Референтометрический тест

Референтометрия — измерение ценностной значимости других лиц — существует в различных методических формах. В данном случае используется вариант, содержательно и по форме связанный с социометрией (пятый вопрос предложенного комплексного теста). Предполагается, что, выбирая людей, чьи ответы хотелось бы знать, человек ориентируется не столько на эмоциональную привлекательность, сколько на ценностную значимость, для него личности данного человека.

Действительно, опыт показывает, что члены группы, набирающие наибольшее количество баллов по пятому вопросу, очень часто не совпадаю] ни со «звездами», ни с высокостатусными. Среди них могут быть потенциальные лидеры (люди, обладающие реальным влиянием на мысли и поступки членов группы), авторитетные для группы люди (за ними, возможно, не пойдут, но их мнение уважается, принимается в расчет). Иногда в число референтометрических лидеров попадают изгои. Известны случаи, когда в критических ситуациях класс передавал таким людям лидерские позиции. Это интересный и важный материал для анализа. Однако следует помнить, что высокая референтометрическая позиция не обязательно свидетельствует о лидерских полномочиях данного лица. Связано это со спецификой самой процедуры. Она, как и вся социометрия, построена на условном выборе в гипотетической ситуации. Возможно, что в реальности выборы распределились бы совсем по-другому. Такая процедура позволяет говорить об эмоциональных и ценностных предпочтениях, но ничего не говорит о реальном подчинении членов группы какому-то одному человеку, имеющему лидерскую власть. Именно поэтому современная социальная психология не использует ни социометрию, ни референтометрию для выявления реальных лидеров и изучения лидерской структуры.

Список литературы:

1. Алдер Х. НЛП: современные психотехнологии. - СПб., 2000. 160 с.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М.: Просвещение, 2001.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 512с.

4. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию / Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. - Петрозаводск, 1992.

5. Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования: Учеб. пособие. – М., 2004. 192 с.

6. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В., Основы психологии для старшеклассников. - М.: Владос, 2003. – 192 с.

7. Практикум по общей, прикладной и экспериментальной психологии: Учебное пособие / Под общей ред. А.А. Крылова и С.А. Маничева. - СПб., 2001.

8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Редактор – составитель Д.Я. Райгородский. - Самара, 2004. 672 с.

9. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. - М.: Физкультура спорт, 1959.

10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. - М., 1999.

11. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2002. 336 с.

12. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ): Руководство. - Ярославль: Психодиагностика, 1991.

13. Тарабрина Н. В., Графинина Н. А. Новый вариант калифорнийского психологического опросника // Методики анализа контроля трудовой деятельности и функционального состояния. М., 1993.

Программа «Тренинга коммуникативных навыков»

Объяснительная записка.

Общение выполняет ряд важнейших функций: информационную, коммуникативную, эмоциональную. В нашу тренинговую программу включены упражнения, направленные на реализацию этих функций. Данный тренинг решает следующие задачи: формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, формирование умения управлять выражением своих эмоциональных реакций и чувств, повышение эмоциональной зрелости в целом. Основная цель – обучение эффективному общению.

Тренинг в настоящее время является одной из самых распространенных форм работы с группой. И этой популярности способствует ряд объективных причин:

- во-первых, именно тренинг позволяет организовать неформальную атмосферу взаимодействия, позволяющую раскрыться каждому участнику;

- во-вторых, тренинг предусматривает использование различных методических приемов, гармонично дополняющих друг друга (как лекции, так
и двигательные игры (психогимнастику));

- в-третьих, тренинг способствует быстрому сплочению группы.

Дополнительных задач:

1. Способствовать формированию конструктивных групповых норм общения, основывающихся на принципах толерантности и принятия;

2. Заинтересовать студентов прикладными аспектами выбранной профессии (элементы введения в специальность);

3. Сформировать базу для самопознания и саморазвития через адекватное восприятие своих индивидуальных особенностей.

Примечание: в основу данных занятий положены разработки И. Дермановой, Г. Марасанова, Е. Сидоренко, Е. Трошихиной и собственные наработки автора.

Общее время проведения тренинговых занятий: 5 дней по 8 часов, итого 40 часов. Программа рассчитана на 6 часов «чистого» рабочего времени в день. При 8-часовом рабочем дне 1 час уйдёт на обеденный перерыв, около 30 мин. На перерывы, кроме того, предусмотрено время для ответов на спонтанно возникающие вопросы, дискуссии и непредвиденные ситуации.

Прежде чем вводить основные правила и принципы групповой работы, необходимо «подготовить» участников к групповой работе. Это можно сделать с помощью следующего текста:

«Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Наше общение, то, что мы внесем в групповое пространство, только это и будет помогать пониманию себя и других. Мы будем узнавать себя через те чувства, которые мы вызываем друг у друга, через те отношения, которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил,существует несколько правил и принципов групповой работы».

Правило «здесь и теперь»: главным сейчас является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент, т.к. только через актуальные переживания и через групповой опыт человек может познать себя. На занятиях можно пользоваться только той информацией друг о друге, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт общения не обсуждается и не может предъявляться на занятиях в качестве аргумента. Выходить из помещения во время занятий нельзя.

Принцип эмоциональной открытости: если участник думает или чувствует что – то важное постоянно, «здесь и сейчас», то ему можно сказать об этом, выразить свои чувства, чтобы они стали достоянием группового опыта.

Правило «СТОП»: каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно». Это переживание также становится частью рупппового опыта, что вызывает новые чувства и новые перспективы групповой работы.

Правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые его бы успокоили, оправдали или, наоборот, обидели. Если давать партнеру по общению искаженную обратную связь, то это может повлечь за собой формирование ошибочного мнения как о себе, так и о других.

Правило не давать советы:совет, пусть даже необходимый и правильный, трудно выполним, но не потому, что он плохой или нереальный, а потому, что совет- это, во-первых, индивидуальный способ действия, не подходящий для другого человека, а, во- вторых, совет- это ограничение свободы личности другого, что может вызвать неосознаваемую агрессию на советчика.

Правило «Я-высказывания»: в группе важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего имени, т.к. только говоря что- либо от своего имени, можно говорить о своих мыслях и чувствах.

Правило запрета на диагнозы или оценку: оценка поступка без запроса есть ограничение личностной свободы, порождающее тревогу по поводу возможных в последствии оценок, которые участник может получить от других участников, это может привести к возникновению «закрытости» некоторых членов группы или к стремлению поступать исходя из принципов социальной желаемости, подстраиваться.

Принцип личной ответственности: всё, что происходит или произойдет с данным человеком в процессе групповой работы – это следствие его личной активности, поэтому находится полностью под его ответственностью. Говорить на занятиях можно все, но за свои слова нужно отвечать лично. Что бы ты ни сделал – это твой выбор, за который ты первый несешь ответственность.

Принцип личного вклада: чем больше участник проявляет свою активность, чем больше он участвует в групповой работе, тем больше обратной связи он получит, и следовательно, тем больше у него появится возможностей для личностного роста. Все действия, происходящие во время групповой работы, предполагают участие в них каждого участника на равных условиях со всеми.

Правило конфиденциальности: рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал, - неприемлемо с точки зрения этики. Кроме того, групповые процессы должны обсуждаться в группе, а не за ее пределами, т.к. разговоры о групповых процессах вне работы ведут к снижению напряжения, необходимого при групповой работе.

«Презумпция здоровья»: участники берут на себя ответственность признать себя здоровыми людьми.

Принцип «круга»: во время работы каждый участник должен видеть каждого. Говорить на занятии можно только так, чтобы говорящего видел каждый из участников. Кроме того, каждый участник должен находиться в относительно равном положении относительно каждого другого участника.

Принцип инициативы участников: на занятиях обсуждается любая тема, исходя из внутреннего запроса присутствующих. Первоочередной является тема, наиболее актуальная (как в экстренной хирургии: в первую очередь оперируют не того, кого раньше доставили, а по жизненным показаниям). «Жизненные показания» на занятиях соответствуют неосознанной личностной иерархии ценностей участников.

Принцип включенности: на занятиях нет супервизоров, наблюдателей, «оценщиков».

Принцип «постоянства»:занятия пропускать нельзя.

Психологические упражнения.

Название блоков и упражнений Цель. Процедура. Необходимое время. Примечание и оборудование
Блок 1. Профессиональные навыки слушания и понимания партнёра. Формирование и развитие навыков активного слушания. Знакомство с основными техниками активного слушания. Развитие умения задавать открытые вопросы. Развитие логики рассуждений. Сплочение группы. Развития навыков эффективного общения. Начинается день с обсуждения правил, целей, программы тренинга. 20 – 30 мин. Бумаги, ручки.
1.«Снежный ком». Знакомство, развитие навыков активного слушания. Назвать своё имя или то, как бы хотелось, чтобы тебя называли в группе, а затем качества, которые помогают или мешают тебе в общении. Повторяет вся группа. 30 мин.  
2.«Взаимопрезентация» Знакомство, развитие навыков активного слушания. Развитие толерантности. Работа в парах (10 мин) – рассказ друг другу о себе. Затем, в общем кругу представление друг друга и ответы на вопросы остальных членов группы. 50мин.-1 час.  
3.«Встаньте те, кто» Знакомство, релаксация, подчёркивание общности. Ведущий встаёт и убирает свой стул, далее произносит фразу встаньте те, кто …(любой признак, включая внешний). Все те, у кого присутствует данный признак, должны встать и пересесть, ведущий занимает чьё-то место. Участник оставшийся без места становится новым ведущим. 15 мин.  
4.«Испорченный телефон» Развитие навыков активного слушания, выяснение причин искажения информации. Развитие толерантности. Аналог детской игры. Желательно провести 2-3 раза, чтобы каждый мог стать и игроком и зрителем. 40-50 мин.  
5.Общение в парах Развитие навыков активного слушания в партнёрском общении. Развитие толерантности. Общение на свободную тему в парах в разных положениях: спинами друг к другу, один стоит, другой сидит и т.д. На каждую серию по мин. Итого 20 мин.  
6.Беседа «Введение техник активного слушания»   Участникам предлагается оценить 9 техник активного слушания с точки зрения того, насколько они способствуют пониманию партнёра. 1 час. Бумага, ручки.
7.«Блеф клуб» Развитие навыков активного слушания, выяснение причин искажения информации. Развитие толерантности. Работа в командах по три человека. Каждая команда рассказывает 3 истории, заведомо правдивые или ложные. Задача остальных команд определить правда это или ложь. 40мин-1 час    
8. «Молекула» Релаксирующая игра   5мин.  
9. «Кто Я?» Развитие навыков умения задавать открытые и закрытые вопросы. Развитие навыков активного слушания. Один участник выходит, остальные задумывают известного человека. Нужно угадать его, используя только закрытые вопросы. 15-30 мин.  
10. Беседа «Открытые вопросы». Те же.   5-10 мин.  
11. Общее обсуждение работы.     15-20 мин.  
Блок 2. Коммуникация чувств и эмоций. Формирование и развитие снижения эмоционального напряжения у партнёра. Знакомство с основными техниками снижения напряжения. Продолжение развития навыков эффективного общения.      
1. Впечатления группы о вчерашнем рабочем дне, пожелания на сегодняшний день. Повторение правил. Сплочение группы. Развитие умения слушать других. Развитие толерантности. Каждый по очереди высказывает своё мнение. 15-20 мин.  
2. Беседа об эмоциях и чувствах. Сплочение группы. Развитие умения слушать других, развитие навыков отображения своего и понимания чужого эмоционального состояния. Тренер предлагает обсудить вопрос о том, что такое эмоции и чувства. Затем по очереди каждый называет эмоцию или чувство и как он это понимает, ситуации, где оно ярко проявилось. 20-30 мин.  
2. «Моё эмоциональное состояние». Развитие навыков оценивания своего эмоционального состояния. Выкинуть число пальцев, соответствующее своему эмоциональному состоянию на данный момент. 5 мин.  
3. Звук – чувство. Снятие эмоционального напряжения. Сплочение группы. Развитие умения слушать других, развитие навыков отображения своего и понимания чужого эмоционального состояния. Тренер раздаёт участникам карточки, по очереди каждый называет «своё» чувство. Все остальные должны показать как часто мы испытываем это чувство, для этого нужно будет гудеть: громко, если это чувство испытывает часто, тихо, если редко. 10-15 мин. Карточки с названиями чувств.
4. «МПС» Развитие навыков умения задавать открытые и закрытые вопросы. Развитие навыков активного слушания. Развитие толерантности. «МПС» – мой правый сосед. Один из участников группы должен догадаться, что такое МПС. 15-40 мин.  
5. «Волна» Релаксация, сплочение группы Первый участник выполняет любое движение, следующий его повторяет и добавляет своё, в результате последний должен повторить движения всей группы. 15 мин  
6. «Передаём чувства». Развитие навыков невербального общения, развитие навыков отображения своего и чужого эмоционального состояния. Все встают в колонку, игра начинается с последнего участника, он задумывает определённое чувство и пытается выразить его без слов впередистоящему участнику, который, должен пережать его следующему и т.д. 20 мин.  
7. «Моё эмоциональное состояние». То же, что и 2. То же, что и 2 5 мин.  
8.Ролевая игра «Премия». Снятие эмоционального напряжения, проигрывание ролей. Отработка навыков эффективного общения, аргументация своей точки зрения. Папа получил премию. У каждого в семье своя мечта и задача склонить папу к её осуществлению. 1 час-1час 20 мин.  
9. «Ритм руками» Релаксация, сплочение группы, развитие «чувства локтя». Сидя по кругу повторяем ритм (хлопками рук), заданный одним из участников. 5мин.  
10. «Детектив». Снятие эмоционального напряжения, сплочение группы, развитие навыков отображения своего и чужого эмоционального состояния. Развитие «чувства локтя». Предлагается сочинить детектив с любым сюжетом. Каждый участник говорит по предложению, повторяя при этом то, что сказал предыдущий. Заканчивается по завершению сюжета. 15 мин.  
11.Разговор на языке трёхлетних детей. Погружение в «детское» состояние Построение отношений между участниками из состояния «Ребенка» Снятие напряжения в настоящем через регрессию   Группа делится на пары или тройки. Предлагается поговорить друг с другом на языке трехлетних детей, т.е. не выговаривая каких – то букв, соблюдая детскую интонацию, задавать типичные для этого возраста вопросы.   20-30мин.  
12.«Групповое рисование». Снятие эмоционального напряжения. Сплочение группы У каждого участника листок бумаги, он начинает рисовать что-нибудь, по хлопку тренер листок передаётся по часовой стрелке и так до тех пор, пока не вернётся к своему хозяину. 15 мин. Листочки, ручки
12. «Моё эмоциональное состояние». То же, что и 2, 9. То же, что и 2, 9 5 мин.  
13. Подчёркивание общности.   Мы с тобой одинаково… , нас с тобой объединяет… 20 мин. Мячик.
14.        
15. Общее обсуждение. Сплочение группы.   30 мин. Возможно групповое рисование.
16. «Моё эмоциональное состояние». то же, что и 2. то же, что и 2 5 мин.  
Блок 3. «Вербальная и невербальная коммуникация»        
1. Приветствие. Развитие навыков невербального общения Поздороваться по-разному невербально. 15-20 мин.  
2.Краткая беседа о вербальном и невербальном общении.   Функции общения вербального и невербального, место последнего во всём общении человека. 20 мин.  
3.«Скульптура» Передача информации при помощи невербальных средств общения, развитие сензитивности. Все закрывают глаза или отворачиваются. Один задумывает скульптурный образ и «лепит» из одного участника, который с закрытыми глазами, затем следующий и т.д. 30-40 мин. При обсуждении проводится аналогия с предыдущим упражнением.
4. «Найди своё животное» Развитие навыков невербального общения, релаксация. Все получают парные карточки, затем без слов и звуков нужно найти свою пару (свое животное). 20 мин. Карточки с названиями животных.
5 «Крокодил» Снятие эмоционального напряжения, проигрывание ролей. Отработка навыков эффективного общения. Игра в командах. 40-50 мин.  
6. «Разговор через стекло» Развитие способности к эмпатии; анализ межличностного взаимодействия; развитие способности выражать свои чувства, мысли, переживания; развитие способности поддерживать контакт при ограниченных средствах коммуникации; анализ стратегии коммуникации.   Каждый участник смотрит на группу и выбирает того, кого он меньше всего знает. Они объединяются и представляют себе, что между ними находится звуконепроницаемое стекло. Им нужно поговорить на какую-либо тему в течение 10 минут (темы могут быть предложены ведущим). После задания проводится обсуждение.   20-30 мин  
         
6. «Мафия» Развитие навыков невербального общения, обучение конкретным социальным навыкам. Отработка навыков эффективного общения, аргументация своей точки зрения. развитие навыков социальной ориентации. Командная вербально-невербальная игра. 1час-1час 20 мин Карточки
13. «Шеренга» Подчёркивание общности, нахождение индивидуальных особенностей. Сплочение группы. Выстроиться в шеренгу: по цвету глаз, по росту, по возрасту... 10-15 мин.  
14.Фотография «Семья». Объединение, подчёркивание общности.   15 мин.  
Блок 4. «Тренинг сензитивности»        
1. «Поздороваемся!» Развитие доверительных отношений, обеспечивает возможность контакта и взаимодействия. Здороваемся руками, ногами, глазами, ушами со всеми. 15 мин.  
         
3. «Печатная машинка» Объединение группы, развитие навыков невербального общения, обучение конкретным социальным навыкам. Каждый называет букву, из которых складывается известная пословица, стихотворение и т.д. 20 мин.  
         
«Синхронизация!. Осознание возможности переживания чувства единения с другими людьми Участникам предлагается на счет "3" показать одинаковое количество пальцев на 1 руке. Синхронизация наступает в тот момент, когда почти все участники показывают одинаковое количество пальцев 5-15 мин.  
«Слепой и поводырь».     30 – 40 мин.  
         
7. «Путаница» Релаксация, активизация совместной деятельности. Сплочение группы.   10-15 мин.  
«Дождь» Развитие доверительных отношений, релаксация, активизация совместной деятельности. Сплочение группы Движения, напоминающие звук начинающего дождя, постепенно производят все участники (щелчки, хлопки по коленям, топание ногами). В результате создаётся впечатление шума дождя. 5-10 мин.  
«Восковая палочка» Цель: переживание телесных ощущений в отношениях доверия - недоверия Сплочение группы. Все участники становятся в круг плотно друг к другу, чувствуя друг друга. В центр круга становится один из участников, который стоит в центре, закрывает глаза и максимально расслабляется. Его раскачивают остальные участники группы, стараясь не причинить ему боль". Затем - на месте "восковой палочки" оказываются остальные участники группы. В заключении ведется работа с чувствами, возникшими в результате выполнения упражнения.   20-30 мин.  
11.«Комплимент». Обобщение знаний друг о друге, обучение социальным навыкам, умение говорить и получать комплименты. Каждому по очереди высказываются комплименты, кто хочет (не по кругу). 1 час.  
Блок 5. Социально-личностный блок   Формирование стремления к самопознанию; формирование возможностей распознавать собственные личностные качества; обучение конкретным социальным навыкам; отработка навыков эффективного общения, аргументация своей точки зрения.      
1. «Монолог от имени вещи о своём хозяине. Развитие самопознания, развитие навыка эффективного слушания, развитие доверительных отношений в группе. Каждый участник рассказывает от имени любой своей вещи о себе. 20-30 мин  
2. «Я не умею…» Развитие самопознания, развитие навыка эффективного слушания, развитие доверительных отношений в группе. Каждый участник выставляет вперёд руки и со словами «я не умею» …загибает один из пальцев. Если это свойственно ещё кому-нибудь в команде, то он также загибает один палец. Игра продолжается да тех пор, пока у всех не будут загнуты все пальцы. 20-30 мин.  
2. «Мои профессии» Развитие доверительных отношений, обеспечивает возможность контакта и взаимодействия. Рассказ каждого из членов группы о профессиях, которыми он владеет. 40 – 50 мин.  
3. «Вопросы» Формирование стремления к самопознанию, формирование возможностей распознавать собственные качества, Обобщение знаний друг о друге, обучение социальным навыкам. Тренер зачитывает заранее заготовленные вопросы, каждый отвечает, затем нужно догадаться: где чьи ответы. 20мин. Бумага, ручки
3. Никто не знает, что я... Продолжение знакомства, создание доверительных отношений. Каждый по очереди продолжает фразу, стараясь не повторяться. 10-15 мин.  
5. «Рекламный ролик» Формирование стремления к самопознанию, формирование возможностей распознавать собственные качества. Обобщение знаний друг о друге, обучение социальным навыкам. Каждый вытаскивает листок с именем одного из участников группы, нужно составить рекламу любого товара, с качествами этого человека. 30 мин. Бумага, ручки
         
«Убеди остаться» Закрепление умения слушать и чувствовать других. Сплочение группы Группа делится на микрогруппы по 4-5 человек. Из каждой группы выделяется по одному участнику. Задача каждой группы в течении 2 мин пообщавшись с каждым уговорить его остаться в своей группе. Задача Отделившихся участников выбрать группу, в которой понравилось больше. 40 мин.  
8. «Зеркало» Развитие навыков невербального общения, обучение конкретным социальным навыкам. Молчащее и говорящее зеркало, угадывающий - три ведущих, которые постоянно меняются. 40-50 мин.  
9. Коллективный счёт Развитие умения слушать и чувствовать других. Сплочение группы Участники, сидя в кругу и глядя в пол, должны сосчитать до числа, по количеству членов группы по порядку. Каждый называет любое число только один раз в любой момент, не перебивая других. Если несколько человек одновременно называют число, то счёт начинается заново. Абсолютно неопределённо.  
10.«Сказка о других членах группы» Обобщение знаний друг о друге, обучение социальным навыкам. 2 команды пишут друг о друге сказку. 40 мин. Листочки, ручки.
12.«Собери в дорогу чемодан» Обобщение знаний друг о друге, обучение социальным навыкам. Пожелания друг другу. 1 час Заранее заготовленные открытки
Общее обсуждение всей работы группы, пожелание, церемония прощания.     20-30 мин.  

Литература:

1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 2000. 224 с.

2. Вачков И. В. Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004.- 272с.

3. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. СПб., 2001.

4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.

5. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб., 2004.

6. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2003.

7. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера.2-ое изд. – СПб.: Питер, 2008.- 240с.

Наши рекомендации