VII. ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОДИАГНОСТИКИ: диагностические впечатления и рекомендации
Итоговое заключение по результатам психодиагностики составляется, обычно, как ответ на поставленную проблему. Оно не может быть понято и не должно рассматриваться вне социального заказа, вне конкретной задачи обследования.
Этот документ должен включать следущие основные разделы :
1) описание проблемы испытуемого, жалобы, клиническая картина;
2) описание программы диагностики ;
3) краткое описание специфики работы испытуемого со стимульным материалом (уровень сопротивления, защитные реакции, заинтересованность зо взаимодействии с психологом, критичность в самооценке);
4) диагностические впечатления, основанные на всесторонне проанализированных историях, рассказанных ребенком и проиллюстрированные примерами из этих историй;
5) резюмирование наиболее важных данных, полученных при тестировании;
6) рекомендации.
3 рассмотренном нами примере итоговое заключение основывается на четырех детально проанализированных детских историях. В них обследуемый выглядит "заполненным' проблемами агрессии и контрагрессии. Большая часть агрессии направлена, как видим, на младшего брата. Например, в истории 3 брат появляется как паразит-вредитель, которого исследуемый пытается уничтожить; в истории Э на кроликов (брата) охотятся. В данных историях так же. как и в истории 8. которая иллюстрирует агрессию, направленную на мать, агрессия имеет очень "взрывную", внешне -ипьно контролируемую природу. Из-за очень сильного, хотя и неинтегрированного. Супер-Эго зрзждебные желания обычно превращаются в сильную интроагрессию. Обследуемый наносит вред :амому себе. Брат выглядит надоедливым, мать - хвастуньей Фигура отца недостаточно четко обозначена в этих историях, за исключением истории 9. где он выступает как помощник и соучастник
Исследуемый представляет себя слишком беспомощным для того, >-*тобы справиться со своими проблемами, и использует уход и регрессию как защитные меры. Например, история 3, в которой он возвращается в джунгли; или история 6, где он рассматривает себя как жертву, объясняя, что он страдает бессоницей из-за ночных страхов, связанных с шумами. Ситуация лечения и отношение переноса отражены в историях 3 и 6. в которых мальчик, по-видимому, рассматривает психолога как собрата-заговорщика против брата (уничтожитель паразита), который так же бесполезен, как и плотник, которого вызывают для того, чтобы пресечь ночные беспокойства. Действительно, в последней истории содержится предположение, что ребенок не верит в то. что психолог способен помочь ему справиться с беспокойством и страхами.
В заключении можно сказать, что это невротичный ребенок с серьезными проблемами во взаимоотношениях со своим младшим братом и матерью, неспособный руководить своей репрессивной "взрывной" враждебностью. Наблюдается достаточно ярко выраженная тенденция к нарушению сна. открытое чувство страха перед темнотой и одиночеством.
Ребенок, скорее всего, лишен материнской любви или не ощущает ее. В связи с этим он чувствует себя неудовлетворенным, недостойным и униженным. Агрессия по отношению к себе и другим является следствием мучительного чувства вины и досады. У ребенка сформировалась характерная картина поведения в виде выраженной возбудимости, наклонности к импульсивности и навязчивым действиям. Преобладает высокая степень незащищенности и психомоторной нестабильности. Авторитет родителей не прочен. Сильным патогенным фактором является отсутствие организующего влияния на детей отца.
Основными направлениями последующей работы психолога должны стать:
1) коррекция социально-психологических проблем семьи, в которой растет ребенок, и, прежде
всего, невротических проявлений и тревожности матери, ее чрезмерной доминантности и
властности по отношению к старшему ребенку;
2) коррекция взаимодействия в диаде "мать - ребенок", направленная на преодоление
афс^ективного барьера", создаваемого матерью, постоянно находящейся в состоянии тревоги и
беспокойства ;
3) коррекция взаимодействия в диаде "старший брат - младший брат", направленная на
развитие эмоциональной коммуникации детей, симпатии и положительного отношения друг к другу.
Для преодоления невротического развития личности и трудностей в социальной адаптации ребенка важно как можно больше внимания уделять не только его состоянию здоровья, но и эмоциональному развитию, духовному миру, индивидуальности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / Пер. с англ под ред. К.М.Гуревича. В.И.Лубовского. - М.: Педагогика . 1982. - Кн. 1, 2.
2. Беспалько И. Г.. Гильяшева И. Н. Проективные методы // Кабанов М. Н.. Личко А.Е., Смирнов В М Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л.: Медицина, 1983. - С. 116 -144.
3. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. О некоторых теоретических концепциях проективных методов исследования личности в зарубежной психологии и патопсихологии // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1972, N 72, вып. 5. - С.757 - 762
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ Словарь-справочник по психологической диагностике - Киев Наукова думка, 1989 - С.43.
5. Детский апперцептивный тест: Методические рекомендации / Ред.-сост. Г.В.Гильманова, АФ.Радевич - Ижевск. 1996 - 32 с.
6. Из истории проективного метода // Общая психодиагностика / Под ред. ААБодалева. В.В.Стопина,- М. Изд-во МГУ, 1987 - С.34 - 46.
Методика "Вербальный проективный тест" и её использование в психодиагностике. Методические рекомендации / Сост. В.А.Тамлыков, В.М.Блейхер, С.Н.Боков. - Санкт-Петербург Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева. 1992. - 21 с.
8. Проективные графические методики: Методические рекомендации / Сост. Е.В.Романова, Т.И.Сытько. - Санкт-Петербург 1992. - 79 с.
9. Тематический апперцептивный тест / Практикум по психодиагностике: Конкретные психодиагностические методики. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - С.48-52.
10 Armstrong M. Children's responses to animal and human figures in thematic pictures // Journal of Consulting Psychology - 1954, N 18. -p.67-70.
11. Bellak L The TAT, CAT and SAT in clinical use. - N.Y., 1975.
12. Bender I., Rapoport J. Animal drawings in children // American journal of Orthopsychiatry. - 1944, N 14. -p. 521-527
13. Duhm E. Erfahrungen mit dem CAT // Diagnostica. - 1955. N 1. - S 14-15.
14. Light B. Comparative study of a series of TAT and CAT cards // Journal of Clinical Psychology. - 1954, N10. - p 179-181.
15. Psychodiagnostik // Ein Lehr- und Arbeitsbuch fur Psychologen sowie empirisch arbeitende Humanwissenschaftler / Herausgegeben von J.Guthke, H.R.Boettcher. L.Sprung. - Band I, Berlin: Deutscher Veiiag der Wissenschaften, 1991. - S. 159-193.
16. Sharp V.. Beliar I. Ego function assessment of the psychoanalytic process // The Psychoanalytic Quarterly. - 1978. N 47. - p.52-72.
17. Test Apercepcji dla Dzieci (CAT - A, CAT - H). Podrecznik // Red. T. Szustrowa. - Warszawa , 1988. -36s.
Бланк методики для копирования: | |
Темы \ Истории | История \ Резюме |
! 1 Основная тема: (диагностический уровень} | |
| 2 Главный герой: возраст пол | сюд занятий склонности ! интересы черты характера | |
телосложение адекватность и/или представление о сес* | |
3. Главные потребности и побуждения героя: а) поведенческие потребности героя (по рассказу): | |
подразумеваемые б) лица, объекты и обстоятельства введенные: | |
подразумеваемая потребность: | |
с) лица, объекты и обстоятельства пропущенные:_____ | |
подразумеваемая потребность | |
4. Представление об окружающем мире: | |
5. а) родительские фигуры ( м_____ ж_____ ) выглядят как и реакция испытуемого на них б) окружающие фигуры ( м ж ) выглядят как и реакция испытуемого на них с) юные фигуры ( м ж ) выглядят как | |
и реакция испытуемого на них | |
6. Важнейшие конфликты: | |
7. Природа беспокойства: физическое повреждение и/или наказание | |
пренебрежение потеря или нехватка любви | |
болезнь или ранение | |
наказание депривация | |
побежденнссть или беспомощность уничтожение другое щ | |
8. Основные средства защиты против конфликтов и страхов: подавление | |
демонстрируемая реакция | |
регрессия отказ интроекция изоляция бездействие рационализация другое | |
9. Адекватность Супер-Эао как проявление "наказания" за "преступление": соответствующее несоответствующее | • |
немедленным наказанном) | |
противоречивое слишком мягкое | |
кроме того: замедленный первоначальный темп или паузы | |
заикание другие проявления вмешательства | |
Cvnep-Эго | |
10. Интеграция Эао проявляется в: личности героя: адекватно неадекватно исходе истории: счастливо несчастливо реалистично нереалистично контроле побуждений | |
мыслительных процессах: стереотипно оригинально адекватно и соответственно полно неполно неадекватно и соответственно синкретично конкретно Интеллект Уровень зрелости | |
Симптомы органики |