Отношение человека к миру природы

 Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.

 Проблема восприимчивости ил невосприимчивости человека к красоте природы.

 Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.

 Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).

 Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).

Бережное отношение человека к языку.

 Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).

13. Человек и власть, которой он наделён.

 Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).

Сострадание окружающим.

 Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?).

 Проблема действенного сострадания.

 Проблема сочувствия и активной помощи человеку.

Отношение человека к войне.

 Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может признать сам факт войны?).

 Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?).

 Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?).

 Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).

 Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.

Комментарий проблемы

Выделяют два типа комментария : текстуальный и концептуальный.

1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Отношение человека к миру природы - student2.ru

Следующие синтаксические конструкции при текстуаль­ном комментарии помогут не сбиться на пересказ ис­ходного текста:

Начало коммен­тария   · Проблему (чего?) автор раскрывает на примере... · Этот вопрос автор раскрывает, изучая.., · Рассматривая проблему (чего?) на при­мере..., автор с (иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что... · Комментируя данную проблему, хо­чется отметить ее (типичность; новиз­ну; актуальность и т.д.). Проблема актуальна особенно сегодня, потому что... · Комментируя эту проблему, нельзя не отметить (ряд ее интересных аспектов; ее аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.)
Продолжение комментария (подобные син­таксические конструкции используются при текстуаль­ном коммента­рии) · Автор текста обращает внимание чита­теля на,.. · Писатель, ведя повествование от ли­ца..., дает возможность... · Две контрастные картины — и чита­тель понимает, что... · Ни одна деталь не остается незамечен­ной автором, и поэтому.... · Автор так воссоздает эту историю, что... · Каждая реплика героя(ев) текста по­зволяет понять, что... · Избранный автором художественный прием... усиливает эмоциональное воздействие рассказа... · В... (диалоге, художественной детали и т.д.) проясняется художественный замысел автора... · Композиционный прием (указать, какой(-ие) ... помогает автору… · Избранный автором художественный прием (указать, какой(-ие) ...помогае Отношение человека к миру природы - student2.ru т глубже понять..., усиливает эмоцио­нальное воздействие текста. · Проникновенность авторской речи объясняется тем, что... · Контраст в тексте воссоздает реальные жизненные конфликты, через которые познается... · Автор объективно показал, почему... ... — все это углубляет восприятие текста. · ... — все это дает возможность автору показать... · Интересен у автора способ раскрытия характера героя... · Хорошее знание психологии позволило писателю... · В читателе писатель предполагает еди­номышленника, и потому... · Автор за частными судьбами видит..., и поэтому на протяжении всего текста звучит мысль о.... · Текст привлекает внимание не только композиционным построением, но и · глубиной авторской мысли · ... ярко выражен внутренний кон­фликт, благодаря чему внимание чита­телей приковано к... · Взаимодействие текста и подтекста по­зволяет. .. · Художественные детали помогают ав­тору подчеркнуть... · Автор почти не дает портретных ха­рактеристик, их заменяют.... · Композиция текста помогает понять, что... · ... — лишь одна сторона исследуемой проблемы. С другой стороны, автор · обращает внимание читателя на... · Композиционный(ые) прием(-ы) (указать, какой(ие) позволяете ют) понять · узловые места текста... · Автор не делает прямых выводов, а... · Автор убедительно показывает, что.. В этом ему помогает (подтекст; прием · иронии и т.д.). · Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность... · А втор замечает, что... · Художественный прием контраста, удачно примененный здесь писателем, · подчеркивает... · ..., замечает автор, ... · Неслучайно писатель особо подчеркивает. ... · Писатель всем ходом повествования доказывает... · Автор через события рассказа показал (нравственную, философскую, культурную и т.д.) проблему, раскрыл ее сущность. · Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя...
Финальная часть комментария и переход к формулировке авторской позиции · Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:... · ... — вот авторская позиция по данной проблеме. · Автор считает, что... и т.д.

Пример 1.

Проблему губительного влияния тоталитарного режима на мировосприятие и сознание ребенка автор раскрывает на примере детских рисунков, обнаруженных героем его рассказа.

Композиционные приемы повтора, усиления и противопоставления позволили Шаламову подчеркнуть главное: безыскусные, лишенные детской фантазии рисунки — самое сильное и самое убедительное обвинение сталинскому режиму. Взаимодействие текста и подтекста показало, что ужасный, абсурдный мир стал для ребенка обыденной реальностью. Ему и в голову не приходит, что жизнь может быть солнечной, безоружной. Заборы с колючей проволокой ограничили не только пространство, свободу, но и сознание маленького художника: он лишен эмоций, фантазии, сказки.

Пример 2

Рассматривая проблему великодушия на примере эпизода из жизни своего героя, Астафьев рассказывает о том, как нравственный урок, преподанный пожилым бойцам, помог юному солдату понять простые, но важные жизненные истины. Его персонаж был одержим одной мыслью – успеть съесть как можно больше, не думая о напарнике. Голод подчинил его полностью, превратив в озлобленное, жадное существо. Несобственно-прямая речь, использованная автором, передает чувство героя- рассказчика. Но это лишь одна сторона вышеназванной проблемы. С другой стороны, автор обращает внимание читателя на поведение пожилого бойца, и прием противопоставления позволяет увидеть мудрое благородство этого солдата. Астафьев подчеркивает, что именно оно привело рассказчика к осознанию собственно ничтожества, а впоследствии – к переосмыслению жизненной ситуации.

2. При концептуальном комментарииучащийся, опираясь на понимание проблемы исходного текста, дает различного рода интерпретации этой проблемы. Вы как бы «пропускаете» проблему текста через свое восприятие и высказываетесь по ней.

Какие синтаксические «маркеры» можно использовать в нем? В начале и финальной части комментария — те же, что и в текстуальном, а в основной части следующие:

Начало коммен­тария   · Проблему (чего?) автор раскрывает на примере... · Этот вопрос автор раскрывает, изучая.., · Рассматривая проблему (чего?) на при­мере..., автор с (иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что... · Комментируя данную проблему, хо­чется отметить ее (типичность; новиз­ну; актуальность и т.д.). Проблема актуальна особенно сегодня, потому что... · Комментируя эту проблему, нельзя не отметить (ряд ее интересных аспектов; ее аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.)
Продолжение комментария (подобные син­таксические конструкции используются при текстуаль­ном коммента­рии) · На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным явлениям. · Эмоциональность, экспрессивность текста достигается употреблением... · По мнению автора, подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни. · Автор дает прямые оценки явлениям и событиям... · Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя... · Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором. · Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что... · Для иллюстрации основного тезиса автор использует яр­кие примеры. · Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор при­водит интересные аргументы. · Автор обосновывает свое мнение, указав причины, кото­рые делают эту проблему актуальной. · Автор считает, что... · Автор утверждает, что... · Автор убежден, что..., и подобная уверенность небезос­новательна. · Автору важно убедить читателя в том, что... и т.д
Финальная часть комментария и переход к формулировке авторской позиции · Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:... · ... — вот авторская позиция по данной проблеме. · Автор считает, что... и т.д.

Пример 1

В. Шаламов показал опустошающее влияние тотали­тарного режима па сознание ребенка, его воображение. Даже воспоминания автора, взрослого человека, прошедше­го через многие лишения, ярче детских фантазий хозяина тетрадки, в которой столько правды, несовместимой с по­нятием «детство».

Ребенок творил, но автор назвал его творчество «гроз­ным», и это единственная оценка, которую дает Шаламов рисункам. В иной они и не нуждаются. Да, нет в них ни ужа­са, ни очевидных страданий, нет негатива, но вывод, к кото­рому приходит читатель, страшен: в детских рисунках во­обще нет эмоций.

Нет ни волка выше елок, ни Ивана Царевича, нет даже птиц, — только правильные масштабы, только сухая, почти документальная передача реальности. Воображение моленье кого художника ограничено «железными нитями казенного образца».

Пример 2

Великодушие. В каком дефиците сейчас это нравственно качество! Писатель позволяет увидеть, во что может превратиться человек, который следует только собственным эгоистически потребностям. Автор показывает, как низки мысли и переживания рассказчика, одержимого одним чувством –утолить голод. Да, безусловно, это сильное желание, но Астафьев обращает внимание читателя на поведение пожилого бойца: он тоже не менее голоден, однако его действия и поступки позволяют понять и финальные рассуждения повествователя, и авторскую речь.

Наши рекомендации