Два других имеющихся у человека вида научения причисляются к высшим, поскольку не встречаются или почти не встречаются у других живых существ
4. Викарноенаучение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения особо значим в младенчестве и раннем детстве, когда, еще не владея символической функцией речи, ребенок приобретает опыт в основном путем подражания. Подражать действиям взрослых, повторяя их за ними, ребенок начинает уже в младенчестве, а к началу раннего детства возникает отсроченное подражание, когда ребенок изображает те действия, которые наблюдал некоторое время назад.
5. Вербальноенаучение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение.Средством вербального научения служит не только словесная речь, но и другие знаковые системы, одной из которых является язык. К знаковым системам также относятся символика, используемая в математике, физике, химии, графическая символика, используемая в технике, искусстве и других областях деятельности. А значит, что научение становится возможным в абстрактной, отвлеченной форме на основе высших психических функций – сознания, мышления и речи. Вербальное научение в простейших формах становится возможным для ребенка с того момента, когда он начинает демонстрировать понимание того, что ему говорят окружающие взрослые, т. е. еще до достижения годовалого возраста. Но полностью возможности вербального научения начинают использоваться ребенком только тогда, когда он заговорит сам и будет демонстрировать стремление выяснять значение непонятных для него слов.
41. Ассоциативные теории памяти.
Одной из 1-ых психолог. теорий памяти была ассоциат. теория. Она возникла в17 в., разрабат. в 18 – 19 вв., распростр. и признание получила в Англии и в Германии. В основе теории лежит понятие ассоциации – связи между отдельными психич. феноменами, разработанное Эббингаузом, Мюллером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная с-ма кратковрем. и долговрем., более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости.
Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которых одно из этих представлений вызывает другое. Ассоциации образуются на случайной основе, поэтому ассоциативная теория не объясняет избирательности памяти. Тем не менее, ассоциативная теория дала много полезного для понимания законов памяти. В рамках этой теории работал Г. Эббингауз («о памяти», 1885), которому принадлежит открытие ряда механизмов и закономерностей памяти.
Память – это способность души образовывать, хранить и воспроизводить ассоциации (Г. Эббингауз)
Процесс возрождения некоторого психического содержания, воспринятого ранее в виде представлений, Эббингауз назвал воспроизведением. Механизм воспроизведения он назвал ассоциацией - мысленной связью, возникающей между процессом, наблюдаемым в действительности, и возможностью его наступления в случае его отсутствия, связи между психологическими явлениями, когда актуализация одного из них влечёт за собой появление другого. Таким образом, ассоциация - это внутренняя причина воспроизведения. При этом Эббингауз подчеркивал, что воспроизводимые ощущения и представления не тождественны с существовавшими ранее, а только сходны с ними, и, тем не менее, способны пробуждать наблюдаемые ранее душевные образования.
Поток представлений человека, по его мнению, регулируется 4-мя различными ассоциациями:
1. по сходству (связыв. 2 явления, имеющих сходные черты. Они опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозгу двумя объектами);
2. по контрасту (связывают 2 противопол. явления. Это происходит потому, что в практической деят-ти противопол. объекты обычно сопоставляются и сравниваются (здоровье и болезнь, общительность и замкнутость и т. д.), что приводит к образ. соответствующих нервных связей);
3. по смежности во времени и пространстве. Ассоциации по смежности объед. 2 явления, связанные во времени или в пространстве. Так, выполнение реб. к.-л. предшествующей операции вызыв. возникн. нервных процессов, обеспечивающих выполнение послед. операции. Это оказывается возможным потому, что в процессе упражнений между отдельными операциями установились связи. Путем ассоциаций по смежности человек осваивает разные виды деятельности, словесный материал.
4. по каузальности (причинно-следственные отношения)
Особенности изучения памяти в ассоциативной психологии:
1. изучение “чистой” памяти, т.е. максимальное выключение сложной психической деятельности ( мыслительной, эмоциональной т.д.) при запоминании,
2. строжайшая регламентация и стандартизация экспериментального исследования,
3. исследование зависимости эффективности памяти от внешних условий, особенно от количества и организации повторений,
4. почти исключительное внимание к результативной (количественной, а не качественной) стороне памяти.
Методы экспериментального исследования памяти
Они были впервые предложены в ассоциативной психологии Г. Эббингаузом:
метод узнавания, метод заучивания, метод антиципации (предвосхищения), метод сбережения.
Экспериментальные исследования памяти в ассоциативной психологии
1. исследование изменения памяти во времени – кривая забывания (Г. Эббингауз), Она была получена Г. Эббингаузом в экспериментальном исследовании методом сбережения.
2. исследование положения элементов в ряду на запоминание – эффект края (Г. Эббингауз), При запоминании, сохранении и воспроизведении однородного и большого по объёму материала лучше запоминаются его элементы, расположенные в начале и в конце ряда.
3. исследование влияния степени однородности материала на запоминание – эффект А. фон Ресторф, Разнородные элементы материала, включённые в ряд однородных элементов, сохраняются в памяти лучше, чем однородные, независимо от характера материала.
4. исследование влияния осмысленности материала на запоминание (Мак-Теч),
5. исследование влияния способа организации повторений на запоминание.
42.Память как процесс приема, хранения и переработки информации.
На этапе приемаработают сенсорные системы восприятия – органы чувств. Следует осознавать, что во всех диапазонах (звуковых, световых и т.д.) органы чувств имеют ограниченную полосу пропускания. Например, диапазон слышимых звуков от 20 Гц до 20 КГц. (Подробнее о развитии системы восприятия см. в разделе «Развитие ребенка в период младенчества«).
Отрасль психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов, называется психологией восприятия. Из экспериментов по восприятию мы хорошо знаем о чувствительности человеческого организма к сенсорным сигналам и — что более важно для когнитивной психологии — о том, как интерпретируются эти сенсорные сигналы. Но исследование восприятия само по себе не может адекватно объяснить ожидаемые действия; здесь участвуют и другие когнитивные системы, такие как распознавание образов, внимание и память.
На этапе переработки информацииработает человеческий интеллект. В зависимости от уровня своего развития переработка эта включает:
1. Распознавание образов на уровне объектов восприятия
2. Распознавание 1-го на уровне образов
3. Формирование базы образов в долгосрочной памяти
4. Распознавание 2-го на уровне понятий
5. Формирование суждений
Мозг в модели Карла Прибрама работает по принципу интегратора, формирующего голограмму из разрозненных фрагментов волновой картины. Из разрозненных объектов он формирует образы (тут работает принцип распознавания образов). Из разрозненных образов на основании опыта предыдущего обучения мозг формирует понятия (здесь существенную роль играет культурно-исторический контекст , в котором живет человек). Наконец, из разрозненных понятий мозг формирует суждения составляющие основу мировоззрения (реальности, в которой человек пребывает). На последнем этапе существенны как социально-культурный контекст, так и свойства самого человека (развитость личности, особенности характера и т.д.).
На этапе хранения информациииспользуется память. Под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.
Существует множество классификаций памяти. В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;
По длительности сохранения информации выделяются Мгновенная, Кратковременная, Оперативная и Долговременная память.
Использование информациисущественно зависит от типа личности (темперамент, склонности, развитость и т.д.). Общий подход при правильном использовании информации включает: анализ на полезность, направленности, системность и эталонность/