Тема 28. Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие психики детей
Семья как институт первичной социализации ребенка. Основные характеристики детско-родительских отношений: характер эмоциональной связи, мотивы воспитания и родительства, степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения, стиль общения, социальный контроль (требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; типы санкций), степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Стиль родительского воспитания, факторы определяющие его формирование (личностные особенности родителя, личностная и социальная зрелость, специфика воспитания в детстве, условия жизни в семье, психологическая готовность к родительству и пр.). Прародительская семья как образец и антиидеал при построении собственного стиля воспитания детей.
Классификации стилей дестко- родительских отношений. В зависимости от эмоционального отношения родителя к ребенку; безусловное эмоциональное принятие ребенка, условное эмоциональное принятие ребенка, амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку, индифирентное отношение, скрытое эмоциональное отвержение ребенка, открытое эмоциональное отвержение. В зависимости от особенностей общения родителей и детей в структуре семейных отношений (Л. Вюрсмер): семья с «травматизацией» детей, навязчивая семья, лживая семья, непоследовательная (ненадежная) семья. В зависимости от симпатии/антипатии, уважения/презрения, близости/дальности (А.С. Спиваковская): действенная любовь к ребенку, отстраненная любовь, действенная жалость, снисходительное отстранение. Отвержение, презрение, преследование, отказ. В зависимости от характера взаимодействия с ребенком (К. Левин): авторитарная, демократическая, либеральная. В зависимости от степени одиночества детей в семье (Рихтер-Спиваковская): внешне «спокойная семья», «вулканическая» семья, семья-«санаторий», семья-«крепость», семья-«театр», семья «третий лишний», семья «с кумиром», семья «маскарад».
Характер эмоционального отношения ребенка к родителю и его влияние на личность ребенка. Проблема формирования позитивного аффективного отношения ребенка к родителю (З. Фрейд, Э. Эриксон, Дж. Боулби, М. Эйнсворт). Этапы формирования привязанности, ее типы (надежная, тревожно-амбивалентная, тревожно-дезорганизованная, тревожно-избегающая) и последствия. Варианты взаимоотношений в диаде родитель-ребенок (А.С. Спиваковская, Г.Т. Хоментаускас): взаимные, симметричные отношения (эмоциональное взаимное принятие, симметричная негативная установка); асимметричные отношения (односторонняя родительская любовь, односторонняя привязанность ребенка).
Литература основная:
1. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011. - 376 с.
2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.
3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - М.: Академия, 2012. – 656 с.
4. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2 - Психология образования.– 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. – 606 с.
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. "Возрастная психология". - М.: Юрайт, 2012. – 460 с.
6. Психология развития: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Т.Д. Марцинковская [и др.]; под ред. Т.Д. Марцинковской. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. – 528 с.
7. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. – 656 с.
8. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008. – 208 с.
9. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. - 368 с.
Литература дополнительная
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 413 с.
2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. – 256 с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, Сфера, 2003. – 253 с.
4. Лисина М.И. Общение, личность и психическое развитие ребенка /Под ред. А.Г.Рузской. - М.: МПСИ, 1997. – 384 с.
5. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: Академия, 2005. - 368 с.
6. Сапогова Е.Е. Психическое развитие человека. - М.: Аспект-Пресс, 2001.- 460 с.
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000. – 421 с.
8. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
9. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени детства. - М.: Флинта, 1997. – 160 с.
10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2000. - 656 с.