Отношение человека к миру природы
Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.
Проблема восприимчивости ил невосприимчивости человека к красоте природы.
Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.
Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).
Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).
Бережное отношение человека к языку.
Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).
13. Человек и власть, которой он наделён.
Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).
Сострадание окружающим.
Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?).
Проблема действенного сострадания.
Проблема сочувствия и активной помощи человеку.
Отношение человека к войне.
Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может признать сам факт войны?).
Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?).
Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?).
Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).
Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.
Комментарий проблемы
Выделяют два типа комментария : текстуальный и концептуальный.
1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
Следующие синтаксические конструкции при текстуальном комментарии помогут не сбиться на пересказ исходного текста:
Начало комментария | · Проблему (чего?) автор раскрывает на примере... · Этот вопрос автор раскрывает, изучая.., · Рассматривая проблему (чего?) на примере..., автор с (иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что... · Комментируя данную проблему, хочется отметить ее (типичность; новизну; актуальность и т.д.). Проблема актуальна особенно сегодня, потому что... · Комментируя эту проблему, нельзя не отметить (ряд ее интересных аспектов; ее аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.) |
Продолжение комментария (подобные синтаксические конструкции используются при текстуальном комментарии) | · Автор текста обращает внимание читателя на,.. · Писатель, ведя повествование от лица..., дает возможность... · Две контрастные картины — и читатель понимает, что... · Ни одна деталь не остается незамеченной автором, и поэтому.... · Автор так воссоздает эту историю, что... · Каждая реплика героя(ев) текста позволяет понять, что... · Избранный автором художественный прием... усиливает эмоциональное воздействие рассказа... · В... (диалоге, художественной детали и т.д.) проясняется художественный замысел автора... · Композиционный прием (указать, какой(-ие) ... помогает автору… · Избранный автором художественный прием (указать, какой(-ие) ...помогае т глубже понять..., усиливает эмоциональное воздействие текста. · Проникновенность авторской речи объясняется тем, что... · Контраст в тексте воссоздает реальные жизненные конфликты, через которые познается... · Автор объективно показал, почему... ... — все это углубляет восприятие текста. · ... — все это дает возможность автору показать... · Интересен у автора способ раскрытия характера героя... · Хорошее знание психологии позволило писателю... · В читателе писатель предполагает единомышленника, и потому... · Автор за частными судьбами видит..., и поэтому на протяжении всего текста звучит мысль о.... · Текст привлекает внимание не только композиционным построением, но и · глубиной авторской мысли · ... ярко выражен внутренний конфликт, благодаря чему внимание читателей приковано к... · Взаимодействие текста и подтекста позволяет. .. · Художественные детали помогают автору подчеркнуть... · Автор почти не дает портретных характеристик, их заменяют.... · Композиция текста помогает понять, что... · ... — лишь одна сторона исследуемой проблемы. С другой стороны, автор · обращает внимание читателя на... · Композиционный(ые) прием(-ы) (указать, какой(ие) позволяете ют) понять · узловые места текста... · Автор не делает прямых выводов, а... · Автор убедительно показывает, что.. В этом ему помогает (подтекст; прием · иронии и т.д.). · Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность... · А втор замечает, что... · Художественный прием контраста, удачно примененный здесь писателем, · подчеркивает... · ..., замечает автор, ... · Неслучайно писатель особо подчеркивает. ... · Писатель всем ходом повествования доказывает... · Автор через события рассказа показал (нравственную, философскую, культурную и т.д.) проблему, раскрыл ее сущность. · Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя... |
Финальная часть комментария и переход к формулировке авторской позиции | · Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:... · ... — вот авторская позиция по данной проблеме. · Автор считает, что... и т.д. |
Пример 1.
Проблему губительного влияния тоталитарного режима на мировосприятие и сознание ребенка автор раскрывает на примере детских рисунков, обнаруженных героем его рассказа.
Композиционные приемы повтора, усиления и противопоставления позволили Шаламову подчеркнуть главное: безыскусные, лишенные детской фантазии рисунки — самое сильное и самое убедительное обвинение сталинскому режиму. Взаимодействие текста и подтекста показало, что ужасный, абсурдный мир стал для ребенка обыденной реальностью. Ему и в голову не приходит, что жизнь может быть солнечной, безоружной. Заборы с колючей проволокой ограничили не только пространство, свободу, но и сознание маленького художника: он лишен эмоций, фантазии, сказки.
Пример 2
Рассматривая проблему великодушия на примере эпизода из жизни своего героя, Астафьев рассказывает о том, как нравственный урок, преподанный пожилым бойцам, помог юному солдату понять простые, но важные жизненные истины. Его персонаж был одержим одной мыслью – успеть съесть как можно больше, не думая о напарнике. Голод подчинил его полностью, превратив в озлобленное, жадное существо. Несобственно-прямая речь, использованная автором, передает чувство героя- рассказчика. Но это лишь одна сторона вышеназванной проблемы. С другой стороны, автор обращает внимание читателя на поведение пожилого бойца, и прием противопоставления позволяет увидеть мудрое благородство этого солдата. Астафьев подчеркивает, что именно оно привело рассказчика к осознанию собственно ничтожества, а впоследствии – к переосмыслению жизненной ситуации.
2. При концептуальном комментарииучащийся, опираясь на понимание проблемы исходного текста, дает различного рода интерпретации этой проблемы. Вы как бы «пропускаете» проблему текста через свое восприятие и высказываетесь по ней.
Какие синтаксические «маркеры» можно использовать в нем? В начале и финальной части комментария — те же, что и в текстуальном, а в основной части следующие:
Начало комментария | · Проблему (чего?) автор раскрывает на примере... · Этот вопрос автор раскрывает, изучая.., · Рассматривая проблему (чего?) на примере..., автор с (иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что... · Комментируя данную проблему, хочется отметить ее (типичность; новизну; актуальность и т.д.). Проблема актуальна особенно сегодня, потому что... · Комментируя эту проблему, нельзя не отметить (ряд ее интересных аспектов; ее аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.) |
Продолжение комментария (подобные синтаксические конструкции используются при текстуальном комментарии) | · На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным явлениям. · Эмоциональность, экспрессивность текста достигается употреблением... · По мнению автора, подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни. · Автор дает прямые оценки явлениям и событиям... · Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя... · Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором. · Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что... · Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры. · Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы. · Автор обосновывает свое мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной. · Автор считает, что... · Автор утверждает, что... · Автор убежден, что..., и подобная уверенность небезосновательна. · Автору важно убедить читателя в том, что... и т.д |
Финальная часть комментария и переход к формулировке авторской позиции | · Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:... · ... — вот авторская позиция по данной проблеме. · Автор считает, что... и т.д. |
Пример 1
В. Шаламов показал опустошающее влияние тоталитарного режима па сознание ребенка, его воображение. Даже воспоминания автора, взрослого человека, прошедшего через многие лишения, ярче детских фантазий хозяина тетрадки, в которой столько правды, несовместимой с понятием «детство».
Ребенок творил, но автор назвал его творчество «грозным», и это единственная оценка, которую дает Шаламов рисункам. В иной они и не нуждаются. Да, нет в них ни ужаса, ни очевидных страданий, нет негатива, но вывод, к которому приходит читатель, страшен: в детских рисунках вообще нет эмоций.
Нет ни волка выше елок, ни Ивана Царевича, нет даже птиц, — только правильные масштабы, только сухая, почти документальная передача реальности. Воображение моленье кого художника ограничено «железными нитями казенного образца».
Пример 2
Великодушие. В каком дефиците сейчас это нравственно качество! Писатель позволяет увидеть, во что может превратиться человек, который следует только собственным эгоистически потребностям. Автор показывает, как низки мысли и переживания рассказчика, одержимого одним чувством –утолить голод. Да, безусловно, это сильное желание, но Астафьев обращает внимание читателя на поведение пожилого бойца: он тоже не менее голоден, однако его действия и поступки позволяют понять и финальные рассуждения повествователя, и авторскую речь.