Глава 1. Методология построения системы отбора персонала

М.И.Магура

ПОИСК И ОТБОР ПЕРСОНАЛА

НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ КАДРОВЫХ СЛУЖБ И МЕНЕДЖЕРОВ

Издание 3 переработанное и дополненное

Москва

ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»

2003
аннотация

Данная книга является третьим переработанным и дополненным изданием, посвященным вопросам привлечения, отбора и закрепления кадров. В ней нашел отражение как лучший зарубежный и российский опыт работы в этой области, так и многолетний опыт автора. Основное назначение большинства материалов, приведенных в данном издании, – помочь людям, работающим в разных сферах бизнеса, решать проблемы, связанные с подбором персонала. В книге подробно разбираются важнейшие методы, используемые в практике отбора кадров. Особое внимание уделено технологичности системы поиска и отбора персонала.

В книге существенно усилен раздел, посвященный рассмотрению широкого круга задач, связанных с отбором руководителей. Все, кого интересует данная проблематика, могут найти здесь ответы на многие вопросы.

Книга «Поиск и отбор персонала» включает в себя ряд типовых документов, форм, вопросников и других материалов, которые помогут наладить работу в сфере поиска и отбора кадров.

Книга предназначена для специалистов кадровых служб, руководителей разного уровня, преподавателей и учащихся бизнес-школ.

Посвящается моей любимой жене и коллеге, без участия которой создание этой книги было бы невозможным

Содержание

Содержание................................................................................................................................ 4

введение....................................................................................................................................... 7

Глава 1. Методология построения системы отбора персонала........ 8

Основные принципы технологичного построения системы отбора кадров............ 8

Планирование процесса отбора........................................................................................ 12

Место поиска и отбора кадров в общей системе управления персоналом............ 13

Кадровое планирование..................................................................................................... 16

Этапы кадрового планирования....................................................................................... 17

Ошибки, допускаемые при кадровом планировании....................................................... 20

Анализ работы....................................................................................................................... 20

Значение анализа работы для процесса отбора............................................................. 22

Должностные инструкции................................................................................................. 22

Содержание должностной инструкции......................................................................... 23

Ошибки при написании должностных инструкций....................................................... 26

Требования к должности.................................................................................................... 27

Критерии отбора.................................................................................................................... 29

Требования к критериям отбора..................................................................................... 30

Разработка и установление критериев отбора............................................................ 34

Внешний и внутренний рекрутинг................................................................................... 37

Глава 2. организация процесса внешнего отбора кадров.................... 41

Пул претендентов................................................................................................................ 43

Поиск и привлечение подходящих кандидатов............................................................ 44

Источники рабочей силы.................................................................................................. 45

Как заинтересовать потенциальных кандидатов работой в организации?.............. 56

Сбор предварительной информации о кандидатах....................................................... 58

Предварительное собеседование...................................................................................... 59

Реалистичная информация о работе............................................................................... 61

Сбор и анализ сведений о кандидатах............................................................................. 62

Требования к содержанию стандартной формы........................................................... 62

Проверка информации, предоставленной кандидатом.............................................. 64

Проверка информации о состоянии здоровья................................................................. 68

Глава 3. Методы отбора.................................................................................................... 70

Личностные опросники...................................................................................................... 70

Тесты общих способностей............................................................................................... 73

Надежность тестов......................................................................................................... 76

Профессиональные и имитационные тесты.................................................................. 80

Групповые методы отбора.................................................................................................. 82

Графологическая экспертиза............................................................................................ 84

Глава 4. интервью................................................................................................................. 85

Типы интервью...................................................................................................................... 86

Факторы, определяющие содержание и структуру интервью.................................... 88

Подготовка к проведению интервью.............................................................................. 89

Проведение интервью......................................................................................................... 90

Навыки, необходимые интервьюеру................................................................................ 93

Сбор информации от кандидата в ходе интервью........................................................ 93

Умение слушать................................................................................................................. 99

Оценка невербального поведения.................................................................................... 101

Контроль и направление хода интервью...................................................................... 104

Фиксация информации, полученной в ходе интервью.................................................. 109

Подведение итогов интервью......................................................................................... 111

Глава 5. решение о приеме кандидата на работу...................................... 115

Система оценки кандидатов.......................................................................................... 115

Возможные ошибки при оценке кандидатов............................................................... 116

Процедура принятия окончательного решения.......................................................... 117

Глава 6. Правовые аспекты найма на работу и психологический контракт.......................................................................................................................................................... 122

Трудовой договор (контракт)........................................................................................... 122

Приказ о зачислении на работу....................................................................................... 123

Психологический контракт............................................................................................. 123

Глава 7. ОТБОР РУКОВОДИТЕЛЕЙ.................................................................................. 126

Критерии отбора руководителей..................................................................................... 126

Формы и методы отбора руководителей....................................................................... 127

Экспертные оценки......................................................................................................... 128

Проведение специализированных семинаров................................................................. 130

Центры оценки (Асессмент-центры)............................................................................ 131

Ежегодная оценка рабочих показателей...................................................................... 142

Работа с кадровым резервом........................................................................................... 144

Основные этапы работы с резервом............................................................................. 145

Формирование резерва..................................................................................................... 149

Критерии включения резерв............................................................................................ 151

Ответственность за работу с резервом..................................................................... 152

Проведение конкурсов на замещение вакантных руководящих должностей... 155

Глава 8. эффективность процесса поиска и отбора кадров............. 156

Показатели эффективности процесса отбора кадров............................................... 156

Затраты на поиск и отбор кадров.................................................................................... 158

Прямые и косвенные потери при ошибках отбора...................................................... 159

Глава 9. адаптация новых работников.............................................................. 162

Цели адаптации.................................................................................................................. 162

Структура процесса адаптации новых работников к труду в организации......... 163

Введение в организацию................................................................................................... 163

Введение в подразделение................................................................................................ 166

Введение в должность..................................................................................................... 167

Ключевые факторы, определяющие успех адаптации................................................. 170

Управление процессом профессиональной адаптации................................................. 171

Заключение............................................................................................................................ 173

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТИПОВЫЕ ФОРМЫ И ДОКУМЕНТЫ............................................... 176

Пример вопросника по анализу работы........................................................................ 177

Форма для разработки должностных инструкций..................................................... 180

Должностные инструкции............................................................................................... 183

Заявка на подбор персонала............................................................................................ 185

Бланк для фиксации результатов интервью................................................................ 186

Стандартная форма «Сведения о кандидате»............................................................ 188

Форма резюме..................................................................................................................... 190

Положение о порядке приема на работу в организацию и увольнения из нее.... 191

Положение о системе профессионального отбора кандидатов для работы в организации 194

Форма контракта................................................................................................................ 196

Положение о подготовке кадрового резерва предприятия....................................... 200

Учетная карточка работника, состоящего в резерве................................................. 203

Перечень задач по ориентации новых работников..................................................... 204

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. МЕТОДЫ ОТБОРА РУКОВОДИТЕЛЕЙ............................................ 210

Ролевая игра «Разгневанный покупатель»................................................................. 211

Ролевая игра «Оценка рабочих результатов».............................................................. 211

Ролевая игра «Прием на работу».................................................................................... 211

Разбор конкретной ситуации «Дисциплинарные нарушения»................................ 212

Ролевая игра «Аттестация»............................................................................................. 213

Оценка навыков принятия решений.............................................................................. 216

Баскет-метод «ПАПКА РУКОВОДИТЕЛЯ».................................................................. 218

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Вопросы для структурированного интервью при отборе руководителей..................................................................................................................... 229


введение

Работа кадровых служб и руководящего состава любой организации связана с необходимостью поиска и отбора персонала. Отбор кадров является одной из центральных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и именно от людей в конечном счете зависит ее экономические показатели и конкурентоспособность.

Разные компании в самых разных отраслях экономики постоянно задаются вопросом, что является основной составляющей успеха. При всем многообразии ситуаций, в которых развивается бизнес компаний, можно утверждать, что устойчиво высокие результаты определяют именно люди, работающие в компании. Персонал является мотором любой организации.

В работе организации могут возникать серьезные сбои из-за того, что руководители, обращая основное внимание на финансовые, производственные вопросы, вопросы материально-технического обеспечения или сбыта готовой продукции, не уделяют должного внимания персоналу, который обеспечивает работу организации по всем этим направлениям. Известно, что ошибки при отборе новых работников могут приводить к проблемам, серьезно влияющим на работу компании, таким, как высокая текучесть кадров, плохой морально-психологический климат (конфликты, склоки, халатное отношение к порученному делу), падение трудовой и исполнительской дисциплины (низкое качество работы, прогулы, опоздания на работу и преждевременные уходы с работы, низкая эффективность использования рабочего времени, невыполнение распоряжений руководства и даже саботаж). А если речь идет об отборе кандидатов на руководящие должности, то ошибки при подборе кадров будут обходиться для организации еще дороже - тем дороже, чем выше уровень должности, на которую отбирается руководитель.

Глава 1. Методология построения системы отбора персонала

Глава 1. Методология построения системы отбора персонала - student2.ru Практически всем руководителям сегодня понятно, что добиться высоких результатов, о какой бы сфере деятельности ни шла речь (производство, торговля, транспорт, преподавание и др.), без людей с высоким уровнем знаний, способностей и деловых качеств, нельзя. Если мы ищем лучших кандидатов для заполнения имеющихся вакансий, то вопрос состоит в том, как их «вычислить»? Как отличить хороших работников от плохих? Каковы гарантии того, что кандидат, прошедший все этапы «сита» отбора, будет именно тем человеком, который нужен организации?

От того, насколько хорошо поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов компании. Только располагая персоналом отвечающим установленным требованиям, организация может рассчитывать на высокий вклад каждого своего сотрудника в достижение целей организации, в обеспечение высокого качества производимой продукции или предоставляемых услуг. И хотя поиск и отбор кадров традиционно рассматривается как функция кадровых служб, все же эффективный процесс отбора всегда требует участия в нем и руководителей тех подразделений, в которые отбираются новые работники. Это предполагает ими знание основных принципов, методов и процедур, используемых при отборе кадров, и обладание необходимыми для этого навыками. Особенно это актуально для малого бизнеса и небольших организаций, где набор кадров осуществляется в основном первым руководителем или руководителями подразделений.

При поиске и отборе кадров для обеспечения высокого качества отбираемых кандидатов следует учитывать три основные положения:

1. Поиск и отбор кадров не должны рассматриваться как просто нахождение подходящего человека для выполнения конкретной работы; поиск и отбор закладывают базу для завтрашних успехов организации.

2. Необходимо принимать во внимание не только уровень профессиональной компетентности кандидатов, но и - что не менее важно - то, как новые работники будут вписываться в сложившуюся организационную культуру и структуру рабочей группы. Организация больше потеряет, чем приобретет, если наймет на работу технически грамотного человека, но не способного устанавливать хорошие взаимоотношения с товарищами по работе, с клиентами или поставщиками, или не готового следовать установленным нормам и порядкам.

3. Необходимость полного учета всех требований трудового законодательства и обеспечения справедливого подхода ко всем кандидатам и претендентам на должность.

Наши рекомендации