Подготовка к будущей карьере
Рабочая тетрадь
для работы по курсу «Твоя профессиональная карьера»
ученика (цы) ______ класса школы № ______
Ф.И.О. ____________________________________________
г. Магнитогорск,
20____ г.
Составители: Кузнецова Н.И., Карпова В.И., Бортная Т.Б. Рабочая тетрадь по профориентации для работы по курсу «Твоя профессиональная карьера»
Рабочая тетрадь по профориентации предназначена учителям технологий для проведения практических занятий и учащимся для выполнения заданий по курсу «Твоя профессиональная карьера».
Ó Коллектив авторов, 2008
ÓМагнитогорский государственный
университет, 2008
Содержание
Введение.......................................................................................................................................................................................... 4
Раздел 1. Образ «Я» и профессия.................................................................................................................................... 5
Раздел 2. Мир профессий и труда.............................................................................................................................. 54
Приложение................................................................................................................................................................................ 92
Литература.................................................................................................................................................................................. 93
Дорогой друг!
Перед тобой — увлекательное издание по курсу «Твоя профессиональная карьера». Оно отличается от учебников тем, что многое тебе придётся «дописать» самому, выполнив предварительно определенные упражнения и исследовательские работы.
Все упражнения и задания расположены с определенной последовательностью. В тетради приведены краткие теоретические сведения по наиболее трудным темам. Остальные знания ты будешь добывать самостоятельно, с помощью специальных заданий и практических упражнений при поддержке учителя.
Надеемся, что все полученные тобой знания и умения ты сумеешь применить в своей дальнейшей жизни, в том числе и в своем профессиональном выборе.
Желаем творческих успехов!
Условные обозначения:
Краткие теоретические знания | |
Задание выполняется в тетради | |
Задания для проверки усвоения материала |
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Н. Заболоцкий
Как выбрать профиль обучения в старших классах?
Как понять свои истинные мотивы и желания?
Как соотнести их со своими способностями?
Как осуществить профессиональное самоопределение?
Ответы на эти вопросы ты получишь, заглянув в рабочую тетрадь
«Твоя профессиональная карьера»
Введение
Человек в мире профессий
Тот, кто не знает в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра.
Сенека
Работа играет очень важную роль в жизни человека. Она оказывает влияние на все сферы его личности. Правильно выбранная профессия вызывает чувство удовлетворения, повышает позитивное представление человека о самом себе и тем самым положительно влияет на самооценку и самоуважение. Человек, отдающийся любимой работе, реализующий себя в ней и ощущающий свой успех, меньше болеет, обладает большей сопротивляемостью к стрессовым ситуациям и физическим недугам.
Поэтому человеку, вступающему в жизнь, так важно самоопределиться и сделать правильный выбор.
Между тем эта задача не из легких. Мир профессий необъятен и безбрежен, кроме того, он очень динамичен и изменчив. Как ты думаешь, сколько всего профессий насчитывается в мире? Более 40 тысяч! Ежегодно появляется множество новых профессий. Некоторые профессии живут лишь 5-15 лет, а затем исчезают или меняются до неузнаваемости.
Особенностью современной действительности является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Эта реальность сегодняшнего дня. И она указывает на то, что человеку надо стремиться овладевать не одной профессией, а несколькими смежными. Это уже делают сегодня некоторые студенты вузов.
В этом смысле знакомство с широким профилем открывает тебе перспективы ориентации в обширном круге смежных профессий.
Знания в современном мире быстро устаревают, и человек должен быть готов к тому, что в течение жизни ему придется переучиваться и постоянно повышать квалификацию. Именно поэтому уже сейчас на школьной скамье необходимо развивать в себе умения и навыки самообразования и саморазвития.
Определить раз и навсегда, годен или не годен человек к какой-то узкой профессии, очень проблематично и даже рискованно. Жизнь преподносит порой неожиданные сюрпризы. Известно, например, что великая русская актриса В.Ф.Комиссаржевская впервые пришла на подмостки сцены в 29 лет, а до этого никто и не подозревал, что в ней скрыт яркий артистический талант. Значит, многое зависит от активности, целеустремленности, направленности личности.
Итак, профессий много, однако не только познакомиться с каждой, но даже и перечислить их трудно. Что делать?
Для начала надо определить не профессию, а сферу человеческой деятельности, наиболее привлекательную для тебя, и задуматься – есть ли у тебя необходимые задатки и способности для этой сферы.
Раздел 1. Образ «Я» и профессия
Занятие 2. Представление о себе и профессии
Профессиональное самоопределение неразрывно связано с самопознанием: «Какой я?», «Подойдет ли мне этот вид деятельности?», «Каких качеств, свойств потребует от меня профессия?», «Есть ли они у меня?», «А если есть, насколько они развиты, сформированы?».
Самопознание – процесс сложный, оно особо актуализируется в подростковом возрасте и сопровождает человека всю жизнь.
В реальной жизни, в общении с родителями, учителями, сверстниками ты получаешь информацию о себе. Иногда эта информация радует тебя, а подчас может и огорчить. Человек в разных ситуациях проявляет себя по-разному. В одном человеке могут вместе уживаться мечтательность и практичность, отзывчивость и равнодушие, активность и застенчивость. Таких противоречий немало, поэтому в разных ситуациях можно получить разную оценку: от восхищения до порицания. Наблюдая за собой в разных ситуациях, ты можешь обнаружить в себе не одно «Я», а несколько, и притом разных.
У каждого есть образ «наличного Я». Это то, каким себя видит человек в данный момент. Данный образ «Я» может не соответствовать тем оценкам, которые дают человеку окружающие. Например, его считают грубым и черствым, а сам он знает, что за внешней грубостью скрывается очень тонкая и ранимая душа.
У каждого есть, как правило, образ «желаемого Я» – то, кем или каким он хотел бы видеть себя. Это очень важный для человека образ. Он может как компас вести его по пути самосовершенствования. Еще есть образ «представляемого Я» – «маски», которые человек демонстрирует людям, за которые он прячется.
В то же время личность – явление целостное. Наличие в ранней юности нескольких образов «Я» – важное условие познания себя и других.
Что нужно знать о себе и мире профессий, чтобы осуществить самоопределение?
- Каковы твои интересы? На что направлены твои интересы? (интерес представляет собой избирательную направленность личности на определенные области познания). Следует отличать интересы устойчивые от случайных и быстро меняющихся интересов.
- В чем проявляются твои склонности? (склонность понимается как предрасположенность, потребность заниматься той или иной деятельностью).
- В чем и как проявляются способности?
- Каковы твои мотивы? (Побудительные причины деятельности).
- Каковы твои природные, индивидуально-типологические особенности? (темперамент).
- Позволяет ли здоровье выбрать эту профессию?
- Насколько ты подготовлен к выбору именно этой профессии? (знания, умения, психологическая подготовка и др.).
- Какова потребность общества в избираемой профессии?
Задание 1.1.
Твои интересы
Интерес – целеустремленное отношение человека к чему-либо, являющемуся объектом его потребности.
Прежде всего, определи, какие предметы школьного курса вызывают у тебя наибольший интерес. Назови вначале самый привлекательный предмет, затем, по порядку, менее привлекательные:
1. ________________ 6. ________________
2. ________________ 7. ________________
3. ________________ 8. ________________
4. ________________ 9. ________________
5. ________________ 10. _______________
Постарайтесь объяснить:
почему одни предметы привлекают тебя больше, чем другие? __________________________
_______________
почему тебя привлекают именно эти предметы? ______________________________________
________________
Комплекс вопросов для размышления:
1. Чем бы ты занимался охотнее всего? ______________________________________________
________________
2. Что бы ты охотнее всего слушал? _________________________________________________________________
3. Какие занятия ты ценишь более всего?_____________________________________________________________
4. Твоя любимая поговорка или пословица? __________________________________________
________________
5. Если бы я мог (продолжи предложение) ___________________________________________
________________
Продолжи предложение:
1. Профессия – это _______________________________________________________________
________________
2. Специальность – это ____________________________________________________________
________________
3. Должность – это _______________________________________________________________
________________
Пример: Твой пример:
1. Профессия ВРАЧ ____________________
2. Специальность СТОМАТОЛОГ ____________________
3. Должность ГЛАВНЫЙ ВРАЧ ____________________
Самооценка
Мы судим о себе по тому, чего мы способны добиться;
другие судят о нас по тому, чего мы добились.
Генри Лонгфелло
Самооценка – это способность оценивать себя, свои достоинства и недостатки, свое место среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Самооценка личности состоит из 2-х компонентов:
А) знание о себе (через общение с другими)
Б) отношение к самому себе
Уровень притязаний – тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная свои предыдущие успехи и неудачи.
Задание 1.2.
Диагностика уровня самооценки (РС версия)
Диагностику уровня самооценки можно провести в бланковом варианте по методике Ковалева.
Предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответов. Нужно выбрать из них один по каждому суждению и в нужной графе отметить его. Каждый из вариантов ответа кодируется баллами по следующей схеме:
Очень часто – 4 балла
Часто – 3 балла
Иногда – 2 балла
Редко – 1 балл
Никогда – 0 баллов
№ п\п | Суждения | очень часто | часто | иногда | редко | никогда |
1. | Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня | |||||
2. | Постоянно чувствую свою ответственность по работе | |||||
3. | Я беспокоюсь о своем будущем | |||||
4. | Многие меня ненавидят | |||||
5. | Я обладаю меньшей инициативой, чем другие | |||||
6. | Я беспокоюсь за свое психическое состояние | |||||
7. | Я боюсь выглядеть глупцом | |||||
8. | Внешний вид других куда лучше, чем мой | |||||
9. | Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми | |||||
10. | Я часто допускаю ошибки | |||||
11. | Как жаль, что я не умею правильно говорить с людьми | |||||
12. | Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе | |||||
13. | Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще | |||||
14. | Я слишком скромен (скромна) | |||||
15. | Моя жизнь бесполезна | |||||
16. | У многих неправильное мнение обо мне | |||||
17. | Мне не с кем поделиться своими мыслями | |||||
18. | Люди ждут от меня слишком многого | |||||
19. | Люди не особенно интересуются моими достижениями | |||||
20. | Я слегка смущаюсь | |||||
21. | Я чувствую, что многие не понимают меня | |||||
22. | Я не чувствую себя в безопасности | |||||
23. | Я часто волнуюсь, и напрасно | |||||
24. | Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже есть люди | |||||
25. | Я чувствую себя скованным | |||||
26. | Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной | |||||
27. | Я уверен(а), что люди почти все воспринимают легче, чем я | |||||
28. | Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность | |||||
29. | Меня волнует мысль о том, как относятся ко мне люди | |||||
30. | Как жаль, что я не так общителен(а) | |||||
31. | В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте | |||||
32. | Я думаю о том, чего ждет от меня общественность |
Обработка результатов
Подсчитать общее количество баллов по всем суждениям:
завышенная | слегка завышенная | адекватная | слегка заниженная | заниженная |
1 – 20 | 21 – 25 | 26 – 45 | 46 – 60 | 61 – 128 |
Подготовка к будущей карьере
Выполнив предложенные задания, ты сможешь проверить:
знаешь ли ты:
– ошибки, сопутствующие выбору карьеры;
умеешь ли ты:
– составлять схему построения образа профессионального будущего.
Задание 1.3.
Построение образа профессионального будущего
Составь схему построения профессионального образа будущего по следующим вопросам:
1. Дальняя профессиональная цель (мечта) ___________________________________________
________________
________________
2. Ближние профессиональные цели (как этапы достижения дальней)____________________
________________
________________
3. Знание себя (знание своих возможностей для достижения дальней и особенно ближних целей __________
________________
4. Знание путей подготовки к достижению целей (особенно ближних) и способов работы над собой __________
_______________
5. Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов) __________________
_______________
_______________
6. Запасные варианты карьеры и их иерархия, как способы движения к дальней цели. Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь. ________________________________________________________
________________
________________
7. В случае явного несоответствия своих возможностей избранным целям – другой профессиональный выбор _________________________________________________________
________________