Деловая этика
Этика ¾ совокупность принципов человеческого поведения. Распространяя это определение на область бизнеса, можно утверждать, что деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сфере бизнеса.
Деловая этика позволяет рассматривать и оценивать деловые отношения партнеров, а также их личное поведение с точки зрения соответствия общепринятым в деловом мире принципам поведения. Апеллирование к таким принципам помогает бизнесменам, имеющим профессиональную возможность активно влиять на развитие общества, достойно исполнять свой гражданский долг.
В связи с этим представляется целесообразным выделить в деловой этике те моральные ценности, которые являются ее структурообразующими компонентами. Самые важные из них ¾ честность и порядочность.
Требование честности в бизнесе вытекает из ее природы. Обман не может служить основой для нормального экономического процесса. Наоборот, он создает угрозу для интересов партнеров. Людей, идущих на обман, в деловом мире всегда осуждали. В конечном счете, те, кто допускает ложь и фальсификацию, больше теряют, чем выигрывают.
Честность и порядочность являются следствием длительного развития бизнеса и общества в целом, в ходе которого вырабатывались оптимальные этические и нравственные нормы. Известно, что в промышленно развитых странах бизнес не обходится без сбоев, злоупотреблений, элементарной непорядочности и возникающих на этой почве скандалов. И, тем не менее, главное в бизнесе ¾ честность, порядочность, стремление не «объегорить» партнера, а заключить взаимовыгодное соглашение, чтобы двигаться дальше и развивать отношения.
Нечестность в современном цивилизованном бизнесе скорее досадное исключение, чем общее правило. Без честности и порядочности в отношениях между промышленными предприятиями, банками, отдельными людьми цивилизованный бизнес просто невозможен. Это подтверждается хотя бы тем, что миллионы тонн нефти и нефтепродуктов, десятки миллионов акций и других ценных бумаг ежедневно продаются и покупаются на товарных и фондовых биржах Запада на основе устных сделок без свидетелей. Честность и порядочность в деловых отношениях были присущи и русскому купечеству. На Руси был известен обычай «бить по рукам», что означало формальное заключение сделки.
Деловая этика базируется на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Это означает, что бизнесмен или менеджер должен ценить свободу не только своих коммерческих действий, но и действий своего конкурента, что выражается в недопустимости вмешательства в его дела, ущемления даже в мелочах его интересов.
Другим основополагающим принципом деловых взаимоотношений является терпимость, которая вытекает из осознания невозможности преодолеть «с наскока» слабости и недостатки партнеров, клиентов или подчиненных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает «гасить» конфликтные ситуации в самом их зародыше.
Деловые взаимоотношения всегда чреваты различного рода шероховатостями и конфликтами, поэтому они требуют тактичности и деликатности. Такт в таком общении ¾ этоне только понимание соответствия целей и норм поведения, но и умение применять эти нормы к конкретному человеку. Тактичность предполагает прежде всего ориентацию на гуманность и благородство, внимательность и предупредительность. Быть тактичным ¾ это значит в любой ситуации осознавать своего партнера, клиента и подчиненного как самоценную человеческую личность с учетом ее биосоциальных характеристик: пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т. п.
Под деликатностью понимают вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих коллег. Деликатность ¾ это особая, свойственная только высокопрофессиональным бизнесменам и менеджерам форма проявления корректности и искренности при общении. Она помогает с наименьшими морально-психологическими издержками решать деловые задачи. Особенно велика цена деликатности при общении с зарубежными бизнесменами.
Когда встречаются представители зарубежных фирм, расхождения в оценке тех или иных явлений вполне естественны. Чужие обычаи и представления могут показаться странными, манеры поведения излишне чопорными или, наоборот, вульгарными. Но из первоначального впечатления, к тому же, как правило, поверхностного, ни в коем случае не должно рождаться неуважение к зарубежным коллегам по бизнесу. В то же время деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем не оправданному восхвалению увиденного или услышанного.
Наряду с терпимостью и деликатностью деловая этика ориентируется на такое общечеловеческое нравственное качество, как справедливость, которая предполагает объективную оценку личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность.
К общим нравственным качествам, характеризующим делового человека, можно отнести его профессиональную честность, т. е. требовательность, самоотдачу в работе, а также принципиальность и уважение к мнению других.
У деловых людей всегомира существует такое понятие, как деловая обязательность. В США, например, бытует понятие «техасское рукопожатие», когда стороны просто договариваются, что будут вместе заниматься каким-нибудь делом. И если кто-то нарушил условия договора, никто большене будет иметь с ним дела.
Формула успеха западныхбизнесменов проста: преуспевание = профессионализм + порядочность. За рубежом очень ценят проверенных годами партнеров, а новичков с подозрением изучают и часто вычеркивают из своих записных книжек имена тех, кто с первой встречи повел себя не по правилам.
В бизнесе есть золотое правило: заботься о своих клиентах, а рынок позаботится о тебе. О справедливости этого правила свидетельствует успех американских бизнесменов. Например, «Дженерал Моторс» однажды истратила 3,5 млн. дол. на одни только почтовые расходы, но пошла на это, чтобы предупредить 1,5 млн. владельцев автомобилей о дефектах в креплении двигателей. Так создается профессиональная репутация производителя.
Трудно приобрести хорошую репутацию, на это уходят годы, а утратить ее можно мгновенно и зачастую из-за пустяка: не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность в любой другой форме. Для репутации важно все: культура речи, манера поведения, одежда, интерьер офиса и др. Для российских бизнесменов, желающих работать с иностранными партнерами на долговременной основе, все это важно вдвойне, если только последние не заезжие проходимцы, желающие «половить рыбку в мутной воде» российского бизнеса. Контакты обрываются сразу же, как только обнаруживаются некомпетентность и непорядочность наших бизнесменов.
В настоящее время основной постулат этики бизнеса каждой уважающей себя компании может быть выражен девизом, под которым выходила газета деловых кругов дореволюционной России «Биржевые ведомости»: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли».
Общечеловеческие моральные ценности и профессиональные деловые качества взаимосвязаны и воспроизводят в целом модель нравственного облика современного делового человека, который:
· уважает себя как личность и с уважением относится к людям, проявляя в деловых взаимоотношениях терпимость, деликатность и тактичность, доверяет не только себе, но и другим;
· убежден, что честь превыше прибыли, дорожит своей профессиональной репутацией и потому считает, что для деловых отношений обязательны честность, порядочность, справедливость, обязательность и компетентность;
· признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
· ценитсвободу не только своих коммерческих действий, но и действий своих конкурентов;
· умеет и не боится рисковать и брать на себя ответственность за принимаемые решения.
В заключение сформулируем конкретные советы, которые помогут создать привлекательный деловой имидж, гарантирующий не только успех, но и истинное удовлетворение от работы в сфере бизнеса:
· выполняйте обещания в срок. Если не смогли выполнить ¾ определите новый срок и сдержите слово, пусть с некоторым опозданием;
· будучи уверенным в себе, избегайте быть самоуверенным;
· не забывайте, что кроме вашего есть и другие мнения, отнюдь не худшие;
· помните, что знание личных побудительных мотивов людей ¾ одно из важнейших условий эффективного взаимодействия с партнерами по бизнесу, с подчиненными;
· будьте терпимы к недостаткам людей, если эти недостатки не мешают вашему бизнесу;
· занимайтесь только теми вопросами, в решении которых ваше участие обязательно;
· хвалите сотрудников на людях, порицайте с глазу на глаз;
· умейте слушать;
· отклоняйте ненужные предложения, но тактично и вежливо;
· не оставляйте без тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя или промаха;
· не бойтесь талантливых подчиненных;
· руководствуйтесь в работе тремя «не»: не раздражайтесь, не теряйтесь, не распыляйтесь;
· помните, что бизнесмен высокого класса способен превращать вредное (мешающее делу) явление в полезное (помогающее достижению цели);
· выработайте привычку рассматривать все, с чем вы сталкиваетесь, с точки зрения пользы для вашего дела;
· будьте внимательны и объективны к «бесполезным» предложениям;
· не перекладывайте ответственность за принятие нужного решения на подчиненных, если это не входит в их компетенцию или они не получили от вас соответствующего задания или рекомендации;
· чтобы эффективно подчинять, умейте подчиняться, хотя бы обстоятельствам;
· воспитывайте подчиненных ненавязчиво, поощряйте их плодотворный труд и инициативу;
· не задерживайте начало работы из-за своего опоздания или неподготовленности мероприятия ¾ это высшая форма неуважения к партнерам и подчиненным;
· помните, что человека можно оскорбить не только словом: поза, жесты, мимика часто не менее выразительны;
· будьте справедливы к деловым качествам человека, особенно если ваши отношения с ним оставляют желать лучшего. Вполне возможно, что его плохое отношение к вам ¾ следствие ваших несовершенств;
· помните, что нет ничего обиднее для человека, чем унижение. Бойтесь совершить несправедливость ¾ она сильно задевает людей;
· не забывайте, что сочувствие часто ценнее денег;
· вырабатывайте этические и деловые правила сами. Творите, но не забывайте о главном ¾ о порядочности и благородстве.