Возрастные особенности учебной деятельности
Возрастной период | Особенности учебной деятельности |
Дошкольный возраст | |
Младший школьный возраст | |
Подростковый возраст | |
Ранняя юность | |
Старшая юность |
7. Подведите итоги изучения "Теории учебной деятельности". Для этого используйте следующую стратегию, которая представляет собой нелинейную схему размышления над заданной темой, позволяющей самостоятельно оформить идеи, мысли, знаниевые компоненты в виде так называемого "кластера". Форма кластера может быть различной: и в "гроздь", когда наибольшее развитие получает одна из идей (см. рис.1), и равномерное "разбрасывание" идей вокруг темы (см. рис. 2). По ходу "набрасывания" идей устанавливаются связи и взаимосвязи между ними. Очень важно выявить как можно больше связей [37].
Схема кластера |
Психологическая диагностика
Познакомьтесь с анкетой, которая предназначена для определения школьной мотивации учащихся (см. Приложение 1). Определите с помощью данной анкеты уровень школьной мотивации знакомого вам младшего школьника. Дайте оценку уровню школьной мотивации. Спрогнозируйте возможное влияние выявленного уровня мотивации на успешность учебной деятельности.
Анализ психологических текстов
Ознакомьтесь с содержанием научной статьи Н.М. Иовчук "Психопатологические факторы школьной дезадаптации" (Пахалопя. - № 2. - 2004. - С. 15-19). Проведите следующие линии анализа:
- выделите факторы школьной дезадаптации;
- определите возрастной аспект школьной дезадаптации;
- соотнесите проблему школьной дезадаптации с успеваемостью учащихся;
- спрогнозируйте эффективность применения основных принципов работы с дезадаптированными детьми при организации их учебной деятельности.
Тематика рефератов
- Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.
- Учение как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте.
- Учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при построении учебной деятельности.
- Сравнительный анализ мотивации учебной деятельности школьников.
- Причины неуспеваемости школьников.
ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Литература 1, 3-5, 10-12, 15-19, 20, 23-26, 42-44
Вопросы для подготовки к занятиям
1. Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности.
2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
3. Особенности восприятия и понимания учителем личности ученика. Восприятие и понимание учителя учащимися.
4. Психологические требования к личности учителя.
5. Профессионально значимые качества педагога. Общие и специальные способности педагога.
Требования к компетентности:
- знать понятие "педагогическая деятельность";
- уметь анализировать структуру педагогической деятельности;
- уметь определять индивидуальный стиль педагогической деятельности;
- уметь анализировать психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся;
- знать психологические требования к личности учителя, его профессионально значимые качества, уметь анализировать общие и специальные способности педагога.
Тестовый контроль
1. Педагогическая деятельность относится к следующему типу профессий (Е.А. Климов):
а) человек - техника;
б) человек - знаковая система;
в) человек - человек;
г) человек - художественный образ.
2. Педагогическая деятельность - это:
а) деятельность педагога, обучающего и воспитывающего непосредственно;
б) деятельность методиста по построению учебных действий и
средств;
в) деятельность методиста по построению учебных программ;
г) сложноорганизованная система различных видов деятельности.
3. Индивидуальный стиль деятельности педагога - это:
а) индивидуально-психологические особенности педагога;
б) учет в работе индивидуально-психологических особенностей учащихся;
в) определенный стиль педагогического общения;
г) использование педагогом средств педагогического воздействия и форм поведения в соответствии со своими индивидуально-психологическими особенностями.
4. Индивидуальный стиль педагогической деятельности формируется в процессе:
а) учебно-профессиональной деятельности;
б) профессиональной педагогической деятельности;
в) совершенствования педагогического мастерства;
г) повышения квалификации.
5. Важными составляющими стиля педагогического общения являются:
а) индивидуально-психологические особенности учителя;
б) социально-психологические особенности детских групп;
в) коммуникативные способности педагога;
г) особенности взаимодействия педагога и обучающихся.
6. К профессионально значимым качествам педагога относятся:
а) широкая эрудиция;
б) профессиональное знание методов обучения и воспитания;
в) эмоциональная привлекательность;
г) веселый нрав.
7. К личностным качествам педагога относят:
а) любовь к детям;
б) эмпатийность;
в) уровень общей культуры и нравственности;
г) владение специальными знаниями по преподаваемому предмету.
8. Качества педагога, обусловленные современными требованиями:
а) деловитость;
б) предприимчивость;
в) расчетливость;
г) неверных ответов нет.
9. В сложных педагогических ситуациях наиболее важным является:
а) педагогические импровизации;
б) саморегуляция педагога;
в) педагогический такт;
г) любовь к детям.
10. Умение проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога относятся к способностям:
а) дидактическим;
б) перцептивным;
в) коммуникативным;
г) организаторским.
Задания для самостоятельной работы:
1.В данном перечне способностей, важных для профессии педагога, определите, какие из них являются относительно общими, а какие - специальными:
а) творческое отношение к труду;
б) высокий уровень умственных способностей;
в) способность понимать внутреннее состояние другого человека;
в) организаторские способности;
г) способность хорошо владеть собой, управлять своими чувствами;
д) способность предвидеть изменения в поведении и развитии личности ученика;
е) способность заражать других своим отношением к делу.
Продолжите данный перечень и в завершении выделите среди педагогических способностей ведущие и вспомогательные. По аналогии самостоятельно определите перечень профессионально значимых и личностных качеств педагога.
2.Составьте кластер на тему: "Структура педагогической деятельности", где основные компоненты педагогической деятельности будут соотнесены: вариант А - с общими и специальными способностями педагога, вариант Б - с ведущими и вспомогательными педагогическими способностями; вариант В - с профессионально значимыми и личностными качествами педагога (по выбору).
3.В таблице 4.6. проанализируйте модели педагогического взаимодействия учителя с учениками, выделите для каждой модели взаимодействия социально желательные (нежелательные) качества педагога, определите возможный результат каждой из них в отношении развития учащихся [39]. В виде эссе оформите итоги осмысления.
Таблица 4.6. Модели педагогического взаимодействия
|
4. Установите соответствие между стилями педагогического руководства - демократическим, авторитарным и либеральным - и представленными ниже примерами. Соотнесите данное задание с предыдущим (см. таблица 4.6.). Какие педагогические способности, профессионально значимые или личностные качества проявляет учитель с соответствующим стилем педагогического руководства?
А) "Наша учительница физики работала с нами три года и все это время держала нас в постоянном страхе. Она могла поставить на уроке 10-15 двоек. У каждого их было столько, что мы их уже не считали. Девочки выходили отвечать к доске со слезами на глазах. Естественно, было не до ответа. Мы только мучились, и единственной мыслью было - только бы она скорее меня отпустила. Когда учительница заболевала, для нас наступал праздник. Конечно, она дала нам много знаний, причем прочных, но какой ценой они дались нам! До сих пор с содроганием слышу слово: "физика".
Б) "Он как-то так строил урок, что сам не выделялся как человек, знающий все. Никто не боялся сказать что-то свое, если даже не был уверен, что сказанное будет верным"; "Мы всегда выходили из класса с чувством какой-то наполненности души и, можно даже сказать, уважения к себе"; "К этой учительнице как магнитом тянуло после занятий, независимо от того, в каком классе ты учишься. Ее отношение к тебе как равному покоряло любого ученика".
В) "Была у нас учительница математики. Математику она знала хорошо, но в основном занимались мы сами, конечно, кто хотел. У нее было много слабостей, но мы к ней относились снисходительно, зная, что она много нам прощает, не помнит зла, не придирается по мелочам. Иногда мы над ней подсмеивались, но не обидно. Класс был сильный и дружный и, когда что-то было нужно сделать, мы справлялись сами".
5. Прочитайте приведенные ниже описания педагогических ситуаций и правил воздействия на личность (по А.С. Чернышеву). Предложите, по возможности, какие-либо другие, не менее эффективные способы воздействия на личность учащихся.
Педагогические ситуации
а) Ученик-подросток перед началом классного часа говорит классному руководителю: "Зачем мне это нужно?!" - и уходит. Все это происходит в присутствии других учащихся.
б) Учитель входит в класс. На доске написано прозвище.
в) На занятии студент демонстративно разворачивает газету и начинает ее читать, не обращая внимания на преподавателя.
г) Ученик, выбегая из класса, сильно толкнул учителя, входящего в класс. Ученик извинился. Какой может быть реакция учителя?
д) Пятиклассник Павел С. постоянно отвлекается, приносит из дома разные безделушки. Учитель предупредил его, что после третьего замечания все, с чем играет ученик, будет забрано до прихода родителей или до конца четверти. На одном из уроков ученик получил два замечания, а после третьего отказался отдать учителю свою вещь.
е) Ученик мешает вести урок. Ему предложено покинуть класс. "Не пойду", - говорит он. Учитель спрашивает: "Может быть, мне выйти из класса?" А в ответ слышит: "Пожалуйста, идите!"
Правило 1. Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию.
Правило 2. Задержка реакции (на 10-15 секунд делается вид, как будто не замечаются действия нарушителя в целях развенчания значимости поступка).
Правило 3. Перевод реакции (выполнение педагогом повседневных действий - работа с журналом, взгляд в окно).
Правило 4. Рационализация ситуации (применение юмора для разрядки ситуации).
Правило 5. Парадоксальная реакция (постараться использовать действия нарушителя дисциплины с пользой для урока или мероприятия) [53, с. 350].
6. Проанализируйте следующую педагогическую ситуацию и определите: 1) какие варианты решения наиболее приемлемы и 2) в каких вариантах решения отражены 5 правил воздействия на личность учащегося (см. предыдущее задание).
"Учитель в 7 классе опрашивает учащихся по пройденному материалу. Когда он обращается с вопросом к одной из учениц, то в ответ получает отказ в довольно резкой форме: "Что вы от меня хотите?! Я не буду отвечать!" Поведение для данной ученицы не характерное".
Варианты решений:
а) выяснить причину такого поведения ученицы;
б) указать на некорректность отношения ученицы к учителю, попросить подойти после урока для объяснений;
в) проигнорировать слова ученицы и обратиться с тем же вопросом к кому-нибудь другому;
г) поставить "2";
д) не акцентировать внимание класса на данной ситуации, а после урока попытаться выяснить у ученицы, что помешало ей ответить на вопрос;
е) спокойно пошутить: "Ого! К чему такие эмоции? Я не ожидал(а), что мой невинный вопрос тебя лично заденет";
ж) предложить ученице письменно ответить на данный вопрос.
Можно ли такую ситуацию назвать конфликтной или конфликтоген-
ной? Если "да", то проанализируйте следующий текст и определите, какие из предложенных выше вариантов решения соответствуют следующим рекомендациям для учителя.
Опытные учителя для предупреждения конфликтов проводят индивидуальные беседы с учащимися, в ходе которых выясняют их позицию и разъясняют свою. Для этого учителю важно:
- проявлять внимание к учащемуся, уважительное отношение, сочувствие, терпимость к его слабостям, выдержку, использовать спокойный тон;
- строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;
- постоянно поддерживать с учащимся обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;
- чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит излишне быстро;
- попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие события повлекли это состояние;
- дать ученику выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;
- уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему, коснуться его, улыбнуться;
- подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересованность в решении его проблемы;
- подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием [57].
7. Составьте (на выбор) в виде эссе психологический портрет "идеального педагога", "эффективного педагога", "толерантного педагога", "интолерантного педагога", "современного педагога". По возможности учтите особенности внешнего облика, манеры поведения и речи педагога, которые могут быть носителями информации о том или ином "типе" или индивидуальном стиле педагогической деятельности.