Модели личности как субъекта социального познания и их особенности
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
Первые попытки формиров. представлений о соц.-познавательной активности связаны с именем В.Вундта. Для понимания сути познавательной активности чел-ка он использовал методы самонаблюд. (интроспекции). В последующем борьба за утверждение научности псих. знания привела к тому, что начал доминировать бихевиористский подход (нач. 20 в.). Начала изучаться не внутренняя познав. активность, а внешне наблюдаемые и контролируемые явл-ния. С 1960-х гг. возобновляется интерес к познав. активности. Предпосылкой к этому послужило:
1. Громоздкость и неадекв. бихевиористских объяснений языка и коммуникации.
2. Возрастание интереса к изучению вопросов манипуляции и передачи информации.
Первые обзорные работы по псих. соц-го познания. появились с начала 70-х гг. Наиболее фундаментальный труд – С. Фиске и Ш. Тейлор «Социальное познание» (1994 г.). Можно назвать 3 области, где сложились предпосылки для изучения соц. познания:
1. Соц. перцепция (восприятие). В работах Дж. Брунера соц. воспр. трактуется как соц. познание, т.к. человек не просто восприним. соц. объекты, но и интерпретирует поведение другого человека.
2. Теории атрибуции (теория корреспондирующего вывода Джонса и Дэвиса, теория ковариации Келли) соц. познание в данном случае не может сводится к соц.воспр., т.к субъект восприятия рассматривается как рациональная личность, кот. нечто знает о действительности и может приписывать причины наблюдаемому поведению.
3. Теории когнитивного соответствия. Изучение логики обыденного человека познающего мир (изучение смысла «субъективной рациональности»).
Компьютерная и когнитивная революция сделали возможным моделирование когнитивных процессов. Компьютер стал метафорой человеческой мыслительной активности, кот. лежит в основе со. познания. Изучение процессов. со. познания является важной областью в когнитивной психологии.
ИНФОРМАЦИОННО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ЕГО СПЕЦИФИКА.
Внедрение компьютерной метафоры в псих. исследования позволяет сосредот. на процессах переработки информации, поэтому когн. подход называют информационно-процессуальным (это явл-ся отлчительной особенностью данного подхода).
В информационно-процессуальном подходе существует модель познания (модель переработки соц. инф-ции Крика и Доджа).
В центре находится база данных: хранилище памяти, приобретенные правила, соц. схемы, соц. знания. Она взаимосвязана с каждой из следующих структур (они в свою очередь образуют между собой линейную связь).
1. Декодирование сигналов (внешних и внутренних) →
2. Интерпретация сигналов – каузальная атрибуция, атрибуция намерений, другие интерпретационные процессы:
а) оценка преследуемых целей;
б) оценка прошлого опыта исполнителя;
в) самооценка;
г) внешняя оценка →
3.Прояснение целей →
4. Возможная известная реакция или конструирование новой →
5. Решение о реагировании: оценка реагирования, ожидаемый результат, оценка самоэффективности, выбор реагирования →
6. Поведенческое предписание →
7. Предполагаемая оценка и возможная реакция.
С инф.-процессуальной т.зр. процесс переработки информации означает приобретение, организацию и применение знаний посредством познавательных психич. процессов.
МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
В когнит. подходе биология чел-ка рассматривается как «железо», а познавательная активность как программное обеспечение. Проблема сводится к тому, как сохраняется, перерабатывается и воспроизводится информация. Отсюда – доминирование рациональных теоретических моделей. 1. Модель рациональной/ последовательной личности. Человек стремится к конструированию последовательной, связанной и непротиворечивой с-мы представлений об окружающем мире и о себе. Любое нарушение такого баланса приводит к росту напряженности. К данной модели относятся теории баланса Хайдера, соответствия Ньюкомба и Танненбаума, когнитивного диссонанса Фестингера. 2. Модель человека как наивного ученого (Ф. Хайдер, С. Аш). Люди способны создавать связанные представления о ком-либо, начиная с самых разнообразных единиц инф-ции. В результате формируются последовательные сис-мы людских представлений о себе и о других. Эти сис-мы основываются на рациональных суждениях и на верификации собственных мини-теорий. Компоненты теории С. Аша:
А) Возможность формирования целостного образа на основе фрагментов инф-ции о чел-ке. Б) Существует центральная черта вокруг которой организуется вся информация о чел-ке. В) Эффект первичности. 3. Модель человека как обрабатывающего данные лаборанта (Андерсон). Сопоставляя различную информацию и оценивая её с т.зр. уровня значимости по отношению к решаемой задаче чел-к выдвигает гипотезы, тщательно проверяет их и приходит к определённому выводу. 4. Модель чел-ка как когнитивного скупца (Л. Росс и Л. Нисбетт). Провозглашается принцип экономии сил: в познании чел-к действует путем быстрого и экономичного анализа и сравнений, используя «домашние заготовки». 5. Мотивированный тактик или социальный агент (Фиске и Тейлор). Думающий чел-к, имеет в своем распоряжении различные стратегии и возможности выбора в соответствии со своими потребностями, мотивами и целями.
Представленные модели отражают эволюцию исследовательских метафор, сформировавшихся в когнитивной традиции.
5. ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Когнит. процесс рассматривается через призму основополагающих единиц познав. активности: категоризация, прототипы, схемы, скрипты, эвристики, стереотипы, соц. репрезентации.
Категоризация –базовый процесс соц. познания, с пом-ю кот-го происх-т систематизация окруж-х объектов. Категория – группа из 2-ух и более объектов, к кот-м м.б. применены сходные способы обращения. Категории организованы иерархически (мебель – стол – компьютерный стол).
Прототипизация.Наличие сходных элементов различных категорий. Прототипом может служить лучший пример данной категории. Напр. воробей – прототип птиц. Позволяет выделять категории на основании сходства объектов.
Схематизация. Схема – когнитивная стр-ра, в которой представлены обобщенные знания о понятиях или объектах, характеристики этих объектов; а также конкретные примеры объектов. Некоторые схемы имеют иерархическую организацию:
1. Ярлык («ботаник»).
2. Черты (заучка, умный).
3. Образцы поведения (участие в олимпиадах, конференциях).
В основе схем лежит личный опыт.
Эвристизация. Эвристика – неформальное руководство, кот. рассматривается людьми как полезное при принятии решений и формировании прогнозов в отношении новых объектов или будущего развития событий. Эти прогнозы носят вероятностный характер.
Стереотипизация. Стереотип – определенный набор относительно устойчивых, обобщенных представлений о группе людей или об отдельном чел-ке. Стереотипы как правило имеют негативный набор характеристик (национальные, расовые различия).
Соц. репрезентирование.Соц. репрезентации представляют ряд понятий, утверждений и объяснений, порождаемых в повседневной жизни. Являются эквивалентом представлений и мифов традиционных обществ. Благодаря им все странное и неизвестное становится знакомым и понятным.