Задания для самоконтроля. Работа менеджера с кадрами, считают специалисты, заключается в том, чтобы:
Работа менеджера с кадрами, считают специалисты, заключается в том, чтобы:
· выражать заинтересованность менеджера в ознакомлении с мнениями и оценками сотрудников фирмы;
· создать обстановку, в которой работники могут безбоязненно высказывать свое мнение;
· улучшать внутрифирменные коммуникации;
· выявлять проблемные области и направлять усилия на разрешение конфликтов;
· оперативно обновлять информацию и актуализировать базы данных по труду;
· оценивать эффективность и действенность корпоративной политики предприятия;
· способствовать улучшению атмосферы кооперации и сотрудничества;
· определять направление совершенствования организации труда и управления;
· вовлекать персонал в решение корпоративных задач и поддерживать чувство ответственности за экономический успех фирмы.
Вопросы:
1. Как вы полагаете, все ли основные направления деятельности кадрового менеджмента здесь обозначены или что-то упущено (последнее конкретизировать)?
2. Применительно к российской практике, на какие особенности и обстоятельства следует делать упор в управлении человеческими ресурсами компании?
Использованная литература
1. Модели и методы управления персоналом: российско-британское учебное пособие /Под. Ред. Е.Б.Моргукова (Серия «Библиотека журнала « Управление персоналом»). – М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел Синтез», 2001.-464с.
2. Гончаров В.И. Менеджмент: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 624с.
3. Лафта Дж.К. Менеджмент: Учебное пособие. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: ТК Велби, 2004. – 592с.
4. Линчевский Э.Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах. – СПб.: «Речь», 2002. – 292с.
5. Мескон М., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1995. -704с.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512с.
7. Олдкорн Р. Основы менеджмента: Учебник /Пер. с англ. Предисл. к русск. изд. д.э.н., проф. Голубкова Е.П.) – М.: Изд-во «Финпресс», 1999. – 320с.
8. Экономика труда: (социально-трудовые отношения)./Под. Ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – 736с.
9. Управление персоналом на производстве: Учеб. пособие для ВУЗов / под ред. проф. Н.И. Шаталовой, Н.М. Бурносова. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2003. – 381с.
10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 1999. – 528с.
11. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: (управление предприятиями на уровне высших стандартов, теория и практика эффективного управления). М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997. – 368с.
12. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. – М.: Экономика, 1999. – 251с.
13. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. – Мн.: БГЭУ, 1996. – 284с.
14. Гибсон Д.Л., Иванцевич Д., Данелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы. – М.: Инфра – М, 2000. – 662с.
15. Пригожин А.И. Методы развития организации. – М.: МЦРЭР, 2003,-864с.
16. Шамхалов Ф.И. Американский менеджмент: теория и практика. – М.: Наука, 1993.
17. Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка?/ М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 288с.
18. Козовой Г.И., Савченко Т.Ю. Лапаева О.А. Инновационная стратегия перевода угольной шахты к новому организационно-технологическому укладу – Препринт №3/ Челябинск: НИИОГР, 1998. – 32с.
19. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. – М.: Изд-во «Зерцало», 1998. – 448с.
20. Коноваленко М. Знакомьтесь: конфликт.//Управление персоналом. – 2004, - №3. - С.73-76
21. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. – 456с.
22. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учебное пособие. – М.: Лотос, 2002. – 224с.
23. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. – М.:Инфра – М, 2002. – 248с.
24. Лабунский Л.В. Развитие компетенций персонала угледобывающего предприятия. Екатеринбург:УрО РАН, 2003 – 232с.
25. Галиуллина Г.С. Лидерство в XXI веке: взгляд из России. – Челябинск: Изд-во «Челябинский дом печати», 2002. 432с.
26. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., переработанное и дополненное. –М.: Большая российская энциклопедия; СПб: Норинт, 2004. – 1456с.
27. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/Под ред. Гл. – корр. АН СССР Н.Ю.Швецовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус. Яз., 1998. – 750с.
28. Егоршин А.П. Управление персоналом. – 2-е изд. – Н. Новгород: НИМБ, 1999, - 624с.
29. Карташов С.А. Развитие рабочей силы в системе непрерывного образования.// В кн. «Экономика труда: (социально- трудовые отношения)/Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Изд-во «Экзамены», 2003. – 776с.
30. Абдурахманов К.Х. Теория Управления персоналом организации.// В кн. «Экономика труда: (социально- трудовые отношения)/Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Изд-во «Экзамены», 2003. – 776с.
31. Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: ИАФРА – М, 2003. – 638с.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Сущность и содержание менеджмента.
2. Виды и сферы деятельности менеджмента в современном мире.
3. Внутренние переменные организации. Модель взаимосвязанности внутренних переменных Основные аспекты человеческой переменной.
4. Внешняя среда организации: характеристики внешней среды, факторы среды прямого и косвенного воздействия.
5. Направления и тенденции развития современного менеджмента: культура организации, инвестиции в человеческий капитал.
6. Новая парадигма организации управления в России: основные положения новой парадигмы, особенности прежней парадигмы управления в России.
7. Направления и тенденции развития современного менеджмента: распространение концепций, методов и моделей управления на некоммерческие организации, измерение результатов по эффективности, результативности, экономии.
8. Школа научного управления как этап в развитии менеджмента. Тейлоризм.
9. Школа научного управления. Фордизм.
10. Административная (классическая) школа в управлении. Принципы управления.
11. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Главные цели этих школ.
12. Школа количественных методов (наука управления). Особенности применения.
13. Процессный подход к менеджменту. Особенности процессного подхода.
14. Системный подход к менеджменту. Понятия: система, подсистема. Типы систем.
15. Ситуационный подход к менеджменту.
16. Понятие коммуникация. Сущность и виды организационных и межличностных коммуникаций.
17. Процесс коммуникации. Основные этапы в процессе коммуникации. Обратная связь и помехи.
18. Характеристики коммуникационных сетей.
19. Содержание и виды управленческих решений. Индивидуальные стили принятия решений.
20. Методы принятия решений: неформальные (эвристические), количественные, коллективные.
21. Факторы эффективности решений.
22. Организация и контроль выполнения принятых решений.
23. Требования к управленческим решениям.
24. Основные функции менеджмента: планирование. Содержание и сущность функции планирования. Миссия, цели и задачи в организации.
25. Цикл стратегического планирования.
26. Дерево целей организации. Правила осуществления последовательной декомпозиции главной цели на подцели.
27. Требования, предъявляемые к целям в организации.
28. СВОТ анализ. Методология СВОТ. Возможности, сила, угрозы, слабость
29. Этапы выбора стратегии развития.
30. Текущее планирование и прогнозирование.
31. Основные функции менеджмента: организация реализации принятых решений. Сущность и содержание функции.
32. Понятие «организация взаимодействия». Делегирование, ответственность, полномочия в организации.
33. Линейные и штабные полномочия. Пределы полномочий.
34. Организация взаимоотношений между полномочиями.
35. Понятие «организация» и «организационная структура». Горизонтальное и вертикальное разделение труда в организации. Принципы построения организационных структур.
36. Традиционные организационные структуры: функциональные и дивизиональные организационные структуры.
37. Рыночные организационные структуры: штабные и матричные организационные структуры.
38. Основные функции менеджмента: мотивация персонала. Сущность функции мотивации.
39. Содержательные теории мотивации. Применение содержательных теорий.
40. Процессуальные теории мотивации. Применение процессуальных теорий.
41. Основные функции менеджмента: контроль хода выполнения решений. Сущность контроля. Характеристики эффективного контроля.
42. Последовательность этапов в процедуре контроля.
43. Содержание и сущность руководства в организации.
44. Характеристика стилей руководства.
45. Власть и личное влияние. Понятие баланса власти.
46. Формы власти и влияния.
47. Конкретные способы управленческого влияния на подчиненных.
48. Понятие «лидерство». Личностные качества лидера.
49. Понятие «харизма». Характеристики харизматического лидера.
50. Адаптивное руководство. Признаки адаптивного руководства.
51. Требования к менеджеру. Ограничения в деятельности руководителя.
52. Авторитет менеджера. Два источника (статуса) авторитета.
53. Понятие «конфликт». Природа конфликта. Четыре основных типа конфликтов.
54. Уровни конфликта в организации.
55. Методы разрешения конфликтов. Поведение менеджера в условиях конфликта.
56. Природа и причины стресса. Виды стрессовых воздействий.
57. Управление стрессами в организации. Организационные и индивидуальные подходы к снятию стресса.
58. Понятие организационной культуры. Типология организационных культур и их характеристика.
59. Формирование организационной культуры на базе системы ценностей.
60. Управление трудовыми ресурсами, этапы управления.
61. Планирование потребности в трудовых ресурсах. Подготовка кадров.
62. Профессиональная ориентация и социальная адаптация. Оценка результатов деятельности.
Вопросы к экзамену по курсу «Основы менеджмента»
1. Сущность, содержание, виды и уровни менеджмента.
2. Сущность социальной ответственности организации, бизнеса. Виды и элементы социальной ответственности.
3. Сущность, характеристика и взаимосвязь функций менеджмента.
4. Понятие среды функционирования организации, предприятия; составляющие ее элементы, связи и отношения между ними.
5. Особенности и принципы школ научного управлении и административной, их использование в современном менеджменте.
6. Управленческие концепции современного менеджмента: процессный, ситуационный и системный подходы.
7. Типология организаций, предприятий.
8. Сущность системного подхода и основные свойства систем в менеджменте.
9. Миссия и цели. Целеполагание в менеджменте.
10. Требования и ограничения к профессии и личности менеджера.
11. Сущность управленческой деятельности. Общие факторы и особенности деятельности менеджера.
12. Организация как объект управления. Различные подходы к управлению организацией по уровням менеджмента. Оценка результатов деятельности.
13. Коммуникации в организации, их сущность, функции и структура.
14. Школы человеческих отношений и поведенческие науки. Основные положения, используемые в современном отечественном менеджменте.
15. Управленческие технологии. Виды и принципы выбора.
16. Типы, методы и процедуры принятия управленческих решений.
17. Понятие и связь стратегии и тактики управления.
18. Процесс принятия управленческих решений.
19. Организация взаимодействия на предприятии; факторы, определяющие эффективность взаимодействия: компетенция, интересы, ответственность; связи и отношения.
20. Организационные структуры управления: сущность, принципы формирования. Основные виды организационных структур.
21. Сущность стратегического, оперативного и текущего управления. Соотношение и взаимосвязь видов управления.
22. Функции мотивации в менеджменте: сущность, мотивы, стимулы. Содержательные и процессуальные теории мотивации; методы их реализации.
23. Функции, полномочия, компетенция руководителя. Делегирование полномочий.
24. Функция контроля в менеджменте: сущность, содержание, задачи, виды и этапы контроля.
25. Методы повышения эффективности контроля.
26. Виды руководства. Подходы к их применению. Активное управление.
27. Понятие и источники авторитета.
28. Существующие взгляды на лидерство в менеджменте. Личные качества, определяющие потенциального лидера.
29. Влияние и власть. Характеристика стилей руководства в организации. Способы управленческого воздействия на подчиненных.
30. Сущность, типология и развитие конфликтов.
31. Содержание и виды управленческих решений.
32. Природа и причины стресса и стрессовых ситуаций. Организационные и индивидуальные подходы в управлении стрессами.
33. Методы управления конфликтами,
34. Уровни конфликта в организации и их характерные особенности по уровням.
35. Организационная культура: концепция, функции, структура и их краткая характеристика.
36. Подходы к измерению влияния организационной культуры. Управление изменениями в организационной культуре.
37. Уровни организационной культуры.
38. Методы оценки деятельности персонала. Дифференцирование персонала по эффективности деятельности.
39. Формирования и развитие кадрового состава персонала. Актуальные проблемы в работе с персоналом.
40. Трудовые ресурсы и персонал организации: функции и типы структурирования. Управление трудовыми ресурсами.
41. Социальная ответственность организации: понятие и основные подходы к ее интерпретации. Проблемы социальной ответственности в современных условиях.
Методические указания для выполнения контрольной работы по курсу «Основы менеджмента»
для студентов заочной формы обучения специальности
«Менеджмент организации»
Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу по курсу «Основы менеджмента», которая является допуском к зачету.
Номер варианта определяется последней цифрой в номере Вашей зачетки (цифре 0 соответствует номер варианта 10). Работа выполняется в тетради (12-18 листов) и представляет собой полные развернутые ответы на вопросы. Теоретические ответы желательно проиллюстрировать примерами из деятельности отечественных и зарубежных организаций.
Приветствуется использование схем, графиков и диаграмм. Следует обратить внимание на правильность оформления таблиц и рисунков, сносок и ссылок на источники.
Рекомендуется отражение и работе собственного мнения, представления раскрываемого вопроса, взглядов различных авторов.
Вариант 1.
1.1. Сущность и содержание менеджмента:
• ключевые понятия концепции управления;
• менеджер в организации, его функция и роль;
• уровни управления;
• внутренняя и внешняя среда организации;
• развитие методологии менеджмента;
• функционирование организации как социально-экономической
системы;
• социальная ответственность организации;
• показатели эффективности управления:
• управление как процесс самоорганизации.
1.2. Процессный, системный, ситуационный и количественный подходы
в менеджменте, их особенности и область применения.
Вариант 2.
2.1. Новая парадигма и концепции организации управления предприятиями в России: основные положения новой и особенности прежних парадигм и концепций:
• причины смены парадигм и концепций;
• условия изменения;
• результаты.
2.2. Основные функции менеджмента: сущность и методы реализации:
• функция планирования;
• функция организации реализации решений.
Вариант 3.
3.1. Понятия «организация» и «организационная структура»:
• сущность понятий и формы проявления:
• горизонтальное и вертикальное распределение труда в организации;
3.2. Мотивация как одна из основных функций менеджмента:
• сущность и проявления;
• теории и концепции мотивации: А. Маслоу, МакКелланда. Ф. Герцберга. модель Л. Портера и Э. Лоулера, теория ожиданий и др.
Вариант 4.
4.1. Внутренние переменные организации:
• состав переменных и их классификация;
• модели взаимодействия переменных;
• использование переменных организации в менеджменте.
4.2. Понятно «конфликт» и методы разрешения конфликтов:
• природа конфликтов и их тины;
• поведение менеджера в условиях конфликта;
• методы управления и разрешения конфликтов.
Вариант 5.
5.1. Внешняя среда организации:
• характеристика внешней среды;
• факторы среды прямого и косвенною воздействия:
• модели влияния факторов на организацию.
5.2. Контроль как одна из функций менеджмента:
• содержание и элементы функции контроля. Задачи контроля;
• виды, этапы и модели контроля. Поведенческие аспекты;
• оценка эффективности контроля.
Вариант 6.
6.1. Традиционные организационные структуры: функциональные и дивизиональные: сущность, достоинства и недостатки, области применения.
6.2. Понятия «стратегия» и «тактика». Сущность развития систем:
• миссия организации и её сущность;
• стратегическое планирование:
• цикл стратегического планирования,
Вариант 7.
7.1. Организационные структуры: линейные, штабные, матричные и другие адаптивные структуры:
• характеристика организационных структур;
• достоинства и недостатки. Условия применения.
7.2. Целеполагание. Требования, предъявляемые к разработке цели организации:
• классификация целей;
• дерево целей;
• декомпозиция цели.
Вариант 8.
8.1. Школа научного управления как этап в развитии менеджмента. Тейлоризм, фордизм и другие направления:
• общая характеристика и особенности;
• области применения.
8.2. SWOT-анализ. Выбор стратегии:
• функция и структура SWOT -анализа;
• методология SWOT -анализа.
• виды стратегий и их выбор.
Вариант 9.
9.1. Административная (классическая) школа управления:
• особенности и развитие школы;
• принципы управления.
9.2. Принятие управленческих решений:
• сущность и типы управленческих решений:
• факторы, определяющие принятие решения;
• общие рекомендации и модели организации процесса выработки и принятия решения.
Вариант 10.
10.1. Школа человеческих отношений и поведенческих наук в развитии менеджмента:
• общее и особенное в направлениях и методологии;
• области применения к современной отечественной практике управления.
10.1. Коммуникации. Власть и личное влияние в управлении.
• сущность, виды и этапы коммуникации как процесса;
• требования к менеджеру. Полномочия и ограничения в деятельности. Формы власти и личного влияния;
• лидерство в менеджменте, качества, авторитет, источники.