Психология как научная дисциплина
СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Справочное руководство Под ред. В.Н. Дружинина
МОСКВА
л | ИНФРА-М |
Предисловие
Предлагаемая вашему вниманию книга не совсем традиционна по содержанию, название же «Справочное руководство» лишь примерно характеризует ее жанр.
За последние годы появилось множество учебников, монографий, словарей, классических трудов, дающих представление как о психологической науке в целом, так и об отдельных ее отраслях. Среди психологических изданий лидирует литература по психотерапевтической и психоаналитической проблематике, далее следуют публикации, посвященные вопросам психологии образования и тому, что называется «психология для всех». Нет недостатка и в учебниках, предназначенных для желающих получить начальную психологическую подготовку.
Любой учебник или словарь содержит материал «устоявшийся», традиционный, составляющий «научный багаж» профессиональных психологов и неизменно сопутствующий им. Однако результаты фундаментальных исследований опережают приведенные в учебниках данные по крайней мере на 15—20 лет. Для психологии — отрасли научного знания, особенно бурно развивающейся в XX в., такое положение имеет негативные последствия. Влияние отставания содержащегося в учебниках материала от результатов, полученных в лабораторных и полевых исследованиях, а также от созданных в последнее время теорий и моделей, в первую очередь сказывается на уровне квалификации отечественных психологов, долгое время находившихся в относительной изоляции от достижений мировой науки. Поэтому авторы этой книги решили восполнить информационный пробел и рассказать о последних успехах мировой фундаментальной психологии.
Мы сознательно исходили из того, что квалифицированный читатель знаком с основными понятиями психологической
науки и практики. Книга предназначена для тех, кто стремится углубить свои познания в области научной психологии.
Современная психология, так скупо представленная в различных образовательных структурах, — это огромная и сильно дифференцированная научная область, опирающаяся на не менее обширную сферу психологической практики. Разумеется, ни одно учебное пособие не в состоянии охватить все многообразие теорий, фактов, методов и других аспектов психологической науки. Вместе с тем авторы старались представить результаты исследований и научных поисков максимально полно и доступно для читателя.
Монография состоит из глав, каждая из которых посвящена определенному разделу психологической науки. Основное внимание уделено общей психологии, психологии личности и социальной психологии.
Несоответствие объема материала его значимости объясняется достаточно просто: как и в любой другой области науки, в психологии имеются более или менее разработанные проблемы, «точки роста», а также отрасли, где за последние 10-15 лет не наблюдается существенного прогресса (нет новых фактов, гипотез, методических находок и пр.). Кроме того, некоторый «перекос» в изложении материала может быть объяснен и тем, что отечественные психологи не занимаются в равной мере всеми направлениями фундаментальной и прикладной психологии. Сегодня когнитивная психология является доминирующим направлением мировой науки. Вследствие этого изучение проблем эмоций, воли, чувств находится на «обочине» основного пути, по которому идут современные исследователи. Надеемся, что такое положение дел будет исправлено общими усилиями в ближайшем будущем.
Что книга содержит, можно узнать, прочитав ее. Чего в книге нет? К сожале-
ПРЕДИСЛОВИЕ
нию, авторам справочного руководства не удалось в полной мере представить объем знаний отраслей прикладной психологии. Объем издания ограничен, а массив информации чрезвычайно велик. Прикладная психология заслуживает не одного, а, возможно, нескольких отдельных справочных изданий. Мало представлены результаты исследований и прикладных разработок в области психологии образования. Но этот пробел легко восполняется: существует обширная и многообразная отечественная литература по данному вопросу. Самый большой «отряд» отечественных педагогических психологов работает в системе Российской академии образования, и мы отсылаем читателей к их трудам.
Авторский коллектив этой книги состоит преимущественно из сотрудников Института психологии Российской академии наук. В той мере, в какой это возможно, результаты их исследований представлены в соответствующих разделах.
Каждый раздел монографий включает в себя сжатое изложение современного состояния конкретной отрасли психологии. Основное внимание уделено резуль-
татам (фактам, закономерностям, моделям, теориям и др.), полученным в последние 15—20 лет. Дается представление о предмете, методе, основных проблемах и базовых понятиях, специфичных для отрасли. Приводится краткая история исследований в нашей стране и за рубежом, характеризуются основные направления, центры и научные школы данной* отрасли психологической науки. Основное содержание посвящено изложению фактов, закономерностей, законов и их объяснений/В конце каждого раздела авторы обсуждают нерешенные проблемы и оценивают перспективы дальнейших исследований, а также возможности и сферы применения полученных результатов. Раздел заканчивается списком рекомендуемой литературы. Иностранные источники приводятся лишь в том случае, если нет их русских изданий или аналогичных по содержанию российских работ.
Книга занимает «промежуточное место» между учебником и научной монографией, это— «продвинутый» учебник, который может быть интересен и полезен всем, кто интересуется научной психологией.
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Предмет психологии
С тех пор как немецкий философ Христиан Вольф (1679—1754) ввел в научный обиход термин «психология», прошло более двухсот лет, сопровождавшихся ее становлением, кризисами, научными революциями ; в системе знаний и методов «науки о душе».
Психологию трактовали как науку о субъективном опыте, сознании, поведении и т. д. При этом считалось, что доподлинно известно, что такое «непосредственный субъективный опыт», «'сознание», «поведение». Наиболее распространенным и ненаучным является тавтологичное определение: «психология — наука о психике». Это — «определение, которого стыдятся». Следует утешиться лишь тем, что до настоящего времени не предложено ничего лучшего. По крайней мере в этом определении фиксируется, что существует некая особая реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена-с помощью научных методов.
Во-первых, мало кто из взрослых людей сомневается в наличии у себя субъективной-реальности: переживаний, чувств, мыслей, снов; Она периодически демонстрирует свое отличие от реальности объек-* тивной: в неадекватности отражения, в снах, иллюзиях, галлюцинациях и т. д.
Во-вторых, наблюдая за поведением других людей, своим, живых существ, а также движениями неодушевленных предметов, человек бессознательно выделяет то общее, что «сближает» его с окружающим миром, а именно — одушевленность.
В-третьих, не может не вызывать удивн ления разнообразие в особенностях и'мотивах поведения людей, их характеров, привычек, способностей. Наличие психики как реальности, детерминирующей поведение индивида, особенно проявляется при психических расстройствах, травмах центральной нервной системы и сомати-
ческих болезнях, ведущих к изменению «состояний сознания».
Но един ли и монолитен класс явлений, которые по традиции подлежат психологическому изучению?
Рискну высказать предположение: такого единства нет. Его нет, даже если мы будем опираться только на феноменологию,.; Одно дело, когда мы ведем речь о субъективной реальности,' данной только самому субъекту и никому более (об ощущении красного цвета, о вкусе ухи ил hi переживании мыслей о смерти и бессмертии). Другое дело, когда речь идет о фиксации и изучении причин внешнего поведения других людей: мы лишь условно можем считать, что это поведение объясняется особенностями их «субъективной реальности», сходной и отличной от-субъективной реальности исследователя. После открытий французских психиатров конца XIX чв., которые теоретически осмыслил 3. Фрейд, мы не вправе считать, что осознаваемая субъективная реальность исчерпывает собой всю психику, поскольку существуют области подсознательного и бессознательного. Для объяснения происходящих там процессов можно применить систему традиционных для психологии сознания;понятий (образ,.эмоция, влечение и т, д.).
После работ Э. Кречмера и особенно У. Шелдона стало ясно, что существует едина» детерминация характерологических, и физиологических особенностей индивида, которая определяется индивидуальной конституцией. Понятие «конституциональные особенности психики» не нуждается в представлении о субъективной реальности исследуемого индивида (так-же как и вся Чертографическая парадигма исследования личности). Таким образом, можно выделить по крайней мере несколько областей реальности, взаимосвязанных друг с другом, но различных по своей природе:' осознаваемая субъективная реаль-
1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
ность, бессознательные процессы, структура индивидуальных психических свойств, внешнее наблюдаемое поведение, которые в той или иной мере важны для психологов в качестве предметов изучения.
Не все в поведении индивида детерминировано психикой: прыжок в длину зависит не только от адекватного восприятия ситуации, мотивации, опыта и способностей, но и от телосложения (например, длины ног прыгуна), величины земного тяготения и других факторов; траектория и скорость движения обусловлены физиологическими и физическими факторами.
Признавая самостоятельность за наукой психологией, мы должны признать и самостоятельную онтологию — природу психики (Я.А. Пономарев). Если психика имеет собственную онтологию, т. е. является объектом, она может быть предметом изучения не только психологии, но и других наук. Следует, по-видимому, различать науки, изучающие психику, от психологии как таковой. Психика может исследоваться физиологическими методами (психофизиология), методами герменевтики (понимающая психология), языкознания и культурологии, математическими методами. Не исключено, что вскоре с помощью физических методов будут изучаться психические сознательные и бессознательные процессы.
В начале XX в. стало ясно, что психолог изучает психику путем исследования индивидуального и группового поведения в изменяющихся ситуациях с применением субъективной интерпретации детерминант этого поведения. Объективное наблюдение и поведенческий эксперимент в сочетании с методом субъективной интерпретации в терминах «состояний сознания» до сих пор остаются главными орудиями психологического научного познания. На сегодняшний день приборное физическое исследование психической реальности невозможно; психология остается центральной наукой, изучающей психику человека и высших животных. Наличие такого феномена, как внутренняя душевная жизнь, не оставляет сомнений в том, что психология как наука является и должна быть самостоятельной.
У. Джемс, основоположник функционального подхода к изучению психики и
предтеча бихевиоризма, считал, что психика служит целям адаптации индивида в окружающем мире и, следовательно, отражает объективную реальность (внешний мир и внутренние состояния организма) и регулирует индивидуальное поведение [4]. Со времен Джемса основными функциями психики считают когнитивную и регулятивную. Позже ряд авторов, в частности Б.Ф. Ломов, дополнили этот список коммуникативной функцией, обеспечивающей взаимодействие двух индивидов, обладающих психикой [8].
Ряд поведенческих проявлений человека по своей природе неадаптивны и даже дезадаптивны. Неадаптивность творческого поведения была очевидной для многих исследователей (как психологов, так и философов). Я.А. Пономарев дополнил список функций психического творческой активностью, которая ведет к созданию новой реальности, выходящей за рамки уже существующего [12].
Научная психология включает на сегодняшний день собственно фундаментальную психологию как самостоятельную научную дисциплину, а также прикладную психологию, базирующуюся на*ее достижениях. От научной психологии следует отличать обыденную психологию как систему донаучных, житейских знаний о психических явлениях и детерминантах поведения человека, а также совокупность психологических знаний, включенных в систему знаний других научных дисциплин и прикладных отраслей. Фундаментальная научная психология тесно взаимодействует с обыденной психологией: достаточно сказать, что на первых порах почти весь терминологический минимум психологической науки был взят из естественного языка. Научная психология сегодня обогащает обыденную психологию новыми терминами и знаниями: понятия «экстраверсия», «инсайт», «сублимация», «уровень притязаний» вошли в повседневную речь.
Практическая психология отчасти остается искусством, отчасти базируется на прикладной психологии как системе знаний и научно обоснованных методов решения практических задач.
В последние годы из-за возросшего интереса общества к психологическому
1.2. Место психологии в системе наук
знанию возникла новая сфера: так называемая «поп-психология». По мнению М. Гриффитса, ее можно обозначить как: «упрощенная психология», «неакадемичес-кая психология», «психология для массового читателя». Психология стала частью культуры, в том числе — массовой культуры. От развития средств массовой коммуникации неотделим расцвет «поп-психологии». Кроме того, рекомендации «поп-психологов» адресованы любому человеку и используются в повседневной жизни. «Поп-психологию» не следует путать с популяризацией научных психологических знаний. В основном это — элемент идеологии общества потребления, эрзац-знания, обоснованность которых не ясна. Названия книг «Как достичь успеха в жизни», «Как женщине не остаться одинокой», «Не давите мне на психику», «Сила ума» говорят сами за себя.
К сожалению, научная психология вынуждена сегодня вести «войну на два фронта*: против оккультного знания (астрологической психологии, хиромантии и т. д.) и поп-психологии, вульгаризирующей и искажающей результаты научных исследований.