Глава iv. воспитание воли боксера
Вся деятельность боксера связана с тем, что он постоянно ставит перед собой различные цели и задачи: выступить с успехом в соревнованиях, добиться высокого спортивного звания, совершенствовать какое-нибудь физическое качество, например выносливость или резкость, согнать вес к соревнованиям, разгадать намерения противника в бою и противопоставить ему наиболее выгодную тактику и т. д.
Чтобы достигнуть поставленных целей, решить задачи, боксеру приходится все время преодолевать всевозможные трудности, переносить огромные физические напряжения, бороться с неприятными чувствами и ощущениями, мгновенно обдумывать обстановку и принимать решения и пр. Его деятельность имеет сугубо волевую направленность, и успех этой деятельности зависит от того, насколько развита воля спортсмена.
Под волей понимается способность человека целенаправленно управлять своими действиями, некоторыми психическими процессами (мыслями, чувствами, вниманием) и эмоциональными состояниями, связанными с преодолением трудностей. Она проявляется в преднамеренных действиях, направленных на достижение сознательно поставленных целей.
Воспитание воли спортсмена — одна из центральных, узловых проблем современной тренировки. Важнейшие задачи волевой подготовки боксера — научить его максимально мобилизовывать волю для достижения поставленной цели, управлять своим эмоциональным состоянием, воспитать у спортсмена волевые качества, необходимые для успеха в тренировке и соревнованиях.
Вопрос о развитии умения мобилизовываться. и управлять своим эмоциональным состоянием, которое вырабатывается в ходе многолетней круглогодичной тренировки, приобретает особое значение во время выступлений в состязаниях и подготовки к ним. Поэтому спортсмены уделяют наибольшее внимание совершенствованию воли в предсоревновательный период тренировки.
Развитие воли спортсмена неотделимо от его общего интеллекта и воспитания.
А. Ц. Пуни, исходя из известного определения И. М. Сеченовым воли как деятельной стороны разума и морального чувства, обосновал положение об интеллектуальных и моральных основах волевой подготовки. Сущность интеллектуальной основы заключается в том, что необходимо совершенствовать умственное развитие и активность спортсмена. Для этого он должен усвоить определенную систему общих и специальных знаний, разносторонне развить качества ума, используя усвоенные знания для решения практических задач в спортивной и других областях, в частности для решения задач при встрече с препятствиями разной степени трудности.
Сущность моральной основы состоит в том, что у спортсмена необходимо формировать представления, понятия, взгляды и убеждения, воспитывать нравственные чувства, прививать навыки и привычки поведения, исходя из принципов коммунистической морали. С этим связана социальная обусловленность волевых проявлений советских спортсменов, а также мотивация их действий и поступков в спорте и во всех других областях деятельности.
Практически для решения задач волевой подготовки тренер должен, во-первых, вырабатывать у занимающихся активные, положительные мотивы во время занятий и выступлений в соревнованиях, стремление к самовоспитанию воли, к активному преодолению трудностей в тренировке и в состязаниях, к максимальной мобилизации волевых усилий и, во-вторых, правильно подбирать задачи по преодолению трудностей и следить за самостоятельным выполнением задач подготовки.
Воспитать волевые качества у занимающихся можно лишь в том случае, если они осознают значение этих качеств для успехов на ринге, для роста уровня их технико-тактического и физического совершенства, поймут, как важно постоянно преодолевать трудности тренировки для развития воли (например, выполнять упражнения в нужном темпе, избегать угрозы ударов, преодолевать усталость в вольных боях и т. д.).
Надо показать ученикам на примерах выдающихся людей, какую роль играют различные качества воли в жизни, труде, во время войны.
Следует убедить тренирующихся, что даже самый средний боксер, не обладающий богатыми физическими данными и еще недостаточно овладевший техникой и тактикой бокса, сможет добиться больших успехов, если будет упорно тренироваться и систематически выступать на соревнованиях. Примеров этому в истории бокса очень много. Большой интерес могут вызвать примеры из спортивной деятельности советских и зарубежных боксеров, в особенности тех, кто не обладал особыми физическими способностями и благодаря своей большой целеустремленности смог добиться отличных достижений на ринге.
Необходимо все время подчеркивать, что только упорная круглогодичная тренировка, применение больших нагрузок, разносторонняя физическая подготовка могут привести к стабильным успехам..
Нельзя рассчитывать, как это делают некоторые наши боксеры, на свою природную одаренность, на отличные физические данные. Рано или поздно такая точка зрения подведет спортсмена и приведет его к поражению.
Выработав серьезное отношение и интерес к боксу, следует развивать у боксера стремление к самовоспитанию воли. Спортсмена необходимо убедить (пользуясь примерами из жизни выдающихся спортсменов, представителей науки и искусства) в том, что для достижения мастерства и успехов на ринге нужно научиться управлять своими настроением и чувствами; самокритично относиться к своим поражениям на ринге, к недостаткам в технике и тактике и не обвинять в своих неудачах тренера, судей и окружающих; упорно совершенствовать свои физические качества, технико-тактическую подготовленность; стремиться на работе, в быту и на тренировке совершенствовать положительные качества своего характера и ликвидировать отрицательные черты (леность, несобранность, нерешительность, неуверенность в силах, больное самолюбие, тщеславие и др.), самостоятельно заниматься теоретической подготовкой по боксу и т. д.
А. Ц. Пуни считает, что процесс самовоспитания воли основывается на следующих принципах:
чтобы достигнуть любой цели, нужно научиться владеть собой, делать не то, что хочется, а то, что нужно;
совершенствоваться всегда и во всем, делать все и всегда наилучшим образом, точно, аккуратно, стараясь предвидеть результаты и последствия своих действий;
следить за собой и всегда искать причины неуспехов и неудач, прежде всего в самом себе, а не в объективных причинах или других людях,— быть самым строгим судьей для самого себя.
После того, как спортсмен сумеет при помощи описанных выше методов самопознания разобраться в своем характере и в степени развития отдельных волевых качеств, он должен поставить перед собой задачи развивать недостающие качества воли, бороться с трудностями, дурными привычками и т. д.
Для того чтобы добиться успеха в самовоспитании воли, в воздействии на себя, можно применять ряд методов. Многие из них связаны со словесным обращением к самому себе.
К. П. Жаров (1967) выделяет несколько групп приемов. Например, приемы, связанные с отношением к другим людям: подражание при управлении поведением; обязательство; слово, данное товарищам; желание показать себя в качестве примера для других; чувство самолюбия и др.
Среди приемов самовоспитания воли, связанных с отношением к себе, нужно указать на решение, принятое перед самим собой (самообязательство); приемы отвлечения от трудностей; самовнушение; самокритику; постановку дополнительных целей (например, в какой-то промежуток боя) и т. д.
Приемы, связанные с организацией тренировок, состязаний, например подбадривание тренером в бою, возгласы товарищей, четкая дисциплина на занятиях, зрители, музыка, обстановка места, где происходят соревнования, могут создать психологические условия для мобилизации воли.
К приемам самовоспитания воли можно также отнести (Л. В. Юрасов, 1964) воспоминания (например, образов мужественных людей и поступков), громкую речь и песни для преодоления скованности и напряженности, самоодобрение, когда психологический кризис в борьбе прошел, но она еще продолжается и нужно дополнительное средство, чтобы подбодрить себя.
Тренер обязан поощрять самовоспитание воли боксерами, оценивать результаты их работы над собой, привлекать к обсуждению проблем самовоспитания весь коллектив, знакомить спортсменов с литературой по вопросам волевого воспитания и т. д.
Стремление к самовоспитанию воли должно быть существенным мотивом деятельности боксера и стимулом для совершенствования качеств воли.
Методика воспитания у боксеров волевых качеств предусматривает постепенное увеличение степени трудностей, которые должны преодолеваться спортсменами во время тренировки и выступлений.
Кафедра психологии ГЦОЛИФКа разработала классификацию трудностей, отвечающую запросам спортивной практики и педагогики. По этой классификации трудности делятся на объективные и субъективные.
Объективными называются такие трудности, которые обусловлены специфическими для данного вида спорта препятствиями. Без их преодоления спортсмен не может овладеть в совершенстве избранным видом спорта. Объективные трудности обусловлены особенностями спорта, а не особенностями личности спортсмена.
Объективные трудности, возникающие в боксе, делятся на несколько групп.
К ним относятся:
трудности боя на ринге, как основного упражнения боксера;
трудности, связанные с особенностями и условиями проведения соревнований (перед боем, в ходе встреч на ринге);
трудности во время тренировочных занятий и трудности соблюдения спортивного режима в разных условиях.
К трудностям, вызванным боем на ринге (тренировочным и соревновательным), относятся:
активное противодействие противника, наносящего быстрые и резкие удары;
его выдающиеся физические качества (большая сила ударов, быстрота реакции и движений, выносливость, стойкость и др.);
преодоление сопротивления соперника, высокий темп и большая интенсивность нагрузок боя в течение всех трех раундов;
малый промежуток между раундами для восстановления сил;
необходимость выполнения точных, быстрых и координированных движений при защитах, атакующих и контратакующих действиях;
необходимость выполнения быстрых переключений от ударных движений к защитным, и наоборот;
необходимость избежания ударов противника при проведении собственного действия;
неудобная и опасная манера ведения боя противником, необходимость быстрой ориентировки на ринге;
необходимость мгновенного изменения плана боя и решений и т. д.
К трудностям, связанным с особенностями и условиями проведения соревнований, относятся:
огромная нагрузка турнирных соревнований, продолжающихся от 2—3 до 10—14 дней;
противодействие в каждой встрече противникам с разной манерой ведения боя;
непривычная обстановка для разминки боксера, неблагоприятные условия проведения соревнований (освещение, температура, состояние воздуха);
неэтичное поведение перед боем противника и его секундантов;
отрицательное отношение зрителей;
неквалифицированное секундирование;
необъективное отношение рефери;
необходимость вести бой, несмотря на сильную боль, и др.
К трудностям, возникающим во время проведения тренировочного занятия, относятся:
большой объем и интенсивность нагрузок;
необходимость исправления ошибок в технике и тактике;
частая смена партнеров в условных и вольных боях;
необходимость точного выполнения заданий тренера в упражнениях, быстрого реагирования во всех упражнениях на занятиях, необходимость тренировки в разных условиях и в разное время и т. д.
К трудностям соблюдения спортивного режима относятся: необходимость придерживаться определенной диеты, ограничение в пище и воде, соблюдение режима сна и половой жизни, борьба с вредными привычками, применение мер для искусственной сгонки веса и пр.
Субъективные трудности — это отрицательные эмоциональные состояния спортсмена, снижающие его работоспособность.
Субъективные трудности выражают личное отношение спортсмена к объективным особенностям вида спорта, к условиям тренировки, спортивных соревнований и т. д.
Они определяются в первую очередь особенностями личности спортсмена и почти не зависят от особенностей вида спорта.
В практике бокса наиболее распространены следующие разновидности субъективных трудностей. Это всевозможные опасения, страхи, боязнь, возникающие перед соревнованиями.
К числу субъективных трудностей можно отнести различные проявления отрицательных предстартовых состояний, затрудняющих реализацию физических, технических и тактических возможностей спортсмена в соревнованиях. Это повышенная возбудимость перед выступлениями, проявляющаяся в излишней раздражительности и т. п.; угнетенность, заторможенность, апатия, безразличие к предстоящим выступлениям, неуверенность в силах; обостренная мнительность, связанная с фиксацией внимания на болевых ощущениях; всевозможных «приметах» и т. д.; смущение от присутствия зрителей, чрезмерная самоуспокоенность и др.
В ходе боя субъективные трудности могут быть в виде растерянности после своих неудачных действий или, наоборот, успешных атак и контратак соперника, страха перед ним, неуверенности в силах, отчаяния и т. д.
Процесс преодоления трудностей всегда связан с проявлением волевых усилий. В зависимости от характера трудностей, преодолеваемых боксером, волевые усилия можно разбить на несколько групп (П. А. Рудик, Л. В. Юрасов). Это:
волевое усилия, проявляемые при специфической мышечной работе боксера скоростно-силового характера в ходе специально-подготовительных и специальных упражнений в бою на ринге;
волевые усилия, связанные с исправлением ошибок в технике ударов, защит, передвижений;
волевые усилия, связанные с преодолением утомления, усталости — в упражнениях с партнером, на снарядах, лапах, общеподготовительных упражнениях в конце урока, в бою на ринге;
волевые усилия, связанные с преодолением боли в результате полученных травм;
волевые усилия, связанные с напряжением внимания во время острого боя с опасным противником, обладающим резкими ударами; во время упражнений для развития внимания;
волевые усилия, связанные с подавлением страха — в соревновательном бою, спарринге;
волевые усилия, связанные с 'соблюдением режима, сгонкой веса, особенно во время крупных турнирных соревнований.
Знание этих групп всегда поможет тренеру определить, какие волевые усилия у тех или иных боксеров требуют дополнительной стимуляции и с помощью каких приемов ее лучше осуществить.
«Нарастание» степени трудностей должно происходить в соответствии с дидактическими принципами систематичности и постепенности.
В боксе увеличение трудности достигается за счет увеличения интенсивности тренировочной работы в целом, интенсивности и объема специальных и специально-подготовительных упражнений, увеличения скоростно-силовых показателей упражнений, усложнения заданий в парах, в упражнениях на лапах, введения упражнений с отягощением и т. д.
Нередко для приближения тренировочных условий к соревновательным в процессе тренировки «моделируются» трудности, характерные для состязаний. Например, занятия проводятся в высоком темпе по раундовой системе; во время тренировки устраиваются спарринги по формуле предстоящего боя с предварительной боевой разминкой; для боксеров подбираются партнеры с неудобной манерой ведения боя; тренировочные бои проводятся в обстановке, близкой к соревновательной (судьи, секундирование, зрители, объявление результатов); организуются совместные тренировки в залах других клубов, на стадионах и открытых площадках в любую погоду; в недельных циклах подряд проводятся тренировочные занятия, в которые включают вольные бои в соответствии с распорядком предстоящих соревнований (количеством дней, временем начала боев); для ряда боксеров выдвигаются жесткие требования в отношении режима питания, веса и т. д.
П. А. Рудик (1967), обобщая опыт тренеров по разным видам спорта, приводит правила, позволяющие воспитывать волевые усилия в процессе тренировки.
Он предлагает начинать с незначительных трудностей, постепенно повышая их интенсивность (координационную сложность подготовительных упражнений, нагрузку, количество раундов, подготовленность и силу партнеров и т. д.).
Вызывать у боксеров стремление выполнить постав ленную задачу, используя соревновательный принцип (добиться высокой резкости ударов, провести в высоком темпе несколько раундов, опережать партнера в условном бою, получить преимущество в вольном бою над боксером-левшой и т. д.).
Создавать у боксера уверенность в том, что предлагаемое ему трудное задание выполнимо (давать сначала упражнения в меньшем темпе, а затем постепенно увеличивать темп, отрабатывать сложные комбинации приемов частями, в условных и вольных боях для слабого боксера подбирать более сильного, предупредив его о необходимости не проявлять своего преимущества, и т. д.).
Вызывать у боксеров быстрые и энергичные волевые напряжения (предлагать спурты в условных и вольных боях, в упражнениях на снарядах), интенсифицировать усилия в общеразвивающих и специальных упражнениях.
Требовать, чтобы спортсмен выполнял задания с сосредоточенным вниманием, не отвлекаясь (следует, чтобы в боевых упражнениях он находился все время в состоянии мобилизационной готовности, когда вся его «воля, выраженная во внимании» к действиям партнера, готова обеспечить мгновенное, резкое и точное атакующее, защитное или контратакующее действие).
Вырабатывать у занимающихся способность к продолжительным волевым усилиям (применяя упражнения на выдержку), уменьшать перерывы между раундами, увеличивать время упражнений с партнером, со снарядами и лапами, в боях с тенью стараться не снижать их темпа и интенсивности.
К сожалению, есть немало талантливых боксеров, которые опасаются больших по интенсивности и объему нагрузок и не используют достаточно плотно время, отведенное на тренировочные занятия; некоторые стремятся специально создать для себя в занятиях «тепличные» условия, тренируясь со значительной «недогрузкой».
В результате — снижение волевых усилий, ухудшение способности мобилизоваться, поражения на ринге.
Огромное значение для успешного преодоления спортсменом трудностей в тренировке и в бою имеют приемы самовоспитания, о которых было сказано ранее.
Для того чтобы стимулировать волевые усилия боксера на преодоление все возрастающих трудностей, в тренировке используется ряд методов (приемов) психологического воздействия. При помощи этих методов тренер не только стимулирует волевые усилия, но и вырабатывает у боксеров соответствующие установки, создает такие эмоциональные состояния, которые способствуют достижению оптимальной работоспособности или отдыху. Часть этих методов (методы нравственного воспитания) подробно изложена в литературе по педагогике. Приводим лишь наиболее часто применяемые методы. Их можно разбить на 2 группы: методы словесного и методы смешанного воздействия.
К методам словесного воздействия относятся: разъяснение, убеждение, одобрение, похвала, требование, приказ, примеры из жизни тренера и других людей, критика, просьбы и т. д.
К методам смешанного воздействия относятся поощрения, награждение, ободрение, наказание, прочная информация о результатах действий, специальные упражнения для самонастройки, упражнения для отвлечения от неприятных мыслей и т. д. Так, в процессе тренировки и подготовки к соревнованиям тренер разъясняет боксерам важность волевых черт характера, упражнений, способствующих развитию разных качеств воли, сущности приемов и саморегуляции и др.; убеждает в необходимости заниматься самовоспитанием воли, соблюдать спокойствие в бою, применять приемы аутогенной тренировки перед выступлением и др.; высказывает одобрение результатами, показанными в соревнованиях, настойчивостью в овладении техникой и тактикой; просит боксера выступать не в «своем» весе для помощи команде, помочь оборудовать зал, вести себя корректно по отношению к товарищам; требует соблюдать дисциплину, режим, использовать интенсивные нагрузки и др.; приказывает изменить недостойное поведение; приводит примеры из жизни выдающихся спортсменов, знаменитых людей, свидетельствующие об их силе воли, сообразительности, высокой нравственности и др.; возбуждает у боксеров перед выступлением на ринге чувства собственного достоинства и чести; применяет «доброжелательную и направляющую критику» (Юрасов, 1964). В отдельных случаях тренер воздействует на самолюбие боксера с целью вызвать у него желание доказать правоту, обострить чувство спортивной злости и т. д.
Эффективность методов словесного воздействия зависит во многом от авторитета тренера, его умения убедить занимающихся, умения подобрать нужные слова и примеры, оказывающие на них эмоциональное влияние, логичности, образности и ясности речи, правильности замечаний и т. п.
Применяя методы смешанного воздействия, тренер, помимо слов использует наглядный показ, отзывы других людей, различные упражнения и пр. Он может поощрить спортсменов, похвалив их от имени коллектива, прочитать отзывы о соревнованиях, имеющиеся в печати, наградить боксеров жетонами и др., ободрить занимающихся при помощи возгласов, жестов, мимики и др.; наказать с целью вызвать чувство стыда и стремление загладить свою вину; отвлечь от навязчивых мыслей, плохого расположения духа и др.; наглядно показать примеры мужественной борьбы на ринге, демонстрируя фотографии кинофильмы, иллюстрации из прессы, срочно проинформировать боксеров о результатах действий — быстроте удара и реакции, степени расслабления мышц, оценю дистанции; применить соревновательные упражнения — в тренировке для стимуляции волевых усилий, — упражнения разминочного типа — для улучшения эмоционального состояния перед выступлением и т. д.
Воспитывая волевые качества боксеров во время обучения и тренировки, тренер должен изо дня в день обращать особое внимание на тех из них, которые менее морально устойчивы и слабы в волевом отношении.
Прежде всего, необходимо, создать ясное представление о том, как развиты у боксеров отдельные качества воли, как проявляются они в тренировке, в состязаниях и жизни. Для этого нужно повседневно наблюдать за боксерами, следить за тем, с какой настойчивостью и упорством выполняют они упражнения различной трудности, как воспринимают большие нагрузки, как реагируют на указания тренера, как ведут себя в боевых упражнениях, перед выступлением в состязаниях, во время боя, после его окончания, как относятся к своим партнерам по тренировке и т. д. Можно рекомендовать тренеру иногда специально создавать такие условия в тренировке, в которых наиболее остро проявятся особенности, волевых качеств боксеров (подбирая более сильных и тяжелых партнеров или давая им преимущество в боевых заданиях, резко увеличивая интенсивность различных упражнений, проводя занятия в неблагоприятных условиях и т. д.).
Тренеру важно уметь вскрыть те условнорефлекторные связи, возникающие в ходе спортивной деятельности боксера, которые нередко определяют особенности его поведения и проявления воли. Тренер должен выяснить, чем вызван страх боксера перед встречей или нерешительность в бою и в упражнениях с партнером, вялость или неуверенность в силах и т. п.
Например, опасения, возникающие во время наблюдений за боями других боксеров, или рассказы товарищей о различных боевых эпизодах могут отрицательно подействовать на психику ученика и вызвать уже задолго до состязаний ощущение подавленности и угнетенности, а в бою — нерешительность и неуверенность. Иногда боксеры, успешно встречающиеся с соперниками высокого класса, чувствуют себя подавленными перед встречами с менее подготовленными противниками (которым когда-то проиграли в соревнованиях) и в результате терпят в бою поражение.
Установив все особенности личного опыта боксера, тренер должен стараться разрушить эти отрицательные условнорефлекторные связи, перестроить их или хотя бы отвлечь ученика от вредных ассоциаций, воздействуя на его сознание и самолюбие, убеждая, показывая примеры из боевой практики боксеров, и т. д.
Воспитывая волевые качества у боксеров, необходимо стремиться к тому, чтобы все они формировались не только во время спортивной деятельности — в тренировке, в бою, на ринге, а и проявлялись в жизни, быту, труде и поведении, т. е. стали бы чертами характера спортсмена.
Рассмотрим значение и способы воспитания волевых качеств, необходимых для спортивных успехов боксеров.
Первостепенная задача тренера — воспитывать у боксеров целеустремленность.
Когда спортсмен поймет значение цели, к которой он должен стремиться — овладеть в совершенстве спортивным мастерством и добиться высоких спортивных результатов, — и осознает, что поставленные задачи неразрывно связаны друг с другом, у него неизбежно появится стремление достигнуть намеченной цели и найти силы для этого.
Подлинная целеустремленность может быть воспитана только в результате интереса спортсменов к боксу как искусству и их личной заинтересованности в спортивных достижениях.
Необходимо с самого начала тренировки разъяснить боксерам, что для достижения цели им неизбежно придется преодолевать ряд препятствий, неприятных переживаний и ощущений и что сознательное и упорное преодоление трудностей закаляет характер, укрепляет волю, необходимую для победы на ринге.
Тренеру следует привести примеры из истории спорта, когда целеустремленный характер и твердая воля боксеров помогли им преодолеть все трудности боев и тренировки и добиться выдающихся спортивных результатов.
Практически очень важно, чтобы цели, к которым стремится боксер, нашли конкретное выражение в плане его тренировки.
Очень плохо, если боксер-разрядник тренируется стихийно, без всякого плана и тренер ставит перед ним только ближайшие, повседневные задачи.
Когда боксер не представляет конкретно, к чему он должен стремиться в своей подготовке в течение нескольких лет, у него снижается интерес к тренировке и пропадает инициативность.
Тренер обязан разобрать с боксерами все их положительные и отрицательные стороны по всем разделам подготовки: физической, технико-тактической и психологической, наметить этапы работы над исправлением ошибок и совершенствованием качеств и техники.
Когда боксер осознает, что им постоянно интересуется тренер и за ним ведется контроль, он с большим рвением будет стремиться решить поставленные перед ним задачи.
Целеустремленность боксера надо развивать не только в перспективном плане, но и во время решения повседневных тренировочных задач.
Тренеру следует четко поставить перед боксерами цели и задачи каждого тренировочного периода, каждого тренировочного занятия и различных упражнений.
Боксер, придя на очередное занятие, должен заранее знать, какая у него в этом уроке цель, будет ли он работать над развитием быстроты реакции и движений или над скоростной выносливостью или будет совершенствовать умение вести ближний бой и т. д. Во всех случаях -спортсмен обязан не отходить от намеченной цели и подчинить все действия и движения ее достижению.
Например, при решении задачи развить быстроту он должен мгновенно реагировать на сигналы и команды тренера, без напряжения и скованности выполнять специально-подготовительные и боевые упражнения, выполнять максимально быстро имитационные движения, в условных и вольных боях все время легко передвигаться и маневрировать, наносить несильные повторные удары, стараться применять быстрые многоударные серии и т. д.
Всякие отклонения от установки — делать все упраж нения быстро, легко и непринужденно — отвлекают боксера от намеченной цели.
Надо все время напоминать боксерам, упражняющимся в парах, в чем «лейтмотив» действий каждого из них, а занимающиеся обязаны выполнять эти действия в соответствии с поставленной целью. Например, при целевой установке совершенствовать защиты ни в коем случае не следует переходить в атакующий бой. Надо заставлять себя применять разнообразные защитные действия и избегать ударов партнера. В случае «отработки» средств боя на дальней дистанции не задерживаться на средней и ближней дистанциях, хотя это может быть и выгодно для боксера и т. д.
Выработать у боксера твердую целеустремленность — это значит больше чем на половину решить вопрос о его волевой подготовленности, так как истинная целеустремленность — мощный рычаг развития других волевых качеств спортсмена.
Одно из, важнейших качеств, обеспечивающих достижение намеченной цели, это настойчивость.
Для воспитания настойчивости важно, чтобы боксер верил в перспективу своей спортивной деятельности, чтобы он был убежден, что трудолюбие во время выполнения упражнений и стойкость в бою будут способствовать формированию его мастерства.
Очень хорошо рассказать о выдающихся боксерах-любителях и профессионалах, которые во время тренировок заставляли себя при всех условиях заниматься общей физической подготовкой, вспомогательными видами спорта, часами отрабатывали перед зеркалом и на снарядах элементы техники, упражнялись в парах для овладения боевыми приемами, не жалея себя применяли максимальные нагрузки и т. д. Можно сослаться на настойчивость лучших представителей из других видов спорта — штангистов, акробатов, лыжников, пловцов, которые для овладения техникой или выработки специальной выносливости проводят тренировки с большой нагрузкой.
Заставляя боксера постоянно преодолевать трудности, связанные с постепенно возрастающей нагрузкой во время выполнения общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений, упражнений по овладению техникой и тактикой, упражнений со снарядами, тренер способствует развитию у него настойчивости.
Следует применять в тренировке упражнения большой интенсивности, использовать дополнительные раунды в вольных боях И', в упражнениях на снарядах, продлевать время раундов, использовать рывки в бою с тенью и т. д
Нужно добиться того, чтобы в спаррингах боксер стремился навязать противнику свою манеру боя, поддерживал во всех раундах высокий темп действий, а во время выступлений на ринге в случае Необходимости старался вырвать победу у более сильных партнеров, не нарушая, однако, принципов искусного бокса и правил состязаний.
Даже хорошо тренированному боксеру надо все время преодолевать опасения «выдохнуться» в бою, а иногда заставлять себя полностью «выкладываться» во время спаррингов и выступлений.
Следует постоянно вырабатывать у боксеров умение стойко переносить в боях болевые ощущения, преодолевать неприятные чувства, появляющиеся при максимальных нагрузках и утомлении, при сгонке веса, ограниченном приеме пищи и т. д.
Известно немало случаев, когда выдающиеся мастера советского ринга, скрывая от окружающих плохое само чувствие или полученные ранее повреждения, побеждали сильных партнеров в состязаниях за счет твердой воли к победе и поразительной настойчивости и стойкости (Е. Огуренков, А. Шоцикас, Б. Степанов, Р. Тамулис)
Настойчивость боксера не может быть воспитана в отрыве от инициативности, умения активно и самостоятельно стремиться в тренировке и боях к поставленной цели
Необходимо добиваться того, чтобы боксер не рассматривал все задания, которые ему дает тренер в занятиях, как обязанность, которую необходимо выполнить в узких рамках определенного требования, а относился к ним как к источнику творческих действий. Надо, например, добиться чтобы ученик, уже имеющий хорошую подготовленность, не ждал указаний и напоминаний тренера, а самостоятельно занимался общей физической подготовкой, подбирал упражнения для утренней разминки, бегал кроссы, самостоятельно совершенствовал излюбленные приемы, анализировал свою технику и технику товарищей, умел судить состязания и т. д.
Следует давать возможность отдельным боксерам проводить разминку самостоятельно, чаще делать замечания о технике и тактике боксерам, ведущим бой на ринге, чаще предлагать им совершенствовать в парах приемы и комбинации по выбору и т. д.
Для развития инициативности в условном бою рекомендуется, например, чтобы боксеры вели атакующий бой, боксировали, применяя вызовы на удары и контратаки и т. д. Полезно, чтобы спортсмены чаще боксировали в тренировке с различными по манере ведения боя партнерами. Боксеры должны активно вести бои, применять множество ложных, действий, развивать атаки, контратаки, не переходя к грубому обмену ударами и др.
Однако, воспитывая инициативность у боксеров, тренер должен следить за тем, чтобы она не мешала решению задач, которые значатся в индивидуальных планах тренировки.
Воспитание смелости, решительности и самообладания целесообразно начинать с выработки у боксера уверенности, веры в свои силы. Добиться успеха боксер может лишь в том случае, если он верит в свои силы. Уверенность, отсутствие которой так пагубно отражается на успехе некоторых боксеров в крупных состязаниях, появляется обычно вместе с сознанием своей силы, с сознанием того, что, встречаясь с любым противником, спортсмен сможет успешно противопоставить ему свою технику и тактику.
Уверенность вырабатывается в результате роста технической, тактической и физической подготовленности боксера. Например, овладев хорошо несколькими защитами и «поставив» хотя бы один излюбленный удар, боксер начинает верить в свою неуязвимость и возможность в любой момент оказать противнику успешное противодействие.
Необходимо, чтобы спортсмен научился боксировать с партнерами самой различной манеры ведения боя. Добившись этого, боксер начнет осознавать, что он может прочно защищаться от сильных и быстрых ударов любого противника, остановить контрударом стихийно атакующего партнера, успешно навязать ближний бой и т. д.
Очень важно, чтобы первая ответственная в сезоне встреча боксера, не обладающего уверенностью, закончилась его победой или во всяком случае незначительным проигрышем (для этого надо учесть силы будущих противников). Поражение не должно вызвать у спортсмена большого разочарования. При этом боксера нужно убедить в том, что если бы он немного постарался или не допустил бы некоторых ошибок в бою, то, несомненно, одержал бы победу.
Часто боксер терпит в бою поражение из-за недостатков в технике, тактике или в физической подготовленности и, проиграв, теряет уверенность.
Нужно убедить боксера в том, что эти поражения неизбежны, что они не являются результатом его слабости и необходимы для его дальнейшего роста.
После неудачного выступления боксёру следует подбирать на тренировках партнеров, обладающих, примерно, теми же особенностями, что и противник, которому он проиграл бой.
Исправляя с помощью тренера свои недостатки, встречаясь с более опытными и подготовленными партнерами и увеличивая темп боя, боксер сможет вновь приобрести потерянную уверенность.
Смелость и решительность — качества, основанные на уверенности в своих силах, знании своих положительных сторон и достоинств, умении разбираться в боевой обстановке.
Для развития смелости и решительности у боксера тренер должен заставлять его преодолевать боязнь и инертность — в тренировочных боях, подбирая ему соответствующих партнеров, а в состязаниях, воздействуя на его самолюбие и чувство собственного достоинства.
В условных боях следует неожиданно предлагать боксеру быстро и стремительно атаковать, использовать встречные удары, вызвав партнера. на атаку, развивать отдельные удары сериями, активно вести бой на средней и ближней дистанции, а в вольном бою бороться с пассивной тактикой отхода и излишней осторожностью.
Необходимо широко использовать упражнения с партнером для отработки решительных и внезапных атак и контратак и во всех упражнениях развивать быстроту реакции и резкость движений.
Однако надо иметь в виду, что спортсмены, обладающие безрассудной смелостью, не опасающиеся ударов партнера, обычно никогда не овладевают искусством бокса, так как всегда пренебрегают маневрами и защитами на ринге. При беспрерывном обмене ударами такие боксеры не смогут развить у себя быстроту реакции и боевую смекалку. Боксер высокого класса должен сочетать большую, смелость с осторожностью. Поэтому, побуждая боксера к неожиданным, быстрым и стремительным атакам и встречным ударам, надо, однако, следить за тем, чтобы он пользовался различными приемами страховки и защиты и, не увлекался рискованными действиями.
Обучая боксера умело вести бой против быстро атакующих, агрессивных противников, а также обучая его прочным и разнообразным защитам от всевозможных ударов и их сочетаний, тренеру необходимо вырабатывать у него самообладание. В условных боях можно предложить одному из противников быстро и беспорядочно атаковать, не применяя, однако, резких, акцентированных ударов, а другому, легко передвигаясь, -внимательно и спокойно находить удобные исходные положения для контратак и придерживаться наиболее выгодной дистанции. В вольных боях боксеру надо постоянно указывать, чтобы он сдерживал себя от стихийных атак и беспорядочного обмена ударами, наблюдал, за положением рук и туловища партнера, выбирал защиты от различных ударов, находил моменты для нанесения встречных ударов и т. д.
Тренер обязан все время сосредоточивать на этом внимание учеников.
Постепенно подбирая для боксера более активных и резких партнеров в.вольном бою (в пределах определенных весовых категорий) .или ставя спортсмена в более затрудненные положения в условном бою по сравнению с партнерами, тренер воспитывает у него выдержку и самообладание.
Важным фактором, способствующим воспитанию волевых качеств спортсмена, служит личный пример тренера. Тонкое знание бокса, методики обучения и тренировки, дисциплинированность и аккуратность, внимательность и наблюдательность, педагогический такт, сочетание требовательности и принципиальности с юмором, «подтянутый» внешний вид — вот некоторые из моральных и деловых качеств преподавателя, обычно оказывающих благотворное влияние на занимающихся, вызывающих у них уважение, стремление к подражанию, желание совершенствоваться.
Необходимо, чтобы тренер всегда был требователен к себе и спортсменам. Если он, например, требует от боксеров дисциплинированности, настойчивости, а сам опаздывает на тренировку, небрежно проводит занятия, не сдержан и не тактичен в обращении с людьми, недостаточно внимания уделяет индивидуальному совершенствованию спортсменов и т. д., то, естественно, что такое поведение преподавателя снижает интерес к тренировке, ухудшает отношение к ней, уменьшает желание упорно тренироваться.
Тренеру нужно быть последовательным в своих требованиях. Нередко тренер устанавливает для боксера определенный режим тренировки, планирует нагрузки, но не принимает мер в случае, если он не выполняет эти требования или некоторые из них, «сквозь пальцы» смотрит на то, что спортсмен нарушает режим питания, распорядок дня, уменьшает нагрузки в занятиях, не занимается самостоятельно физической подготовкой. Такая нетребовательность наблюдается, если тренер равнодушно относится к успехам своих подопечных или он слишком мягкосердечен или идет «на поводу» у некоторых спортсменов, не желая портить с ними отношения. В конечном итоге это подрывает авторитет преподавателя и снижает доверие к нему.
Умение тренера заставлять, побуждать боксера постоянно преодолевать трудности тренировки, быть дисциплинированным, твердо выполнять режим и распорядок дня играет огромную роль в волевой подготовке спортсмена.
Надо всегда иметь в виду, что формирование волевых качеств у боксеров — это не эпизодическая работа тренера, которую он проводит перед соревнованиями, а постоянный кропотливый труд, требующий от него большой затраты сил, времени, упорства и энтузиазма в течение всей многолетней подготовки спортсменов.
ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВОСПРИЯТИЙ,