Позитивный и негативный подходы к индивидуальному опыту
Как показывает весь человеческий опыт, каждый раз, когда оказывается возможным какое-либо новое проявление, в особенности - серьезная реорганизация человеческой личности или общества, эта возможность по необходимости актуализируется одновременно и конструктивным, и деструктивным образом. Обобщение этого факта должно войти в любую космологию, в любое мировоззрение, по крайней мере в пределах
нашей Вселенной: здесь принцип дуализма наблюдается повсюду. За и/или "в" этом дуализме можно усматривать существенное единство; отражение этого единого состояния можно видеть в том факте, что все существование воспринимается как "существование целых", т.е. единиц, которые рождаются, растут и исчезают. Сам факт, что существует рождение, развитие родовых и индивидуальных потенциальностей и дезинтеграция, подразумевает дуалистический процесс, взаимодействие двух полярных сил, которое в китайской философии символизируется взаимодействием Инь и Ян.
Жить - значит перерабатывать энергию. Это может происходить двумя способами: либо этоцеленаправленное употреблениесил и способностей (power),либо автоматическое действие сил (force).Энергия потребляется в обоих случаях, но значение этих потреблении различно;
жизнь и тип сознания, возникающие из жизни и ее опыта в первом случае позитивны, во втором - негативны.
Различие между "силой-способностью" (или "властной силой", power ) и "просто силой" (force), можно увидеть, если сопоставить мировоззрение, характерное для классической философии, с обычным научным мировоззрением нынешнего Запада. Для древнего философа, так же как и для его современных наследников, "построение Вселенной" является результатом целенаправленной и в высшей степени "интеллигентной" (хотя и не "сознательной" в человеческом смысле слова) работы Творческих Иерархий духовных Существ, которые сами являются порождениями - зернами предыдущей космической эволюции или прямой эманацией творящего Бога - масонского "Архитектора Вселенной". Нынешний же ученый (если не говорить о выдающихся исключениях) считает Вселенную продуктом взаимодействия "сил" (forces), которые каким-то образом существуют сами по себе и действуют безотносительно к какому-либо интеллигентному или целесообразному Источнику. Представитель реальной науки действительно отказывается связывать себя отсылкой к метафизическим принципам и Причине причин; вместе с тем, научное обучение и сосредоточение на анализе, материальных фактов заставляют современного человека верить более в "просто силы", нежели в "силы-способности". Человеческое сознание к личность стремятся рассматривать как продукт длительного эволюционного взаимодействия низменных и бесцельных природных сил.
Однако для мышления другого типа сознание и личность, культура и цивилизация - это результат постоянного использования человеческими индивидуумами "сил-способностей", содержащихся в каждом человеческом существе и равным образом выражающихся в деятельности Вселенной. Каждое человеческое существо понимается как микрокосм, в котором все творческие силы-способности большой Вселенной (макрокосма) находятся в потенциальном состоянии. Человеческая эволюция -будь то в масштабе целой расы или в масштабе отдельной индивидуальности, - рассматривается как процесс развертывания творческих сил и способностей. Этот процесс направляется изнутри, он целесообразен, по крайней мере в том смысле, что потенциальности начального "зерна" или хотя бы некоторыеиз них (в случае индивидуальности) в конце цикла
должны найти актуальное выражение. Это выражение находит свою кульминацию в творческой деятельности ("карма"), которая в свою очередь порождает или обусловливает начало нового цикла.
Философ, придерживающийся таких взглядов, рассматривает Вселенную, как управляемую законами, но и как воплощение универсального сознания. События, входящие в человеческий опыт, не только обнаруживают последовательный порядок, позволяющий делать предположение о будущих событиях, но также соответствуют паттерну развертывания космического целого и циклической последовательности, и как таковые имеют значение. Как ученый, так и философ верят в космический порядок и предсказуемость; но при рассмотрении определенной группы событий ученый удовлетворится обнаружением, как они возникли и как они породят новые события, философ же задается вопросом, что это значит.
Для астронома-ученого зодиак - просто способ вычисления и классификации событий на небе и периодических изменений. Для философа-астролога зодиак - структура, по отношению к которой человек может формировать свое непрекращающееся стремление ко все более глубоким и жизненным значениям. Разумеется, в этой книге я придерживаюсь последнего взгляда; ряд символических картин, с которыми мы имеем дело, должен побудить изучающего к реализации способностей его творческого Духа. Цель этой работы состоит в развитии глубокою понимания природы, характера, последовательности развертывания, объема и значения тех сил-способностей, которые характеризуют Дух в человеке, тех сил-способностей, посредством которых человек извлекает из своего опыта значение, направление и цель. Делая это, человек (на уровне индивидуума, группы, нации или расы) становится подлинно "человечным", то есть живет в соответствии со способностями, заложенными в царство человека, - способностями, которые так редко развиваются. Он живет своей жизнью, а не "проживается" событиями. Он использует силы-способности, а не управляем природными силами. Он живет из творческого Духа и в нем. Это позитивная, творческая жизнь.
Нужно добавить, что такая позитивная жизнь может быть присуща материалисту-ученому так же, как и философу, верящему в универсальный творческий разум. На поверхности современный западный человек демонстрирует гораздо более "позитивный" подход к ежедневной жизни, чем архаический человек, последователь учения дзен или философ, который стремится "давать вещам происходить". Кажется, что последнее - гораздо более пассивное отношение. Но нужно смотреть глубже поверхности, если мы хотим достигнуть жизненного творческого значения человеческого поведения. Современный индивидуум с помощью научных понятий весьма позитивно и целесообразно может использовать природные силы; это присуще каждому, кто управляет машиной, танком, взрывом веществ. Кайзерлинг однажды назвал современного человека "шофером". Сейчас можно говорить о технологе или технократе. Однако управление машинами и оперирование природными силами не слишком отличается от силового доминирования древних времен.
Возьмем яркий пример из недавнего прошлого: нацистская Германия
чуть было не. преуспела в захвате человечества посредством использования природных "сил" (физических и психологических) с большой "позитивностью"; однако нацизму отнюдь не было свойственно использование творческих способностей Духа в Человеке. Он достигал ошеломляющих успехов на короткое время благодаря грубому употреблению технологии, но был разбит не только превосходящими "силами", но и самой силой человеческой эволюции. Шестнадцатью веками ранее Римскую империю постигла та же судьба, несмотря на прекрасную администрацию и массу рабов. Нынешняя вьетнамская война должна показать нам, как "превосходящим силам" может противостоять сила коллективной человеческой воли, сконцентрированной несгибаемым желанием самоопределения и автономии, желанием, основанным на глубокой реальности, представляющей достигнутую человечеством фазу эволюции.
Логика планетарной эволюции ставит нас перед лицом фазы глобальной организации и интеграции человечества; империализм становится анахронизмом наподобие динозавров. Нацистский или фашистский тип технократии (можно добавить к этому - пентагоновский тип) -это возвращение к уже отжившему типу на пути человеческой эволюции. Этот тип поведения потерял свое позитивное духовное значение и представляет собой негативную актуализацию новых человеческих потенциальностей, возникших за последние века в западной цивилизации. Он основан на употреблении "превосходящей силы" в попытке задержи гь проявление более глубокой, всепланетной потребности людей -личной и социальной - в трансформации.
Тот, кто живет из творческого Духа в себе, живет не только определенным позитивным, активным образом; он живет также нуждами определенного наличного момента в цикле своей индивидуальной эволюции. Он действует в рамках эволюционного целого, каждый момент которого имеет определенное значение с точки зрения своевременного употребления определенных сил-способностей. Своевременность и точная фокусировка действия в пространстве, которое соответствует этому действию - факты значимого проживания. Существенна также адекватность общей циклической цели жизни того, кто действует.
Современный инженер, казалось бы, тоже учитывает эти три фактора - своевременность, пространственная точность и соответствие цели, но он рассматривает их скорее по отношению к своей машине, нежели по отношению к своей жизни как творческому соучастию в органической целостности человечества и Вселенной. Поэтому многие из его машин оказываются деструктивными, поскольку они производятся и употребляются в обществе, которое хочет быть скорее "сильным" нежели целенаправленным. Стремясь к управлению автоматическим действием природных сил, приходят к рассмотрению человека как продукта такого автоматического действия лишенных значения и цели сил природы.
Обладать "силой" - не значит обладать целью. Современное общество (имеется в виду американское общество - прим.перв.) не имеет ныне реальных значимых целей для своего функционирования, кроме разве
получения все большего материального комфорта и достатка для возрастающей массы человеческих тел, что в конечном итоге делает нашу планету все менее пригодной для жизни. Современное общество демонстрирует по большей части негативный тип сознания, потому что сознание, лишенное универсальной системы отсчета - негативно, ибо оно лишено творческой значимости, а потому духовно бесплодно, каким бы интеллектуальными и техническими возможностями оно ни располагало.
В соответствии со всем вышесказанным ясно, что любой символ может быть интерпретирован позитивным и негативным образом. Символ -это ключ, позволяющий найти соответствие между индивидуальным действием, проблемой или ситуацией и универсальной системой отсчета, - с учетом возможной относительности этой "универсальности". В нашем рассмотрении символов, относящихся к 360 градусам Зодиака, системой отсчета для высвобождения энергии в общем поле активности Земли как целого, в частности - в биосфере. Приспособление к годичным изменениям потока солнечной энергии может происходить на основе как целесообразного употребления сил-способностей, так и на базе автоматического действия "сил" - в зависимости от позитивного или негативного характера сознания, которое нуждается в таком приспособлении.
В большинстве случаев человек, по-видимому, осуществляет приспособление, не обращаясь явно к символизму. Однако, в действительности подсознательное обращение к коллективным образам всегда присутствует. Индивидуум действует в своей личной ситуации, бессознательно отождествляя себя с "образом" того, каким должен быть отец, муж, доблестный гражданин, любящий сын и пр. в той или иной социально-культурной или религиозной традиции. Он действует, связывая новую ситуацию с предыдущим опытом ситуаций, которые наложили отпечаток на его сознание (то есть в соответствии с так наз. "комплексом"), В любом случае, поведение в определенный момент обусловлено ментально-эмоциональной памятью индивидуума, его семьи, нации или расы, - а эта память кристаллизуется в "образе" или символе.
Ряд сабианских символов-картин (или равные им по значимости символы, древние или современные) стремится помочь индивидууму вывести подобные образы в сознание и соотнести их с универсальной системой отсчета. Способность делать это присуща каждому человеку, но она нуждается в развитии, и одна из функций этой символики - стимулировать эту способность благодаря постоянному пользованию символами. Речь идет о том, чтобы развить способности любую частную деятельность соотнести с универсальным значением, любое индивидуальное сознание - с его духовным источником в универсальном Уме. Этот источник по существу следует понимать как момент циклического Времени, место Сфероидного Пространства и цель в Гармонии целого (или "Бога"), которые соответствуют индивидууму.
Если эта способность используется позитивно, каждая ситуация жизни индивидуума становится возможностью для роста и творческого выражения Духа в человеке. Если она используется негативно, то как пишет
Марк Джонс в предисловии к "Символической Астрологии", - "Все вещи составляют заговор против него, а его удовлетворение состоит в элементах деструкции, превращаемых в символизм желаемого".
В двух своих книгах М.Джонс предлагает позитивную и негативную интерпретацию каждого из 360 градусов зодиака. Я не делаю этого - отчасти потому, что стремление выйти за пределы чисто астрологического уровня, связывая символы с любым фундаментальным циклом актуализации новых потенциальностей существования в развитии человека. Некоторые из интерпретаций М.Джонса кажутся мне очень значимыми, другие - менее, некоторые даже едва ли приемлемыми; кроме того, его интерпретации в двух публикациях совершенно различны. В "Астрологии личности" я давал конспективное изложение джонсовской "символической астрологии", введя лишь в некоторых случаях позитивно-негативные характеристики в краткой форме.
Мне кажется, что интерпретация символизма должна основываться на двух факторах: во-первых, на объективном анализе наиболее значимых черт символического образа, во-вторых, на отношении данного символа к другим в рамках всего циклического процесса. Это к любому циклическому ряду символов, в частности и в особенности - к циклу двенадцати знаков зодиака, имеющему весьма малое отношение к созвездиям, с которыми они соединялись в древнегреческий период (около 100 до н.э.).
Точно также, по-видимому, 10 карточек текста Роршаха в оригинале составляют определенную последовательность, начинающуюся простыми формами и кончающуюся сложными картинами, включающими различия цвета; появление цвета на определенной характеристической стадии последовательности для того, кто рассматривает эту последовательность холистически, как единый процесс. Несмотря на это, как мне рассказывали, многие, в том числе даже и Карл Юнг, не обратили внимание на целостное значение всего ряда. Поэтому я еще раз повторю, что никакой опыт не может быть понят в своем полном значении, если не соотнести его с целостным процессом, к которому он относится, если не обнаружена его функция и не найдено его место в целом, определяющие его функцию. Никакое изолированное событие не имеет фундаментального значения само но себе: оно обретает значение только как часть целостного процесса. Это соотношение может быть бессознательным, но именно оно лежит в основе значения.
Более того, такую функцию следует рассматривать как позитивную или негативную; никакое действие само по себе не может быть позитивным или негативным, хорошим или дурным. Это ответ индивидуума -как целого на требуемое функционирование, когда приходит время для данной функции в определенных обстоятельствах, которые определяют позитивный или негативный характер действия. Принято восхвалять солдата, убившего пятерых врагов в рукопашной схватке, однако если человек в состоянии аффекта убивает полисмена, схватившего его в тот момент, когда он от голода ворует пищу, - он рискует быть казненным. Функционирование кислот и ферментов в желудочном тракте, разлагающих пищу на составляющие вещества, столь же позитивно, как
функционирование мозговых клеток, превращающих основной стимул в прекрасную картину или вдохновляющее понятие.
В принципе можно определить на абстрактном и архетипическом уровне позитивное и негативное значение символа или межличностного столкновения. Но само внесение негативно поляризованного архетипа вносит в ситуацию негативный унтертон значения, который может повлиять на чувствительного человека. Приняв негативное значение, он может быть не в состоянии справиться с ним и воспринять его как "судьбу", а себя - как ее слабую жертву.
Никакой символ не может рассматриваться как негативный по своей сути. Даже если образ или сцена, кажется содержащей негативные импликации, они могут рассматриваться как обучающие, как "негативный путь" ведущий к духовным высотам, дающий опыт протеста против глубин человеческого падения или деградации. Ничто в астрологии не говорит, что "это-факт" или "это должно случиться". Астрология указывает на наилучший, то есть естественный способ встретить ситуацию с точки зрения нашей собственной индивидуальной природы. Есть более легкие и более трудные пути, принимая во внимание обусловленность нашим западным обществом и материализованным христианством; но культура, в которой "стремятся сделать все слишком легким" (Кайзер-линг) ведет к тому, что человек теряет внутреннюю жизненность, характер и остроту ума.
Чтобы показать, как все это применяется в конкретных случаях, возьму символ, может быть самый "негативный" в нашем ряду: 5° Рака. В "Сабианских символах в астрологии" М. Джонс формулирует его так" "Машина, разбитая поездом". Далее, чтобы смягчить негативность картины, он пишет следующее: "Это символ непреодолимой силы свершения, заложенный в самой сути человеческого мира: если события запущены, они пойдут своим объективным путем. Имплицитно символ противоположен управлению, т.е. возможности не продолжать действие до его саморазрушения. В конце концов долг индивидуума относится к нему самому, а не к сиюминутному сочетанию обстоятельств. Ключевое слово - рассеивание. Будучи позитивным, символ означает особый дар творческой реорганизации всего опыта; в негативной трактовке - равнодушное, бесчувственное пренебрежение". Мне кажется, что эта интерпретация не основана непосредственным образом на анализе элементов картины; она базируется на эмоциональной реакции на слово "разбитая". Я не знаю, как в подробностях описывала мисс Уилер образ, который она "видела" но попробуем рассмотреть картину, как она дана в краткой формулировке. Машина может быть разбита поездом только при условии, что дорога, по которой она едет, пересекает железнодорожный путь. Следовательно, образ содержит три основных фактора:
автомобиль, поезд и пересечение их путей. Автомобиль - частное средство передвижения, - поезд - общественное. Образ соотносит - трагически, конструктивно - частную или индивидуальную и общественную, коллективную сферу в технологическом обществе. Обычно эти сферы или поля деятельности существуют более или мене параллельно друг другу; человек может отдавать предпочтение тому или другому. Но бывают
моменты, когда эти поля пересекаются, становятся, так сказать, "перпендикулярными" друг другу и возникает потенциальное напряжение; их цели пересекаются. В этот момент символ предупреждает нас, что человек, который не остановится в своем "грубом индивидуализме", рискует быть разрушенным. Общество не делает невозможным или, по крайней мере очень трудным быть индивидууму беззаботным; хотя оно заботится о том, чтобы расставить красные сигналы светофора, индивидуум может беззаботно их игнорировать, и тогда автомобиль оказывается разрушенным. Это не обязательно кончается смертью для водителя, он может в последний момент выпрыгнуть; иными словами - его сознание, то что им управляет, ею ценности и подход к жизни могут потерпеть более или менее сильное крушение. Вот что, как мне кажется, предлагает символ, причем предлагает не как факт, а как "предупреждение" или ''поучение". Если у человека одна из планет оказывается в этом градусе, он предупреждается о том, что дав функции, представляемой этой планетой, безоглядно и беззаветно действовать индивидуалистическим образом в то время, как это расходится с целями его общества, он рискует претерпеть сокрушительное поражение.
В символе самом по себе нет ничего негативного или пугающего; это просто предупреждение. Он напоминает нам, что is определенные моменты пути индивидуума и общества пересекаются, и можно предполагать, что в такой ситуации общество одержит верх.
Но мы должны пойти дальше, рассматривая, каким образом этот символ находит в процесс, к которому он - вместе с другими - принадлежит. Заглянем на соответствующую страницу (Седьмая сцена ритуальной драмы года); интересующий нас символ входит в пятеричную последовательность, начинающуюся 1° Рака; последний относится к фазе деятельности, подразумевающей "радикальное изменение всяческой лояльности, выражаемое в символическом акте; шаг, после которого нет возврата". - Таким образом, в последнем символе этой пентаритмической последовательности мы видим предупреждение относительно того, к чему может вести первый символ - т.е. к "радикальному изменению лояльности". Если бы символы визуализировались в наше время, мы могли бы увидеть полисмена, избивающего юношу во время антивоенной демонстрации! Рассматривая последовательность первых пяти градусов Рака, мы видим возможности, которые открываются, радикальным изменением лояльности". Для понимания отдельного символа нужно понять всю эту последовательность, более того - нужно рассмотреть всю сцену, относящуюся к "Решению". Кроме того, эта Седьмая сцена Второго Акта может быть соотнесена с Девятнадцатой сценой Четвертого Акта, ключевое слово которой - "Кристаллизация". Структурное разделение всего ряда 360 символов вполне понятно с холистической - если не эонической - точки зрения. Мы видим здесь значимый процесс постепенной и целенаправленной трансформации. Символы позволяют нам увидеть по-новому взаимосвязанные фазы процесса существования.
После того, как мы рассмотрим эти символы более подробно, мы можем вернуться к изучению их взаимосвязей и рассмотреть два возможных способа их употребления.
Часть II
Новое глубинное описание сабианских символов
Первый полуцикл.Процесс индивидуализации
Акт 1. Дифференциация
Сцена 1.Желание (Овен Г-15°)
Первый уровень - действие
Фаза 1(1° Овна). Женщина, только что поднявшаяся из моря. Ее обнимает тюлень.
Ключ: проявление новых форм и потенциальностей сознания.
Это первая из 360 фаз универсального многоуровневого циклического процесса, стремящегося к актуализации определенных потенциальностей. В сабианских символах эти потенциальности относятся к развитию индивидуального сознания человека - сознания бытия индивидуальной личностью с местом и функцией в планетарном организме Земли, в определенном типе человеческого общества и культуры.
Быть индивидуальным сознанием означает - проявиться из моря родового и коллективного сознания, которое для проявившегося ума является бессознательным. Это проявление - первичное событие. Оно - результат некоторого основополагающего действия - оставление позади себя, проявление из лона или матки, здесь символизируемой морем.
Это действие не следует рассматривать как властное, позитивное утверждение индивидуального бытия. В начале стоит Действие, Акт, но часто это незаметное, неуверенное действие. Маленький нежный росток, появляющийся из зерна, не кричит о своем существовании, он должен пробиться через корку почвы, еще покрытой остатками прошлого. Он - весь потенциальность с минимумом присутствия актуальности.
Поэтому в символе появляющееся существо - Женщина. Символически говоря, это форма существования, еще близкая бессознательным глубинам родовой биологической природы, полная скорее желанием быть, нежели самоутверждением. Женщину обнимает тюлень - млекопитающее, однажды пережившее биологическое, эволюционное, относительно бессознательное проявление, но вернувшееся в "лоно" моря;
тюлень представляет регрессивный шаг. Он обнимает Женщину, которая
уже проявилась, поскольку каждый процесс проявления поначалу имеет возможность неудачи. Этот процесс окружен памятью, тенями прошлых неудач в предыдущих циклах. Порыв вперед и вверх сдерживается регрессивным страхом и неуверенностью; исход борьбы зависит от относительной величины сил, направленных в будущее и направленных в прошлое.
Возможность как успеха, так и неудачи присуща всему процессу актуализации. Каждое высвобождение потенциальности содержит эту двойственную возможность. Это неизбежно открывает два пути: один ведет к "совершенствованию" сознания, другой - к его "дезинтеграции", т.е. возвращению и недифференцированному состоянию (состоянию гумуса, навоза, космической пыли, символически - "великих вод пространства", хаоса).
Символ характеризует первую из пяти стадий, повторяющихся на трех уровнях. Это стадия первичного утверждения, тема пятеричного ряда на первом уровне: порыв быть.
Фаза 2 (2°Овна). Комедиант раскрывет человеческую природу.
Ключ: способность смотреть объективно на себя и на других.
Если первая фаза процесса проявления - субъективный импульс и желание действовать, то вторая фаза представляет попытку развить объективную осведомленность о существовании. Сознание постепенно формируется посредством чувства контраста. Это то, что Тейяр де Шарден называет "рефлективным сознанием": способность видеть себя отраженным в зеркале, и может быть смеяться непохожести видимых форм. "Юмор" - триумф объективного сознания над субъективным чувством или настроением, погруженностью в себя.
Символ характеризует вторую стадию первой пятеричной последовательности - стадию объективации сознания. Она дополняет и поляризует первую, которая подчеркивала субъективное желание стать индивидуально-сознательным.
Фаза 3 (3°Овна). Профиль человека, напоминающий изображение его страны.
Ключ: поддерживающая сила Целого, поскольку индивидуум отождествляет себя с его Жизнью.
Став объективно осведомленным о своей природе и принадлежности к человечеству, индивидуализирующаяся личность находит внутреннюю силу и уверенность в понимании своей сущностной тождественности с частью Вселенной, в пределах которой она действует. Он сам и эта часть Вселенной представляются его сознанию тождественными в космически-планетарном процессе - в "мистике соучастия". Метафизически это выражено в тождественности Атмана и Брахмана. В ином смысле, благодаря способности отождествлять себя со сложным комплексом жизнедеятельности, окружающей его, индивидуум может стать истинным, а не только воображаемым представителем Целого в своей родной среде (локальной, планетарной или даже космической), агентом, посредством которого, через которого Целое может выразить себя в акте творческого резонанса и излияния. Это идея аватара "сверхличной" жизни и сознания, полностью отданного Божественной Силе и управляемого Ею.
Эта сила может также пониматься как архетипическая самость, принцип Христа, поскольку она действует "в" и "посредством" индивидуальной личности и судьбы, становящихся ее внешним проявлением в ответ на коллективную человеческую потребность.
Идея формально-структурной тождественности универсального макрокосма и человеческого микрокосма проявляется на многих уровнях. Она создает внутреннее чувство уверенности и гармоническую силу в архаическом человеке. Современному человеку, находящемуся под гнетом кажущейся бессмысленности и бесполезности, она дает чувство соучастия в обширном потоке эволюции. Это ответ на распространенное ныне чувство трагического одиночества.
Символ характеризует третью стадию пятеричной последовательности: участие в объемлющей жизни.
Фаза 4 (4°Овна). Двое любящих на уединенной прогулке.
Ключ: поляризация энергий, необходимая для выполнения жизненных функций.
Чтобы полностью ответить потенциальностям, высвобождаемым чувством отождествления с большим Целым, человек сам должен быть целостным. Чтобы обеспечить постоянный и динамичный резонанс любой высшей и объемлющей форме жизни, нужно взаимодействие биполярных энергий. Это может требовать временного отхода от обыденной деятельности, т.е. быть "уединенным" процессом. Однако это не замкнутый процесс. Позитивный и негативный полюса не встречаются в замкнутом круге, восстанавливая нейтральное состояние потенциальности. Он действует в динамическом открытом, неразрешенном соединении в контакте с окружающими энергиями природы.
Это четвертая стадия первой пятеричной последовательности: стадия динамической неразрешенной поляризации. Она вводит основные средства, можно даже сказать - технику установления сознания в индивидуальном мире.
Фаза 5 (5°Овна). Треугольник с крыльями.
Ключ: способность к самотрансценденции.
Это символ желания достигнуть более высокого уровня существования, символ чистого желания или посвящения себя, бхакти. То, что возникло на первой фазе процесса дифференциации, становится осведомленным о возможности дальнейших достижений. Принцип "левитации" рассматривается как один из двух существенных факторов эволюции. Возникающе существо прославляет и обожествляет его, но это пока только идеал. На этой стадии, однако, все существо испытывает детское стремление к возможной реализации.
Последняя синтезирующая стадия первой пятеричной последовательности , новые измерения бытия мобилизуют творческие усилия.