Сущность управленческого решения
Решение в менеджменте представляется как своего рода центр, вокруг которого идет жизнь организации, его можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс создания этого продукта. Управленческое решение – это выбор, который делает руководитель в процессе осуществления им функции управления и решения конкретных задач предприятия, подразделения. Управленческое решение призвано обеспечить продвижение к поставленным целям. Оно всегда является выбором альтернативы, предписанием к действию (перечень конкретных необходимых мер), позволяющие привести объект управления в требуемое состояние. Первопричиной и целью управленческого решения является необходимость решения проблемной ситуации.
В этой связи ситуация – это состояние управляемой системы (предприятия, организации, подразделения, группы), оцениваемое социально-экономическими целями.
Проблема – это ведущее противоречие цели и ситуации, определяющее движение или изменение ситуации в направлении цели. Иначе говоря, проблема – это противоречие, требуемое первоочередного разрешения. Необходимость в разработке управленческого решения возникает при осознании проблемы, т.е. признании ее существования. Наличие проблемы – критического рассогласования между желаемым и фактическим положениями является фактором, активизирующим усилиями менеджмента. Тогда проблема определяется как фактическое состояние объекта управления, результата его деятельности, когда они не соответствуют желаемому (намеченному) состоянию или результату.
Проблемы, требующие принятия решений в организациях, могут быть разделены на проблемы, требующие:
· корректирующих воздействий для приведения существующего состояния к целевым (плановым) показателям;
· решения задач на будущий период (существующее состояние не позволяет достичь целевого состояния в будущем);
· изменения целей организации, как следствие значимых изменений внешней среды, внутренних возможностей.
Формирование и принятие управленческих решений является ключевым элементом процесса управления организацией при реализации всех функций менеджмента. Сущность задачи принятия управленческого решения заключается в выработке плана действий по разрешению проблемы. Решения, принимаемые менеджером при управлении деятельностью организации, предприятия принято называть управленческими или организационными.
Важными требованиями управленческого решения является:
· полномочность (властность) решения при сбалансированности прав и ответственности каждого субъекта по уровням управления;
· согласованность с принятыми ранее решениями;
· высокий уровень профессионализма и наличие определенных социально-психологических качеств личности.
Управленческое решение и его принятие представляют собой процесс сменяющихся последовательных этапов, определяющих управленческий цикл (рис. 4.1.)
Рис. 4.1. Основные этапы управленческого цикла |2|.
Используя информацию о состоянии объекта управления, менеджер выявляет и идентифицирует проблему, изучает и структурирует ее для выработки решения.
На следующем этапе определяются цели решения и разрабатывается план действий по его принятию; выявляются ограничения по ресурсам, месту проблемы в иерархии управления; выделяются альтернативы; обосновываются критерии эффективности и расчет возможных последствий вариантов принимаемых решений. Этот этап завершается выбором и окончательным формулированием решения.
Третий этап управленческого цикла представляет собой доведение решения до исполнителей путем формирования необходимых дополнительных, если этого требуется, коммуникаций.
Реализация решений предполагает обеспечение этого процесса необходимыми ресурсами и контролем, позволяющим выявлять отклонения и осуществлять корректирующие воздействия, направленные на реализацию решения. На этом завершающем этапе рекомендуется дать оценку принятого решения по результату его выполнения как по всем его этапам: от выбора до реализации.
Управленческие решения принимаются на разных уровнях управления, людьми, занимающими различные должности. В процессе принятия решения руководитель выступает в нескольких ролях: предприниматель, специалист, распределитель ресурсов, психолог по достижению соглашений и др. Таким образом, организационное (управленческое) решение - это выбор, который делает руководитель для выполнения делегированных ему полномочий, обусловленных занимаемой должностью.
Эти решения по своему содержанию и назначению могут быть двух типов: запрограммированными и незапрограммированными.
Основой запрограммированного решения является определенная последовательность шагов или действий, наработанная предыдущим опытом и подтвержденная определенными нормами, регламентом. Количество возможных вариантов в этих случаях ограничено, и выбор, как правило, сводится к незначительному числу альтернатив. Базой запрограммированных решений могут выступать типовые процедуры применения определенных действий по разрешению проблем, имевших место в практике предприятия или менеджера, принимающего решение. Важным условием при формировании запрограммированного управленческого решения является степень структуризации проблемы, с которой связано достижение (прошлой и настоящей). Для четко и обоснованно структурированной проблемы могут применяться стандартные процедуры, соответствующие модули прошлых решений и т.д. Следует иметь в виду, что программы, планы, приказы, распоряжения – это овеществленный управленческий труд, ценность результатов которого может быть достаточно высокой при использовании на протяжении продолжительного промежутка времени; а может оказаться и низкой при не достижении подобия в оценке ситуаций.
Незапрограммированное решение принимается в ситуации, когда проблемы или способы их разрешения являются новыми (отсутствует прецедент или опыт), они внутренне не структурированы, их структурирование вызывает определенные затруднения, а их проявление сопряжено с неизвестными ранее факторами. Принятие таких решений сопровождается, как правило, всесторонним изучением проблемы широким кругом руководителей и специалистов разных уровней управления предприятием, а, в ряде случаев, привлечением специализированных научных организаций.
Естественно, что на практике запрограммированные решения могут нести в себе элементы незапрограммированного, связанные с оригинальными особенностями конкретных ситуаций, желанием использовать определенные новации, и, наоборот, - любое незапрограммированное решение может включать стандартное (запрограммированные) процедуры.
Существует мнение, что нет идеальных управленческих решений, и они имеют те или иные отрицательные последствия для отдельных операций, процессов, результатов или для предприятия в целом. Поэтому принятие управленческого решения всегда сопряжено с риском, включает определенный компромисс между положительными и отрицательными его последствиями. Основой такого компромисса могут быть приняты принципы, сформулированные Р. Кацем, сущность которых может быть представлена следующим образом:
· выбранная альтернатива может иметь недостатки (возможно значительные);
· эффективно работающие руководители не позволяют недостаткам возможных решений (принимаемых решений) парализовать их волю;
· непринятие решения в большинстве случаев хуже плохого решения;
· в отдельных случаях лучше повременить с принятием решения.