Про­бле­ма клас­си­фи­ка­ции ме­то­дов пси­хо­ло­гии

Важ­ной пред­став­ля­ет­ся про­бле­ма клас­си­фи­ка­ции ме­то­дов пси­хо­ло­гии, по­сколь­ку ре­ше­ние это­го во­про­са по­зво­ля­ет дать об­щую кар­ти­ну ар­се­на­ла пси­хо­ло­ги­че­ских ме­то­дов. Тра­ди­ци­он­но пси­хо­ло­ги ог­ра­ни­чи­ва­лись ли­бо пе­ре­чис­ле­ни­ем ме­то­дов, ли­бо рас­смат­ри­ва­ли оп­по­зи­ции (субъ­ек­тив­ный – объ­ек­тив­ный, не­по­сред­ст­вен­ный - опо­сред­ст­во­ван­ный и т.п.). Важ­ный вклад в раз­ра­бот­ку этой про­бле­мы внес Б. Г. Анань­ев. Про­ана­ли­зи­ро­вав клас­си­фи­ка­цию ме­то­дов пси­хо­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния, раз­ра­бо­тан­ную бол­гар­ским уче­ным Г. Д. Пирь­о­вым, Б. Г. Анань­ев пред­ло­жил свою клас­си­фи­ка­цию. Со­глас­но Г. Д. Пирь­о­ву, мо­гут быть вы­де­ле­ны сле­дую­щие ме­то­ды пси­хо­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния:1) на­блю­де­ние, под­раз­де­ляю­щее­ся на объ­ек­тив­ное на­блю­де­ние и са­мо­на­блю­де­ние, 2) экс­пе­ри­мент, в ко­то­ром мо­гут быть вы­де­ле­ны ла­бо­ра­тор­ный, ес­те­ст­вен­ный и пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­че­ский, 3) ме­тод мо­де­ли­ро­ва­ния, 4) ме­тод пси­хо­ло­ги­че­ских ха­рак­те­ри­стик, 5) вспо­мо­га­тель­ные ме­то­ды (фи­зио­ло­ги­че­ские, фар­ма­ко­ло­ги­че­ские, био­хи­ми­че­ские, ма­те­ма­ти­че­ские и т. д.), 6) спе­ци­аль­ные ме­то­ди­че­ские под­хо­ды (Пирь­ов, 1968). Как от­ме­чал Б. Г. Анань­ев, клас­си­фи­ка­ция Г. Д. Пирь­о­ва «во мно­гом со­от­вет­ст­ву­ет со­вре­мен­но­му со­стоя­нию на­уч­но­го ап­па­ра­та со­вре­мен­ной пси­хо­ло­гии» (Анань­ев, 1996, с. 296). Вме­сте с тем, она име­ет оче­вид­ные не­дос­тат­ки, что по­бу­ди­ло Б. Г. Анань­е­ва к раз­ра­бот­ке соб­ст­вен­ной клас­си­фи­ка­ции ме­то­дов пси­хо­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния. По Б. Г. Анань­е­ву, «не­об­хо­ди­ма та­кая ра­бо­чая ква­ли­фи­ка­ция ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния, ко­то­рая со­от­вет­ст­во­ва­ла бы по­ряд­ку опе­ра­ций в на­уч­ном ис­сле­до­ва­нии, оп­ре­де­лен­но­му це­ло­ст­но­му цик­лу со­вре­мен­но­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния. Пла­ни­ро­ва­ние и про­грам­ми­ро­ва­ние ис­сле­до­ва­ния не ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся оп­ре­де­ле­ни­ем про­бле­мы и реа­ли­за­ци­ей ее со­во­куп­но­сти тем. Пла­ни­ру­ют­ся и про­грам­ми­ру­ют­ся сис­те­ма ме­то­дов и по­ря­док их при­ме­не­ния, свя­зан­ные с ги­по­те­за­ми и кон­цеп­ция­ми ис­сле­до­ва­ния, ос­но­ван­ны­ми на кри­ти­че­ском ана­ли­зе ис­то­рии и со­стоя­ния во­про­са, обоб­ще­нии ито­гов пред­ше­ст­вую­ще­го ис­сле­до­ва­ния» (Анань­ев, 1996, с. 301).

Б. Г. Анань­е­вым вы­де­ля­ют­ся сле­дую­щие груп­пы ме­то­дов: 1) ор­га­ни­за­ци­он­ные (в эту груп­пу вхо­дят срав­ни­тель­ный, лон­ги­тю­ди­наль­ный, ком­плекс­ный); 2) эм­пи­ри­че­ские (в эту груп­пу вхо­дят об­сер­ва­ци­он­ные, экс­пе­ри­мен­таль­ные, пси­хо­ди­аг­но­сти­че­ские ме­то­ды, прак­си­мет­ри­че­ские и био­гра­фи­че­ские ме­то­ды); 3) об­ра­бот­ки дан­ных (ко­ли­че­ст­вен­ные и ка­че­ст­вен­ные ме­то­ды ана­ли­за); 4) ин­тер­пре­та­ци­он­ные ме­то­ды (раз­лич­ные ва­ри­ан­ты ге­не­ти­че­ско­го и струк­тур­но­го ме­то­дов). Клас­си­фи­ка­ция Б. Г. Анань­е­ва по­зво­ли­ла пред­ста­вить сис­те­му ме­то­дов, от­ве­чаю­щую тре­бо­ва­ни­ям со­вре­мен­ной пси­хо­ло­гии. От­ме­тим, что пред­ло­жен­ная клас­си­фи­ка­ция сти­му­ли­ро­ва­ла ис­сле­до­ва­ния по дан­ной про­бле­ме, что при­ве­ло впо­след­ст­вии к по­яв­ле­нию аль­тер­на­тив­ных клас­си­фи­ка­ций пси­хо­ло­ги­че­ских ме­то­дов. Клас­си­фи­ка­ция Б. Г. Анань­е­ва пред­по­ла­га­ет оп­ре­де­лен­ное от­но­ше­ние тео­рии и ме­то­да. В клас­си­фи­ка­ции не вы­де­ля­ют­ся и не упо­ми­на­ют­ся во­об­ще соб­ст­вен­но тео­ре­ти­че­ские ме­то­ды. Тео­рия, со­глас­но клас­си­фи­ка­ции, вы­сту­па­ет од­ним из ко­неч­ных ре­зуль­та­тов ис­сле­до­ва­ния. Ха­рак­те­ри­зуя ор­га­ни­за­ци­он­ные ме­то­ды, Б. Г. Анань­ев от­ме­ча­ет: «Они дей­ст­ву­ют на про­тя­же­нии все­го ис­сле­до­ва­ния, и их эф­фек­тив­ность оп­ре­де­ля­ет­ся по ко­неч­ным ре­зуль­та­там ис­сле­до­ва­ния (тео­ре­ти­че­ским – в ви­де из­вест­ных кон­цеп­ций, прак­ти­че­ским в ви­де оп­ре­де­лен­ных ре­ко­мен­да­ций...)» (Анань­ев, 1996, с. 301–302). Мо­жет соз­дать­ся впе­чат­ле­ние, что кон­цеп­ция Б. Г. Анань­е­ва во­об­ще не пред­по­ла­га­ет вы­де­ле­ния тео­ре­ти­че­ских ме­то­дов в пси­хо­ло­гии. Не­ко­то­рые ос­но­ва­ния для это­го есть: в при­ве­ден­ной клас­си­фи­ка­ции вы­де­ле­ние тео­ре­ти­че­ских ме­то­дов не пре­ду­смот­ре­но. Од­на­ко в дру­гом мес­те Б. Г. Анань­ев от­ме­ча­ет, что «диа­лек­ти­ка пе­ре­хо­да от жи­во­го со­зер­ца­ния к аб­ст­ракт­но­му мыш­ле­нию и от не­го к прак­ти­ке обес­пе­чи­ва­ет взаи­мо­связь эм­пи­ри­че­ских и ра­цио­наль­ных ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния, со­че­та­ние раз­лич­ных мо­ди­фи­ка­ций обо­их ви­дов средств на­уч­но­го по­зна­ния и про­грес­си­рую­щее их про­ник­но­ве­ние в глу­бин­ные про­цес­сы и ме­ха­низ­мы. В от­но­ше­нии ра­цио­наль­ных (ло­ги­че­ских) ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния воз­ник­ли но­вые воз­мож­но­сти их уси­ле­ния в свя­зи с эв­ри­сти­кой и пер­спек­ти­ва­ми на­уч­но­го про­гно­зи­ро­ва­ния» (Анань­ев, 1996, с. 290–291).

Чрез­вы­чай­но важ­ным яв­ля­ет­ся сфор­му­ли­ро­ван­ное Б. Г. Анань­е­вым по­ло­же­ние, со­глас­но ко­то­ро­му ме­то­ды яв­ля­ют­ся не толь­ко ин­ст­ру­мен­том по­зна­ния, но и пред­став­ля­ют «гно­сео­ло­ги­че­ские объ­ек­ты» для пси­хо­ло­гии: ме­то­ды «функ­цио­ни­ру­ют как сис­те­мы опе­ра­ций с пси­хо­ло­ги­че­ски­ми объ­ек­та­ми и как гно­сео­ло­ги­че­ские объ­ек­ты для са­мой пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки» (Анань­ев, 1996, с. 282). Ины­ми сло­ва­ми, не­об­хо­ди­мы пси­хо­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния са­мих ме­то­дов, их струк­ту­ры, воз­мож­но­стей и т. д.

Та­ким об­ра­зом, анань­ев­ские ра­бо­ты не толь­ко рас­кры­ва­ют но­вую ме­то­до­ло­гию пси­хо­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния, но и име­ют эв­ри­сти­че­ское зна­че­ние, сти­му­ли­ру­ют даль­ней­шие ис­сле­до­ва­ния по про­бле­ме ме­то­дов. Ха­рак­те­ри­зуя ин­тер­пре­та­ци­он­ные ме­то­ды, Б. Г. Анань­ев де­ла­ет важ­ное за­ме­ча­ние: «В сущ­но­сти го­во­ря, на этом ме­то­до­ло­ги­че­ском уров­не ме­тод ста­но­вит­ся в из­вест­ном смыс­ле тео­ри­ей, оп­ре­де­ля­ет путь фор­ми­ро­ва­ния кон­цеп­ций и но­вых ги­по­тез, де­тер­ми­ни­рую­щих даль­ней­шие ис­сле­до­ва­тель­ские цик­лы пси­хо­ло­ги­че­ско­го по­зна­ния» (Анань­ев, 1976, с. 31). Связь ме­то­да и тео­рии в пси­хо­ло­ги­че­ской кон­цеп­ции Б. Г. Анань­е­ва, та­ким об­ра­зом, не под­ле­жит со­мне­нию.

Клас­си­фи­ка­ция ме­то­дов аль­тер­на­тив­ная анань­ев­ской бы­ла пред­ло­же­на в кон­це вось­ми­де­ся­тых М. С. Ро­го­ви­ным и Г. В. За­лев­ским (Ро­го­вин, За­лев­ский, 1988). Ав­то­ры рас­смат­ри­ва­ют ме­тод «как вы­ра­же­ние не­ко­то­рых ос­нов­ных со­от­но­ше­ний ме­ж­ду субъ­ек­том и объ­ек­том в про­цес­се по­зна­ния» (Ро­го­вин, За­лев­ский, 1988, с. 72). Об­щее чис­ло ме­то­дов, со­глас­но М. С. Ро­го­ви­ну и Г. В. За­лев­ско­му, мо­жет быть све­де­но к шес­ти ос­нов­ным. Пер­вый – гер­ме­нев­ти­че­ский ме­тод, ко­то­рый ге­не­ти­че­ски со­от­вет­ст­ву­ет не­рас­чле­нен­но­му со­стоя­нию на­ук. В нем субъ­ект и объ­ект по­зна­ния не про­ти­во­пос­тав­ле­ны рез­ко, в един­ст­ве функ­цио­ни­ру­ют мыс­ли­тель­ные опе­ра­ции и ме­тод, здесь по­зна­ва­тель­ная дея­тель­ность рег­ла­мен­ти­ру­ет­ся пра­ви­ла­ми язы­ка и ло­ги­ки. Вто­рой – био­гра­фи­че­ский, вы­де­ле­ние це­ло­ст­но­го объ­ек­та по­зна­ния на­ук о пси­хи­ке. Тре­тий – на­блю­де­ние, диф­фе­рен­циа­ция субъ­ек­та и объ­ек­та по­зна­ния. Чет­вер­тый – са­мо­на­блю­де­ние. На ос­но­ве раз­ви­то­го внеш­не­го на­блю­де­ния, уже имев­шей ме­сто диф­фе­рен­циа­ции, пре­вра­ще­ние субъ­ек­та в объ­ект, их слия­ние. Пя­тый – кли­ни­че­ский. В кли­ни­че­ском ме­то­де субъ­ект­но-объ­ект­ные от­но­ше­ния как та­ко­вые от­хо­дят на вто­рой план, а на пер­вый план вы­сту­па­ет за­да­ча пе­ре­хо­да от внеш­не на­блю­дае­мо­го к внут­рен­ним ме­ха­низ­мам пси­хи­че­ско­го. Шес­той – ме­тод экс­пе­ри­мен­та, при ко­то­ром име­ет ме­сто изо­ля­ция от­дель­ных пе­ре­мен­ных, це­ле­на­прав­лен­ное ма­ни­пу­ли­ро­ва­ние ими для наи­бо­лее ра­цио­наль­но­го по­зна­ния кау­заль­ных свя­зей. В ме­то­де экс­пе­ри­мен­та субъ­ект по­зна­ния не толь­ко с мак­си­маль­ной ак­тив­но­стью про­ти­во­сто­ит объ­ек­ту, но и учи­ты­ва­ет­ся роль субъ­ек­та в про­цес­се по­зна­ния, оце­ни­ва­ет­ся дос­то­вер­ность вы­дви­гае­мых им ги­по­тез (Ро­го­вин, За­лев­ский, 1988, с. 72–73). От­ме­тим, что клас­си­фи­ка­ция М. С. Ро­го­ви­на и Г. В. За­лев­ско­го так же, как и пред­ло­жен­ная Б. Г. Анань­е­вым, не пре­ду­смат­ри­ва­ет вы­де­ле­ния тео­ре­ти­че­ских ме­то­дов. В пла­не ин­те­ре­сую­щей нас про­бле­мы дан­ная ра­бо­та М. С. Ро­го­ви­на и Г. В. За­лев­ско­го вы­де­ля­ет­ся тем, что в ней ме­то­ды пси­хо­ло­гии со­от­но­сят­ся не с пред­ме­том, как это тра­ди­ци­он­но де­ла­лось, а с объ­ек­том пси­хо­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния. Ав­то­ры ак­цен­ти­ру­ют вни­ма­ние на на­ли­чии «тео­ре­ти­че­ски важ­ней­шей про­бле­мы о диа­лек­ти­че­ском един­ст­ве объ­ек­та и ме­то­да ис­сле­до­ва­ния» (Ро­го­вин, За­лев­ский, 1988, с. 16). М. С. Ро­го­вин и Г. В. За­лев­ский под­чер­ки­ва­ют, что «слож­ность пред­ме­та и объ­ек­та ис­сле­до­ва­ния в нау­ках о пси­хи­ке обу­слов­ли­ва­ет осо­бую зна­чи­мость для них про­бле­мы един­ст­ва объ­ек­та и ме­то­да» (Ро­го­вин, За­лев­ский, 1988, с. 16). От­ме­тим, что в пред­став­лен­ной клас­си­фи­ка­ции от­сут­ст­ву­ют соб­ст­вен­но тео­ре­ти­че­ские ме­то­ды.

Дру­гая аль­тер­на­тив­ная анань­ев­ской клас­си­фи­ка­ция ме­то­дов пред­ло­же­на В. Н. Дру­жи­ни­ным. В. Н. Дру­жи­нин по­ла­га­ет, что в пси­хо­ло­гии це­ле­со­об­раз­но вы­де­ле­ние трех клас­сов ме­то­дов: 1) эм­пи­ри­че­ских, при ко­то­рых осу­ще­ст­в­ля­ет­ся внеш­нее ре­аль­ное взаи­мо­дей­ст­вие субъ­ек­та и объ­ек­та ис­сле­до­ва­ния; 2) тео­ре­ти­че­ских, при ко­то­рых субъ­ект взаи­мо­дей­ст­ву­ет с мыс­лен­ной мо­де­лью объ­ек­та (пред­ме­том ис­сле­до­ва­ния); 3) ме­то­дов ин­тер­пре­та­ции и опи­са­ния, при ко­то­рых субъ­ект «внеш­не» взаи­мо­дей­ст­ву­ет со зна­ко­во-сим­во­ли­че­ски­ми пред­став­ле­ния­ми объ­ек­та. За­слу­жи­ва­ет осо­бен­но­го вни­ма­ния вы­де­ле­ние ав­то­ром тео­ре­ти­че­ских ме­то­дов пси­хо­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния: 1) де­дук­тив­но­го (ак­сио­ма­ти­че­ско­го и ги­по­те­ти­ко-де­дук­тив­но­го), ина­че – вос­хо­ж­де­ния от об­ще­го к ча­ст­но­му, от аб­ст­ракт­но­го к кон­крет­но­му; 2) ин­дук­тив­но­го – обоб­ще­ния фак­тов, вос­хо­ж­де­ния от ча­ст­но­го к об­ще­му; 3) мо­де­ли­ро­ва­ния – кон­кре­ти­за­ции ме­то­да ана­ло­гий, умо­зак­лю­че­ний от ча­ст­но­го к ча­ст­но­му, ко­гда в ка­че­ст­ве ана­ло­га бо­лее слож­но­го объ­ек­та бе­рет­ся бо­лее про­стой или дос­туп­ный для ис­сле­до­ва­ния. Ре­зуль­та­том ис­поль­зо­ва­ния пер­во­го ме­то­да яв­ля­ют­ся тео­рии, за­ко­ны, вто­ро­го – ин­дук­тив­ные ги­по­те­зы, за­ко­но­мер­но­сти, клас­си­фи­ка­ции, сис­те­ма­ти­за­ции, третье­го – мо­де­ли объ­ек­та, про­цес­са, со­стоя­ния (Дру­жи­нин, 1993). От тео­ре­ти­че­ских ме­то­дов В. Н. Дру­жи­нин пред­ла­га­ет от­ли­чать ме­то­ды умо­зри­тель­ной пси­хо­ло­гии. Раз­ли­чие ме­ж­ду эти­ми ме­то­да­ми ав­тор ви­дит в том, что умо­зре­ние опи­ра­ет­ся не на на­уч­ные фак­ты и эм­пи­ри­че­ские за­ко­но­мер­но­сти, а име­ет обос­но­ва­ние толь­ко в лич­но­ст­ном зна­нии, ин­туи­ции ав­то­ра. «Умо­зри­тель­ный пси­хо­лог, как фи­ло­соф, по­ро­ж­да­ет при­ем­ле­мые с лич­ной точ­ки зре­ния мо­де­ли пси­хи­че­ской ре­аль­но­сти, ли­бо ее от­дель­ных со­став­ляю­щих (тео­рии лич­но­сти, об­ще­ния, мыш­ле­ния, твор­че­ст­ва, вос­при­ятия и т. д.) Про­дук­том умо­зре­ния яв­ля­ет­ся уче­ние, то есть не­ко­то­рый це­ло­ст­ный мыс­ли­тель­ный про­дукт, объ­е­ди­няю­щий в се­бе чер­ты ра­цио­наль­но­го и ир­ра­цио­наль­но­го зна­ния, пре­тен­дую­щий на пол­но­ту и един­ст­вен­ность объ­яс­не­ния не­ко­то­рой ре­аль­но­сти и не пре­ду­смат­ри­ваю­щий сво­ей фаль­си­фи­ка­ции (оп­ро­вер­же­ния) при эм­пи­ри­че­ском ис­сле­до­ва­нии» (Дру­жи­нин, 1993, с. 9). По мне­нию В.Н. Дру­жи­ни­на, в пси­хо­ло­ги­че­ском ис­сле­до­ва­нии цен­траль­ная роль при­над­ле­жит ме­то­ду мо­де­ли­ро­ва­ния, в ко­то­ром раз­ли­ча­ют­ся две раз­но­вид­но­сти: струк­тур­но-функ­цио­наль­ное и функ­цио­наль­но-струк­тур­ное. «В пер­вом слу­чае ис­сле­до­ва­тель хо­чет вы­явить струк­ту­ру от­дель­ной сис­те­мы по ее внеш­не­му по­ве­де­нию и для это­го вы­би­ра­ет или кон­ст­руи­ру­ет ана­лог (в этом и со­сто­ит мо­де­ли­ро­ва­ние) – дру­гую сис­те­му, об­ла­даю­щую сход­ным по­ве­де­ни­ем. Со­от­вет­ст­вен­но, сход­ст­во по­ве­де­ний по­зво­ля­ет сде­лать вы­вод (на ос­но­ве пра­ви­ла ло­гич­но­го вы­во­да по ана­ло­гии) о сход­ст­ве струк­тур. Этот вид мо­де­ли­ро­ва­ния яв­ля­ет­ся ос­нов­ным ме­то­дом пси­хо­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния и един­ст­вен­ным в ес­те­ст­вен­но-на­уч­ном пси­хо­ло­ги­че­ском ис­сле­до­ва­нии. В дру­гом слу­чае, по сход­ст­ву струк­тур мо­де­ли и об­раза ис­сле­до­ва­тель су­дит о сход­ст­ве функ­ций, внеш­них про­яв­ле­ний и пр.» (Дру­жи­нин, 1993, с. 9).

Важ­ным пред­став­ля­ет­ся опи­са­ние ие­рар­хии ис­сле­до­ва­тель­ских прие­мов. В. Н. Дру­жи­нин пред­ла­га­ет вы­де­лять в этой ие­рар­хии пять уров­ней: уро­вень ме­то­ди­ки, уро­вень ме­то­ди­че­ско­го прие­ма, уро­вень ме­то­да, уро­вень ор­га­ни­за­ции ис­сле­до­ва­ния, уро­вень ме­то­до­ло­ги­че­ско­го под­хо­да (Дру­жи­нин, 1993). В. Н. Дру­жи­ни­ным пред­ло­же­на трех­мер­ная клас­си­фи­ка­ция пси­хо­ло­ги­че­ских эм­пи­ри­че­ских ме­то­дов. Рас­смат­ри­вая эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды с точ­ки зре­ния взаи­мо­дей­ст­вия субъ­ек­та и объ­ек­та, субъ­ек­та и из­ме­ряю­ще­го ин­ст­ру­мен­та, объ­ек­та и ин­ст­ру­мен­та, ав­тор да­ет но­вую клас­си­фи­ка­цию эм­пи­ри­че­ских пси­хо­ло­ги­че­ских ме­то­дов. За ос­но­ву ав­то­ром бе­рет­ся сис­те­ма «субъ­ект–ин­ст­ру­мент–объ­ект». В ка­че­ст­ве ос­но­ва­ний для клас­си­фи­ка­ции вы­сту­па­ют от­но­ше­ния ме­ж­ду ком­по­нен­та­ми мо­де­ли. Два из этих ос­но­ва­ний (ме­ра взаи­мо­дей­ст­вия ис­сле­до­ва­те­ля и ис­сле­дуе­мо­го и ме­ра ис­поль­зо­ва­ния внеш­них средств или субъ­ек­тив­ной ин­тер­пре­та­ции) яв­ля­ют­ся глав­ны­ми, од­но – про­из­вод­ным. Со­глас­но В. Н. Дру­жи­ни­ну, все ме­то­ды де­лят­ся на дея­тель­но­ст­ные, ком­му­ни­ка­тив­ные, об­сер­ва­ци­он­ные, гер­ме­нев­ти­че­ские. Вы­де­ле­ны во­семь «чис­тых» ис­сле­до­ва­тель­ских ме­то­дов (ес­те­ст­вен­ный экс­пе­ри­мент, ла­бо­ра­тор­ный экс­пе­ри­мент, ин­ст­ру­мен­таль­ное на­блю­де­ние, на­блю­де­ние, ин­трос­пек­ция, по­ни­ма­ние, сво­бод­ная бе­се­да, це­ле­на­прав­лен­ное ин­тер­вью). Вы­де­ле­ны так­же син­те­ти­че­ские ме­то­ды, объ­е­ди­няю­щие в се­бе чер­ты чис­тых ме­то­дов, но не сво­дя­щие­ся к ним. В ка­че­ст­ве син­те­ти­че­ских ме­то­дов пред­ла­га­ет­ся рас­смат­ри­вать кли­ни­че­ский ме­тод, глу­бин­ное ин­тер­вью, пси­хо­ло­ги­че­ское из­ме­ре­ние, са­мо­на­блю­де­ние, субъ­ек­тив­ное шка­ли­ро­ва­ние, са­мо­ана­лиз, пси­хо­ди­аг­но­сти­ку, кон­суль­та­ци­он­ное об­ще­ние.

Пред­став­ля­ет­ся чрез­вы­чай­но важ­ным, вы­де­ле­ние груп­пы тео­ре­ти­че­ских ме­то­дов пси­хо­ло­гии. Вме­сте с тем нель­зя не от­ме­тить, что рас­смот­рен­ные клас­си­фи­ка­ции ос­тав­ля­ют от­кры­тым ряд важ­ных во­про­сов. Не под­ле­жит со­мне­нию, что тео­ре­ти­че­ские ме­то­ды пси­хо­ло­гии ну­ж­да­ют­ся в бо­лее кон­крет­ной ха­рак­те­ри­сти­ке. Ис­то­рия пси­хо­ло­гии убе­ди­тель­но сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что тео­ре­ти­че­ская ра­бо­та в пси­хо­ло­гии име­ет свою спе­ци­фи­ку. Ме­ж­ду тем она до сих пор не про­ана­ли­зи­ро­ва­на долж­ным об­ра­зом. Не впол­не по­нят­но, как со­от­но­сят­ся эм­пи­ри­че­ские и тео­ре­ти­че­ские ме­то­ды в про­ве­де­нии пси­хо­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния. Эти во­про­сы (так же, как и не­ко­то­рые дру­гие) до сих пор не по­лу­чи­ли од­но­знач­но­го от­ве­та, что ста­вит на по­ве­ст­ку дня про­ве­де­ние спе­ци­аль­ных ме­то­до­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний.

Наши рекомендации