Проблема мотивации на профессиональную деятельность в социологии и психологии
Понятие «мотив» приобрело различный смысл у разных авторов. Так одни авторы понимают под мотивом всякое воздействие на организм (стимул). Другие отождествляют мотивы и эмоции или мотивы и физиологические причины поведения и т.д. В энциклопедических словарях термин «мотив» трактуется как русифицированное французское слово motif, в буквальном смысле слова обозначающее «побуждение». И поэтому некоторые авторы под мотивами понимают все, что побуждает человека действовать.
В психологии мотив означает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности, а также предмет или объект, на который эта активность направлена, будучи осознаваемой или неосознаваемой[1].
В широком смысле к мотивам в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.
Д.Н. Узнадзе определяет мотив как «соображение, заставившее субъекта совершить акт», «потребность, для удовлетворения которой данное поведение было признано целесообразным»[2].
У А.Н. Леонтьева мотив - это «предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане»[3].
Дусавицкий А.К. называет мотивом не сам предмет потребности, а «побуждение к овладению конкретным предметом потребности»[4]. Близкую к этой позиции высказывает Л.И. Божович. Ее точка зрения, что мотив это все, что побуждает активность, в том числе и принятие решения, и чувство долга, и сознание необходимости, которые нередко выполняют свою побудительную функцию даже вопреки имеющемуся непосредственному желанию[5].
С.А. Михайлов называет мотивом «значение, которое приобретает предмет при соотнесении с потребностью..., поскольку именно оно побуждает субъекта к овладению этим предметом»[6].
П. М. Якобсон понимает под мотивом то побуждение, которое приводит к совершению поступка[7]. В другом месте он пишет: «направленность личности, или преобладающий мотив поведения»[8], отождествляя, таким образом, мотив с направленностью.
Следовательно, в приведенных выше психологических трактовках мотивации внимание концентрируется и на отношении к данному виду деятельности, и на осмыслении целей, и предвосхищении результатов, и оценке деятельности, и осознании ее необходимости, потребности в ней. Мотивация в этом плане выступает как характеристика личностного смысла, который имеет для человека данный вид деятельности, объясняет, почему человек совершает те или иные действия, реализует свои силы, свою активность. С этой точки зрения под мотивами мы должны понимать только такие побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий. В таком случае ни внешние, ни внутренние стимулы не являются мотивами. Стимул определяет реакцию организма, но взятый сам по себе, в отдельности, он не может определить целенаправленного действия.
Точно также и эмоции не являются мотивами. Каким бы сложным ни было содержание какой-либо эмоции, например, нравственного или эстетического чувства, оно всегда связано либо с удовольствием, наслаждением, либо с неудовольствием, страданием. От удовольствия и неудовольствия зависит характер реакции, но не целенаправленные действия человека. Человек может выполнить свой долг, несмотря на величайшие страдания и, наоборот, подавить запретное действие, несмотря на наслаждение, которое оно ему сулит.
Если обратиться к психологическим закономерностям деятельности, то под мотивами мы должны понимать психологические побудители или движущие силы, побуждающие человека к действиям, определяющие их целенаправленность. Каковы же эти побудители и мотивирующие факторы?
Первый побудитель целенаправленного действия - состояние нужды. Другими словами, чтобы активно и целенаправленно действовать, человек должен в чем-то нуждаться. Нужда - это лишь объективное условие, а не мотив целенаправленного действия. Далеко не всякая нужда побуждает человека к действию. Только в том случае, когда нужда вызывает неудовлетворение, страдание, а прекращение нужды вызывает удовольствие, становится возможной активная деятельность.
Эмоция является вторым необходимым побудителем всякой активной деятельности. Мотив невозможен без одновременно с ним возникшей и связанной с ним эмоции. Не существует неэмоциональных мотивов. Но тем не менее эмоция не является мотивом. От эмоции зависит лишь реакция организма на состояние нужды, но не целенаправленное действие. Для того, чтобы действие было целенаправленным, человек должен сознавать, в чем именно он нуждается, чего ему не хватает. Потребность - это и есть осознание и переживание человеком того, что необходимо человеку для поддержания жизни, для развития личности и т.д.
Теперь обратимся к характеристике структуры и свойств мотива. Мотив не только побуждает к действию, но и определяет, как надо осуществить это действие. В мотивах деятельности выражается отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира. Это отношение имеет всегда определенное направление. Если человек стремится овладеть каким-либо предметом, воспользоваться им, то в таком мотиве выражается положительное отношение. Наоборот, если стремится избежать предмета, защититься от него, то мотив выражает отрицательное отношение. Таким образом, всякий мотив есть вместе с тем и направленное отношение.
В мотиве проявляется не только направление отношения - положительное или отрицательное. Мотив характеризуется также тем, что содержится в этом отношении. Если человек стремится использовать предмет в практических целях, то в этом выражается практическое отношение. Если он ставит перед собой какую-либо нравственную цель по отношению к какому-либо человеку или действию, то в этом выражается нравственное отношение. Швейцарский психолог К.Г. Юнг отметил, что направленное отношение может быть обращено преимущественно на собственную внутреннюю жизнь (интровертная установка) или на внешний мир (экстровертная установка). Таким образом, всякий мотив характеризует определенное направление, содержание отношения и имеет личностный характер.
Некоторые авторы подчеркивают, что активное отношение человека к окружающему миру проявляется не только в мотивах, но и в свойствах личности. Так, трудолюбие характеризует отношение к труду. Общительность - отношение к людям. Аккуратность - отношение к вещам. Каждое свойство личности побуждает к определенным действиям. Трудолюбие побуждает человека активно искать трудовые задания и испытывать наслаждение при их выполнении. Общительность побуждает искать общества людей и находить наслаждение в общении. Вместе с тем, есть существенное отличие между такими мотивами, как голод, жажда, потребность в одежде, интерес к математике, т.е. мотивами в собственном смысле слова, и свойствами личности как мотивами, такими, как добросовестность, трудолюбие, общительность и т.п. В чем же заключается это отличие?
Свойство личности представляет собой не какой-либо один, а целую систему взаимосвязанных мотивов. В свойствах личности выражаются более обобщенные отношения, чем в мотивах. И свойства личности представляют собой гораздо более устойчивые отношения, чем мотивы.
Важным аспектом проблемы, активно обсуждаемой в научной литературе, является выявление соотношения мотива и профессиональной деятельности. Последняя может побуждаться разными мотивами[9].
Мотивация на профессиональную деятельность, как совокупность самых различных побудителей (потребности, мотивы, чувства, желания, интересы) выступает как «как сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности». Мотивация на профессиональную деятельность складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений, поэтому говорят о полимотивированности профессиональной деятельности, о динамике мотивации. Причем становление мотивации на профессиональную деятельность есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к профессии, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.
Мотивационная сфера имеет иерархичность строения, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Интерес определяется как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы. Интерес, может быть широким, планирующим, результативным, процессуально-содержательным, учебно-познавательным и на высшем уровне преобразующим интересом. Эти виды интереса можно соотнести с определенными мотивационными ориентациями. Выделяются, как правило, четыре мотивационные ориентации (на процесс, результат, оценку преподавателя и на «избегание неприятностей»). Наряду с другими компонентами профессиональной мотивации, они в значительной степени определяют направление и содержание учебной деятельности.
Подготовка к профессиональной деятельности мотивирует, прежде всего, внутренним мотивом, когда познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности – выработки обобщенного способа действия – и «опредмечивается» в нем. В то же время она может побуждаться и самыми разными внешними мотивами – самоутверждения, престижности, долга, необходимости, достижения и др.
Важно, по мнению Дусавицкого А.К. то, что «сама по себе деятельность человека (точнее, ее внешняя характеристика) и даже ее результаты (плохие или хорошие) еще ничего не говорят о мотивах, которые побуждают эту деятельность. Одни и те же результаты могут быть получены на основе разных мотивов.»[10]
Поскольку общей конечной целью обучения в вузе является профессиональная подготовка специалистов, то отношение студентов к своей будущей профессии можно рассматривать как форму и меру принятия конечных целей обучения. Предметом оценки субъективной значимости подготовки к профессиональной деятельности могут выступать такие стороны профессиональной деятельности, как возможность творчества, работа с людьми, соответствие профессии способностям и характеру, заработная плата и др. Причем по мере обучения и освоения профессиональной деятельности представления о ее разных сторонах видоизменяются и становятся адекватными образу будущей профессии.
Отношение студентов к учебным дисциплинам также имеет многомерный характер и складывается из разных оценок. Учебный предмет может оцениваться студентом с точки зрения:
а) важности предмета для профессиональной подготовки;
б) интереса к определенной отрасли знаний и к данному предмету как
ее части;
в) качества преподавания (удовлетворенности занятиями по данному
предмету);
г) меры трудности овладения этим предметом исходя из собственных
способностей;
д) взаимоотношений с преподавателем данного предмета.
Формирующееся на основе названных оценок общее и избирательное отношение студентов к учебным предметам влияет на подготовку к профессиональной деятельности.
Другим уровнем мотивационной основы обучения выступает общее отношение к профессии, которое складывается из оценки студентами различных аспектов учебного процесса, его содержания, форм и способов организации с точки зрения их личных, индивидуальных потребностей и целей.
Мотивы, посредством которых репрезентируются основные потребности, образуют следующий перечень: профессиональные, познавательные: мотивы творческих достижений, широкие социальные мотивы и мотивы социально-психологического плана и личного престижа. Сложные гомогенные и гетерогенные взаимосвязи потребностей и учебной мотивации создают мощный побудительный потенциал, активизирующий учебную деятельность студентов. Наиболее значимыми для учебной успешности студентов являются социальные познавательные мотивы, мотивы профессиональных творческих достижений и личного престижа. Затраты времени на учение, мера трудности или легкости учения, отношение к профессии, академическая успеваемость и другие показатели учебной работы студентов в значительной мере определяются степенью выраженности именно этих видов мотивации. Именно на них в первую очередь опираются преподаватели в организации учебного процесса в вузе, если стремятся к получению лучших промежуточных и конечных результатов обучения студентов.
Мотивы познавательной деятельности обычно весьма разнородны, поскольку отражают многообразие ситуаций, в которых протекает учебная деятельность. Можно выделить две большие группы мотивов: мотивы достижения и познавательные мотивы. В первой группе познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, находящейся вне самой познавательной деятельности (широкие социальные мотивы, внешние мотивы; мотивы достижения), а в другой – она сама является целью (мотивы, порождаемые деятельностью, внутренние, познавательные мотивы).
Познавательной является такая мотивация, при которой неизвестное новое знание совпадает с целью познавательной деятельности, а мотивация достижения – с мотивацией, при которой познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, находящейся вне этой познавательной деятельности. В первом случае студента интересует процесс и содержание познаваемого, а во втором – тот прагматический результат, который может быть получен в результате каких-то познавательных усилий, например, положительная или высокая оценка на экзаменах.
Конечно, профессиональная деятельность практически никогда не мотивируется только одним мотивом, но все дело в том, какой из мотивов является для личности в данной деятельности главным, определяющим (ведущим), а какой второстепенным. Именно иерархия, соподчинение мотивов и дает возможность оценить, какой смысл имеет конкретная деятельность для личности.
Сама структура учебной мотивации на профессиональную деятельность многозначна по содержанию и различным формам. Студенты могут лучше или хуже учиться в зависимости от желания, например, получить профессию (профессиональная мотивация); приобрести новые знания и получить удовлетворение от самого процесса познания (познавательные мотивы); принести пользу обществу (широкие социальные мотивы); иметь более высокий заработок (прагматические мотивы); утвердить себя и занять в будущем определенное положение в обществе в целом или определенном ближайшем социальном окружении (мотивы социального и личностного престижа) и т.п. Каждая из этих разновидностей учебной мотивации может занимать в ее общей структуре доминирующее или подчиненное значение и тем самым определять тот или иной уровень индивидуальных достижений в учении, а вместе с ними обуславливать и степень приближения к конечным целям обучения.
Процесс формирования мотивации на профессиональную деятельность идет не только сверху вниз, но и наоборот, т.е. нижележащие уровни мотивации в значительной степени могут оказывать влияние на формирование ее вышестоящих уровней. Например, избирательное отношение к учебным предметам может на разных этапах обучения определять доминирование тех или других учебных мотивов в их общей структуре, прямо или опосредованно – через учебную мотивацию, оказывать влияние на формирование общего отношения к конечным целям обучения, т.е. профессиональной подготовки.
Зависимость отношения студентов к учебным предметам на формирование общего отношения к профессии как будущему психологическому результату обучения становится более очевидным, если посмотреть на усвоение различных учебных дисциплин как на последовательный ряд промежуточных этапов достижения конечных целей обучения. В вузовской практике известно много примеров, когда прекрасное преподавание становилось фактором формирования профессиональных планов студентов, выбора ими специализации.
Учебная деятельность студентов со сформировавшимися ценностными ориентациями отношением к учебным дисциплинам протекает на более высоком мотивационном уровне. Эти студенты более удовлетворены профессией и направлены на ее содержательные и творческие аспекты. Студенты с низким уровнем ценностного отношения более зависимы от факторов организации учебного процесса, в том числе и качества преподавания. Ведущим внутренним фактором, управляющим учебной деятельностью студентов, является прагматическая и утилитарная мотивация, проявляющая себя в стремлении к успеху и избеганию неудачи.
Таким образом, у студентов с высоким уровнем ценностного отношения к учению учебная успешность обеспечивается в большей степени психологическими факторами, тогда как мотивационная основа студентов противоположной ориентации поддерживается и формируется больше педагогическими факторами.
К этому выводу приводят также результаты изучения трудностей, которые испытывают студенты в процессе обучения. Оказалось, что оценка причин трудностей и возможностей их преодоления также оценивается тем, какую позицию занимают студенты по отношению к будущей профессии. Студенты с положительным отношением к профессии причины трудностей и пути их преодоления видят в субъективных психологических факторах, тогда как студенты с низкой профессиональной направленностью – более во внешних педагогических условиях обучения.
В психологической литературе указывается на наличие осознаваемых и неосознаваемых мотивов, в деятельности в частности, эти позиции есть у А.Н. Леонтьева и А.К. Дусавицкого.
Примерами осознаваемых мотивов могут служить большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов жизни. Это мотивы-цели. Но сами цели деятельности не есть мотивы. (Цель может быть одна для всех и осознаваема – получить высшее образование, а мотивы у каждого свои – стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом и т.п.).
Класс неосознаваемых мотивов значительно больше, и до определенного возраста в нем оказываются практически все мотивы. Но мотив может быть неосознаваем не только потому, что человек не осознает его, не отдает в нем отчета, а и потому, что мотив неправильно осознается субъектом, который искаженно, неполно представляет свою подлинную объективную нужду.
Неосознаваемые мотивы являются в основном предметом исследования психологии. В социологии же рассматриваются осознаваемые мотивы. Социально-психологический подход позволяет рассмотреть и те и другие в единстве и показать, что они не противостоят, а дополняют друг друга.
Рассматривая мотивационную структуру, необходимо учитывать динамическую и содержательную стороны мотивации.
Исходя из принципа единства динамической и содержательной сторон мотивации, отечественные психологи в противовес западным, которые делают основной упор на динамической стороне мотивов, особо выделяют содержательную сторону мотивации, подчеркивают первичность содержательной стороны как показателя адекватности отражения.
Западные ученые обращают внимание на то, что, если основой содержательной стороны мотивации считать ценности, то следует обратить внимание и на некоторые ценности, которые имеют мнимый смысл. Общество, желая того или нет, может порождать иллюзорные ценности, мнимые потребности и т.п. Порождаются они во многом средствами массовой информации.
Основой же динамической стороны мотивации многие западные ученые считают эмоции. Эмоции указывают на значимость окружающих человека явлений, на степень их важности, на их модальность (положительность или отрицательность).
Анализ различных определений мотивов свидетельствует о том, что для большинства авторов характерно единство в главном — понимании потребностного характера мотивов. Мотивация человека рассматривается как социальная по своей сущности, сформировавшаяся под воздействием окружающей действительности в прижизненных условиях. В процессе формирования мотивационной сферы происходит трансформация социальных требований во взгляды и убеждения, становящиеся позицией личности.
В настоящее время, как видно из вышеизложенного анализа, нет признаваемого всеми психологами единого понимания сущности мотивов.
Наблюдается либо отождествление мотива с другими психическими явлениями, подмена мотива этими явлениями, либо приписывание побуждающей (мотивационной) функции другим свойствам личности и даже фактическое вынесение мотива за рамки психического.
Таким образом, психологический подход основывается на том, что мотив - это то, что определяет действия человека, он присущ его внутреннему миру, имеет «персональный» характер, но вместе с тем зависит от множества внешних по отношению к человеку факторов.
Рассмотрение мотива в социологии связано с анализом социального действия.
Для характеристики мотивов социального действия важным является не только осознание своих действий, но и осознание требований общества.
Когда мы говорим о социальном действии, то речь идет об индивиде, который, ориентируясь на ситуацию, предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми: принимает во внимание реакцию других людей, их потребности и цели; вырабатывает план своих действий, учитывая интересы других, строя прогноз, старается предугадать будут способствовать или препятствовать его действиям другие социальные субъекты, с которыми он должен взаимодействовать; кто и как себя скорее всего поведет, с учетом этого, какой вариант действий следует избрать.
Ориентация на других возникает как важнейшее условие удовлетворения потребностей индивида, реализации его жизненных целей. Крайняя затруднительность удовлетворения своих потребностей без взаимодействия с другими фактически принуждает индивида к учету интересов других, возможной их реакции на его действия. Ориентация на других, выполнение ожиданий-обязательств (ролей) - своеобразная плата, которую индивид должен платить за спокойствие, надежные цивилизованные условия удовлетворения своих потребностей.
Мотивация социального действия субъекта содержит в себе два начала:
1) Индивидуальную цель, воспроизводящую потребность человека;
2) ориентацию на другого, «ожидание», учитывающее возможную ответную реакцию окружающих.[11]
Другими словами, мотив социального действия представляет собой индивидуальную цель, осмысленную сквозь призму социальных отношений, связей, ожиданий. Следовательно, конкретное содержание, направленность мотива будет определяться тем, как эти два начала будут соотноситься, взаимодействовать.
Отвечая на вопрос о взаимодействии индивидуальной цели и ориентации на других, в мотивации в самом общем виде можно выделить индивидуалистическую мотивацию и гуманистическую мотивацию – альтруистическую мотивацию.
Так, Т. Парсонс выделил основные альтернативы, так называемые типовые переменные действия - систему основных ориентации, «срабатывающих» в процессе выбора варианта действия (в реальной жизни их значительно больше). Это пары, характеризующие возможности альтернативного выбора, в частности, между:
(1) - действием исключительно в собственных интересах, или
необходимостью учета в своем поведении потребностей коллектива («ориентация на себя - ориентация на коллектив»);
(2) - стремлением к удовлетворению непосредственных,
сиюминутных потребностей или отказом от последних ради перспективных и важных целей;
(3) - подчинением индивидом своего поведения какому-то общему правилу или с учетом специфических моментов данной ситуации; и т.д[12].
Вероятность реализации той или иной альтернативы выбора мотивации социального действия зависит, конечно, от множества причин. В частности, нередко сказываются индивидуальные особенности, культурно-интеллектуальные возможности конкретных индивидов. Но если мы попытаемся понять причины массовости распространения того или иного типа мотивации, мы обнаружим, что очень многое здесь будет зависеть от общества, социокультурной среды. Насколько они ограничивают, подавляют один тип поведения и стимулируют другой.
Естественно, общество, культура налагают свои ограничения свободе выбора личности. Тем не менее существует диалектическое единство: общество обеспечивает социальную среду, предъявляет к личности определенные «требования», а личность, утверждая свои цели и интересы, в поиске наиболее эффективных путей удовлетворения своих потребностей, отбирает, приноравливается, в одних случаях сама приспосабливается, в других - приспосабливает под себя условия среды.
М. Вебер обратил внимание на степень участия сознательных и рациональных элементов в социальном действии. Он определил целерациональное действие следующим образом: «целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действия, кто рационально рассматривает отношение средств к цели по побочным результатам.., то есть действует во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно» [13].
Иначе говоря, целерациональное действие характеризуется ясным пониманием личностью того, чего она хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны, эффективны. Личность рассчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать для своей цели.
Однако это лишь идеальная модель, играющая роль некоего образца. В реальной же жизни встретиться с такого рода действиями удается не часто.
Более массовым является ценностно-рациональное действие. В этом случае сознание индивида не полностью раскрепощено; принимая те или иные решения, он строго ориентируется на ценности, принятые в обществе. В разрешении противоречий между личной целью и ориентацией на другого он полностью полагается на принятые ценности, нормы. Ценностно-рациональное действие, по словам М. Вебера, всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым данный человек видит свой долг.
В реальной жизни, кроме ценностно-рационального действия, встречаются и традиционный, и аффективный виды социальных действий. Некоторые из них, в частности, традиционно-нравственные, вообще могут являться характерной, типичной для определенных слоев общества. Что касается отдельной личности, то в ее жизни есть место и аффекту, и строгому расчету, например в ориентациях на свой долг перед товарищами, родителями, Отечеством. При всей привлекательности и даже в чем-то романтической возвышенности целерационального действия, оно никогда не может и не должно быть чрезмерно распространенным, иначе будет во многом утрачена прелесть и многообразие, чувственная наполненность социальной жизни. Вместе с тем, чем чаще при решении сложных, узловых проблем социальной жизни субъект будет целерационален, - тем выше вероятность, что личность (социальная группа, общество в целом) будет развиваться эффективно.
При детальном рассмотрении структуры мотивации на профессиональную деятельность социологи выделяют:
1) что побуждает человека к чему-либо (потребность, интерес, требование общества),
2) к чему он стремится (цель),
3) почему человек действует именно так и как он объясняет и мотивирует свое стремление к чему-либо.
Важная роль отводится системе ценностей общества, его приоритетам, нормам и идеалам, социокультурной традиции.
Ценностные ориентации входят в мотивационную систему личности, являя собой активное начало, определяют ее поведение, планирование ею будущего, ее участие в формировании общественных норм и ценностей.
Ценности, как об этом писал еще Макс Вебер, служат фундаментом мотивации поведения людей, основанием целостности социальной системы.
Следует отметить, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития личности и структурой мотивов. Человек может воздействовать на свои мотивы, усиливая, приглушая или исключая какие-то из них.
Формула взаимодействия личности и общества представляет логическое взаимодействие трех элементов: поиска (личности) - предложение (общества) - выбора (личностью из предложенного обществом).
Первое. В начале выделенной нами цепочки взаимодействия личности и общества мы находим индивида в состоянии поиска варианта, который позволил бы лучше применить свои способности, реализовать жизненные планы, цели, идеалы. Система статусов и ролей, за исключением немногих (предписанных) предлагается личности. Человек выбирает свое будущее, свои варианты выполнения роли в соответствии со своими жизненными целями и амбициями.
Осуществляется выбор, личность творит себя в соответствии с ценностями, которым привержена и учитывая предложенные обстоятельства социальной среды. Она примеряет к себе социальную роль, как бы отвечая на вопросы: а) сумею ли Ясвои способности, жизненные планы реализовать именно в этом статусе? б) готов и хочу ли Я выполнять все основные предписания, которые связаны с данным социальным статусом - в данном обществе?
И уже выбрав социальный статус, социальную роль, личность снова в поиске: как осуществлять ролевые предписания? Готов ли Я ограничится в своих притязаниях на вознаграждение, но получить возможность лишь частично соблюдать предписания, закрепленные за этой ролью, что позволит следовать моим жизненным принципам?
Второе: а) сила, обязывающая личность подчиняться требованиям, предъявляемым социальной общностью, зависит не только от сплоченности общности, не только от жесткости контроля, неотвратимости санкций, но и от авторитетности общности в глазах личности, от того, насколько личность причисляет себя к общности, в рамках которой она выполняет определенную социальную роль, идентифицирует себя с ней; б) насколько предъявляемые общностью требования соответствуют убеждениям, предпочтениям данной личности; в) даже подчинившись ролевым представлениям, личность способна дистанцироваться от роли, «иронизировать» над собой, и нередко осуждать себя за выполнение тех или иных ролевых предписаний.
Приведенные выше свидетельства позволяют сказать, что в ходе ролевого взаимодействия личности с обществом первая находится в постоянном напряжении поиска, выбора из тех условий, которые предлагаются обществом. Причем, обязывающая сила ролевых стандартов прямо пропорциональна престижу, важности данной роли для личности. Неслучайно малопрестижная роль может сама «охотиться» за личностью. Непристижный вуз, не обеспечивающий высокого качества подготовки, не дающий перспективной специальности, вынужден снижать уровень требований к абитуриентам. В обществе идет постоянное сопряжение поиска, выбора, предпочтений личности и предложений социальных институтов, общностей.
При изучении любого объекта, важно рассмотреть его классификацию.
Источники мотивации профессиональной деятельности могут быть классифицированы по различным критериям. Естественно, наиболее важные из них - критерии, характеризующие направленность деятельности, ее общественную и личностную ценности.
При изучении мотивов, в зависимости от вида деятельности, в основу классификации могут быть положены следующие принципы:
- стремление к результату безотносительно к тем действиям, с помощью которых он достигается;
- стремление к самой деятельности, иногда безотносительно к ее результату;
- стремление получить общественную оценку своей деятельности, а через нее и своей личности.
Если подойти к вопросу о классификации типов мотивации с точки зрения структуры деятельности, как соотношения «средств-целей», то все они могут быть разделены на две большие группы, которые будут различаться в соответствии с тем, лежит ли источник активности в самой деятельности (непосредственная мотивация) или вне ее (опосредованная).
По объекту насыщения мотивы классифицируются на материальные и духовные, а по значимости для индивида - доминирующие и переферийные (фоновые). Целесообразно различать демонстративные мотивы, вытекающие из стереотипов общественного мнения, и реально побуждающие индивида к деятельности[14].
Существует еще одна классификация мотивов - по степени осознанности совершаемых действий: мотивы телеологического и консекутивного (или алогического) характера. Автор предложенной классификации - Кандратьев Н.Д. - утверждает, что характер контроля сознания в возникновении и влиянии мотивов далеко не однороден[15].
Классифицировать мотивы можно и по внешней форме, считает Н.Д. Кандратьев: мотивы действия в узком смысле слова и мотивы воздержания от действия.
Естественно, изолированно, в чистом виде каждый из выделенных мотивов вряд ли действует, однако в тех или иных конкретных условиях определенный тип мотивации может занимать ведущее или подчиненное в общей структуре побуждений к деятельности.
Таким образом, на выбор конкретной мотивации на профессиональную деятельность влияет ряд обстоятельств. Сказывается и влияние уровня нравственности, культуры конкретной личности и принятой в данном обществе системы ценностей, приоритетов. Роль последнего обстоятельства в том, что оно выступает по отношению к конкретной личности как фактор социализирующий, в немалой степени определяющий поиск личностью путей решения своих индивидуальных целей, во многом определяет типичный для данного общества индивидуальный выбор.
Мотивация как саморегуляция есть продукт исторического развития и форма регуляции поведения развитого человеческого общества, которая представляет своим членам свободу в выборе способов поведения. Мы попытались показать, насколько личность автономна в ходе своего взаимодействия с обществом, социальными образованиями. В рамках предложенных обществом обстоятельств личность имеет возможность творить свою судьбу, подчинять жизнь тем смыслам, ценностям, которым привержена. И тот факт, что очень часто люди выбирают схожие варианты, говорит лишь о том, что их в целом устраивает данная норма ролевого поведения. Когда же большинство людей отклоняется от ролевых предписаний, это явный признак неудовлетворенности людей данной ролевой нормой, а может быть и всей системой ролевых предписаний.
[1] Психология. Словарь. /Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.: 1990.- С. 219.
[2] Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966. – С. 401.
[3] Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: 1975. – С. 128.
[4] Дусавицкий А.К. Мотивы учебной деятельности студентов. Учебное пособие. – Харьков: ХГУ, 1987. – С. 28.
[5] Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М.: 1995. – 212 с.
[6] Михаилов С.А. Мотивы в структуре учебной деятельности. //Мотивация учебной деятельности.– Новосибирск: 1983. – С. 44.
[7] Якобсон П.М. Психология чувств. – М.: Изд-во Акад. пед. Наук РСФСР, 1956. – С. 8.
[8] См.: там же - С. 180.
[9] Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: Мысль. 1971. – С. 34.
[10] Дусавицкий А.К. Мотивы учебной деятельности студентов. Учебное пособие. – Харьков: ХГУ, 1987. – С. 4.
[11] Эфендиев А.Г. Основы социологии. Курс лекций. В двух частях. – М.: Прогресс, 1994. – С. 92.
[12] Современная западная социология: Словарь. – М.: Полтиздат, 1990. – С. 348.
[13] Вебер М. Избранные произведения. /Пер. с нем. – М.: 1990. – С. 629.
[14] Социология. Наука об обществе. /Под общ. ред. Андрющенко В.П., Горлача Н.И. – Харьков: 1996. – С. 369.
[15] Кандратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. (Предварительный эскиз). // Социо-логос. Социология. Антропология. Метафизика. Выпуск 1. Общество и сфнры смысла. – М.: Прогресс, 1991. – С. 83.