Глава 3. Результаты исследования
В исследовании приняли участие 50 читателей, это студенты очного и заочного отделений КазГУКИ, возрастом от 20 до 46лет и 7 библиотекарей, (стаж работы от года до 10 лет - 5 человек, свыше 10 лет -2человека) работающих в отделах обслуживания. Большинство респондентов посещают
библиотеку по мере необходимости (это 48%), 38% -регулярно, так как она является помощником в учебном процессе.
Вопрос «Какое подразделение библиотеки вы посещаете чаще?» показал, что абонемент посещают - 28 %, читальный зал -38% ,электронный читальный зал- 34%.
Вопрос, направленный на выявление отношения респондентов к библиотеке и ее сотрудникам « С какой целью вы посещаете библиотеку?» выявил, что большинство студентов (72%) рассматривают библиотеку как важную составляющую образовательного процесса, то есть приходят в нее с целью получения знаний, необходимых им для учебы. Отрадно, что ряд респондентов (32 %) посещает библиотеку с целью самообразования, что свидетельствует об их серьезном отношении к учебе и к будущей профессии, а так же о стремлении получить дополнительные знания.
Ответы на вопросы « Вы нуждаетесь в консультации библиотекаря, когда пользуетесь справочно-поисковым аппаратом библиотеки?», « Библиотекарь для вас – это..» и «С какими просьбами читатели обращаются к вам наиболее часто?» позволяет судить об оценке студентами степени содействия и участия библиотекарей в поиске и подборе литературы, необходимой молодым людям в их учебно-образовательной деятельности. Было выявлено, что большинство студентов (55%) нуждается в консультации библиотекаря, испытывают затруднения, но справляются сами- 28% и не нуждаются- 14% . 78% респондентов дали ответ что, библиотекарь для них это помощник в учебной работе и меньшая часть (22%), что это тот, кто сортирует, хранит и выдает книги. Все библиотекари дали ответ что наиболее чаще обращаются студенты с просьбами подобрать литературу , помочь в подготовке списков литературы-2 человека и найти ответ на вопрос столько же - 2 человека.
На основании полученных данных можно сделать вывод, что студенты в основной массе воспринимают библиотекаря как помощника в учебном процессе и не обходятся без его консультации и помощи, хотя и среди рассматриваемого контингента есть те, кто отказывает библиотекарю в подобной роли, что вероятней всего говорит о самонадеянности студентов, уверенных в том, что они сами в состоянии решить поставленную перед ними задачу поиска и подбора необходимой литературы.
Вопрос, «Какие профессиональные качества, по вашему мнению, должны быть присущи современному библиотекарю?» (нужно было определить место по степени значимости от 1 до 5) показал следующие результаты: на первое место 60% опрошенных читателей ставят умение ориентироваться в информационных потоках, на второе место 38% ставят способность обеспечить высокое качество и комфортность услуг, на третье место 38% умение общаться, на четвертое место 36% доброжелательность, на пятое место 68% ставят эрудированность.
На этот же вопрос отвечали и библиотекари. 4 человека поставили на первое место умение ориентироваться в информационных потоках, на второе место умение общаться-5человек, на третье место ставят доброжелательность-4 человека, на четвертое место способность обеспечить высокое качество и комфортность услуг -3 человека, на пятое место эрудированность 6 человек.
Следующий вопрос предлагал респондентам ответить, “ Какие профессиональные качества вы хотели бы отметить у работников библиотеки вашего вуза?”,дал следующие результаты. Практически все респонденты (92%) - отметили умение ориентироваться в информационных потоках , 50% - умение общаться, 36% - доброжелательность, 26% - эрудированность и способность обеспеспечить высокое качество и комфортность услуг - 10%.
Таким образом можно сделать вывод, что библиотекари нашего вуза - это доброжелательные, эрудированные легко идущие на контакт, квалифицированные люди. Ответ на вопрос “Всегда ли библиотекарь приходит к вам на помощь?” порадовал, потому что 100 % опрашиваемых дали ответ да, если я прошу . Библиотекари в свою очередь на вопрос "Как часто читатели обращаются к вам за помощью?" все 7 человек дали ответ часто. Так же выяснилось, что всем библиотекарям легко построить взаимоотношения с читателями
Далее отметим, что результаты опроса библиотекарей во многом схожи с ответами посетителей библиотеки. То есть желание поблагодарить библиотекаря часто возникает у 58% респондентов, иногда - у 36%, редко - у 6%. Ответ «никогда» не дал никто.
Библиотекари же в свою очередь на вопрос “ Благодарят ли вас читатели” ответили часто 4 человека иногда 2 человека и редко 1 человек. Большинство читателей (56%) считают, что в нашей библиотеке в процессе библиотечного обслуживания происходит процесс взаимодействия в основном, 26% считают, что в большей степени, недостаточно считают 18%. Ответ “ взаимодействия не происходит ” не дал ни кто.
Библиотекарям тоже предстояло ответить на данный вопрос. Да, в большей степени дали ответ 3 библиотекаря, в основном -3, да, но не достаточно – 1.
Гипотеза исследования состоит в том, что важнейшими элементами системы «библиотека» являются библиотекарь и читатель, которые находятся в тесном взаимодействии. Однако в научной вузовской библиотеке взаимодействие элементов имеет тенденцию к ослаблению. Это проявляется, прежде всего, в минимальном контакте библиотекаря и читателей.
Исходя из анализа анкетного опроса, мы выяснили, что между библиотекарями и читателями происходит тесное взаимодействие.
Выводы и рекомендации.
Исходя из всего вышеперечисленного нами сделан вывод: что основным мерилом качественного обслуживания читателей является чувство удовлетворенности библиотекаря о проделанной им работе и субъективное восприятие им удовлетворенности читателя. Для многих сотрудников библиотек, работающих на обслуживании пользователей, очень мощным поддерживающим и мотивирующим фактором является ощущение востребованности своего участия и помощи другим людям, при этом отсутствие материальной подоплеки акцентирует просветительский, характер труда библиотекаря.Благоприятное эмоционально-психическое состояние библиотекаря, его удовлетворенность своей работой, адекватная самооценка и ощущение своей востребованности являются очень важными факторами вежливого обслуживания пользователей. Поэтому психологическое обучение, как при подготовке молодых специалистов, так и при повышении квалификации опытных сотрудников должно включать информирование библиотекарей о психологических особенностях их труда, а также отработку навыков развития психологической толерантности и эмпатии по отношению к пользователям библиотеки. В том числе, особое внимание следует уделять информированию и повышению психологической компетентности руководителей библиотек. Также нами сделан вывод, что библиотекарям необходимо приобретать навыки коммуникативной компетентности, навыки поведения в конфликтных ситуациях, а также психологии индивидуальных различий. В то же время, по нашему глубокому убеждению, культура обслуживания пользователей не может быть сформирована лишь путем тренировки "внешних" поведенческих навыков без учета внутреннего психологического содержания ситуации обслуживания.
Судя по результатам анкетирования, наши библиотекари любят свою работу и, несмотря на то, что отмечается понижение востребованности социального статуса библиотечной профессии в обществе библиотекари отметили высокие требования, предъявляемые к современному библиотечному работнику.
Посещение библиотеки представляется студентам вуза естественным и необходимым для их учебы процессом, при этом некоторые из них стремятся к получению дополнительных знаний, с целью повышения своего культурного уровня. Совершенно очевидно, что помощь библиотекарей и библиографов необходима всем молодым читателям, так как они в силу своего возраста и отсутствия достаточного опыта ещё не обладают должным уровнем информационной грамотности, и, оценивают библиотекаря как помощника, советчика и соавтора. Как мы видим, 100% респондентов нуждаются в услугах библиотекаря по поиску литературы. В связи, с этим, по нашему мнению в целях обеспечения удобств посетителей необходимо, чтобы в отделах обслуживания всегда имелись высококваливицированные библиотечные специалисты. Также необходимо выяснить у посетителей, не приходится ли им долго ждать помощь специалистов. Следует обратить внимание на тот факт, что в устных консультациях специалистов нуждается около 20 % пользователей, а обращается за помощью в два раза больше. Как видится данная ситуация, часть наших читателей может ориентироваться в библиотеке, однако обладает достаточной долей инертности и неуверенности при необходимости самостоятельно проводить анализ и принимать решение. Может быть, это связано с боязнью потери времени в случае неправильно принятого решения. Анализ показал, что самостоятельно ищут выход из ситуации 28 %.
Специфика библиотечной работы в образовательном учреждении такова, что для эффективной деятельности он должен владеть знанием основ библиотечного дела, педагогики и психологии, владеть библиотечными технологиями, иметь достаточно высокий уровень культуры, знать приемы риторики, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон, но без этих навыков современный библиотекарь не может эффективно организовать информационно-библиотечное обслуживание преподавателей, аспирантов, студентов и так далее.
Попробуем перечислить основные направления, по мнению специалистов, в которых библиотекарь может совершенствоваться и заниматься самообразованием:
• профессиональное (библиотечное дело)
• педагогическое (ориентированное на преподавателей и студентов)
• методическое (библиотечные технологии, формы, методы и приемы деятельности)
• информационно-компьютерные технологии
• психологическое (имидж библиотеки и библиотекаря, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• историческое
• политическое
• охрана здоровья
• интересы и хобби
• ...
Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые библиотекарь выполняет в вузе. Креативный библиотекарь дополнит этот список собственными направлениями.
В целом, мнения пользователей и библиотекарей совпали – библиотекарь должен быть высококвалифицированным специалистом, сочетающим в себе умение ориентироваться в информационном пространстве, умение общаться, быть эрудированным, доброжелательным Использование информационных технологий в работе библиотекаря дает возможность по-новому взглянуть на все библиотечные процессы в целом, изменять и совершенствовать библиотечно- информационную деятельность. Задача современного библиотечного специалиста – не только изучить Интернет, уметь найти в нем информацию, но и научить поиску пользователей, а также использовать ресурсы сети для собственного профессионального развития и повышения своей квалификации.
Сегодняшней библиотеке, а, следовательно, и библиотекарям присущи новые функции, призванные реализовать новые информационные потребности пользователей. Значение библиотечной работы состоит не столько в предоставлении информации, сколько в её сознательном отборе. В научных библиотеках речь идет о помощи не в выборе книг или статей, а о помощи в поиске конкретного материала. Вместе с тем, преподаватели видят библиотекаря в первую очередь как создателя информационной среды. Чем качественнее организовано информационная среда, тем существеннее вклад библиотекаря и тем менее необходимо его непосредственное участие в поиске. Студентам, напротив, важен личностный диалог с библиотекарем в процессе получения информации. Мы считаем, что в крупной вузовской библиотеке с большим количеством отраслевых залов открытого доступа принципиально важно наличие профильных специалистов, хорошо разбирающихся в научной терминологии и специальной литературе, умеющих выдавать максимально полную информацию. Поэтому руководству библиотеки необходимо закрепить положение, согласно которому специалист с высшим небиблиотечным образованием обязан освоить основы библиотечного дела.
Библиотеку студенту приходится посещать достаточно часто, поэтому постановка вопроса о влиянии организационной культуры библиотеки на эффективность взаимодействия студентов с ее сотрудниками правомочна. Процесс взаимодействия между библиотекарем и студентом обусловлен спецификой обоих участников. Но если одна сторона общения - личность учащегося, то другая сторона не просто личность библиотекаря, читатель в данном случае будет контактировать не просто с отдельно взятым библиотекарем, а с представителем организации, с носителем ее организационной культуры. Что такое эффективное взаимодействие с библиотекарем для студента? Идеальный вариант – это когда читатель с минимальными усилиями с его стороны получает нужную ему книгу на дом, причем на все время, когда она необходима. Между тем, реалии современной вузовской библиотеки совсем не способствуют такому протеканию взаимодействия, даже при всем желании библиотекарей в данном результате. Деятельность библиотеки вуза в первую очередь направлена на обеспечение учебной и научной деятельности учебного заведения, и кажется, что главное в ней – распространение знаний. Но знания нужно собирать, и беречь, чтобы было, что выдавать. Появляются новые учебные дисциплины, ведутся научные разработки, которые могут быть уникальны, и задачей библиотеки становится накопление и сохранение этих материалов, а так же работа с кафедрами по приобретению методических материалов, в том числе в электронном виде. В этом случае каждая библиотека решает вопрос о приоритетности той или другой функции в своей деятельности самостоятельно, исходя из многих факторов, и от этого будет зависеть процесс взаимодействия «библиотекарь – читатель», и отношение ее сотрудников к книге из фонда и к читателю – студенту.
Для того чтобы поднять профессиональный и коммуникативный уровень своих сотрудников, создать единомыслящий коллектив, без отдельных «групп», руководителю библиотеки следует разработать программу повышения квалификации рядовых сотрудников, а не только руководителей отделов. В современных условиях профессиональные знания должны постоянно актуализироваться путем обучения новым технологиям. Проведения семинаров, психологических тренингов и др. Все вышеперечисленное приносит очень хороший результат в управлении персоналом в любых библиотеках.
Для формирования единства, сплоченности коллектива, как средство, можно использовать метод расширения зоны ответственности, когда сотрудник отвечает за работу не только в своем отделе, но и несет ответственность в целом за решение поставленных общих задач
Необходимо учить библиотекарей «снимать», предотвращать конфликты в процессе индивидуального обслуживания, избегать их. Вместе с тем библиотекарям необходимо научиться и методам психологической защиты, не поддаваться на высказывания некоторых читателей, желающих спровоцировать конфликт. Нужно проводить в коллективе психологические тренинги, где разбирают случившийся (или модельный) конфликт, ищут из него наиболее приемлемый выход.
Хотим привести рекомендации библиотекарям, обслуживающим читателей, выполнение которых поможет ему избежать конфликтов с посетителями библиотеки:
-во время обслуживания библиотекарь должен целиком «находиться в распоряжении» читателя и стремиться продемонстрировать ему это;
-работать следует спокойно, со всеми читателями быть ровным в общении, вежливым и доброжелательным;
-если читатель не симпатичен библиотекарю, ни в коем случае нельзя ему этого показывать; -недопустимо спорить с читателем;
-следует постоянно проявлять готовность помочь читателю, но делать это осторожно и ненавязчиво; -библиотекарь должен постоянно смотреть на библиотеку «глазами читателя».
Нелишне напомнить, что кодекс профессиональной этики российского библиотекаря обязывает его строить свои отношения с пользователями на основе уважения к личности. Важнейшими личностными качествами библиотекаря, обслуживающего читателей, является умение владеть собой в любых, порой непростых ситуациях, контролировать свое поведение.
Список использованной литературы
1. Актуальные вопросы библиотечной работы: Теория и практика: Сб. – М., 1985. – 176с.
2. Алешин Л.И. Автоматизация в библиотеке: учеб. пособ. ч.1/ Л.И. Алешин. -М: Изд-во МГУКИ, 2001. -176 c.
3. Алимаева О.И. Библиотека в эпоху глобализации: образовательный аспект / О.И. Алимаева // Библиотека. – 2005. - №1. – С.10-12.
4. Балашова Н.М. Библиотека как центр информационных социальных услуг населению / Н.М. Балашев // Библиотека в эпоху перемен: Дайджест. – 2004. - №3. – С.113-116.
5. Берестова Т.Ф. Библиотека как элемент информационного пространства / Т.Ф. Берестова // Библиотековедение. – 2004. - №6. – С.43-52.
6. Библиотека и чтение: проблемы и исследования. - 1995. - 206 с.
7. Библиотекарь и читатель. – Рига, 1987. – 44с.
8. Библиотековедение. Общий курс: учеб. / под ред. К.И.
Абрамова, Н.С. Карташова. - М: Кн. палата, 1988. - 224с.
9. Библиотечное дело: Терминол. словарь. - 2-е изд., перераб. и доп.
-М.: Книга, 1986.-224с.
10. Бикеев Ш.С. Основы информатизации библиотек: учеб. пособие / Ш.С. Бикеев // НБ РТ, КГАКИ. –Казань: Милли китап, 1999. –91 с.
11. Большие и малые библиотеки России: справочник / сост.: Н.В.
Шахова, Е.И. Кузьмин. - М.: Либерия, 1996. - 318с.
12. Будаков А.С. Государство и правовая информация в электронном виде:
состояние и перспективы / А.С. Будаков // Гос. система правовой информации
13. Восканян, Э.А. История библиотечных центров правовой информации в России / Э.А. Восканян // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – № 9. – С. 23–33.(2)
14. Восканян Э.А. Новые возможности в предоставлении информации
международных организаций: опыт работы Центра правовой информации
РГБ / Э.А. Восканян, С.В. Мартынюк // Библиотековедение. – 2010. – № 4. – С. 86–90. (3)
15. Восканян Э.А. Создание и развитие системы центров доступа к правовой информации в России / Э.А. Восканян // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/conf2010/reports/Voskanyan.doc. (4)
16. ГОСТ 7.0-99 «Информационно библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения" - С.14-50
17. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: лекции. / М. Я. Дворкина.– М.: Изд-во МГУКИ, 2000. – 48 с.
18. Дворкина М.Я. Библиотечное дело и библиотечная деятельность: [Анализ терминов] / М.Я.Дворкина // Книжный мир сегодня и завтра: Междунар. науч. конф. по проблемам книговедения – М.: Наука 2002-С.238-241
19. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект: (Монография) / М.Я. Дворкина. – М.: Изд-во МГИК,1993.-249с.
20. Дворкина М.Я. Библиотечная среда: теория и организация: научно - практическое пособие / М.Я. Дворкина.- М.: Литера,2009 -93с.
21. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание как система: учебное пособие./ М.Я. Дворкина - М.: Изд-во МГИК,1992.-162с.
22. О библиотечном деле: Федеральный закон //Библиотековедение -1995.-№1.-С.3-17.
23. Карташов Н.С. Сравнительный библиотековедческий метод исследования /Н.С. Карташов //Библиотековедение- 2000.- №5.-С22-28
24. Карташов Н.С. Общее библиотековедение: учеб.: В 2 ч. / Н.С. Карташов, В.В.Скворцов.- М.: Изд-во МГУК, 1997. – 256с.
25. Качалина В.В. Библиотека как культурный центр и некоторые тенденции развития, составления и потребления художественной культуры / В.В. Качалина // Библиотечное дело. XXI век. – 2003. – №2. – С.6-48.
26. Крейденко В.С. Библиотечные исследования. Научные основы. / В.С. Крейденко - М.: Книга, 1983. - 144 с.
27. Кузьмин Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы./Е.И. Кузьмин - М.: Либерия, 1999. - 223с.
28. Кузьмин Е.И. Доступ к правовой и иной социально значимой информации в библиотеках России: развитие правовой культуры граждан: аналит. докл. / Е.И. Кузьмин ,Т.А. Мурована. – М.: Межрегион. центр библ. сотр., 2011. – 288 с.
29. Кузьмин Е.И. Формирование системы доступа граждан Российской Федерации к правовой информации: итоги и перспективы / Е.И. Кузьмин, М.Н. Усачев, А.А. Демидов // Рос. ком. Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ifapcom.ru/files/publications/pcpi_itogi_i_perspektivy.
30. Кургина Н.Н. Библиотека как система: обзор научных подходов / Н.Н. Кургина // Науч. и техн. б-ки.- 2009 - №2 - С.14-19.
31. Лещинская В.В. Библиотека в информационном обществе / В.В. Лещинская // Мир библиографии. – 2005. – №3. – С.22-24.
32. Мурзанина Л.В. Библиотека – информационный центр по вопросам сохранения и развития национальной эвенкийской культуры / Л.В. Мурзанина // Молодые в библиотечном деле. – 2004.-№3-4-С.107-110.
33. Пашина А.И. Библиотека как социально-культурная система, учебно-методическое пособие. /А.И Пашина.- Вып.№43.- 2006-53с.
34. Пачкова В.Г. Библиотека как культурно-досуговый центр: организационный аспект / В.Г. Пачкова, С.А. Скворцова // Библиотечное дело-2001: российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве. Ч.2.: тез. докл. Шестой междунар. науч. конф. (Москва 26-27апреля 2001г.). – М. 2001. – С.242-243.
35. Применение средств компьютеризации в информационно-библиотечном обслуживании. – Новосибирск, 1998.- 162 с.
36. Публичные центры правовой информации (ПЦПИ) // Гос. система правовой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/Inform/pravinfarticles/articles/pravinfarticles_0005.html. – Дата доступа: 15.02.2012.
37. Публичные центры правовой информации: сб. типовых, методических и рекомендательных документов / Роскультура, Рос. гос. б-ка. Межрегион. объединение публичных центров правовой информации; авт.-сост. Э.А. Восканян; О.М. Тюрина [и др.]; ред.: М.Н. Усачев [и др.]. – М.: ГИВЦ. – 63 с.
38. ПЦПИ и доступ к информации // Фонд Свободы Информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.svobodainfo.org/ru/node/
39. Региональные библиотеки России в зеркале цифр и информации: стат. сб. – М.: Либерия, 1998. – 183с.
40. Состояние и проблемы развития сети публичного доступа к правовой информации // Гос. система правовой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/Inform/pravinfarticles/articles/pravinfarticles
41. Справочник библиотекаря / под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб.: Профессия, 2000. - 432с.
42. Стандарты по библиотечному делу: сб./ Сост. Т.В. Захарчук, Л.И. Петрова, Т.А. Завадовская, О.М. Зусьман. - СПб.: Профессия, 2000.
43. Столяров Ю.Н. Библиотека как система / Ю.Н Столяров // Книга. Исследования и материалы. Сб. 49. - М., 1984. - С.59-79.
44. Столяров Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход./ Ю.Н. Столяров. – М.: Книга, 1981. – 255с.
45. Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд: учеб./Ю.Н. Столяров – М.: Книга, 1991.- 271c.
46. Столяров Ю.Н. Теория формирования библиотечного фонда : десятилетие минувшее и предстоящее/ Ю.Н. Столяров //Сов. библиотековедение.1981. №6- С.14-30
47. Тюлина Н.И. Национальная библиотека и наука: Опыт системного подхода и оценка проблемы / Н.И.Тюлина // Библиотеки СССР.-1969.-Вып.4.-С.24-49
48. Федеральный закон Российской Федерации «О библиотечном деле» от 4 декабря 1994 г. №78-ФЗ // Библиотека и закон: Справочник. Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день. - М., 1996. - Вып. 1. - С.4-5.
49. Шрайберг Я.Л. Автоматизация как новое научное направление в библиотечно-информационной области. Десять главных принципов автоматизации. / Я.Л. Шрайберг // Науч. и техн. б-ки.-2000. - С.5-11.
50. Шрайберг Я.Л. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение, развитие./ Я.Л. Шрайберг - М.:Либерия, ГПНТБ России.1996-237с.
51. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. /В.А.Ядов– Самара: Изд-во Самарс.ун-т, 1995.-340 с.
Приложение 1
Терминологический словарь
Библиотечное дело – это область деятельности по организации библиотечного обслуживания.
Библиотека – информационное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати и другими носителями информации.
Библиотечная система – совокупность библиотек, функционирующих как единое многоступенчатое целое в масштабах страны, организованная для максимальной эффективности работы.
Библиотечные кадры – основной, постоянный состав подготовленных работников библиотек.
Обслуживание читателей – основная функция библиотеки, направленная на удовлетворение потребностей читателей в литературе и оказание помощи при ее выборе и использовании.
Библиотекарь – профессия, содержание которой - обслуживание читателей, формирование интересов и удовлетворение потребностей, руководство чтением, пропаганда литературы, а также весь комплекс библиотечных процессов.
Библиотечно-библиографическое образование – система подготовки библиотекарей и библиографов высшей и средней квалификации.
Библиотечное оборудование – средство материально-технического оснащения библиотек, необходимые для выполнения различных библиотечных процессов.
Приложение 2