связи с действительностью. Жизнь узурпировала власть и началась эпоха «упадок лжи».
3.Ложь – это вымысел, плод воображения. Уайлд составляет «позорный список» писателей, увлекающихся фактами. В списке: Золя, Мопассан, Стивенсон. «Жизнь движется быстрее Реализма, но Романтизм всегда впереди Жизни». Умение рассказывать прекрасные истории - подлинная цель искусства. «ИСКУССТВО НЕ ВЫРАЖАЕТ НИЧЕГО, КРОМЕ САМОГО СЕБЯ». Это дает возможность создавать произв-я, к-рые не устареют никогда.
ТВОРЧЕСТВО О.Уайлда.1881 г. – первый сборник стихотворений, сам оформил. Здесь приверженность католицизму. В основе – противоречие м\у языческим и христианским. Сонет «Увы» намечает проблематику сборника. Здесь и эллинизм – любовь к Древней Греции, и символический мистицизм (поиск «тайны целого» и «солнечных высот» в «диссонансах жизни» и реминисценции из Пейтера, Рескина).
Поэма «Сфинкс». Тема аморальной, преступной красоты. Красота сеет смерть, пробуждает скотские мысли. Никто не в силах устоять против ее чарующего зова. Образ сфинкса – молчаливый, прекрасный, томный. Ритм поэмы как маятник – от ужаса к восторгу, от влечения к отвращению.
Повесть «Кентервильское привидение». Англичане противопоставляются американцам. Англичане чтят фамильные склепы, американцы не верят в архаику. Повесть строится на парадоксах. Здравомыслие (смазать двери маслом, лекарство от несварения желудка,)
Обращается к жанру сказки. Попытка изображения совр-ной действительности в формах далеких от реальности. «Счастливый принц» превращен в статую. «Соловей и роза»; соловей пожертвовал жизнью, чтоб роза стала красной. Непрактичность любви.
Драматургия.Первая пьеса – «Вера, или нигилисты»(1880) на сюжет из российской истории,к-рый по мнению Уайлда созвучен настороениям ирландцев, мечтающим освободить страну от власти англичан.
Пьеса «Саломея».написана на франц языке. Написана на библейский сюжет- казнь Иоанна крестителя, павшего жертвой ненависти Иродиады. В Библии Саломея танцует, в нее влюбляется Ирод, он предлагает ей любую награду, по повелению матери попросила голову Иоанна –человека, убившего ее отца). Уайлд изменил имя Иоанна на Иоканаана. У Уайлда Саломея требует голову не из дочернего послушания, а из-за неразделенной любви, т.к. Иоканаан отверг ее. Героиня –страдающая женщина. Религия ей безразлична. Безумное чувство любви, страсть доведена до предела. Она влюблена в тело Иоканаана (губы и глаза). Получив голову, целует губы, Ирод приказывает убить Саломею,увидев как она разговаривает с головой.
Уайлд был мастером хорошо сделанных пьес.(«Веер леди Уиндермир.Пьеса о хорошей женщине», «Как важно быть серьезным», «Идеальный муж» и др.) «Идеальный муж». Сэр Роберт Чилтерн – чиновник, далеко не идеален. Начал жизнь с обмана, добился успеха с помощью силы и денег. Как и у Дориана грея наставник – барон Арнгейм, лишенный нравственных основ. Парадокс- идеальный и есть тайна. За внешностью скрываются тайны. Чиновника шантажируют, вспомнил пороки самого шантажиста и все – торжество справедливости, все хорошо.
Роман «Портрет Дориана Грея» (1891). Психологический и философский роман. Жизнетворчество. Генри творит в жизни; Бэзил творит в искусстве ч\з краски. Торжество искусства над реальностью. Первый грех Дориана – преступление против любви, к-рое началось с неумения различать искусство и жизнь. Эта путаница приводит к трагедии. Дориан эстетизирует актрису Сибилу Вейн в своем воображении. Но Сибила ценит жизнь выше искусства, утверждает, что иск-во – только отражение подлинной любви.Дориан «отлучает» ее от религии эстетизма: «Без вашего искусства вы - ничто».Даже самоубийство Сибилы переносится в эстетич.измерение. лорд Генри говорит, что своей смертью сыграла последнюю роль. Дориан: «Она снова перешла из жизни в сферы искусства». Сибила и Дориан как двойники.(она отвергает театральное притворство для жизни, а он пытается освободиться от законов реальной жизни, чтоб стать произведением искусства. и оба заканчивают жизнь самоубийством). Второе преступление – убивает художника Бэзила, узнавшего тайну о портрете и требующего взять ответственность за свое зло.Дориан сначала движется от жизни к искусству, а затем от искусства к жизни. Любое жизненное событие имеет соответствие в эстетич.сверхреальности: Бэзил заканчивает портрет, когда лорд Генри начинает атаку на наивную душу юноши. Дориан, подобно Фаусту, заключает сделку, суть которой в том, что он поменяется местами с портретом и сам сохранится как произведение искусства. лорд Генри – Мефистофель, соблазняет своими идеями. Лорд Генри отвергает страдание, Любовь. Он полагает, что книги и искусство не могут повлиять на жизнь. Он превозносит жизнь Дориана как самое совершенное произв-е искусства и не видит, что эта жизнь ведет к краху.
В тюрьме написал «Исповедь», по форме это письмо к Бози, к-рого он любил. Описывает изменения в своих взглядах: понял ценность страдания, что в нем заключена высшая красота.Смирение перед жизнью.страдание – наказание за грехи. Главное в жизни – любовь к людям.
В 1897 Уайлда освободили из тюрьмы. В 1898 пишет «Балладу Редингской тюрьмы».(его последнее произв-е) В центре судьба Чарлза Томаса Вулдриджа, приговоренного к смерти ч\з повешение за убийство жены. Убил из ревности. Уайлд видел из окна палача, направлявшегося за осужденным. Вулдридж совершил страшное преступление, но казнь не менее страшна. Возмездие бесчеловечно, как и само преступление. Идея – любовь губительна. Частный эпизод наполнен широким смыслом.
С именем О.Уайлда связывают декаданс, символ литературы рубежа веков, символ нового искусства.
19. Закономерности развития литературы США на рубеже 19-20 вв.
Развитие литературы США в последней трети XIX века и в первые десятилетия XX века характеризуется ускоренными темпами и быстрой сменой литературных направлений и тенденций. Вслед за романтиками Купером и Ирвингом, По и Лонгфелло, Мелвиллом и Готорном выдвигаются великие Мастера реалистического искусства — Уолт Уитмен, Марк Твен, Джек Лондон, Теодор Драйзер. Их творчество определяет главную линию литературного процесса в США. Эти писатели представляют американскую литературу в глазах читателей других стран, им принадлежала честь прокладывать новые пути, которые вели на магистрали мировой литературы.
Окончание гражданской войны привело к важным переменам в политическом климате США. Победа Севера способствовала бурному развитию в США капитализма и ускорила выявление его противоречий. На смену аболиционистским лозунгам борьбы против рабства негров и романтическому протесту против буржуазной цивилизации пришли лозунги борьбы против капиталистического рабства, отвратительные черты которого выявлялись теперь с особой наглядностью. Вместе с тем распространялись и буржуазно-демократические иллюзии об американской «исключительности», о возможности для каждого американца пробить себе дорогу к богатству. Американская мечта, то бишь. Реалистическая литература в США развивалась в трудной борьбе с этими иллюзиями, мешавшими познанию американской действительности. События, в ходе которых развенчивались иллюзии и выявлялась. Вся острота и непримиримость классовых противоречий в США,— это прежде всего общенациональные выступлений рабочих в 1886 году и испано-американская война 1898 года. Буржуазно-демократические иллюзии в США были особенно живучи вследствие того, что па протяжении некоторого времени они опирались и на определенные Предпосылки экономического порядка. Так же на литературу США влияют идеи социализма. Кроме всего прочего на американскую литературу влияют русская и европейскя литература.