Методика «Временные ориентации в ассоциативном эксперименте» (модификация методики «Ассоциативный эксперимент»)1
Цель — определение временных ориентации человека. Инструкция:
1. Напишите как можно больше слов, связанных у Вас с прошлым (3 мин);
2. Напишите как можно больше слов, связанных у Вас с настоящим (3 мин);
3. Напишите как можно больше слов, связанных у Вас с будущим (3 мин).
Обработка результатов:
1) определить длину ассоциативного ряда, для чего подсчитать количество слов в минуту;
2) определить структуру ассоциативного ряда, для чего подсчитать сначала число семантических гнезд, а затем размер этих гнезд;
3) определить средний размер ассоциативного ряда, т.е. среднее число слов в минуту (среднее количество семантических гнезд, а также их средний размер, количество слов семантического гнезда).
Образец протокола для анализа результатов методики
Время | Длина ассоциативного ряда | Семантические гнезда | ||
абсолютная | средняя | среднее количество | средний размер* | |
Прошлое | ||||
Настоящее | ||||
Будущее |
* Количество слов в гнезде.
Примечание. Для здорового взрослого среднее количество слов при свободном воспроизведении: заниженное — 10 слов в минуту; среднее — 19-21; повышенное — 35-40.
1 Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб., 2003.
При оценке структуры ассоциативных рядов: норма 3-4 гнезда в минуту по 5-6 слов в гнезде.
Методика мотивацией ной индукции (MIM)1.Цель — исследование временной перспективы сознания.
Метод позволяет измерить удаленность во времени событий будущего и сравнить по этому параметру разных людей. Это возможно благодаря разработанному автором временному коду ожидаемых человеком событий будущего.
Респондентам предлагается для завершения набор из 45 стимулов (незавершенных предложений): 15 имеют негативную окраску (отрицательные стимулы) и 30 — положительную (положительные стимулы). Стимулы (незавершенные предложения) сформулированы в первом лице единственного числа. Они, таким образом, побуждают человека написать о том, чего он хочет достичь, или о том, чего он боится или избегает.
Инструкция. «Перед вами два буклета, в которых вы найдете фразы типа «Я хочу», «Я боюсь» и другие. Эти фразы являются началом предложений, которые мы просим вас закончить. Не думайте долго перед каждым предложением, пишите то, что сразу пришло вам в голову. Для нашего исследования важно, чтобы вы были искренними. Анонимность ответов мы гарантируем.
По мере заполнения бланков у вас может сложиться мнение, что некоторые фразы по смыслу повторяются. Пожалуйста, не запоминайте то, что вы уже написали. Если вам кажется, что подобную фразу вы уже встречали, не задумывайтесь и пишите то, что пришло вам в голову в этот момент».
Материал — список стимулов (незаконченных предложений), которые нужно завершить:
1. Я бы очень огорчился(лась), если...
2. Я не хочу...
3. Я был(а) бы против, если...
4. Я думаю, что это очень печально, если...
5. Мне бы не понравилось, если...
6. Я стараюсь избегать...
7. Я боюсь, что...
8. Я бы очень сожалел(а), если...
9. Я действительно очень не хочу...
10. Мне бы не понравилось...
11. Я не склонен (склонна)...
1 Nuttin J. Future time Perspective and Motivation. 1985. 234
12. Я сожалею, что...
13. Меня бы очень раздражало, если...
14. Я боюсь, что...
15. Я бы не хотел(а)...
16. Я надеюсь...
17. Я очень жалею...
18. Я намереваюсь...
19. Я бы хотел(а)...
20. Я пытаюсь...
21. Я стремлюсь...
22. Я намерен(а)...
23. Я буду рад(а), когда...
24. Я мечтаю о...
25. У меня есть цель...
26. Я хочу...
27. Я не стал(а) бы колебаться, чтобы...
28. Я стараюсь, чтобы...
29. У меня есть очень большое желание...
30. Я борюсь за...
31. Я бы хотел(а) иметь возможность...
32. Я бы очень хотел(а)...
33. Я пробую...
34. Я готовлю себя к ...
35. Я намерен(а)...
36. Я буду счастлив(а), когда...
37. Я планирую...
38. Я готов(а)...
39. Я сделаю все возможное, чтобы...
40. Я бы очень хотел(а), чтобы мне разрешили...
41. Я делаю все возможное, чтобы...
42. Я всем сердцем надеюсь, что...
43. Я бы ничего не пожалел(а), чтобы...
44. Я склоняюсь к...
45. Я очень стремлюсь к...
Обработка и анализ результатов. С помощью предложенного Ж. Нюттеном временного кода анализируются написанные респондентами высказывания с позиции удаленности во времени ожидаемых ими событий.
Используются два показателя: временная перспектива и содержательная наполненность образа будущего.
Суть временного кода в следующем. Испытуемые называют большое количество событий и объектов. Некоторые из них могут быть рассчитаны на продолжительный период времени («Держать себя в форме», «Не болеть»); это могут быть качества, которые субъект желает приобрести и сохранить на протяжении всей жизни («Хочу быть менее раздражительной»). Кроме этого, могут быть названы события, имеющие отношение к семье, обществу, человечеству в целом (экологические проблемы, войны). Каждое из этих событий имеет свое место во временной перспективе субъекта. Временная перспектива субъекта суть сумма временных кодов событий, которые он предполагает осуществить в течение своей жизни.
Временной код будущих событий может быть определен либо по календарной, либо по социальной шкале. Объясним суть социальной шкалы.
Жизнь человека условно разделена на три этапа: образовательный (О), взрослый (В), пожилой (П). Каждый из этих этапов делится на периоды (см. таблицу).
Возрастные периоды в составе жизненных этапов (по Ж. Ньюттену)
Этап | Периоды |
Образовательный | (О,) — возраст до 12 лет; (02) — возраст 12-18 лет, период окончания школы; (О,) — возраст 18-25 лет, период учебы в вузе |
Взрослый | (В,) — возраст 25-35 лет, период создания семьи, становления как профессионала; (В2) — возраст 35-55 лет, период пика карьеры, рождения и воспитания детей |
Пожилой | (П) — возраст от 55 лет до конца жизни, период пенсии, воспитания внуков |
Социальная шкала основана на принципе своевременности. Каждое крупное, значимое событие имеет «среднее» время — тот возраст, в котором оно должно произойти с субъектом, чтобы он не «опоздал», успел своевременно вписаться в «стандартный» (принятый в обществе) жизненный план члена данного общества. Это происходит потому, что жизненный путь личности в ряде существенных моментов неизбежно оказывается схож с жизненными дорогами других людей из-за того, что жизнь в единой макросреде создает некоторую общность современников-сограждан — когорту.
Например, если мы хотим присвоить временной код намерению девушки выйти замуж, мы будем исходить не из ее личных планов (о кото-
рых мы не спрашивали и не знаем, а возможно, она сама и не назовет точной даты), а в соответствии с тем жизненным периодом, когда вступление в брак чаще всего происходит в нашем обществе, примерно в период с 18 до 25 лет, что по предложенной временной шкале соответствует периоду В,.
Таким образом, все жизненные события кодируются как по календарной, так и по социальной шкалам, которые в своей совокупности отражают три основные категории во временной перспективе: ближнюю, отдаленную и дальнюю. Автором методики также была введена категория «открытое настоящее», которое кодируется символом «Ж». В эту категорию вошли высказывания типа «Хочу быть счастливой», «Хочу, чтобы меня понимали». Их трудно отнести к какому-либо периоду, поскольку человек хочет их реализации и сейчас, и в будущем. При измерении временной перспективы субъекта эти высказывания не учитываются и используются только для содержательного описания временного профиля.
Методика «Инверсия удаленности. Формирование списка событий»1. Цель — определение места (веса) будущего во временном поле личности, характеристика содержания будущего и временной перспективы сознания.
Инструкция. «Представьте себе всю свою жизнь. Попытайтесь увидеть ее целиком — от рождения до смерти. В вашей жизни было много событий, и много еще впереди. Попробуйте найти, по вашему мнению, пять самых важных. Это могут быть и уже прошедшие события, и те, которые вы ожидаете в будущем. Постарайтесь при этом учесть изменения в самых разных сферах: в природе, обществе, внутреннем мире, здоровье, семье, работе, общении и т.п.
Название каждого события запишите на отдельной карточке, формулировка названия может быть любой. Можно описать содержание события или, если вам удобно, обозначить его каким-либо условным знаком, символом, рисунком. Главное требование — чтобы вы сами хорошо помнили, какое событие обозначено на той или иной карточке».
Материал: опрашиваемому предлагают пять пронумерованных карточек (1-5), на которых он пишет названия событий в той последовательности, в которой они ему приходят в голову. Затем экспериментатор предлагает следующие пять карточек (6-10) и просит написать на них еще пять самых важных событий. И, наконец, предлагается написать еще пять событий на карточках 11-15.
1 Кроник А. А., Головаха Е. И. Указ. соч.
Благодаря нумерации карточек можно легко восстановить последовательность написания событий, что пригодится при обработке и анализе данных.
Опрашиваемый должен перечислить события, указывая на карточках реальную или предполагаемую дату каждого события.
Инструкция. «Укажите, пожалуйста, максимально точную дату (год, месяц, если возможно, число) каждого выделенного вами события. Если оно уже произошло, вспомните, когда именно. Если речь идет о будущем событии, поставьте на карточке предполагаемую дату. Каждое записанное вами событие должно быть тем или иным конкретным изменением. Поэтому оно должно иметь лишь одну дату, соответствующую тому, когда это изменение произошло или произойдет. В том случае, если событие обозначает некоторый длинный период, подумайте, что конкретно вы имели в виду, когда выделяли это событие — его начало или конец, и укажите соответствующую дату. Можете также изменить формулировку события на более конкретную, с тем чтобы в дальнейшем Вы могли его легко вспомнить».
Если опрашиваемый затрудняется датировать будущие события, экспериментатор предлагает: «Исходите из того, что данное событие действительно произойдет независимо от того, хочется вам этого или нет. А теперь попробуйте сказать, когда именно?»
После датировки всех событий опрашиваемый нумерует их в хронологическом порядке. Экспериментатор вместе с ним обязательно проверяет точность нумерации. Если два события имеют одну и ту же дату, необходимо уточнить, какое событие произошло раньше. Событий с одинаковыми датами в хронологическом списке быть не должно.
В ходе датировки внимание еще раз обращается на то, чтобы каждое событие было элементарным. Кроме того, если опрашиваемый случайно забудет, какое именно событие обозначено тем или другим символом, он сможет вспомнить это, зная конкретную дату события.
Сразу же после сформирования списка событий опрашиваемого просят оценить их удаленность.
Инструкция. Оцените, пожалуйста, степень удаленности каждого из названных вами событий.
Воспользуйтесь для этого следующей системой оценок:
-5 (очень давно)... +5 (очень не скоро)
-4 (давно)... +4 (не скоро)
-3 (не очень давно)... +3 (не очень скоро)
-2 (недавно)... +2 (скоро)
-1 (совсем недавно)... +1 (очень скоро) О сейчас, теперь
Выберите ту, которая в данный момент вам кажется наиболее подходящей для оценки удаленности того или иного события. Ориентируйтесь при этом на свое субъективное чувство удаленности, а не на реальное время осуществления данного события. Выбрав наиболее подходящее слово, запишите его цифровое обозначение на карточке рядом с событием. Оценив удаленность данного события, переверните карточку и отложите ее в сторону. Не пытайтесь сравнивать оценки разных событий. Нас интересует то, каким вам кажется именно данное событие без его сопоставления с остальными».
Обработка результатов. От каждого испытуемого получено по две временные оценки каждого из 15 событий. Первая соответствует удаленности, вторая — хронологической дате события. В соответствии с оценками события упорядочены по их психологической и хронологической удаленности от момента проведения эксперимента в прошлое и будущее.
Случаи несовпадения этих шкал оценок — инверсии удаленности. «Чем меньше инверсий, тем более зависим человек от реальной хронологии, чем больше инверсии, тем более он оторван от нее» (А. А. Хроник, Е. И. Головаха).
Образец протокола
Хронологический номер события | Дата | Удаленность |
-3 (не очень давно) | ||
-3 (не очень давно) | ||
-2 (недавно) | ||
-1 (совсем недавно) | ||
-4 (давно) | ||
-3 (не очень давно) | ||
+4 (не скоро) |
Данные методы исследования временных восприятий и представлений направлены на то, чтобы выявить место и значение времени, временных восприятий в познавательной деятельности личности, в реальной организации профессиональной деятельности, в установлении и развитии межличностных отношений.
Представленный в этой главе методический арсенал изучения временных восприятий и отношений человека ко времени позволяет предположить, что одним из важных, но крайне мере используемых резервов психической организации личности и ее деятельности является время.
Задача состоит в том, чтобы научиться сознательно и рационально использовать свое время, расширяя его границы, насыщая его делами и событиями. Овладение временем требует развития умений планирования и резервирования времени. Собранные в данном пособии методические материалы, экспресс-тесты, опросники и методы временной организации деятельности помогут рациональному и эффективному использованию времени, созданию оптимального режима жизнедеятельности.
Предлагаемый список литературы, по нашему мнению, поможет разобраться в многочисленных направлениях и тенденциях изучения времени в отечественной и зарубежной психологии.
ГЛОССАРИЙ
Абстракция— мысленное выделение какого-либо признака или предмета с целью его более детального изучения.
Адаптация— приспособление, привыкание организма к новым условиям. Изменение чувствительности анализаторов.
Адекватный— тождественный, вполне соответствующий. Соответствие субъективного образа объекту, оригиналу.
Акселерация— ускоренное физическое развитие детей, наблюдающееся в последние 100-150 лет, обусловленное целым рядом биологических и социальных факторов.
Амбивалентность— неоднозначный, двойственный. Сложные противоречивые чувства и переживания, связанные с двойственным отношением к человеку, предмету или объекту.
Антиципация— выражается в способности Ц.Н.С. человека предвидеть будущие, предстоящие события.
Апперцепция— зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его знаний и опыта.
Ассимиляция— слияние, уподобление, усвоение в опрерациональ-ной концепции интеллекта.
Артефакт— феномен или эффект, привнесенный в эксперимент исследователем.
Ассертивность— способность человека отстаивать свои права, принимая во внимание права других.
Аттракция— возникновение чувства привлекательности при восприятии человека человеком.
Аффекты— сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями
Аффилиация— потребность в общении, эмоциональных контактах, дружбе, любви. Проявляется в стремлении оказывать кому-либо поддержку, помощь и принимать их от него.
Безусловное принятие— термин К. Роджерса, описывающий принятие другими людьми человека в целом без всяких условий.
Биологические часы— эндогенные генетически фиксированные ритмы, лежащие в основе способности организмов к измерению времени.
Бихевиоризм— направление в психологии, в центре которого изучение наблюдаемого поведения человека. Единицей анализа поведения объявляется конкретная связь стимула и реакции.
16-2907
Бихевиоральная терапия— вид терапии, базирующейся на использовании принципов научения, изменения поведения.
Брейнсторминг— методика стимуляции творческой активности в групповом тренинге, так называемая «мозговая атака».
Валидность— адекватность и действенность теста, критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства и репрезентативность диагностической процедуры.
Ведущая деятельность— деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.
Внутренняя согласованность— или консистентность, характеристика теста, указывающая на степень однородности состава заданий.
Время реакции— интервал времени между началом действия стимула и появлением реакции организма на него.
Выборка статистическая— множество значений изучаемой переменной, зарегистрированное в эксперименте.
Вытеснение— забывание, вызванное бессознательной блокировкой пугающих или угрожающих мыслей или событий.
Генезис— происхождение, возникновение; история закономерного развития.
Генотип— совокупность генов или каких-либо качеств, полученных наследственным путем.
Гештальтпсихология— направление в психологии, изучающее целостные структуры сознания (гештальты) и поведения на всех ступенях психического развития; целостный подход к изучению психики и сознания.
Гештальттерапия— один из видов гуманистической психотерапии, в основе которого связь между поведением и внутренними переживаниями индивида, фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов.
Групповая психотерапия— совместное обсуждение и решение проблем, основанное на феномене общения.
Гуманистическая психотерапия— метод психотерапии, целью которого является повышение самооценки человека и стимулирование его личностного роста.
Дебрифинг психологический— форма психологической интервенции, особым образом организованное обсуждение, которое проводится в группах людей, совместно переживших стрессогенное или трагиче-
ское событие. Общая цель группового обсуждения — минимизация психологических страданий.
Деловой лидер— лидер, побуждающий группу работать ради достижения цели.
Депрессия— совокупность отдельных симптомов нарушения психической деятельности. Подавленное печальное настроение, сопровождаемое сознанием собственной неполноценности, пессимизмом.
Деперсонализация— временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, присущих ему как личности.
Деструктивный— неэффективный, неплодотворный, разрушительный способ решения проблем.
Диагностика психического развития— обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической «нормы» и т.д.
Задачи открытого типа— тип тестовых задач, предусматривающих свободные ответы испытуемых по сути задания без предлагаемых вариантов ответов.
Задачи закрытого типа— тип тестовых заданий, предусматривающих различные варианты ответа на поставленный вопрос. Из ряда предлагаемых испытуемым выбирается один или несколько правильных ответов.
Задатки— врожденные или приобретенные предпосылки к развитию общих и специальных способностей.
Игровая терапия— метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.
Идентификация— переживание своей идентичности, тождественности с другим человеком или с любым объектом действительности. Уподобление себя (как правило, неосознанное) значимому другому как образцу.
Иерархия мотивов— система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.
Индивидуальность— неповторимость, уникальность свойств человека.
Интеллекта коэффициент— количественный показатель уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью тестов интеллекта.
Интенция— имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым.
16*
Интерактивный— режим диалога человека с компьютером или с другими техническими объектами в ситуации одновременных взаимодействий.
Интроспекция— метод познания человеком психических явлений путем самонаблюдения.
Иррациональное мышление— мышление, опирающееся не на логику, а на эмоции.
Инфантилизм личностный— сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту.
Карьера— деятельность, которая позволяет человеку продавать за соответствующую цену свои способности.
Когнитивная психология— направление в западной психологии, рассматривающее все психические процессы как опосредованные познавательными когнитивными факторами.
Когнитивная терапия— метод психотерапии, принимающий за основу лечения коррекцию нерациональности мышления.
Коннотация— чувства, эмоции и ассоциации, вызванные тем или иным словом.
Конформность— внутреннее и внешнее согласие с воздействующей на индивида группой; внешнее согласие с группой, вопреки внутренней позиции индивида.
Коммуникативная компетентность— способность, предрасположенность к межличностному общению, знание этико-психологических норм и правил межличностного взаимодействия.
Креативность— характеристика полноценно функционирующего человека, способного продуцировать уникальные идеи, результаты и оригинальные способы решения проблем. Творческость мышления.
Конгруэнтность— совпадение вербальных реакций и невербальных жестов, поз и мимики в процессе общения, межличностного взаимодействия.
Конфликт возможностей— возникает из-за необходимости принятия не только положительных, но и отрицательных сторон одной и той же перспективы.
Лонгитюдное исследование— длительное по времени своего проведения научное исследование.
Личностное пространство— буферное пространство, которое человек предпочитает сохранять вокруг себя. Размер этого пространства субъективен и зависит от степени близости с лицом, находящимся рядом.
Локус контроля— способность приписывать ответственность за все события своей жизни внешним факторам (экстернальный локус) или внутренним факторам (интернальный локус).
Манипулирование— способы воздействия на человека и его поведение с целью получения психологической или иной корыстной выгоды.
Маргинал— человек, находящийся в промежуточном положении между различными социальными или возрастными группами.
Механизмы психологической защиты— неосознаваемые индивидом способы избегания ситуаций, которые могут вызвать тревогу или привести к снижению самооценки.
«Мозговой штурм»— метод генерации новых творческих идей без опасения критики со стороны.
Мотивация— побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей.
Мышление визуальное— способ решения интеллектуальных задач с опорой на внутренние визуальные образы.
Надежность— характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.
Нейротизм— свойство человека, характеризующееся его повышенной возбудимостью.
Онтогенез— развитие индивида от рождения до конца жизни человека. В психологии употребляется для обозначения изменений психики ребенка в условиях воспитания и обучения.
Паритет— психологическое равенство, одинаковое положение партнеров в общении и деятельности.
Перенос— механизм психологической защиты в виде перенесения чувств, настроений, переживаний на замещающий объект, предмет или человека.
Пилотажное исследование— пробное исследование, предшествующее основному и предпринимаемое в целях проверки качества подготовки основного исследования.
Проекция— методика конструирования, дополнения, интерпретации неопределенного стимульного материала в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемыми.
Посттравматический стресс— комплекс реакций человека на травму, которая определяется как переживание, потрясение, беспомощность,
когда человек сам пережил угрозу собственной жизни или серьезную физическую и психическую травму