На психосоциальную практику
ПСИХОЛОГИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Рекомендовано
Учебно-методическим объединением вузов России по образованию
в области социальной работы в качестве учебного пособия
для студентов факультетов социальной работы
Москва
ACADEMIA
УДК 301.151(075.8)
ББК 88.5я73
Ф62
Издание осуществлено в рамках Государственной программы
научно-методического обеспечения специальности «Социальная работа».
Научный руководитель — доктор исторических наук, профессор В. И. Жуков
Авторы:
М. В. Фирсов - Введение, гл. I, II, III, V, VI, VII, кроме разд. «Организация практической
социальной работы» и «Принципы работы междисциплинарной группы», Словарь
основных терминов; Б. Ю. Шапиро - Введение, гл. IV, разд. «Организация практической
социальной работы» и «Принципы работы междисциплинарной группы» в гл. VII
Рецензент - кандидат психологических наук, доцент А.В. Соловьев
Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю.
Ф 62 Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 с. - 192 с.
ISBN 5-7695-0842-6
В учебном пособии впервые в отечественной учебной литературе показаны основные тенденции развития психосоциальной практики, прослежено влияние психологических теорий на оформление моделей практической социальной работы, отражены особенности консультативной работы со случаем. Особое внимание уделено становлению и развитию социальной работы с группой, предлагаются практические методы такой работы.
Книга может быть интересна также аспирантам, преподавателям вузов, практическим работникам социальной сферы.
УДК 301.151(075.8)
ББК 88.5я73
Учебное издание
Фирсов Михаил Васильевич, Шапиро Борис Юрьевич
Психология социальной работы Содержание и методы психосоциальной практики
Редактор В. В. Михеева. Ответственный редактор В. Г. Щербакова. Технический редактор Е.Ф.Коржуева. Компьютерная верстка: Т.А.Катова,
М. Н, Круглов. Корректоры О.В.Джишкариани, Э.Г.Юрга
Подписано в печать 30.11.2001. Формат 60x90/16. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ л. 12,0. Тираж 30000 экз. (1-й завод 1 - 10000 экз.).
Заказ № 1236.
Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия».
Гигиенический сертификат № 77.99.1.953.П.1704.4.99 от 06.04.1999 г.
117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095)334-8337, 330-1092.
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.
410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
© Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю., 2002
© Издательский центр «Академия», 2002
ISBN 5-7695-0842-6 © МГСУ, 2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последнюю редакцию (март 2000 г.) Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов по социальной работе вошел новый учебный модуль — «психосоциальная работа». Такой подход полностью согласуется с международной теорией и практикой оказания социальной помощи населению. Центральной задачей практической социальной работы считается содействие оптимальной адаптации как отдельных личностей, так и семей и других групп населения к социальной среде и, в частности, к своему окружению.
Социально-психологическая направленность (личность — общество) эволюционировала на протяжении всей истории профессиональной социальной работы в XX в. и привела к возникновению психосоциального подхода. Данный подход обычно связывают с именами М. Ричмонд (Mary Richmond) и Ф. Холлиз (Florence Hollis), а в 1950 —1960-е гг. большое влияние на его формирование оказали психоаналитические идеи Фрейда, затем — работы Дж. Боулби.
В исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновывается необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. Иначе говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренний мир и внешняя реальность, чтобы понять целостность «человека в ситуации», т.е. психосоциальность.
Цель психосоциального подхода — поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Суть помощи — эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем «личности в ситуации».
В отечественной методологии и практике социальной работы идея синтеза психологического и социального прослеживается на всех уровнях — в формулировках целей и задач социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должностных обязанностях социальных работников, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социальной работе. Соответственно, интегративный подход фактически заложен и в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как оказание гражданам квалифицированной социально-психологической помощи, в частности осуществление консультирования; помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях; расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей; помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния; стимулирование самоуважения клиентов и их уверенности в себе.
В учебном пособии рассматривается более широкий контекст психосоциальной практики. Учитывая требования Государственного стандарта, авторы рассмотрели генезис становления различных практических моделей социальной работы, показали влияние психологических теорий на оформление практики работы со случаем и с группой.
В книге предпринята попытка систематизировать основные подходы к работе с клиентом, показать практические техники консультирования.
Учитывая новизну излагаемых положений, авторы будут благодарны за все замечания и пожелания в адрес учебного пособия, с благодарностью их воспримут, чтобы учесть в дальнейших исследованиях и публикациях.
Глава I
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ТЕОРИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ
НА ПСИХОСОЦИАЛЬНУЮ ПРАКТИКУ
Начало изучения клиента в условиях непосредственной социальной работы относится к концу XIX столетия. Классовые подходы к личности, нуждающейся в социальной помощи, постепенно сменяются естественнонаучными. Фундаментальные исследования в области психиатрии и психологии личности дали толчок развитию методов, а также научной рефлексии социальной работы. В теории и практике социальной работы адаптируются методы психоанализа, гуманистической психотерапии.
Современные школы и направления социальной работы в своей повседневной практике берут на вооружение идеи З.Фрейда, К.Юнга, К.Роджерса, А.Маслоу, Э.Эриксона и др., объясняющие индивидуальные поступки человека, его поведение, эмоциональные реакции. Психология личности, разработанная данными исследователями, нашла отражение в подходах к феномену клиента, определила стратегии взаимоотношений, позволила сформировать интерпретационный инструментарий к его проблемам и ситуациям. Большое влияние на выработку методов подходов к клиенту в практике и теории социальной работы оказали психодинамические, гуманистические, системные психологические концепции.
ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД