Воспитание и развитие речи у детей с врожденными расщелинами губы и нёба

<...> Родители могут способствовать нормальному развитию речи, общаясь с ребенком, и могут тормозить ее при молчаливом уходе за ним.

Речь ребенка формируется постепенно и в каждый момент ее становления родители могут помочь быстрее и правильнее овладеть ею, получив обстоятельную консультацию логопеда.

Предлагаемая нами система совместной работы логопеда и родителей предполагает психологическое взаимодействие между обеими сторонами, что возможно лишь в том случае, если родители будут точно выполнять все инструкции логопеда, организовывать занятия с детьми в форме игры, проводить занятия по 25—30 минут не реже 3—4 раз в неделю. Очень важно не прерывать занятия.

Это во многом зависит от комплексного воздействия на ребенка логопеда, врача, психолога и родителей.

С первых недель жизни необходимо развивать зрение и слух ребенка, которые имеют большое значение для общего развития, а также для появления речи. С первых месяцев у ребенка следует развивать умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, который должен часто и ласково разговаривать с ребенком.

На третьем месяце жизни у младенца появляются первые короткие звуки: а — а — а, а — гу, бу, гы и др. Это период гуления. Чтобы вызвать активную работу мышц глотки и мягкого нёба, следует давать питье маленькими глотками.

С пяти месяцев у ребенка наступает период лепета. Начинается повторение отдельных слогов и звуков. С шести месяцев резко возрастает интерес ребенка к окружающему. Он начинает повторять отдельные звуки и слоги за взрослым, понимать речь, обращенную к нему, появляется подражательность.

К году ребенок говорит несколько слов (мама, папа, на, дай, кис), выполняет просьбы взрослого (садись, ложись, дай ручку и т. д.). С ребенком нужно говорить, только правильно артикулируя, не искажать звуки, не «сюсюкать», всячески поощрять общение ребенка с окружающими людьми.

В первые годы жизни ребенка проводится операция — пластика губы. В послеоперационном периоде родителям необходимо разрабатывать верхнюю губу ребенка для ее пластичности, подвижности, развития объема движений. Предлагается ряд упражнений, которые родители должны проводить с ребенком ежедневно:

— поднимать и опускать верхнюю губу;

— стараться натянуть верхнюю губу на верхние резцы;

— ввести палец между верхней губой и зубами, оттягивая губу вперед;

— вибрировать пальцем верхнюю губу;

— постукивать около рубцов подушечками пальцев;

— щипать пальцами;

— взять губу подушечками большого и указательного пальцев у углов рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивая ее вперед, затем разминать пальцами рубец.

Движения губ усиливаются путем обучения малыша губным звукам. Для этого при общении с ребенком мать произносит громко взрывной звук, когда губы смыкаются и раз мыкаются: а — п,п — а, б — а, па — па, ба — ба, ма — ма.

Именно в это время надо начинать отработку речевого I дыхания. Ребенка надо научить широко открывать рот и во время игры, по примеру матери, произносить гласные звуки: а, э, о, ы, у, и. Язык при этом должен касаться нижних резцов. Мышцы лица спокойны.

Если мышцы лица напряжены, можно расслабить их с помощью специально подобранных массажных движений.

■ Массаж проводится в исходном положении «лежа на спине»

при полном расслаблении всех мышц тела или в исходном положении «сидя, голова на подлокотнике».

Используемые приемы массажа: поглаживание, вибрация, слабый «пальцевой душ».

Поглаживание лба осуществляется концами 2—3-го пальцев, направление движения — от средней линии лба к вис-

Поглаживание носа осуществляется концами 2—3-го пальцев, направление — от кончика носа к переносице.

Поглаживание щечной области осуществляется концами 2—3-го пальцев, направление — от спинки носа к височным областям, от средней линии подбородка к мочкам ушей.

Приемы вибрации и «пальцевой душ» осуществляется концами двух и четырех пальцев. Движение идет по тем же линиям лица, как и при поглаживании.

Массажные движения необходимо сочетать с артикуля-ционной гимнастикой:

— круговые движения языком в преддверии полости рта;

— набирать теплую воду и полоскать зубы, удерживая воду под губами;

— «пальцевой душ» — постукивание около рубцов поду-шечками пальцев;

— «щипки пальцами» — легкое пощипывание околоруб- цовых областей.

Для этого можно применять игры на звукоподражание, во время которых взрослые привлекают внимание ребенка к ротовому выдоху с помощью комочков ваты, разноцветных бумажек и т. п.

Г. В. Валосовец

От простых дыхательных игр-упражнений постепенно надо переходить к выработке выдоха через рот с включением голоса на артикуляции гласных и согласных звуков, вкладывая определенный смысл в каждый произносимый звук. Примеры таких упражнений:

— как гасят огонек? (ф-) — верхние зубы касаются нижней губы;

— как гудит пароход? (ы-);

— как гудит паровоз? (у-);

— какой ты большой? (о-);

— как шумит ветер? (е-) — верхние зубы касаются нижней губы;

— как звенит комарик? (з-) — губы в улыбке, зубы вместе, язык упирается в нижние зубы, выход холодной струей;

— как шипит змея? (ш-) — язык поднят в форме чашечки за верхние зубы;

— как жужжит жук? (ж-) — губы слегка вытянуты вперед, струя воздуха теплая.

Игры-упражнения следует проводить с ребенком, не надоедая ему, а постепенно приучая его к занятиям.

В возрасте двух-трех лет словарный запас ребенка исчисляется несколькими сотнями слов. В этот лериод можно приучать ребенка к артикуляционной гимнастике, связав ее с игровыми элементами.

Надо научить ребенка смыканию губ (как поцелуй мамы); взрыву губами по типу звука п; вибрационному движению губ, похожему на кучерское Пррр.

После трех лет наступает самый ответственный период. В это время необходимо подготовить нёбную занавеску к нёб- но-глоточному смыканию, по возможности предотвратить дистрофию мышц глотки, стремиться к перемещению языка вперед, опусканию его корня и укреплению кончика, активизировать движения губ и щек, отработать диафрагмальное дыхание, выработать нормальную воздушную струю, предупредить смешение звуков в устной речи.

Перемещение языка вперед в значительной степени определяет эффект всех занятий. Оно создает условия для постановки правильных звуков, понижения носового оттенка, нормализации речевого дыхания. Одновременно приступают к упражнениям для активизации всего  артикуляционного аппарата: губ, щек, нижней челюсти, мягкого нёба; проводится массаж при мышечном напряжении в области рта, носа и щечно-скуловой области.

Ребенок 3,5—4 лет готов к систематическим занятиям с логопедом независимо от того, была ли у него проведена пластика нёба или нет.

Если возможность заниматься с логопедом отсутствует, родители самостоятельно выполняют следующие задания.

Упражнения для опускания корня языка и укрепления кончика:

— широкий язык спокойно лежит на нижней губе «лопаткой»;

— поворот языка вправо — влево к уголкам губ, челюсть неподвижна;

— поворот языка в стороны до упора кончика языка в каждую сторону щеки, рот открыт, челюсть неподвижна;

— покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая его и снова втягивая;

— вылизывание тарелок всей поверхностью языка;

— облизать верхнюю губу широким языком сверху вниз;

— рот открыт, движение широкого языка по нёбу к верхним зубам и назад к глотке;

— слизывание капель кончиком языка вогнутой поверхности ложек;

— почесывание кончика языка о верхние зубы;

— пересчитывание зубов, упираясь в каждый;

— проталкивание языка сквозь стиснутые зубы.

Упражнения для губ и щек:

— надувание обеих щек одновременно;

— надувание щек попеременно;

— втягивание щек в ротовую полость между зубами;

— «улыбка» — губы улыбаются так, что видны верхние и нижние зубы;

— губы вытягиваются вперед трубочкой;

— опускание и поднятие (поочередное и одновременное) верхней и нижней губ;

— удержание мелких предметов губами;

— выплевывание губами семечек, риса, гороха;

— выплевывание подобных предметов зубами с кончика языка.

Упражнения для нижней челюсти:

— открывание и закрывание рта — плавно и медленно открывать и закрывать рот под счет 5; кончик языка находится у нижних зубов;

— опускание нижней челюсти;

— имитация жевания;

— движение нижней челюсти вправо — влево.

Активизация мышц мягкого нёба и глотки:

— позевывание;

— глотание капелек воды, слюны;

— полоскание горла;

— резко, отрывисто произносить: а — а — а, э — э — э, аэ — аэ — аэ, эа — эа — эа.

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани (выполняются с закрытым ртом):

— опускание головы вниз;

— запрокидывание головы назад!

— поворот головы вправо — влево;

— наклоны головы вправо — влево;

— руки в замок на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук;

— сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук;

— ладони к ушам, наклоны головы в стороны с сопротивлением рук;

— доставание мягкого нёба кончиком языка.

Одновременно с артикуляционными упражнениями проводится дыхательная гимнастика. Ребенка необходимо обучить диафрагмальному. дыханию, которое позволяет увеличить жизненный объем легких, регулировать скорость выдоха диафрагмой, благодаря чему он удлиняется и уменьшается носовой оттенок голоса.

Сначала ребенка надо обучить направленному дутью. У детей, заменяющих дутье усиленным выдохом из глотки, вызывают нужное движение от поплевывания. Ребенок слегка высовывает кончик языка между губами, а затем старается выплюнуть его. Язык при этом продвинут вперед, а кончик высунут минимально, что вынуждает сильнее напрягать губы и создает более тонкие движения. Упражнение повторяют 6—8 раз подряд 3—4 раза в день.

У детей, приспособившихся к глоточному и гортанному произношению, «поплевывание» может сопровождаться напряжением мышц лица, шеи, даже движением передней стенки глотки, создающим звук, сходный с к. Для торможения этого движения прибегают к беззвучному поплевыванию и выплевыванию мелких крошек. Замедляя и продлевая поплевывание, получают легкое дутье и переходят к упражнениям для отработки длительного выдоха, дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретения навыков диафрагмального типа дыхания.

Рекомендуются следующие упражнения:

— тренировать ровный, медленный выдох на пламя свечи;

— надувание мыльных пузырей через трубочку;

— струей выдыхаемого воздуха с помощью трубочки поддерживать непрерывное бурление жидкости;

— упражнения с комочками ваты, пухом, полосками бумаги;

— лежа на спине, правая ладонь на груди, левая на животе — медленный спокойный вдох через нос на два счета, живот слегка приподнят; удлиненный выдох через рот на четыре счета (губы вытянуты трубочкой), левой рукой надавливая на переднюю стенку живота;

— вдох и выдох производится через нос;

— вдох через нос, выдох через губы трубочкой;

— вдох через рот, выдох через нос;

— вдох и выдох через рот.

Голосовые упражнения:

— шепотное длительное произношение гласных и согласных и их сочетаний:

А- АЭ- ЭА- АЭИ- АЭ-

Э АИ- ЭИ- АОИ- А-И-

О- АО- ЭО- АУИ- АО-

У- АУ- ЭУ- АИО- А-У-

— затем включается громкое и длительное произношение гласных и их сочетаний (см. выше):

А-Э-И-А-О-И-А-У-И-А-И-О-

При произношении звукосочетаний постоянно фиксируется внимание ребенка на длительном ротовом выдохе, контролируется утечка воздуха через нос, корень языка при произношении гласных должен быть опущен вниз, кончик языка продвинут к нижним резцам.

Вокальные упражнения поются по подражанию. Они начинаются с пения мелодии на один гласный звук (а, э, о,у). В начале гласные поются связно, плавно. Затем поется гамма (с постепенным увеличением тонов), что вырабатывает ровность, певучесть, гибкость голоса.

Все перечисленные упражнения не следует выполнять подряд. Каждое занятие должно состоять из нескольких упражнений по развитию дыхания, активизации мышц языка, губ и т. д., причем дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение, поэтому их обязательно надо чередовать с другими. Не надо повторять дыхательные упражнения более 4-х раз подряд. Лучшие речевые результаты у детей наступают при применении коротких (по 5—15 минут) по времени, но частых упражнений (7—8 раз в день).

Вся работа над речью строится родителями на воспитании сознательного овладения теми упражнениями, которые изложены выше.

Родители должны убедить ребенка в необходимости их выполнения, а также вселить в ребенка уверенность в полной ликвидации его недостатка. Только длительный доопераци-онный период дает возможность осуществить подготовку к полной перестройке речи и полностью исправить ее в значительно короткий срок после проведения операции.

В послеоперационном периоде в условиях стационара к занятиям приступают на 13—14 сутки после того, как на защитную пластинку положена масса, формирующая свод твердого нёба. В это время речь ребенка ухудшается из-за отечности, болезненности в полости рта.

На занятиях данного периода рекомендовано проводить следующие упражнения:

— полоскать горло 7—8 раз в день;

— пить маленькими глотками;

— резко отрывисто произносить гласные: а — а — а.

— проводится дыхательная, вокальная, артикуляционная гимнастика;

— массаж нёба (ребенок кончиком языка проводит от каждого зуба вглубь по нёбу и назад к зубам надавливающим и разглаживающим движением, такое же движение по нёбу из стороны в сторону).

Все задания выполняются без защитной пластинки 2—3 раза в день по 5—7 минут.

По выписке из стационара необходимо дать ребенку отдохнуть от больничной обстановки в течение месяца, но все рекомендации, данные логопедом, выполнять. Через месяц систематические занятия возобновляются. <...>

После операции постановка речи занимает от 2—4 месяцев до 1—2 лет в зависимости от вида расщелины, результатов операции, эффективности дооперационных занятий, способностей ребенка, результатов ортодонтичес-кого лечения и ответственности родителей. Взрослые должны обязательно присутствовать на занятиях, запоминать все указания логопеда и дома ежедневно заниматься с ребенком.

Встречается, что после проведенного хирургического, ор-тодонтического лечения, коррекционных занятий с логопедом речь восстанавливается, но присутствует специфический оттенок: ребенок как бы посипывает носом во время произношения. Можно также заметить движения крыльев носа, а при поднесении зеркала к носовым ходам — запотевание. Такое явление называют носовой эмиссией — выходом воздуха через нос в процессе речи. Происходит это при анатомической или функциональной недостаточности нёбно-глоточного смыкания, из-за отсутствия контроля за произношением или из-за недостаточной разработки мышц мягкого нёба, боковых и задней стенок глотки. Приемы устранения носовой эмиссии

— артикуляционную гимнастику (активизация мышц мягкого нёба, глотки, шеи, гортани);

— дыхательная гимнастика (диафрагмальное дыхание, послоговая дыхательная гимнастика);

— фонопедические (голосовые) упражнения:

а) вдох носом, на выдохе петь ПА ПЭ ПИ ПО ПУ...

б) четкое произношение слогов НЬПА, НЬПЭ, НЬПО, НЬПЫ, НЬПУ... (используются все согласные алфавита, последовательность гласных остается в том же порядке);

в) голосовые двигательные упражнения — произношение двусложных слов:

фипвип — фэпвэп фивпип — фэвпэп

фибсип — фэбсэп фисбип — фэсбэп <...>

Рекомендуются упражнения для губ, которые помогают детям обращать больше внимания на рот: просить детей разговаривать через дырочки в бумаге, через трубочку, бахрому бумажных усов. Это активизирует внимание ребенка к правильному речевому ротовому выдоху.

Таким образом, все вышеперечисленные рекомендации и упражнения родители выполняют после их консультации в Центре врожденной патологии.

Волосовец Т. В. Методические рекомендации для родителей. — М., 2001.

Наши рекомендации