Структура и динамика возраста.

Концепция развития личности по Выготскому. Новообразования возраста, кризис, стадия развития, эпоха и фаза развития, стабильный возраст. Структура и динамика возраста.

Развитие психики человека в филогенезе следует рассматривать как единый процесс формирования сознания, мышления и речи.

Принципиальное отличие человека от животного состоит в том, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями с помощью орудий особого рода, психологических.

Центральным моментом развития психики человека является возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком. Знак выступает как орудие, опосредствующее психические функции.

Знак становится орудием, когда обретает значение.

Основными составляющими внутреннего мира человека становятся значения(познавательные компоненты сознания) и смыслы(эмоционально-мотивационные компоненты).Значение представлено в деятельности через цели, а смыслы представлены в деятельности через мотивы. Деятельность приобретает мотивированный и осмысленный характер, подчиняясь внутренней регуляции.

Функции знака: обозначение, значениеи личностный смысл.

Овладевая знаками, человек приобщается к культуре. Знаки имеют культурное происхождение

Овладев знаковой системой, знаково-символической деятельностью человек перешел с эволюционного (животного) на социально-исторический(человеческий)путь развития, так как с помощью знаков можно передать и довести до отдельно взятого человека опыт всего человечества.

Необходимой предпосылкой для овладения процессами собственного поведения является образование личности. Развитие той или иной функции обусловлено развитием личности в целом. Личность развивается как целое только тогда, когда овладевает той или иной формой поведения.

Личность– понятие социальное, оно охватывает над природное, историческое в человеке. Она не врожденна, а возникает в результате культурного развития.

Личность– понятие культурно-историческое.

Стадии развития личности

I. Младенческий возраст. Л. С. Выготский назвал эту стадию магической (т.Е. Недифференцированного отношения).

II. Появление самосознания.

III. Возраст игры (до школы).

IV. Появление способности дифференцировать свой социальный опыт.

V. Возраст полового созревания и оформления личности в целостное образование, возникновение жизненного плана как системы социального приспособления.

Возрастные кризисы

Л.С.Выготский выделял относительно устойчивые, стабильные, возрасты, когда развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка. Стабильные возраста разделяются кризисными, во время которых на протяжении относительно короткого времени сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Критические периоды являются переломными, поворотными пунктами в развитии.

Особенности кризисных периодов:

1. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, неотчетливы. Характерно резкое обострение кризиса, происходящее обычно в середине этого возрастного периода.

2. Значительная часть детей, переживающих критические периоды развития, с трудом поддается воспитанию. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка порой связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами. Однако все это встречается далеко не обязательно у разных детей критические периоды проходят по-разному.

3. Негативный характер развития, которое совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. На первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовалось на предшествующей ступени и отличало ребенка данного возраста.
Всего выделяют следующие кризисы:

- кризис новорожденности (младенческий возраст: 2 мес. – 1 год);
- кризис одного года (раннее детство: 1 год – 3 года);
- кризис 3 лет (дошкольный возраст: 3 года – 7 лет);
- кризис 7 лет (школьный возраст: 8 лет – 12 лет);
- кризис 13 лет (пубертатный возраст: 14 лет – 18 лет);
- кризис 17 лет.

Раньше других был открыт и описан кризис 7 лет. Позже был открыт и описан кризис 3-летнего возраста. Еще позже был изучен кризис 13 лет. Самым последним был обнаружен кризис одного года.

Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований(Л.С.Выготский).

Вокруг основного (центрального) новообразования данного возраста располагаются и группируются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Раз возникшие новообразования в сознательной личности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность. Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятия внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических функций. В результате возрастного развития возникающие к концу данного возраста новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе.

Структура и динамика возраста.

Возраст — целостное динамическое образование; он определяет роль каждой линии развития.

На каждой возрастной ступени существует центральное новообразование, характеризующее перестройку всей личности в целом, и в первую очередь сознательной части личности.

Социальная ситуация — исключительное для определенного возраста отношение между ребенком и его окружением (социальным). Она определяет образ жизни ребенка, из неё возникают новообразования. Новообразования не укладываются в эту ситуацию, т.к. это уже становится другой ребенок, и она с необходимостью распадается. Это знаменует окончание определенной эпохи развития и переход к высшей возрастной ступени.

Наши рекомендации