Тоническое стихосложение. Дольник, тактовик, акцентный стих
Тоническое стихосложение — система стихосложения, в к-рой ритмичность достигается чередованием ударных слогов с безударными, причем междуударные интервалы упорядочены в большей или меньшей степени. ТС присуще языкам с подвижным ударением (рус., нем., англ. и др.). В таких языках ударение фонологично (смыслоразличительно: ср. руки́ и ру́ки) и поэтому произносится и воспринимается отчетливо; ударные слоги качественно отличны от безударных и составляют основу стихотв. размеров.
Если условно выстроить основные формы русского тонического стиха в ряд от самых организованных к наиболее свободным, то получится такая последовательность:
Силлабо-тонический стих строится на правильном, урегулированном чередовании сильных слогов и слабых слогов. Метрообразующие ударения падают не на все сильные слоги, но всегда только на сильные, слабые слоги почти всегда безударны.
В двусложных размерах (ямб и хорей) сильные и слабые слоги чередуются через один, в трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) между сильными слогами стоят два слабых. Внутр. структура двусложных размеров, с одной стороны, трехсложных, с другой, — одинакова. Различаются они друг от друга анакрусой(или анакрузой), т. е. ритмическим зачином, определяемым количеством слабых слогов до первого метрического ударения. В хорее и дактиле анакруса нулевая, в ямбе и амфибрахии односложная, в анапесте двусложная.
Трехсложники с вариациями анакрус, или с переменной анакрусой. В отличие от двусложных размеров, в к-рых анакрусы постоянны, в трехсложных иногда встречается сочетание стихов с разными анакрусами. Подобный стих нельзя рассматривать как простое смещение размеров (напр., амфибрахия с анапестом); это особый стихотв. размер, внутр. структура которого строго урегулирована, как в обычных трехсложниках, анакрусы же неупорядочеины или чередуются в определ. последовательности:
Заче́м я не птица, не во́рон степной,
Пролете́вший сейча́с надо мно́й?
Заче́м не могу́ в небеса́х я пари́ть
И одну́ лишь свобо́ду люби́ть?..
(М. Ю. Лермонтов, «Желание»).
Во всех нечетных стихах стихотворения анакрусы односложны, во всех четных — двусложны.
Дольник, или паузник. Этими терминами (в наст. время чаще употребляется первый) обозначают форму стиха с промежутками между ударениями, колеблющимися в узких пределах, преим. в 1—2 слога («Простите меня, товарищ Костров, /с присущей душевной ширью. Общая схема «урегулированного дольника» (термин М. Л. Гаспарова и А. Н. Колмогорова): (0/2) — 1/2 — 1/2 (0/2). 1-я цифра в скобках обозначает возможность любой анакрусы, постоянной или переменной; дробная цифра между сильными слогами обозначает возможность промежутка в 1 или 2 слабых слога; последняя цифра в скобках — мужская, женская или дактилич. клаузула. Двусложные промежутки в дольниках количественно преобладают, создавая ощутимую на слух инерцию трехсложного размера. Дольники сочетают достаточно отчетливую урегулированность с большой свободой ритмич. вариаций. Если односложные промежутки стоят на строго определ. местах, то такого типа дольники можно условно назвать, по аналогии с античным стихом, логаэдами:
Измучен жизнью, коварством надежды,
Когда им в битве душой уступаю,
И днем и ночью смежаю я вежды
И как-то странно порой прозреваю...
(А. А. Фет).
Схема каждого стиха: 1 — 1 — 2 — 2 — 1.
Нередко в дольниках пропускается сильный слог, тогда между двумя ударениями оказывается промежуток в 4 слабых слога («неожиданный аквилон»: 2 — 4 —). Нек-рые исследователи считают, что существует рус. дольник на двусложной основе, в к-ром преобладают междуударные промежутки в один слог (напр., «Голос из хора» А. Блока: «Теперь ты милой руку жмешь,/ Играешь с нею, шутя...»; 1 — 1 — 1 — 1 —/1 — 1 — 2 —). Такие стих. единичны, часто осложнены др. ритмич. ходами, их метрическая интерпретация спорна: с большим основанием редкие двусложные интервалы можно рассматривать как сильный ритмич. перебой. С дольником имеет одно общее свойство рус. гекзаметр (в нем тоже встречаются односложные промежутки среди двусложных). Однако по строгости формы он ближе к силлабо-тоническим размерам.
Близок к дольнику, но более свободен тактовик. Междуударные интервалы колеблются в нем от одного до трех или от нуля до двух безударных по формуле (0/2) — 1/3 — 1/3 (0/2) или (0/2) — 0/2 — 0/2 (0/2). Первый вид: «Така́я была но́чь, что ни ветер гулево́й...» (В. Луговской). Второй вид более редкий: «Дне́й бы́к пе́г/ Ме́дленна ле́т арба́...» (В. Маяковский).
Акцентный стих, или чисто тонический — наиболее метрически свободная форма тонич. стиха. Его схема X — X — X — X..., где X обозначает произвольное количество безударных слогов — от 0 до 8 (практически чаще всего встречаются междуударные промежутки от 0 до 4). Наиболее частые размеры — трехударник («Стра́шное у меня́ го́ре./Вероя́тно — лишу́сь сна́...» — В. Маяковский); четырехударник («Вре́мя — начина́ю про Ле́нина расска́з./Но не потому́, что го́ря не́ту бо́лее...» — В. Маяковский) и их чередование. Есть и более свободные формы акцентного стиха, в к-рых количество ударений колеблется, обычно незначительно отклоняясь от преобладающей формы (напр., «Облако в штанах» В. Маяковского). Встречаются также своеобразные индивидуальные размеры, в к-рых междуударные промежутки более или менее строго урегулированы, но иначе, чем в силлабо-тонич. стихе. Напр., в «Синих гусарах» Н. Асеева ясна тенденция к их сокращению от начала к концу стиха («Раненым медведем мороз дерет./Санки по Фонтанке летят вперед...»; — 3 — 2 — 1 —). Такой стих приближается к логаэдам.
Между названными чистыми формами есть различные переходные. Чисто тонич. стих — исконная форма рус. нар. стиха. Так, стих былин по большей части трехударен при переменных междуударных промежутках («Наки́нул он слу́жбу вели́кую/На того́ Добры́ню на Ники́тича...»).
В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов ввели в рус. стих силлабо-тонич. размеры. Репертуар их в 18 в. был невелик, господствовали ямбы — 4-стопные в одах, 6-стопные в трагедиях и поэмах, вольные в баснях. Остальные размеры употреблялись только в «низких» жанрах. В 19 в. продолжает господствовать силлабо-тонич. стих, но репертуар размеров становится все более разнообразным. 1-я пол. века — расцвет рус. гекзаметра (перевод «Илиады» Н. И. Гнедичем, «Одиссеи» В. А. Жуковским, оригинальные произв.). Эксперименты с дольниками единичны. Большое значение приобретает обработка нар. стиха — эпического у А. С. Пушкина («Песни западных славян», сказки) и Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича...»), песенно-лирического у А. В. Кольцова. Но общелитературным такой стих не стал, оставаясь уделом поэзии, ориентированной на фольклор. В 20 в. в широкое употребление входят дольники и акцентный стих. В наст. время рус. стих богат разнообразными формами и размерами.
В 18—19 вв. произведения, даже крупные, писались обычно одним размером. В 20 в. крупные произв. часто пишутся многими размерами, при этом нередко смена темы подчеркивается сменой размера (напр., «Двенадцать» А. Блока). В таких многоразмерных, илиполиметрических, композициях (термин П. А. Руднева) сочетаются размеры как одной формы («Современники» А. Некрасова — сочетание силлабо-тонич. размеров), так и различных («Роза и крест» А. Блока — дольники и ямбы, «Хорошо!» В. Маяковского — силлабо-тонич. размеры, дольник, акцентный стих). Разные формы в одних случаях контрастируют, в других незаметно переходят одна в другую. Это — одно из доказательств единой природы всех форм рус. ТС.