Метод (греч. «способ познания») – путь к чему-либо, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме
Во все времена значение метода познания высоко оценивалось всеми исследователями. Так, Френсис Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем.
Р. Декарт называл методом «точные и простые правила», соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного.
Важную роль метода для деятельности людей подчеркивали многие крупные ученые. Так, выдающийся физиолог И. Павлов писал: «Метод самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных».
Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями.
Достижения любой науки в значительной степени определяются развитием ее методического аппарата, позволяющего добывать все новые и новые факты и на их основе строить научную картинку мира. Поэтому вопрос о разработке методов психологии всегда в центре внимания исследователей.
Метод –это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки.
Метод исследования –это общий путь, который выбирает исследователь для получения интересующей его информации.
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Методы психологии – основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.
Психологические явления настолько сложны и своеобразны, что на протяжении всей истории развития психологии ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования.
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины XIX века, выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции) и наблюдений за другими людьми. Субъективизм этих методов, их недостаточная надежность явились причиной того, что психология долгое время осталась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Из-за чрезмерного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются, начиная со второй половины XIX века. В конце XIX века для выявления общих психологических свойств и способностей отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.
С конца 80-х годов XIX века в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В. Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции.
Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX века к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.