Элементы композиции, основные композиционные принципы и приемы.
Композицию текста представляют как последовательность трех основных частей: зачина(введение) основной части и концовки(заключение).
Зачинорганизует восприятие новой информации, закладывает тематические и прагматические ориентиры. Во -1 предполагает введение в тему и содержание текста, постановку проблемы конкретизацию аспекта её рассмотрения. Во -2, реализует прагматическую функцию: помогает автору завладеть внимание читателя, вызвать интерес к содержанию текста, установить психологический контакт с аудиторией, настроить на определенную тональность речи, чему способствует яркие образы, проблемные вопросы, обращение к адресату.
Концовкаявляется тематической и концептуальной точкой текста. В ней обычно подводится итог, со всей определенностью формулируются выводы, суммируется сказанное, намечается новые задачи и проблемы, требующие решение, содержится призывы к аудитории. Переход концовки во многом зависит от авторского представления об информативной исчерпанности сообщения, о выбор её формы всегда предопределен предшествующим изложением, находит объяснение в особенностях жанра и авторской манеры. В концовке автор может сообщить сказанное, дать оценку изложенных фактов, мысленно обратится в будущее поставить перед читателем вопрос, призвать его к действиям.
Принципы:
Принцип «перевернутой пирамиды» состоит в том, что распределение информации в сообщении происходят в порядке убывания ее важности. Ключевую информацию (базовый факт, его главные аспекты) выносят в начало текста (в заголовок – главную новость, в зачин – его важные аспекты), затем следует менее значительные факты, сравнения, комментарии и т.д.
Принцип «нарастающего интереса» означает расположение содержательных элементов в порядке возрастания и их значимости и новизны. Такое построение графически можно изобразить в виде обычной пирамиды, стоящей на своем основании – корпусе, содержащем ключевую информацию. В этом случае ни в заголовке, ни в зачине не содержится основной факт, их задача – привлечь внимание читателя, заинтриговать его, заставить прочитать текст до конца. Подобная композиционная форма выдвигающая вперед не «инф. Повод, но авторское «я» так любимое журналистом»
Композиционный прием – мотивированное авторским замыслом отклонение от «нулевого уровня» композиции. Для того что бы дать понятие «нулевого уровня» композиции достаточно представить себе обычное инф. Сообщение, где последовательно дается ответ на вопросы – что? где? когда случилось? Это стандартная композиция опирается на традиционные схемы, «отражающие реальную или логическую группировку понятий, предметов». В деловых, научных текстах, информативных жанрах СМИ каждая из этих структур реализуется в виде объективной и нейтрально – линейной последовательности изложения: а) временной(весна лето) б) каузальной(облако, дождь) в) градационной (ледяной ,холодный) г) иерархической (тупоугольный треугольник, треугольник).
Стремление автора сделать свое высказывание более действенным придать речи особую выразительность заставляет на языковом уровне использовать стилистически окрашенные средства, тропы, фигуры речи, игру со словами и др. , а на композиционном уровне – отказываться от традиционных схем, усложнять композицию, используя разнообразные приемы:
1. Конкретизация – усложнение композиции за счет использования средств и способов «совестной наглядности»
2. Трансмутация – отказ от нормативной последовательности изложения – реальный или логической.
3. Адаптация – заключается в выборочном изложении признаков предмета, отдельных моментов протекающего процесса
4. Аддиция –противоположность адаптации: последовательное, концентрическое развертывание – неоднократное возращение к одной и той же мысли всякий раз с добавлением новых фактов, положений.
5. Иммутация – 2 разновидности: апагоге и параллелизме.
Апагога доказательство от противного, которому нередко прибегают в научных текстах. Параллелизм предлагает описание объекта по аналогии. Обеспечивает понятность и выразительность речи.