Ф. Мендельсон. Симфоническое творчество
I. Обзор жанров.Область оркестровой музыки у Мендельсона представлена симфониями, увертюрами и концертами (2 для фо-но и 1 для скрипки – e-moll). Органический синтез классического и романтического определили появление новых творчески плодотворных жанров - жанрово-пейзажной симфонии, концертной программной увертюры.
II. Симфонии. Очень значимо в творчестве Менделльсона –симфония! Чайковский высоко ценил «Шотландскую». По словам Фадеевой (Музыка Австрии и Германии), М., опираясь на традиции «Пасторальной» симфонии Бетховена, создал свои пейзажно-жанровые романтические симфонии, в которых по-новому решил проблемы программного симфонизма.
У Мендельсона 5 симфоний. Симфония №1 (17 лет) – c-moll, юношеская, без отсылок, опора на трад. венских классиков. Симфонией второй должна была стать «Реформационная» - написанная к годовщине реформации, посвящена Лютеру (1817г.). Была исполнена только в 1832 году, но не издана (изд.-1868). В «Реформационной» симфонии d-moll широкий, героико-эпический замысел, связанный с народными образами. В последней части (хоровой финал) использована мелодия хорала Лютера (потом Мейербер в «Гугенотах»). [Значительным этапом в творчестве стала его вторая “Реформационная”симфония d-moll 1829-1830 начало зрелого периода. Симфония связана с празднованием в германских землях 300-летия со лня основания Мартином Лютером Реформации (25 июня 1530). Симфония - органический синтез классического и романтических начал. Классическое выступает в воздействии Бетховена - 9 симфонии, отдельных приёмов его симфонического письма (обращение к хоралу, полифонические приёмы, тональные соотношение 1 части и финала d-D, перестановка средних частей). Драматургическим центром является протестанский хорал “Господь - наша твердыня”, именно он неоднократно привлекал Баха. Ф Энгельс называл его “Марсельезой XVI века”. В сущности, весь тематический материал симфонии связан с хоралом, и его возникновение в финале является идейно-логической, тематической кульминацией. Процесс становления напоминает становление темы радости в 9 симфонии Бетховена.] I – D-dur, II- B-dur, III – g-moll, IV – G-dur хорал.
Симфония-кантата «Хвалебная песнь» -величественный гимн свету, разуму, просвещению. По случаю празднования четырехсотлетия книгопечатания. В этих двух симфониях Мендельсон пытался следовать пути Девятой симфонии Бетховена.
В «Итальянской» симфонии красочно запечатлены картины итальянской народной жизни, написана после посещения Италии. Закончена в 1833г. И «Итал.», и «Шотл.» симфонии имеют программные подзаголовки, направлены на создание поэтических ассоциаций (жанрово-пейзажные симфонии). Никаких конкретных указаний на литературные произведения НЕТ! Главное – пейзажность, картинность, стремление к обобщенности, отсутствие конкретики. Новый тип романтического цикла, предстающий как ряд сменяющихся картин с усиленным функциональным значением средних частей, с эмоциональным содержанием П.т, Св. и Закл. тем.
Ярким образцом романтического симфонизма является “Итальянская симфония 1833 A-dur”. Стравинский считал симфонию образцом элегантности в музыке. Является первой лирико-жанровой симфонией, основу содержания которой составляют картины природы и народного быта.. Исходными точками являлись 6 и 7 симфонии Бетховена и лирико-жанровые Шуберта, однако у Мендельсона нет углублённых бетховенских раздумий, заимствование только в идее создания программоного произведения на основе изображения картин природы и народного быта. В “Итальянской” нет литературной программы, она проистекает из образного строя и жанровости на основе песенных и танцевальных жанров (тарантелла, хорал, лендлер, сальтарелла-4 часть). Важная роль - ритмической сферы, единство каждой части. Остинато пронизывает всё произведение. Единство ритмического импульса сглаживает кантраст главной и побочной в сонатных частях, интонационное родство частей, отсутствие побочных в разработках дают предпосылки для восприятия как монотематическое произведение. Романтична тональная трактовка цикла, от мажора к минору A-d-A-a. 2 часть – большой контраст по отношению к I части – черты религиозного шествия (хорал?). Финал – минорный (квартеты Гайдна «Императорский», сохраняется минор только до П.п. в репризе). У Мендельсона минор в финале (тарантелла) господствует везде.
1 часть - синтез традиций и новаторства, танцевальная главная партия (развёрнутая 3х частная), песенная побочная партия (двухчастная) на фоне пульсирующего ритма тарантеллы. Ясно ощутима тенденция к сглаживанию граней между разделами allegro - черты свойственные романтическому симфонизму. В разработке - новая тема, вначале развивается полифонически (фугато), затем - завершенный эпизод. Эта тема составлет лирическую сферу разработки в которой отсутствует побочная партия. Лирическая тема звучит вместо заключительной в репризе (в миноре) что предвосхищает минор в финале.
2 часть- своеобразная сонатная форма. Основная тема хоральная мелодия. Связующая вносит неожиданный образный контраст d-E. В сферу песенности возвращает побочная партия. Функции разработки и репризы совмещены. d-moll
3частьвыходит за рамки итальянского. Уже в интонациях первого раздела слышны связи с австрийскими лендлерами. Форма квадратна, классична. Но романтическое присутствует всюду – ходы валторн, напоминающие охотничьи роги. A-dur
4 часть – атмосфера праздничного уличного веселья - тарантелла. Схож с первой частью, контраст основных тем минимален. Роль побочной партии незничительна - её нет в разработке и репризе. В разработке новая тема - g-moll занимающая почти всю разработку и начинающая репризу.
При классических традициях многое смотрит вперед - Брамс и Лист.
Шотландская Симфония ля минор - 1830-1842. Начал писать одновременно с итальянской, но завершил в начале 40 годов. Является самым значительным произведением в симфоническом наследии Мендельсона. При очевидных связях с классицизмом, новое понимание цикла. Замысел под впечатлением поездки в Шотландию. Это огромное одночастное произведение, вместившее в себя все 4 части цикла, имеющее общее вступление и коду. В «Шотландской»симфонии ярко выражены черты монотематизма – восход. Мотивы – вступление играет огромную роль (медл. часть, III часть – П.п., П.п.Финала, кода 4 части – тема вступления). Общий образный контраст – св.п. Тема вступления – элемент повествования, рассказа. Строится на нем вся симфония (интонац. источник всех тем – Г.п., П.п., З.п.). Дополнительный тематический материал может появиться в разработке. Один и тот же темат. материал Г.т. и П..т. – как у Гайдна просто смена лада, тональности. Но у М. еще новые интонации появляются. Развитие тематизма – колористическое варьирование, полифонические методы, иногда эти два метода сочетает вместе (в Реформационной, Хвалебной песне, Шотландской).
2 часть -скерцо в народном духе (F-dur), с ярко выраженным народным музыцированием (“волыночная” пятиступенная дажовая основа, деревянныя духовые, мажорный лад, плясовой характер неузнаваемо преображают тему).
3 часть- трагический образный аспект темы. Вспоминается трагический образ Марии Стюарт.
4 часть -пунктированная, даже воинственная. Важное значение в драматургии целого имеет кода. Это своеобразное послесловие.
Важно отметить вариантое развитие мелодической ткани, когда одновременно с видоизменениями основной темы возникают новые мелодические образования.Подобное вариантное мелодическое развитие является почти исключительной прерогативой романтического песенного инструментализма, развиваемого дальше в творчестве Брамса, Брукнера, Малера.