Лекция №6 Психогигиена и психопрофилактика
Гигиена(греч. hygieinos — здоровый, целебный, приносящий здоровье) — наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.
Психогигиена— область гигиены, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на психическое здоровье человека, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека. В психологическом словаре А.Ребера (2000) сказано, что первоначальным значением этого термина было: искусство развития и поддержания психического здоровья.
Цель психогигиены – разработка системы мероприятий, направленных на формирование, поддержание и укрепление психического здоровья.
Основные задачи психогигиены:
1. Создание благоприятных условий для формирования гармонично развитой личности.
2. Формирование навыков оздоровительного поведения, направленного на сохранение психического здоровья.
3. Разработка психопрофилактических мероприятий, направленных на предупреждение нервно-психических нарушений.
4. Мониторинг психического здоровья населения.
5. Разработка и внедрение мероприятий по оптимизации умственного труда и обеспечения активного творческого долголетия.
Предметом психогигиены являются:
1. Исследование и систематизация критериев психического здоровья;
2. Научное обоснование и внедрение психопрофилактических и реабилитационно-коррекционных мероприятий с целью сохранения
психического здоровья различных слоев населения.
В психогигиене выделяют следующие разделы:
1.Возрастная психогигиена
Этот раздел включает психогигиенические исследования и рекомендации, относящиеся, прежде всего, к детскому и пожилому возрасту, что следует оценивать дифференцированно, с учетом возраста, так как различия в психике ребенка, подростка, взрослого и пожилого значительны. Психогигиена детского возраста должна базироваться на особенных качествах психики ребенка и обеспечивать гармонию ее формирования. Необходимо учитывать, что формирующаяся нервная система ребенка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребенка. Основными условиями воспитания являются:
· развитие и тренировка процессов торможения;
· воспитание эмоций;
· обучение преодолению трудностей.
Формирование психики ребенка происходит не стихийно, путем простого накопления переживаемых им жизненных ситуаций. Такое формирование обеспечивается исторически сложившейся системой воспитания, которая в определенной степени используется в воспитательном потенциале семьи.
Психогигиенические проблемы имеют свою специфику в пожилом и старческом возрасте, когда на фоне падения интенсивности обмена веществ снижаются общая работоспособность, функции памяти и внимания, заостряются характерологические черты личности. Психика пожилого человека становится более уязвимой для психических травм, особенно болезненно переносится ломка стереотипа. Закономерное в пожилом возрасте изменение социального статуса в связи с переходом на пенсию многими людьми переносится болезненно. На психике пожилого человека вредно отражается отказ от использования сохранившихся у него возможностей участия в труде и общественной жизни. Внимательное отношение и поддержка близких людей, теплое, заботливое обращение дают возможность пожилому человеку почувствовать свою общественную значимость и полезность.
Поддержанию психического здоровья в пожилом возрасте способствуют соблюдение общегигиенических правил – режима дня, отдыха и сна, прогулки на свежем воздухе, специальный комплекс физических упражнений, не утомительный физический труд.
Психогигиена быта
Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настроению. И, наоборот, грубость, резкий или пренебрежительный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей. Нередко можно наблюдать, как психопатизированные и невропатизированные личности создают напряженную обстановку в коллективе, травмируют окружающих.
Люди, которые "все принимают слишком близко к сердцу", уделяют незаслуженное внимание мелочам, не умеют тормозить отрицательные эмоции. Им следует воспитывать в себе правильное отношение к неизбежным в повседневной жизни трудностям. Для этого необходимо учиться правильно оценивать происходящее, управлять своими эмоциями, а когда нужно, и подавить их.
Часто спокойную домашнюю атмосферу нарушают лица с психопатическими чертами, а также страдающие алкоголизмом. Они создают неврозную обстановку, порождают конфликты, что оказывает вредное влияние на окружающих и особенно на детей. Частое и длительное употребление алкоголя ослабляет защитные силы организма, приводит к развитию невротических реакций. Алкоголизм занимает особое место среди нервно-психических заболеваний. Злоупотребление спиртными напитками не сразу приобретает характер заболевания. Больной, постепенно становясь алкоголиком, зачастую не осознает серьезности своей болезни. Асоциальное поведение человека, злоупотребляющего спиртным, порождает неурядицы в семье, приводит к разводам, тяжелым материальным лишениям. К пьянству часто приводят недостаточная самодисциплина, отсутствие чувства долга перед семьей и обществом, неумение интересно организовать свое свободное время. Жены и дети алкоголиков живут в постоянном психическом напряжении и нередко расплачиваются за пристрастие к алкоголю мужа и отца нервно-психическими заболеваниями.
В связи с этим возникают две главные задачи, которые должны реализовать медицинские работники. Во-первых, личным примером показывать и пропагандировать здоровый образ жизни. Во-вторых, вести санитарно-гигиеническую пропаганду среди широких слоев населения. Необходимо постоянно, последовательно разъяснять общественности вред, приносимый не только алкоголем, но и курением. Настоятельно следует подчеркивать их вред для растущего организма, для женщин, особенно во время беременности и кормления, а также для физически ослабленных и больных людей.