Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают (Леонтьев)
Индивид – это лишь безличная предпосылка кристаллизации личности.
Индивидуальность
Не все отличия можно считать индивидуальностью, только те, которые социально значимы, оценены обществом и выделены обществом как отличия.
Индивидуальность – совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе. Жизненный путь личности – путь становления ее индивидуальности.
Личность
Личность – человеческий индивид, который сохраняет психологическую дистанцию по отношению к потребностям и желаниям, развиваясь, руководствуясь смыслом своего существования. Личность должна познавать новые сферы деятельности до уровня их постижения, чтобы существовать и развиваться. Если развития не происходит, то начинается регрессия, личность трансформируется в человека-предмет, то есть собственные желания психически деградированного человека, его страхи, снова начинают контролировать его психическое состояние и заставляют его совершать определенные действия.
Личность есть системное и потому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный и телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия, обстоятельства, выпадающие на долю индивида.
«Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое; «личность» - также целостность, но такая целостность, которая рождается в обществе. В основе созревания индивида лежат в основном адаптивные приспособительные процессы в то время, как развитие личности не может быть понятно исключительно из приспособительных форм поведения. Индивидом рождаются, а личностью становятся
Выготский: процесс становления личности проходит в 3 этапа: овладение предметами; овладение чужим поведением; овладение своим поведением.
Личность – многоуровневое, многофакторное явление. Личность – открытая система, т.е. появляется при взаимодействии с окружающей средой, но нельзя рассматривать влияние среды линейно, т.к. есть жизненный путь, личностный смысл, поворот орудия на себя.
Личность с точки зрения эволюции возникла не сразу.
Социально-ролевое в личности – тенденция к сохранению; Индивидуальность – к изменению.
В индивидуальности 2 составляющие: индивидная (соц значимые свойства) и личностная.
Индивидуальность не может рассматриваться в отрыве от индивида, а личность может, так как личность живет даже после смерти индивида.
К индивиду относится следующий круг явлений, проблем: темперамент, задатки, память, внимание, органические побуждения, пол
Характер, воля, способности (одаренность, талант, гениальность) – к индивидуальности;
К личности – ведущий мотив, личностный смысл, деятельность.
Психологическая теория деятельности. Структура деятельности.
Гиппенрейтер.
«Психологическая теория деятельности» была создана в советской психологии и развивается уже на протяжении более 50 лет. Она обязана работам советских психологов: Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и многих других.
Авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма - теорию К.Маркса, и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание.
Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева, в частности в его последней книге «Деятельность. Сознание. Личность».
Характеристика строения, или макроструктура, деятельности. Представления о строении деятельности, хотя и не исчерпывают полностью теорию деятельности, но составляют ее основу.
Деятельность - особая форма активности, характеризующаяся наличием мотива и развивающаяся по определённым закономерностям. Деятельность осуществляется под влиянием мотива.
Структура деятельности.
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких «слоев», или уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз. Это, во-первых,
уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности);
затем уровень действий,
следующий - уровень операций,
наконец, самый низкий - уровень психофизиологических функций.
Действие - это основная единица анализа деятельности. По определению деиствие - это процесс, направленный на реализацию цели.
Характеризуя понятие «действие», может выделить следующие четыре момента:
1) действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а «раскрывается» в действии.
2) действие - это одновременно и акт поведения. Следовательно, теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность.
Итак, первые два пункта, по которым теория деятельности отличается от предшествующих концепций, состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа - действии.
3) через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма (субъект).
4) понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что «представляемый результат» (цель) действия может быть любым, а не только и даже не столько биологическим, как, например, получение пищи, избегание опасности и т. д. Это может быть производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и др.
Цель - это образ желаемого результата, т. е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Стоит сразу заметить, что здесь имеется в виду сознательный образ результата: последний удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие, поэтому говорить о «сознательной цели» не имеет особого смысла: цель всегда сознательна. Бесцельная активность человека скорее артефакт его жизнедеятельности, чем типичное ее проявление.