Гностические характеристики общения
В последние годы в психологической науке повысился интерес к теоретическим и прикладным проблемам общения. Появилось много работ, в которых раскрываются гностические особенности общения.
Одни из них посвящены описанию основных феноменов, образующих этот гностический компонент, и показывают их роль в межличностном взаимодействии. В частности, утверждается, что человек, вступая в общение с окружающими, должен постоянно решать познавательные задачи: определять намерения других людей, устанавливать их рабочие возможности, оценивать характер имеющегося у них отношения к той или иной стороне действительности, судить об их достоинствах и недостатках и т.д. Все это ему необходимо для того, чтобы в дальнейшем правильно с ними контактировать. Оценивание человека, по утверждению ряда психологов, может идти путем отнесения его участниками общения к одному из типов личности в той классификации, которая у каждого из них сформиро-
валась в прошлом во время встреч с разными людьми. Причем эта классификация (или категоризирование людей) образуется обычно без специального намерения. Просто, изо дня в день взаимодействуя с различными людьми и наблюдая устойчивые особенности их внешнего облика и поведения, человек фиксирует сходные черты и на основе этого объединяет этих людей в типы.
В последующем, встретив нового человека, несущего в себе, как ему кажется, черты представителей этого типа людей, он наделяет его и всеми остальными чертами, которые, по его мнению, для этой категории также характерны.
Большинство людей ведут1 себя различным образом, например, по отношению к иностранцам, к лицам, представляющим разные половые группы, значительно отличающимся друг от друга по возрасту и т. п.
Другие проявления человека, отмечаемые у него партнерами, категоризируются ими как его временные переживания или эмоциональные состояния, а не как постоянные личностные характеристики.
Ряд исследователей в последние годы продолжает изучение особенностей интерпретации различными группами людей эмоционального состояния человека по выражению его лица, позе, походке, жестам, голосу и пр.
Поскольку наибольшее значение в общении имеет лицо человека (точнее, его экспрессия), то в большинстве опубликованных сравнительно недавно работ по проблеме восприятия и истолкования выразительного поведения анализируется опознание человеком различных эмоциональных состояний по выражению лица в возрастном и профессиональном аспектах, прослежены их связи с индивидуальными различиями человека.
В жизни человеку приходится решать не одинаковые по степени трудности задачи на опознание эмоций по выражению лица: констатировать переживания другого, прогнозировать характер его эмоциональной реакции при возникновении новой ситуации, определять соответствие застывшего на лице выражения истинному состоянию человека и др. В каждом из этих случаев он применяет разнообразные шкалы оценок. Как правило, различные типы этих задач один и тот же человек решает с разной степенью успешности.
Выяснено также, что эффективнее справляются со всеми житейскими задачами на дифференцирование выраже-
ний лица люди с развитым общим и невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, экстравертированные и др. Вместе с тем установлено, что статистически значимые различия в опознании состояний имеются только при выполнении заданий на опознание неинтенсивных аффектов. Страх и презрение опознавались, например, в подобных случаях менее успешно, чем другие состояния. Была прослежена и функциональная связь между опознанием различных состояний: если человек опознавал гнев, то он опознавал также страдание и презрение. Наконец, было обнаружено, что на успешность психологической расшифровки эмоционального состояния человека по выражению его лица влияют те эталоны выражений лиц, которые уже сложились у людей.
В ряде работ выясняется роль, которую выполняет в межличностных контактах взгляд участника общения, а также показаны зависимости между характером «игры взглядов» взаимодействующих лиц* и их отношением друг к другу. Кроме того, в этих исследованиях измерена средняя продолжительность взгляда, останавливаемого на другом человеке при различных мотивах взаимодействия, прослежены маршруты движения глаз во время общения с ним с учетом возраста, пола, профессии, официального и неофициального статуса участников, изучены связи между фиксированием взгляда другого человека, более или менее осознаваемой интерпретацией его значения и некоторыми особенностями тех лиц, которые этот взгляд замелют.
Определенная часть работ посвящена показу роли движений рук, конкретнее, жестов участников общения в развитии межличностных контактов. В них также выясняются условия, при которых эти движения фиксируются человеком и начинают участвовать в формировании его впечатления о других людях. Авторы этих работ прослеживают, каким образом и когда жесты делают речь более убедительной и каким образом воспринимающие ее лица оценивают характер переживаний человека, присущее ему состояние.
В ряде экспериментов выявлено значение позы человека для прогнозирования отношения к другим участникам общения. Группа исследователей попыталась, кроме того, установить особенности поз человека, по которым взаимодействующие с ним лица судят о степени его уверенности в себе, о наличии или отсутствии у него чувства превосходства над ними. Анализ результатов других исследований
показал, что не только поза человека, но и вообще невербальные характеристики его поведения воздействуют на формирование у окружающих мнения о наличии или отсутствии у него не только названных качеств, но и целого ряда других.
Параллельно выяснялась роль выражений лица, движений рук и ног в отражении состояния, испытываемого человеком. В частности, установлено, что различные части тела человека играют, как правило, разные роли в передаче основных характеристик его переживаний. Так, выражение лица и движения рук передают главным образом характер чувства, испытываемого человеком, и содержит относительно меньше информации о силе и активности. Последние передаются преимущественно посредством поз и движений ног.
В результате проведения исследований удалось установить группы экспрессивных движений, которые в разной степени несут на себе «печать» соответствующей культуры и дифференцируются на подгруппы в зависимости от меры действия на них так называемых субкультур.
Ряд психологов выяснили значение характеристик речи и голоса человека в образовании впечатления о нем. Было, например, установлено, что в меру тревожные люди говорят медленнее людей с повышенной тревожностью и что скорость речи чаще всего выше у тех, кто обладает высоким уровнем интеллекта и экстравертирован. Вместе с тем оказалось, что скорость речи говорящего влияет на оценку его эмоционального состояния слушающими ее лицами. Люди отличаются как способностью выражать свои эмоции с помощью речи, так и способностью, воспринимая речь человека, обращать внимание на его эмоциональное состояние и отмечать характер этого состояния. Чем больше оттенков эмоционального состояния человек может сознательно передавать через свою речь, тем больше оттенков переживаний он на сознательном уровне способен дифференцировать в речи других людей.
Одновременно было выяснено, что при нормальном общении невербальные средства обычно подкрепляют вербальные. Но из-за того, что последние человеку легче контролировать, невербальные могут действовать рассогласование с ними и выдавать его подлинное состояние. Например, движения рук и ног человека могут вовсе не соответствовать содержанию его речей, при этом одни люди,
фиксируя этот «конфликт речей и действий», заключают, что у него в данный момент «ум с сердцем не в ладу», а другие не замечают этого и оценивают человека только по содержанию его речи.
Вместе с тем было показано, что некоторые характеристики речи и голоса, впрочем, как и характеристики ряда других проявлений человека, люди могут вообще не осознавать, общаясь с ним. Тем не менее, действуя на субвербальном уровне, эти характеристики влияют на складывающееся у людей мнение об этом человеке.
Большое внимание в работах отечественных и зарубежных психологов в последние годы уделено изучению эмпа-тии — явления, возникающего во время непосредственного взаимодействия людей и заключающегося, по мнению ряда ученых, прежде всего в переживании одним человеком при виде состояния другого той же эмоции, которую он у последнего отметил. При исследовании эмпатии (русский эквивалент термина — сопереживание) было обнаружено: для возникновения сопереживания необходимо, чтобы человек обладал способностью ставить себя на место другого, «влезать в его шкуру». Одна лишь установка наблюдать за поведением другого человека, как правило, эмпатии не вызывает.
Вместе с тем оказалось, что на степень, до которой человек может поставить себя на место другого и в результате этого проявить к нему эмпатию, сильно влияет характер взаимоотношений, которые начали между ними складываться.
Было установлено также, что мера и частота соответствия переживаний одного переживаниям других на уровне эмпатии высоко коррелируют с такими качествами сопереживающей личности, как теплота и искренность во взаимоотношениях с людьми.
Далее исследователи пытаются связывать способность человека к сопереживанию с формированием в личности определенного типа направленности (как интегративного качества) на других людей и определенного типа потребности, сутью которой выступает стремление им служить.
Часть усилий ученых, работающих над проблемой сопереживания, направлена на выяснение условий развития у человека этой способности. Чтобы индивид учился сопереживать, надо формировать «социальные схемы» взаимо-
действия с другими людьми, которые укрепляли бы в нем сознание идентичности его с ними.
Вступая в общение с другими людьми, человек может преследовать разные цели. Более или менее сильно могут отличаться друг от друга в разных случаях и мотивы, побуждающие его взаимодействовать с этими людьми. Например, он может хотеть узнать от другого человека о причастности его к какому-то событию, когда тот пытается этот факт скрыть, или захочет выяснить, на сколько этот человек расположен к кому-то. Естественно, во всех этих случаях внимание человека будет фиксироваться на разных сторонах облика того, с кем ему приходится общаться, и характер осмысливания воспринятого в каждом случае будет связан с особенностями решаемой им в общении задачи.
К настоящему времени и у нас, и за рубежом проведено довольно много исследований, которые подтвердили описанный факт. Доказано также, что установка воспринимать других людей с определенной точки зрения может стать для человека очень устойчивой, типичной. И в ней тогда с большим постоянством начинают проявляться доминирующие в структуре его личности потребности и ценностные ориентации.
Для процесса познания одним человеком других характерно специфическое интегрирование им отражаемых у них особенностей, при котором во внутреннем или внешнем облике другого человека выделяются важные в глазах воспринимающего строго определенные свойства и качества и медленнее осознаются остальные черты.
Примером такой односторонне осуществляемой интеграции является «эффект ореола»: когда величины приписываемых человеку свойств, вошедших в ореол, коррелируют между собой в несравненно более высокой степени, нежели тогда, когда зависимости между ними были высчитаны после объективного измерения выраженности в познаваемой личности каждого из свойств.
Интеграция, которая несет в себе тенденцию к субъективному снятию противоречивости в познаваемой личности, по мнению некоторых исследователей, является следствием процесса планирования человека своего взаимодействия с этой личностью и диктуется необходимостью принятия решения по поводу наиболее приемлемого способа будущего взаимодействия с ней.
Во многих жизненных ситуациях у людей собираются противоречащие друг другу данные об особенностях человека, и некоторые стараются перепроверить сложившееся у них мнение о нем, чтобы более психологически оправданно строить свое дальнейшее взаимодействие с ним.
Перечисляя несомненно ценные для понимания основных феноменов, закономерностей и механизмов познания людьми друг от друга в общении факты, полученные отечественными и зарубежными психологами, нельзя не отметить, что большинство из них представляет собой освещение некоторых новых характеристик социальной перцепции самой по себе. Покалишь небольшая часть позволяет увидеть новое во взаимосвязях между гностическими и практическими характеристиками общения. Формирующиеся у одного человека образы и понятия о личности других людей выполняют осведомительную и регулятивную функции, однако такого не конкретизированного представления о сути названных зависимостей теперь уже недостаточно. Сейчас нужны работы, которые показали бы, как различные формы конкретно-образных и словесно-понятийных знаний человеком других людей опосредуют столь же различные виды его действий как в сфере общения, так и за ее пределами, как они участвуют в регуляции его поведения в основных жизненных ситуациях.
Исследование только одного гностического компонента общения, или только изучение его эмоциональных характеристик, или, наконец, описание и анализ его пракси-ческого компонента хотя и интересны для науки, но все же имеют лишь частное в теоретическом и в прикладном отношениях значение. В жизни у большинства людей предметно-практическая и коммуникативная деятельность всегда тесно связаны. И в таком же сложном соотношении постоянно находятся цели, мотивы в той и другой деятельности.
Таким образом, изучение «психологической изнанки» общения не может быть сведено лишь к выявлению основных феноменов, закономерностей и механизмов ддной лишь социальной перцепции. Необходимо решение и более сложных задач: во-первых, определение существа сочетаний различных видов психических процессов и проявлений различных свойств личности, возможных «синдромов» тех и других на разных этапах каждого из известных гипов совместной деятельности и, во-вторых, прослежи-
2. Заказ №3329.
вание характера зависимостей между изменениями в этих «синдромах», причинами этих изменений и реальным поведением человека.