Анализ проведенного исследования
Изучение проблемы семейных взаимоотношений и отношение к институту семьи
В группе менеджеров 2 курса был проведен социологический опрос. Целью данного исследования явилось изучение отношения современной молодежи к институту брака и семьи. Опрос проводился среди юношей и девушек в возрасте от 16-17 лет.
РЕЗУЛЬТАТы проведенного исследования
Группа | Курс | Отделение | Тест |
Менеджмент | ОДО | Семейный тест |
Выбрало | Эксклюзив | Вопрос |
1.как вы видите создание своей семьи | ||
29 (85%) | 29 (85%) | только с человеком, которого любите |
3 (08%) | 3 (08%) | Возможно с человеком, к которому испытываете чувство симпатии, но не любви |
1 (02%) | 1 (02%) | по эмоционально-статусному предпочтению: хороший муж (жена) |
1 (02%) | 1 (02%) | по финансовому расчёту |
2. как вы относитесь к брачным узам | ||
29 (85%) | 28 (82%) | считаю, что это нормально, когда люди любят друг друга, то хотят жить вместе и вести единое хозяйство |
1 (02%) | 1 (02%) | это стандартное мнение, стереотип нашего общества, но в принципе я не против |
0 (00%) | 0 (00%) | настоящая самореализация возможна только в “свободном полете” |
1 (02%) | 0 (00%) | я категорически против брака |
4 (11%) | 4 (11%) | почему бы и нет, ведь всегда можно развестись, если что-то не получилось |
3. если бы вы вступили в брачный союз, то | ||
5 (14%) | 4 (11%) | ваши требования к партнеру были бы очень высоки |
14 (41%) | 13 (38%) | вы старались укреплять брачные узы |
13 (38%) | 13 (38%) | делили обязательства поровну |
3 (08%) | 3 (08%) | вы бы понимали, что налагать на другого человека свои запросы это неправильно |
4. какая из социальных функций семьи, на ваше усмотрение, является самой значимой для Вас при создании Вами семьи | ||
13 (38%) | 13 (38%) | репродуктивная (рождение детей) |
5 (14%) | 4 (11%) | экономическая (помогает организовать быт) |
2 (05%) | 1 (02%) | социально-статусная |
8 (23%) | 7 (20%) | эмоциональная (условия для самовыражения личности) |
0 (00%) | 0 (00%) | социального контроля и регулирования |
5 (14%) | 5 (14%) | сексуального регулирования |
4 (11%) | 3 (08%) | защитная |
5. как вы считаете, в дальнейшем будут ли узаконены и поощряемы полигамные браки (брачные узы состоящие из трех и более человек) | ||
5 (14%) | 5 (14%) | да |
29 (85%) | 29 (85%) | нет |
6. Как вы считаете, как ответили на предыдущий вопрос мужчины (женщины) | ||
28(82%) | 28(82%) | так же как и я |
6 (17%) | 6 (17%) | не так как я |
7. Если вы в скором будущем вступите в брак, то как скоро вы хотели бы, чтобы в вашей семье появился ребенок | ||
3 (08%) | 3 (08%) | сразу же (через 9-12 месяцев) “дети – это цветы жизни “ |
14 (41%) | 14 (41%) | через 1-2 года (чтобы привыкнуть друг к другу, быть ближе или же немного побыть одним) |
12 (35%) | 12 (35%) | через 2-4 года (немного пожить для себя) |
3 (08%) | 3 (08%) | через 4-7 лет (торопиться некуда, я еще молод) |
2 (05%) | 2 (05%) | я не думал (а) о детях |
0 (00%) | 0 (00%) | я не люблю детей |
8. как бы вы решили финансовые затруднения (или проблемы) | ||
3 (08%) | 3 (08%) | с помощью родителей |
3 (08%) | 3 (08%) | с помощью друзей |
26 (76%) | 26 (76%) | сами |
2 (05%) | 2 (05%) | затрудняюсь ответить |
9. кого вы намерены привлекать к воспитанию своих детей | ||
18 (52%) | 18 (52%) | только с мужем(женой) |
16 (47%) | 16 (47%) | родителей (с обеих сторон) |
0 (00%) | 0 (00%) | друзей, приятелей |
0 (00%) | 0 (00%) | профессиональных нянь, воспитателей |
10. если у вас будет выбор, то вы хотели бы жить | ||
1 (02%) | 1 (02%) | вместе со своими родителями |
1 (02%) | 1 (02%) | вместе с родителями мужа (жены) |
15 (44%) | 15 (44%) | отдельно от всех |
17 (50%) | 17 (50%) | только отдельно, даже если это будет финансово и эмоционально трудно |
11.что могло бы стать причиной развода в вашей потенциальной семье (или уже реально созданной) | ||
18 (52%) | 18 (52%) | регулярные измены супруга (супруги) |
2 (05%) | 2 (05%) | пьянство |
8 (23%) | 8 (23%) | недоверие и непонимание со стороны супруги (а) |
1 (02%) | 1 (02%) | ваше увлечение или влюбленность в другого человека |
4 (11%) | 4 (11%) | понятие, что любовь прошла |
12. вы бы хотели, чтобы ваша семья была похожа на семью ваших родителей | ||
8 (23%) | 8 (23%) | да |
25 (73%) | 25 (73%) | нет |
Анализ проведенного исследования
Создание семьи возможно только с любимым человеком считает 85% респондентов. Таким образом, основой семьи для молодежи является любовь и эмоциональная привязанность. Отношение к браку и семье положительное у 95% опрошенных и только 2% против брака.
В результате полученных данных можно сделать вывод о том, что брак и семья важна для современного поколения.
Студенты сошлись на мнении что укреплять брачные узы необходимо, так же как и делить обязанности между супругами.
Поддержка и равноправие является важным моментом в семейных отношениях.
Самой значимой для молодежи является репродуктивная функция семьи. Но, не смотря на это, молодожены не собираются сразу после вступления в брак завести детей. Основной причиной является необходимость привыкнуть друг к другу и пожить немного для себя.
Воспитание появившихся позже детей большинство опрошенных планирует с супругом без привлечения друзей или родителей с обеих сторон. Можно сказать, что современное поколение относиться положительно к созданию семьи.
Молодые люди прекрасно понимают что, значит, вступить в брак - это переход на следующую ступень своего жизненного пути. Сколько людей – столько и мнений.
Исследовательская работа в этой области никогда не может быть завершена. Ее тема неисчерпаема, каждый день порождает новые вопросы, и в центре внимания стоит интереснейшее из созданий, обитающих между небом и землей – человек.
Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. в работе дано обоснование актуальности изучения темы семья и брак.
2. исследования показали, что большое количество студентов относится к созданию семьи положительно. Однако при этом они чувствуют, какая ответственность «ложится на их плечи». Реализуя свою потребность в построении личной жизни.
3. почти каждый из опрошенных студентов планирует создание своей семьи в будущем.
Отличительной чертой личности студентов является рост самосознания, стремление самим оценить свои возможности, отстаивать своё мнение. Регулятором поведения студентов все более становится самооценка.
С развитием самосознания связано стремление, оценить, понять, изучить себя через отношения с другими (отсюда потребность в активных социальных контактах), через самоанализ. С развитием самосознания связано стремление к самовоспитанию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья – это особого рода коллектив, который играет немаловажную и долговременную роль. Создание семьи это большой шаг в жизни каждого человека. Люди вступают в брак, у них появляются дети, а с ними и новые заботы, новые хлопоты. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется пойти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен думать о позиции другого. Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы без присутствия ребенка. Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально – психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Если ваш ребенок видит, что мама или папа, которые каждый день твердят ему, что лгать не хорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку. Родители, принимая решение, должны не первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. Таким образом, семья – это самовыражение и самовоспитание отдельной личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Сент-Экзюпери «Планета людей» «Маленький принц».
2. В.Л. Леви «Искусство быть собой» 7изд., издательский дом Дрофа 1975 – 394 стр.
3. В.А. Сухомлинский «Письма к сыну». Просвещение, 1989 год
4. Книга о здоровье. Ю.П. Лисицына.
5. Р.И. Рождественский сборник сочинений «Монолог женщины».
6. Л.М. Панков «Любовь, жизнь, семья».
7. учебное пособие по психологическому консультированию. Самара: издательский дом БАХРАХ-М, 2004. -704с.
8. Белова В. А., Дарский Л. Е. Статистика мнений в изучении Рождаемости. М, 1972.
9. Гурко Т. А. Трансформация института современной семьи // СоцИС. 1995. № 10. С. 96-99.