Организационно-методическая и социальная работа
С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
Среди ключевых моментов, которые следует помнить, чтобы развивать социальную работу со старыми людьми, выделяются уникальность индивидуального опыта, необходимость биологического и психологического подходов к старости, важность социального окружения с его поддержкой и взаимопомощью, общественное отношение к немощности в старости, понятие об индивидуальных ресурсах, доступных любому человеку.
Организационно-методическая социальная работа с пожилыми и старыми людьми включает в себя:
1. Определение проблематики обращения пожилого человека к социальному работнику.
2. Постановку социального диагноза и планирование социальной помощи.
3. Объединение усилий с другими специалистами с целью наиболее полного разрешения возникшей проблемы.
4. Социальную работу с семьей пожилого человека.
Клиент и его проблема
Когда пожилой человек попадает в отдел социальной службы, он становится клиентом. Его появление означает, что наступает ответственность социального работника по совершению действий ради этого клиента.
Работу с пожилым клиентом социальный работник начинает с получения ответов на вопросы: а) какова его проблема;
б) почему она является проблемой;
в) чья это проблема;
г) почему эта проблема важна сейчас.
Благодаря им можно определить, на какое количество людей проблема имеет влияние, какое кризисное событие привело пожилого человека за помощью и т.д. Перед тем, как принимать последующие действия, социальному работнику необходимо соответствующими вопросами снять пассивность клиента в принятии ситуации и восстановить его инициативу.
Если есть необходимость, для обрисовки полной картины социальный работник добивается согласия на контакт с другими людьми, с семьей клиента. Согласие пожилого клиента на сотрудничество – это возможность дальнейших дискуссий, интервью, встреч с семьей и т.п.
Диагноз и планирование социальной помощи
Диагноз проблемы начинается с небольших установочных интервью. Считается, что для диагноза требуется как минимум час интервью, т.к. проблема должна быть разъяснена. Такое обсуждение должно быть «генерализованным». Это значит, что в нем охватываются аспекты здоровья, повседневной жизнедеятельности, эмоциональные потребности клиента, выражающиеся в депрессии, тревоге или несчастье, чувстве зависимости. Взвешивание всех этих фактов и дает понимание степени трудности проблемы.
В социальном диагнозе существенное место занимает получение информации о клиенте. Информация может быть получена в результате обследования человека, его жизненных и бытовых условий, окружения, а также с помощью опросников. Например, вопрос «Что для Вас самое трудное и повседневной жизни?» связан с задачей выявления тех факторов, которые представляют риск для его жизни. Другой целью получения информации, может быть изучение социальных условий жизни престарелого человека, например, при уборке его квартиры, комнаты. Особенности питания также могут являться источником получения необходимой информации о клиенте. Важно получить информацию о семье, друзьях, о религиозных воззрениях, духовных интересах пожилого человека, чтобы составить целостную картину, необходимую для постановки правильного социального диагноза.
В диагностике клиента социальный работник делает следующее:
ü принимает ситуацию как сложное взаимодействие физического, психического, эмоционального и социального факторов, сил и слабостей пожилого клиента, значимости для него ситуации;
ü уравновешивает его желания и потребности;
ü согласовывает набор услуг и те приемлемые изменения у всех, кто включен в ситуацию клиента.
Когда все нюансы исследованы, социальный работник вступает в фазу планирования социальной помощи. Это включает в себя разработку стратегий:
ü по решению существующих проблем;
ü с целью предотвращения развития проблем в будущем;
ü С целью возобновления или усиления ресурсов пожилого клиента для тех проблем, которые все равно появляются.
Все планирование может варьировать от простой координации действий до более сложных планов.