Подготовка к будущей карьере

Рабочая тетрадь

для работы по курсу «Твоя профессиональная карьера»

ученика (цы) ______ класса школы № ______

Ф.И.О. ____________________________________________

Подготовка к будущей карьере - student2.ru

г. Магнитогорск,

20____ г.

Составители: Кузнецова Н.И., Карпова В.И., Бортная Т.Б. Рабочая тетрадь по профориентации для работы по курсу «Твоя профессиональная карьера»

Рабочая тетрадь по профориентации предназначена учителям технологий для проведения практических занятий и учащимся для выполнения заданий по курсу «Твоя профессиональная карьера».

Ó Коллектив авторов, 2008

ÓМагнитогорский государственный

университет, 2008

Содержание

Введение.......................................................................................................................................................................................... 4

Раздел 1. Образ «Я» и профессия.................................................................................................................................... 5

Раздел 2. Мир профессий и труда.............................................................................................................................. 54

Приложение................................................................................................................................................................................ 92

Литература.................................................................................................................................................................................. 93

Дорогой друг!

Перед тобой — увлекательное издание по курсу «Твоя профессиональная карьера». Оно отличается от учебников тем, что многое тебе придётся «дописать» самому, выполнив предварительно определенные упражнения и исследовательские работы.

Все упражнения и задания расположены с определенной последовательностью. В тетради приведены краткие теоретические сведения по наиболее трудным темам. Остальные знания ты будешь добывать самостоятельно, с помощью специальных заданий и практических упражнений при поддержке учителя.

Надеемся, что все полученные тобой знания и умения ты сумеешь применить в своей дальнейшей жизни, в том числе и в своем профессиональном выборе.

Желаем творческих успехов!

Условные обозначения:

Подготовка к будущей карьере - student2.ru Краткие теоретические знания
Подготовка к будущей карьере - student2.ru Задание выполняется в тетради
Подготовка к будущей карьере - student2.ru Задания для проверки усвоения материала

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Н. Заболоцкий

Как выбрать профиль обучения в старших классах?

Как понять свои истинные мотивы и желания?

Как соотнести их со своими способностями?

Как осуществить профессиональное самоопределение?

Ответы на эти вопросы ты получишь, заглянув в рабочую тетрадь

«Твоя профессиональная карьера»

Введение

Человек в мире профессий

Тот, кто не знает в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра.

Сенека

Подготовка к будущей карьере - student2.ru Работа играет очень важную роль в жизни человека. Она оказывает влияние на все сферы его личности. Правильно выбранная профессия вызывает чувство удовлетворения, повышает позитивное представление человека о самом себе и тем самым положительно влияет на самооценку и самоуважение. Человек, отдающийся любимой работе, реализующий себя в ней и ощущающий свой успех, меньше болеет, обладает большей сопротивляемостью к стрессовым ситуациям и физическим недугам.

Поэтому человеку, вступающему в жизнь, так важно самоопределиться и сделать правильный выбор.

Между тем эта задача не из легких. Мир профессий необъятен и безбрежен, кроме того, он очень динамичен и изменчив. Как ты думаешь, сколько всего профессий насчитывается в мире? Более 40 тысяч! Ежегодно появляется множество новых профессий. Некоторые профессии живут лишь 5-15 лет, а затем исчезают или меняются до неузнаваемости.

Особенностью современной действительности является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Эта реальность сегодняшнего дня. И она указывает на то, что человеку надо стремиться овладевать не одной профессией, а несколькими смежными. Это уже делают сегодня некоторые студенты вузов.

В этом смысле знакомство с широким профилем открывает тебе перспективы ориентации в обширном круге смежных профессий.

Знания в современном мире быстро устаревают, и человек должен быть готов к тому, что в течение жизни ему придется переучиваться и постоянно повышать квалификацию. Именно поэтому уже сейчас на школьной скамье необходимо развивать в себе умения и навыки самообразования и саморазвития.

Определить раз и навсегда, годен или не годен человек к какой-то узкой профессии, очень проблематично и даже рискованно. Жизнь преподносит порой неожиданные сюрпризы. Известно, например, что великая русская актриса В.Ф.Комиссаржевская впервые пришла на подмостки сцены в 29 лет, а до этого никто и не подозревал, что в ней скрыт яркий артистический талант. Значит, многое зависит от активности, целеустремленности, направленности личности.

Итак, профессий много, однако не только познакомиться с каждой, но даже и перечислить их трудно. Что делать?

Для начала надо определить не профессию, а сферу человеческой деятельности, наиболее привлекательную для тебя, и задуматься – есть ли у тебя необходимые задатки и способности для этой сферы.

Раздел 1. Образ «Я» и профессия

Занятие 2. Представление о себе и профессии

Профессиональное самоопределение неразрывно связано с самопознанием: «Какой я?», «Подойдет ли мне этот вид деятельности?», «Каких качеств, свойств потребует от меня профессия?», «Есть ли они у меня?», «А если есть, насколько они развиты, сформированы?».

Самопознание – процесс сложный, оно особо актуализируется в подростковом возрасте и сопровождает человека всю жизнь.

В реальной жизни, в общении с родителями, учителями, сверстниками ты получаешь информацию о себе. Иногда эта информация радует тебя, а подчас может и огорчить. Человек в разных ситуациях проявляет себя по-разному. В одном человеке могут вместе уживаться мечтательность и практичность, отзывчивость и равнодушие, активность и застенчивость. Таких противоречий немало, поэтому в разных ситуациях можно получить разную оценку: от восхищения до порицания. Наблюдая за собой в разных ситуациях, ты можешь обнаружить в себе не одно «Я», а несколько, и притом разных.

У каждого есть образ «наличного Я». Это то, каким себя видит человек в данный момент. Данный образ «Я» может не соответствовать тем оценкам, которые дают человеку окружающие. Например, его считают грубым и черствым, а сам он знает, что за внешней грубостью скрывается очень тонкая и ранимая душа.

У каждого есть, как правило, образ «желаемого Я» – то, кем или каким он хотел бы видеть себя. Это очень важный для человека образ. Он может как компас вести его по пути самосовершенствования. Еще есть образ «представляемого Я» – «маски», которые человек демонстрирует людям, за которые он прячется.

В то же время личность – явление целостное. Наличие в ранней юности нескольких образов «Я» – важное условие познания себя и других.

Что нужно знать о себе и мире профессий, чтобы осуществить самоопределение?

- Каковы твои интересы? На что направлены твои интересы? (интерес представляет собой избирательную направленность личности на определенные области познания). Следует отличать интересы устойчивые от случайных и быстро меняющихся интересов.

- В чем проявляются твои склонности? (склонность понимается как предрасположенность, потребность заниматься той или иной деятельностью).

- В чем и как проявляются способности?

- Каковы твои мотивы? (Побудительные причины деятельности).

- Каковы твои природные, индивидуально-типологические особенности? (темперамент).

- Позволяет ли здоровье выбрать эту профессию?

- Насколько ты подготовлен к выбору именно этой профессии? (знания, умения, психологическая подготовка и др.).

- Какова потребность общества в избираемой профессии?

Задание 1.1.

Твои интересы

Интерес – целеустремленное отношение человека к чему-либо, являющемуся объектом его потребности.

Прежде всего, определи, какие предметы школьного курса вызывают у тебя наибольший интерес. Назови вначале самый привлекательный предмет, затем, по порядку, менее привлекательные:

1. ________________ 6. ________________

2. ________________ 7. ________________

3. ________________ 8. ________________

4. ________________ 9. ________________

5. ________________ 10. _______________

Постарайтесь объяснить:

почему одни предметы привлекают тебя больше, чем другие? __________________________

_______________

почему тебя привлекают именно эти предметы? ______________________________________

________________

Комплекс вопросов для размышления:

1. Чем бы ты занимался охотнее всего? ______________________________________________

________________

2. Что бы ты охотнее всего слушал? _________________________________________________________________

3. Какие занятия ты ценишь более всего?_____________________________________________________________

4. Твоя любимая поговорка или пословица? __________________________________________

________________

5. Если бы я мог (продолжи предложение) ___________________________________________

________________

Продолжи предложение:

1. Профессия – это _______________________________________________________________

________________

2. Специальность – это ____________________________________________________________

________________

3. Должность – это _______________________________________________________________

________________

Пример: Твой пример:

1. Профессия ВРАЧ ____________________

2. Специальность СТОМАТОЛОГ ____________________

3. Должность ГЛАВНЫЙ ВРАЧ ____________________

Самооценка

Мы судим о себе по тому, чего мы способны добиться;

другие судят о нас по тому, чего мы добились.

Генри Лонгфелло

Самооценка – это способность оценивать себя, свои достоинства и недостатки, свое место среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка личности состоит из 2-х компонентов:

А) знание о себе (через общение с другими)

Б) отношение к самому себе

Подготовка к будущей карьере - student2.ru

Уровень притязаний – тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная свои предыдущие успехи и неудачи.

Подготовка к будущей карьере - student2.ru

Задание 1.2.

Диагностика уровня самооценки (РС версия)

Диагностику уровня самооценки можно провести в бланковом варианте по методике Ковалева.

Предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответов. Нужно выбрать из них один по каждому суждению и в нужной графе отметить его. Каждый из вариантов ответа кодируется баллами по следующей схеме:

Очень часто – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Редко – 1 балл

Никогда – 0 баллов

№ п\п Суждения очень часто часто иногда редко никогда
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня          
2. Постоянно чувствую свою ответственность по работе          
3. Я беспокоюсь о своем будущем          
4. Многие меня ненавидят          
5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие          
6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние          
7. Я боюсь выглядеть глупцом          
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой          
9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми          
10. Я часто допускаю ошибки          
11. Как жаль, что я не умею правильно говорить с людьми          
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе          
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще          
14. Я слишком скромен (скромна)          
15. Моя жизнь бесполезна          
16. У многих неправильное мнение обо мне          
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями          
18. Люди ждут от меня слишком многого          
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями          
20. Я слегка смущаюсь          
21. Я чувствую, что многие не понимают меня          
22. Я не чувствую себя в безопасности          
23. Я часто волнуюсь, и напрасно          
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже есть люди          
25. Я чувствую себя скованным          
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной          
27. Я уверен(а), что люди почти все воспринимают легче, чем я          
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность          
29. Меня волнует мысль о том, как относятся ко мне люди          
30. Как жаль, что я не так общителен(а)          
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте          
32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность          

Обработка результатов

Подсчитать общее количество баллов по всем суждениям:

завышенная слегка завышенная адекватная слегка заниженная заниженная
1 – 20 21 – 25 26 – 45 46 – 60 61 – 128

Подготовка к будущей карьере

Выполнив предложенные задания, ты сможешь проверить:

знаешь ли ты:

– ошибки, сопутствующие выбору карьеры;

умеешь ли ты:

– составлять схему построения образа профессионального будущего.

Задание 1.3.

Подготовка к будущей карьере - student2.ru Построение образа профессионального будущего

Составь схему построения профессионального образа будущего по следующим вопросам:

1. Дальняя профессиональная цель (мечта) ___________________________________________

________________

________________

2. Ближние профессиональные цели (как этапы достижения дальней)____________________

________________

________________

3. Знание себя (знание своих возможностей для достижения дальней и особенно ближних целей __________

________________

4. Знание путей подготовки к достижению целей (особенно ближних) и способов работы над собой __________

_______________

5. Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов) __________________

_______________

_______________

6. Запасные варианты карьеры и их иерархия, как способы движения к дальней цели. Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь. ________________________________________________________

________________

________________

7. В случае явного несоответствия своих возможностей избранным целям – другой профессиональный выбор _________________________________________________________

________________

Наши рекомендации