III. Нарушение личностного компонента мышления
К этим нарушениям относятся разноплановость суждений, резонерство, нарушение критичности и саморегуляции.
Критичностьмышления предполагает сличение получаемых результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Больные однако могут актуализировать неадекватные связи и отношения, которые приобретали смысл из-за измененных установок больных шизофренией или в результате трудностей осмысливания содержания предложенных задач для олигофренов. В данном случае можно говорить о некритичности мышления.
Разноплановость– нарушение мышления, заключающиеся в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях.
При разноплановости мышления сама основа классификации не носит единого характера. Больные объединяют объекты в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании личных вкусов, установок. Процесс классификации протекает у больных в разных руслах.
Резонерство– склонность к «бесплодному мудрствованию», тенденция к многоречивым рассуждениям.
Например, испытуемый сравнивает понятия «птица» и «самолет»: «Сходство – крылья. Потому что рожденный ползать летать не может. Человек тоже летает, у него есть крылья. У петуха тоже есть крылья, но он не летает. Он дышит…». |
Актуализация латентный свойств понятий. Для личности значимым и существенным всегда является то, что приобрело для нее личностный смысл. Явление, предмет или событие могут в разных жизненных ситуациях приобретать разный смысл, хотя знания о них остаются прежними. Конечно, сильные эмоции могут и у здорового человека привести к тому, что предметы и их свойства начнут выступать для него в каком-то измененном значении. Однако в экспериментальной ситуации, как бы она ни была значима для человека, объекты понимаются однозначно — посуда всегда понимается как посуда, а мебель как мебель. При всех индивидуальных различиях (разнице образования, разнообразии мотивов и интересов) здоровый человек при необходимости классифицировать объекты не подходит к столовой ложке как к "движущемуся объекту". Признаки предметов, на основании которых проводится классификация, для здорового человека носят устойчивый характер. Эта устойчивость объективного значения вещей часто нарушается у больных шизофренией, что в экспериментальной ситуации приводит к актуализации латентных, т.е. скрытых, понятных и интересных лишь самому больному, признаков и свойств предметов. Эти "латентные" знания основаны на каких-то личных вкусах и предпочтениях и приобрели смысл для него лишь благодаря болезненно измененным мотивам и установкам (Зейгарник Б.В., 1986) или актуализированы из памяти на основании прошлого жизненного опыта (Поляков Ю.Ф., 1969).
Например, больной в одну группу объединяет солнце, свечу и керосиновую лампу и исключает электролампу. При этом он говорит, что «электролампа слишком пахнет цивилизацией, которая убила все, что оставалось в человеке хорошего…» (цит. по БлейхерВ.М,1976) |
Нарушение саморегуляции– это невозможность целенаправленной организации своих мыслительных действий. При этом испытуемым могут быть доступны сложные обобщения, логические операции, но в результате расплывчатости мышления, его нецеленаправленности выявляется неспособность решения поставленных задач (больные шизофренией). Возможно нарушение саморегуляции у больных эпилепсией в результате
ригидности мышления и склонности к чрезмерной обстоятельности и детализации. При этом нарушается "регулятивный аспект целеобразования", а у больных шизофренией "снижена побудительность целей". В литературе по психопатологии рассматривают нарушения мышления в виде расстройств ассоциативного процесса, патологии суждений, а также патологии мышления по темпу. Расстройства ассоциативного процесса проявляются в болезненном изменении темпа, нарушении стройности и целенаправленности мышления.
К нарушениям стройности относятся:
1. Разорванность мышления– нарушение смысловых связей между членами предложения при сохранности грамматического построения фразы.
2. Бессвязность– нарушение и смысловой речи, и синтаксического строя речи.
3. Вербигерации– своеобразные стереотипии в речи до бессмысленного нанизывания сходных по созвучию слов.
4. Паралогическое мышление– отсутствие адекватной логики.
К патологии суждений относятся:
Бредовые расстройства- ложные умозаключения. Различают паройяльный бред - систематизированый бред без систематизации; параноидный бред - характеризуется наличием бредовых идей, которые чаще не имеют достаточно стройной системы; парафренный бред - сочетается с нарушениями ассоциативного процесса (разорванность, резонерство и символизм).
Бредоподобные расстройства- ложные умозаключения, связанные с расстройством воли, влечений, эмоциональными нарушениями, отличаются от бредовых отсутствием тенденции к систематизации, кратковременностью, возможностью частичной коррекции методом разубеждения (бывают при МДП).
Сверхценные идеи- аффективно насыщенные стойкие убеждения и представления.
Навязчивые идеи- неправильные мысли при критичном к ним отношении, но невозможности избавиться.
Задание для самостоятельной работы
Задание 1.
1. Что включает в себя классификация нарушений мышления в патопсихологии?
2. К какому виду нарушению мышления относится преобладание конкретно-ситуационных связей.
3. Что такое «актуализация латентных свойств понятий»?
4. При каких заболеваниях встречается нарушение динамики мыслительной деятельности?
Задание 2. Определите вид мышления
Высказывания больных | Вид мышления | |
Предъявлены следующие картинки: Лампа керосиновая, свеча, солнце, лампа электрическая | Не надо свечки, она быстро сгорает, не выгодна, и потом уснуть можно и загореться | |
Не нужна лампа керосиновая, сейчас повсюду есть электричество. Может и свечу удалить?.. Нет, ее нужно оставить, вдруг испортится электричество. У нас так бывает часто, тогда про запас нужна свеча | ||
Керосиновая лампа, свеча, электрическая лампочка – это искусственные источники света, поэтому удалим солнце – это естественный источник света | ||
Весы, часы, очки термометр | Не нужен термометр. Здесь нет врача, здесь нет больницы | |
Часы. Ведь с точки зрения философской все преходяще. Часы указывают на ускорение времени, на то, что все течет, все в движении, — их надо выделить. | ||
Термометр, часы, весы являются измерительными приборами, а очки – это оптика…, чтобы лучше видеть, это не измерительное | ||
Удалить надо градусник, он только в больнице нужен |
Задание 3.Проанализируйте задачи и определите патологию
Задача № 1.Больной К. при выполнении методики пиктограмма говорит: "Какое развитие? Оно бывает разное: и развитие мускулов, и умственное развитие. Какое же Вы хотите?" Этот же больной не может придумать рисунок для запоминания слов "тяжелая работа": "Что Вы называете тяжелой работой? Мне трудно было в школе задачи решать, а Вам, вероятно, тяжело заниматься физическим трудом, Вы слабая. Не понимаю, что нарисовать?" Другой больной затрудняется найти рисунок для запоминания словосочетания "больная женщина". Больной пытается нарисовать кровать, не сразу же заявляет, что этот рисунок не подходит, так как больная женщина не обязательно должна лежать: "У нее может быть грипп, и она его на ногах переносит". Тогда испытуемый решает нарисовать столик с лекарствами, но и это его не удовлетворяет: "Ведь не обязательно больная женщина лекарства принимает. Может быть, она лечится физиотерапией, может быть у нее только зубы болят, а может быть, у нее роды... Хотя нет, роды не болезнь" и т.д.
- Какой вид патологии мышления описан?
Задача № 2.Больной Д., для запоминания слов "голодный человек" хочет нарисовать хлеб, но тут же отвергает этот рисунок как неправильный: "У голодного человека-то ведь как раз и нет хлеба". Тут же он решает изобразить фигуру худого человека, но и этот рисунок его не удовлетворяет, ибо "ведь человек может быть худой не из-за голода, а из-за болезни". Больной пытался уточнить буквальный смысл слова: "Вы же мне не сказали, какой это голодный человек и почему он голодный: потому ли, что жертва стихийного бедствия, или потому, что он безработный в капиталистической стране, или он просто не успел покушать".
- Какой вид патологии мышления описан?
Задача № 3.Больной К. Выполнение методики пиктограмма. Сомнение. Как сделать, в чем можно сомневаться? Ведь можно в людях сомневаться, можно сомневаться в том, что не знаешь, какое решение принять. Слабовольные люди часто сомневаются. Можно сомневаться и в вещах. Вот купишь вещь, например материал на костюм или платье. Как знать, чистая ли шерсть или нет? Видите, как можно сомневаться по поводу скольких вещей, а вы хотите, чтобы я так сразу и изобразил. Для этого надо обладать талантом, надо уметь все это изобразить, а одним каким-нибудь рисунком невозможно это сделать, я так не согласен.
- Какой вид патологии мышления описан?
Задача №4.Больной Д., 1941 г. рождения. В возрасте 11 месяцев перенес менингоэнцефалит. Развивался с задержкой. Учился во вспомогательной школе, специальности не получил. Больной правильно ориентирован в месте и времени, суетлив, многоречив, стереотипно повторяет одни и те же фразы, вступает в конфликты с больными, плохо подчиняется режиму отделения, однако участвует в трудовых процессах.
В опыте «классификация предметов» больной не сразу понимает инструкцию («Они же все разные»), пытается сосчитать карточки. После дополнительного объяснения экспериментатора в одну группу кладет изображения телеги и лошади, в другую— врача и термометр, говоря: «Пускай он измерит температуру». В третью группу относит шкаф, кастрюлю, свеклу: «Это все можно варить в кастрюле и поставить в шкаф». Цветок он объединяет с жуком и птичкой, поясняя: «Надо жука посадить на цветок. Птицы кушают жуков, но этот слишком большой... Я видел, как птицы кормят своих птенцов». Платье он объединяет с уборщицей: «Она его будет носить». Лису, медведя и дерево объединяет в одну группу: «Эти живут в лесу». Экспериментатор пытается помочь больному установить более общие связи между предметами, но безуспешно. Так, предложение объединить в одну группу кошку и собаку больной отвергает: «Они не живут мирно». Точно так же больной не соглашается объединить в одну группу рыбу, лисицу, волка и козу: "Нет, так нехорошо. Рыба плавает, лиса и волк живут в лесу, а коза бегает по двору. Их нельзя объединить".
Пословицу «Куй железо, пока горячо» больной объясняет следующим образом: "Если железо холодное, оно не мягкое, его нельзя ковать: из него не сделаешь подковы для лошадей". На вопрос экспериментатора, можно ли такую поговорку применить к врачам, больной отвечает: "Нельзя. Врач лечит, а не кует, он не кузнец".
- Какой вид патологии мышления описан?
Задача №5.Больная С., 1965 г. рождения. Диагноз: эпилепсия. В трехлетнем возрасте перенесла ушиб головы. В школе училась с трудом и мало. В 15– летнем возрасте появились судорожные припадки с потерей сознания, которые постепенно учащались, резко стала слабеть память, сообразительность. С 1981 г. В связи с ухудшением состояния периодически стационировалась в психиатрическую больницу. При предъявлении задания на классификацию предметов больная долгое время не может осмыслить инструкцию, подолгу рассматривает карточки. Берет в руки изображение гуся и говорит: «Здесь такого больше нет, это гусак, больше гусаков нет» (откладывает карточку в сторону). Берет карточку с изображением моркови: «Это морковка... Ишь ты, какая красивая, больше таких нет». Экспериментатор предлагает положить морковь в одну группу со свеклой, больная протестует: «То морковка, а это свекла-бурак; они разные». Подумав, продолжает: «Можно из них борщ варить, капусту туда». Ищет карточку с капустой: «Ее нет». Экспериментатор повторяет инструкцию еще раз, предлагая объединить подходящие предметы в одну группу. Больная кладет корову с козой, говоря: «Они вместе пасутся». Экспериментатор предлагает положить туда же медведя, больная испуганно возражает: «Что Вы, он съест ее». Предложение экспериментатора объединить в одну группу кузнеца и уборщицу больная принимает: «Пусть их, это муж и жена, а где детки?». Ищет среди карточек, находит лыжника: «Это их сынок».
- Какой вид патологии описан?
Задача №6.По своей инициативе больной во время эксперимента никаких жалоб на состояние умственной работоспособности не высказывает, но при настойчивых расспросах признает, что в голове бывает «пустота», что читать и учиться «нудно». Экспериментальные задания быстро выполняет, но к своим ошибкам относится без должной критики. При классификации предметов объединяет ребенка и бабочку, так как «они нарисованы красочно»; при сравнении понятий «тарелка – лодка» говорит, что они «состоят из молекул»; при сравнении «воробей – соловей» – объясняет «птицы», но тут же добавляет «состоят оба из 3-х слогов и оканчиваются на «й». В «пиктограмме» для запоминания выражения «больная женщина» пытается нарисовать стадион – «на нем сидят болельщики». Для слова «разлука» рисует луковицу.
- Какой вид патологии описан?
Эмоции
Эмоции– это специальный нервный аппарат, обеспечивающий оперативную автоматическую регуляцию всей нервно-психической деятельности организма в зависимости от его потребностей с учетом состояния внешней среды.
Эмоциональная функция обеспечивает приспособление (адаптацию) организма в постоянно изменяющейся окружающей среде в тесном единстве с другими сферами психической деятельности.
Функции эмоций:
· Регулятивная (регуляция гомеостаза и вегетативных реакций) – наиболее древняя связанная с поддержанием внутренней среды организма:
- витальные эмоции (голод, жажда) – сопровождают ощущения
- корковые реактивные реакции (при каком-либо неблагополучии – например боль)
· Эмоциональная регуляция поведения, при этом идет оценка событий с позиций прошлого опыта. Закон Йоркса – Додсона определяет связь между силой эмоционального возбуждения и успешностью деятельности человека.
· Коммуникативная функция: - эмоции выступают как средство оповещения у животных и человека.
Различают две основные составляющие эмоциональной деятельности:
- интенсивность (сила, глубина)
- и основной тон (тональность или «окраска», положительная или отрицательная).
Задачей интенсивности является создание энергетического потенциала - общего тонуса и способности к оперативной мобилизации ресурсов в зависимости от потребностей организма, включения резервных сил.
Функциональной сущностью основного тона эмоций является дополнительная и оперативная сигнализация о полезности или не полезности явления и, соответственно, воздействия на него (удаления или приближения).
Основной тон эмоций обеспечивает формирование более тонких и адаптационно совершенных форм поведения. Эмоции обеспечивают выбор от безусловно-рефлекторных и вегетативных реакций до сложных форм поведения. У человека организация этих систем достигает высшей степени совершенства в связи с многогранностью отношений.
По уровням дифференцированности выделяют :
1. Низшие эмоции возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением инстинктов.
2. Эгоистические эмоции возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением личных запросов и интересов, обуславливают эгоистические формы поведения («ты – мне, я – тебе»). Это – социально-обусловленное низшее чувство.
3. Высшие эмоции (чувства) формируются в процессе социализации личности и обеспечивают человеку его духовный облик. К ним относятся нравственно-этические, интеллектуально-эстетические чувства: справедливости, долга, стыда, вины и проч. Они – господствующие, подавляют и направляют низшие эмоции.
Также эмоции разделяют на стенические и астенические.
Стенические повышают жизненный тонус, активизируют жизненные процессы (радость, гнев, ярость, надежда).
Астенические эмоции снижают жизнедеятельность организма, энергетический уровень, замедляют психические функции (робость, печаль, смущение).
Об Э. судят по высказываниям больного, по внешнему виду, выражению лица, вегетативным реакциям.
По признакам силы и протяженности выделяют три группы эмоций:
1. Эмоциональное состояние (реакции). Это способность давать индивидуальные эмоциональные реакции на рядовые раздражители.
Эмоциональные реакции – кратковременные состояния, свойственные конкретной личности в ответ на рядовой раздражитель. Такие реакции формируют эмоциональность индивидуума.
2. Настроение – длительное эмоциональное состояние, эмоциональный фон на длительное время (положительного или отрицательного эмоционального знака).
3. Аффекты – кратковременная, но очень сильная, «бурная» Э., «взрыв Э.», возникающая обычно в связи с волнующими событиями и сопровождающаяся двигательной активностью. Различают физиологический и патологический аффекты.
Физиологический аффект – это яркая бурная эмоциональная реакция в ответ на сильный (значимый) раздражитель («поет от радости», «замер от страха»). При физиологическом аффекте человек осознает и контролирует свои действия.
Патологический аффект – это яркая сильная эмоциональная реакция в ответ на обычный по силе раздражитель, часто сопровождающаяся агрессивными разрушительными действиями. В состоянии патологического аффекта человек не контролирует свои действия. После патологического аффекта наступает полное физическое и психическое истощение и даже сон. Пациенты не помнят совершенных действий, происшедших событий. Патологический аффект встречается у больных с органическим поражением головного мозга (травма, эпилепсия и др.) и представляет собой разновидность сумеречного помрачения сознания психогенно обусловленного. Лица, совершившие преступления в состоянии патологического аффекта признаются невменяемыми.
Признаки патологического аффекта:
- Патологически измененная «почва».
- Признаки сумеречного помрачения сознания.
- Аффект ярости с агрессивными разрушительными действиями
- Бессвязная речь
- Дезориентировка в окружающем
- После агрессии глубокий сон
- Наличие бредовой ориентировки
- Амнезия всего случившегося.