Классификация социальных характеров Фромма
Эрих Фромм (1900-1980) анализировал социальные факторы формирования психики, отмечал, что поведение человека может быть понято только в контексте влияния культуры, существующей в данный момент истории. По его мнению, «в социальный характер входит лишь совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни».
Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как приходится действовать. Если структура личности большинства людей в данном обществе, то есть социальный характер, приспособлена к объективным задачам, которые человек должен выполнять в этом обществе, то психологическая энергия людей превращается в производительную силу, необходимую для функционирования этого общества. Сам социальный характер формируется всем образом жизни данного общества, но доминантные черты социального характера, в свою очередь, становятся созидательными силами, формирующими социальный процесс. Изменение социальных условий приводит к изменению социального характера, то есть к появлению новых потребностей и тревог; в свою очередь, эти новые потребности порождают новые идеи. Новые идеи усиливают и укрепляют новый социальный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло.
От социального характера следует отличать индивидуальный характер, благодаря которому внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Эти отличия частично обусловлены особенностями личности родителей, а также психическими и материальными условиями, в которых растет ребенок, а также обусловлены особенностями конституции и темперамента.
Фромм выделяет следующие типы социальных характеров.
■ Неплодотворные ориентации:
Рецептивная ориентация (рецептивная структура характера). Человеку этого типа представляется, что «источник всех благ» лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое — это получить его из внешнего источника. Материальные вещи, любовь, знания, удовольствия — все ожидается от внешних людей: при такой ориентации проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не самому любить, в сфере интеллекта также ориентированы на восприятие идей, а не на их создание. Их первая мысль - найти кого-нибудь, кто даст им нужную информацию, вместо того чтобы самим сделать хоть малейшее усилие.
Эксплуататорская ориентация. Люди этого типа также считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не верят, что можно получить что-то от других в дар, а считают, что желаемое надо получить силой или хитростью, отнять у других. Даже в области любви они испытывают влечение только к тем лицам, которых они могут отнять у кого-то другого. Идеи они также не создают, а берут или крадут их в форме плагиата.
Стяжательская ориентация. Люди этого типа не верят, что могут получить из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить то, что есть. Они как бы окружают себя защитной стеной, и их главная цель — как можно больше в свое укрытие приносить и как можно меньше из него отдавать. В сфере любви они стремятся полностью «завладеть» любимым, рассматривают его как свою принадлежность. В сфере вещей они проявляют стяжательству жадность, сверхэкономию и сверхаккуратность.
Рыночная ориентация развилась в качестве доминирующей только в современную эпоху в связи с экономическими условиями рыночного общества. Ориентация характера, коренящаяся в восприятии себя как товара, а собственной ценности как меновой, называется рыночной ориентацией. Материальный успех у всех в современном рыночном обществе зависит от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалование. Успех зависит от того, насколько человек хорошо умеет продать себя на рынке, насколько он умеет подать себя с привлекательной стороны, т. е. человек начинает воспринимать себя как товар. Каждый должен предложить требуемый тип личности, который, вне зависимости от его потребностей, должен удовлетворять одному условию: пользоваться спросом, Человек должен уметь вступить в состязание со многими другими, он заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтоб стать ходким товаром, а для этого нужно знать, какой тип личности пользуется повышенным спросом. Кино, мода формируют образ желаемой личности, который пытается воплотить каждый человек рыночного типа.
У человека с рыночной ориентацией нет устойчивых взглядов, а присуща изменчивость установок, когда развиваются только те качества, которые можно пустить на продажу. Человека интересует не свое достоинство, ато, что он сможет за себя выручить на рынке. Рыночная личность свободна от всякой индивидуальности, ей присуща пустота, отсутствие устойчивых черт характера, поскольку в один прекрасный день эта устойчивая черта может вступить в конфликт с требованиями рынка.
Все ориентации имеют место в человеческом жизнеустройстве, но доминирующее положение той или иной ориентации в большей степени зависит от особенностей культуры, в которой живет индивид. Так, рецептивную ориентацию часто можно обнаружить в обществах, где за одной группой закреплено право эксплуатировать другую группу. Фромм отмечал: «Если эксплуатируемая группа не имеет сил изменить положение, то она склонна почтительно взирать на эксплуататоров как на своих благодетелей, от которых она получает все то, что может дать жизнь». Советская культура формировала преимущественно рецептивную ориентацию характера.
Эксплуататорская ориентация с девизом: «Я беру то, что мне нужно», — по мнению Фромма присуща нашим предкам, пиратам, феодалам, магнатам-грабителям, авантюристам. «Свободный рынок, как он сложился на основе конкуренции в XVIII и XIX веках, взрастил этот тип людей», — отмечает Фромм. По-видимому, аналогичные процессы происходят в современной России, впериод формирования свободного рынка. Рыночная ориентация преобладает в современных западных обществах.
Одно из центральных понятий в концепции Э. Фромма - понятие «отчуждение». Под отчуждением Э. Фромм понимал такой способ восприятия, при котором человек ощущает себя как нечто чуждое. Человек становится словно отстраненным от самого себя, перестает чувствовать себя центром своего мира.
По мнению Э. Фромма, отчуждение охватило большую часть современного общества. Оно пронизывает отношение человека к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к своим ближним, к самому себе.
Отчужденная личность лишается в большей части чувства собственного достоинства. Такая личность должна почти полностью утратить чувство самости, перестать ощущать себя существом единым и неповторимым.
Чувство самости вытекает из переживания собственно личности как субъекта ее опыта, ее мыслей, ее чувств, ее решений, ее суждений, ее действий. Оно предполагает, что переживание индивида является его собственным, а не отчужденным.
Фромм противопоставляет описанным выше типам характера плодотворную ориентацию, являющуюсяцелью человеческого развития.Плодотворность предполагает, что человек обладает здоровой зрелой личностью, силой своего разума способен проникнуть в глубь явлений ипознать их сущность, силой своей любви способен разрушить стену, отделяющую одного человека от другого, способен понять самого себя, свое назначение, которое отличает его от других людей, стремится стать тем, кем он является, потенциально используя и развивая все свои силы, способности и возможности. Человек постигает мир ментально и эмоционально, при помощи любви и разума. Плодотворная любовь включает в себя заботу, ответственность, уважение и знание. Любить человека плодотворно, значит, заботиться о нем и чувствовать ответственность за его жизнь, не только за его физическое существование, но и за развитие всех его человеческих сил. Уважение к человеку означает способность видеть его таким, каков он есть, понимать его уникальность и индивидуальность,