Краткая история организационной психологии.
Санкт-Петербургский Государственный Институт
Психологии и Социальной Работы
ФАКУЛЬТЕТ прикладной психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Организационная психология»
по направлению подготовки 030300 «Психология»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Разработчики:
к.пед.н., доцент | Агафонова В.В. |
(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)
к.пед.н., доцент | Кошелев М.Б. |
(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)
Санкт-Петербург
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. АННОТАЦИЯ …………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТОВ ……………………………….3
РАЗДЕЛ III. ТЕМЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «Организационная психология»
§1 Введение в организационную психологию ………………………………………………4
Блок самопроверки …………………………………………………………….…………...… 20
Список литературы ……..……………………………………………………..………….… 20
§ 2 Сущность организационного поведения…………………………………………………20
Блок самопроверки …………………………………………………………….…………...… 30
Список литературы ……..……………………………………………………..……….….… 30
§ 3 Индивид в организации ……………………………………………………………………30
Блок самопроверки ………………………………………………………………….…..…..… 44
Список литературы ……..……………………………………………………..…………..… 44
§4 Группы и команды в организации…………………………………………………………44
Блок самопроверки ……………………………………………………………………...…..… 68
Список литературы ……..…………………………………………………………..……..… 68
§5Психология малых групп……………………………………………………………………68
Блок самопроверки …………………………………………………………….…………....… 95
Список литературы ……..…………………………………………………………..…..…… 95
§6 Руководство и лидерство. Стили управления…………………………………..……….96
Блок самопроверки ………………………………………………………………………..… 115
Список литературы ……..……………………………………………………………...……115
§7 Коммуникации в организации………………………………………………………..…..115
Блок самопроверки …………………………………………………………………….…..… 124
Список литературы ……..……………………………………………………………..…… 124
§8 Мотивация персонала в организации…………………………………………………….124
Блок самопроверки …………………………………………………………….…..………… 148
Список литературы ……..……………………………………………………………..…… 149
§ 9 Организационные структуры и организационный дизайн………………………….…155
Блок самопроверки ………………………………………………………………….…….….158
Список литературы ……..……………………………………………………………..…… 158
§10 Организационная культура………………………………………………………..….158
Блок самопроверки ………………………………………………………………….…..…169
Список литературы ……..…………………………………………………………..…… 169
§ 11Управление организационными изменениями………………………………..…….169
Блок самопроверки ………………………………………………………………….…..…180
Список литературы ……..…………………………………………………………..…… 180
РАЗДЕЛ IV. ГЛОССАРИЙ .................................................................................................181
РАЗДЕЛ I. АННОТАЦИЯ.
Учебно-методическое пособие разработано на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и ориентировано на приобретение студентами ряда базовых профессиональных компетенций в той мере, в таком ракурсе и объеме, который задается характером проблематики, теоретико-методологическими основаниями и практико-прикладными аспектами современной теории и практики управления персоналом в организациях.
В учебном пособии рассмотрены теоретико-методологические основы организационной психологии, психологические концепции коммуникации, лидерства, организационной культуры, социально-психологические проблемы группы, организационной культуры.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов обучающихсяпо направлению Психология 030300 с присвоением квалификации бакалавр психологии.
РАЗДЕЛ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТОВ
Работа с учебно-методическим пособием «Организационная психология» является одной из основных форм самостоятельной работы студентов.
Содержание учебно-методического пособия полностью соответствует учебной программе учебного курса «Организационная психология».
После прослушивания лекции, целесообразно в этот же день, приступить к чтению соответствующей темы в учебно-методическом пособии, внося в конспект лекции соответствующие дополнения и изменения. После чего необходимо ответить на контрольные вопросы, приведённые после каждого модуля. В случае возникновения затруднений следует ещё раз обратиться к тексту пособия.
В учебно-методическом пособии приведён глоссарий (словарь) основных понятий и терминов требующих усвоения. Эти понятия будут основой теста минимальной компетентности.
В случае обнаружения противоречий в определений понятий, терминов и др. приведённых в пособии с другими источниками, следует обратиться к ведущему преподавателю за помощью.
Самостоятельная работа с учебной литературой входит в структуру трудоёмкости учебной дисциплины и является обязательной формой учебной работы в соответствии с учебным планом.
РАЗДЕЛ III. ТЕМЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Введение в организационную психологию
Краткая история организационной психологии.
Формально возникновение организационной психологии относят к началу ХХ века, а честь называться ее основоположником принадлежит Уолтеру Диллу Скотту (1869–1955).
Игрок футбольной команды Северо-Западного университета, Скотт закончил теологическую семинарию и собирался стать миссионером в Китае. Однако к тому времени, когда он был готов приступить к своим обязанностям, выяснилось, что в китайской миссии нет вакансий. И, вместо того чтобы стать миссионером, Скотт стал психологом.
Скотт был первым, кто использовал психологию для нужд рекламы, отбора персонала и менеджмента. На рубеже XIX и ХХ веков он говорил о потенциальных возможностях психологии в рекламном бизнесе.
Вдохновленный поддержкой, оказанной ему ведущими бизнесменами, Скотт написал несколько статей и опубликовал монографию — «Теория и практика рекламы» (The Theory and Practice of Advertising, Scott, 1903), которая считается первой книгой, посвященной использованию психологии для решения проблем, возникающих в мире бизнеса.
В 1919 году Скотт создал первую в истории организационной психологии консалтинговую фирму, которая сотрудничала более чем с 40 ведущими корпорациями США, оказывая им услуги, преимущественно связанные с отбором персонала.
В 1913 году Гуго Мюнстерберг (1863–1916), немецкий психолог, преподававший в Гарвардском университете, написал книгу «Психология эффективного производства» (The Psychology of Industrial Efficiency).
Он был одним из первых психологов, ратовавших за использование тестов в качестве отборочной процедуры прогностического характера, позволяющей выявить претендента с необходимыми навыками, который наиболее полно удовлетворяет требованиям, предъявляемым к работнику на конкретном рабочем месте.
Мюнстерберг провел немало исследований в реальных производственных ситуациях и на реальных рабочих местах, и целью этих исследований было повышение производительности труда.
Его публикации, исследования и деятельность в качестве консультанта способствовали росту влияния организационной психологии, а сам он стал мировой знаменитостью. Будучи самым известным американским психологом, Мюнстерберг дружил с королями, президентами и кинозвездами и был одним из двух психологов, когда-либо обвинявшихся в шпионаже.