Все это странно мы пойдем холодно сыро к черту и глаза красные а с утра шел дождь так-то оно лучше глупо вляпались кап-кап-кап
Первый этап
Группа разбивается на пары. В каждой паре один игрок — первый номер, второй игрок — второй номер. По хлопку тренера вторые номера превратятся в зеркало. Они должны понять, что это превращение потребует от них определенного изменения поведения и выполнения определенных обязанностей. Первый номер — это человек перед зеркалом, выполняющий в свободной форме простые физические движения. Он не ставит перед собой цель заставить «зеркало» запутаться или сбиться. Темп упражнения спокойный. Участники пытаются максимально точно пристроиться друг к другу — т. е. ощутить не только физиологию жеста партнера, но и войти в суть действия, его ритм, понять его эмоциональную подоплеку… В таком режиме пары работают 5-7 мин. Все это время тренер (49:) переходит от пары к паре и контролирует ход упражнения, поправляет участников. Затем по хлопку ведущего роли в паре меняются. Теперь уже второй игрок будет играть роль человека перед зеркалом, а первый превратится в зеркало.
Обсуждение первого этапа упражнения:
- Кем проще быть в этом упражнении?
- Удалось ли вам лучше почувствовать партнера, понять его эмоциональный настрой?
- Может ли, на ваш взгляд, подобное упражнение помочь установлению более эффективной коммуникации между людьми?
Второй этап
Участник под первым номером получает задание в течение 5 мин. рассказать партнеру о своем любимом виде спорта (книге, фильме, способе проводить свободное время и т. д.) и убедить своего собеседника в несомненных преимуществах этого вида спорта (...) перед другими. Участник под вторым номером получает при этом инструкцию, в соответствии с которой он должен посылать своему собеседнику постоянные невербальные сигналы о том, что тема разговора ему неинтересна, все доводы говорящего нелогичны, слабы и неэффективны. Он избегает зрительного контакта с говорящим, демонстрирует закрытые позы, руки постоянно заняты — теребят волосы и края одежды, стряхивают с нее ворсинки... Нужно вести эту роль с максимальной естественностью, чтобы не давать собеседнику заподозрить нарочитость поведения!
Затем роли меняются. Убеждать своего партнера придется участнику под вторым номером. Первый же игрок получает от тренера инструкцию пользоваться
невербальными сигналами позитивного слушания: качать в знак согласия головой, поддакивать, подать корпус вперед — к говорящему, следить за тем, чтобы не использовались закрытые позы…
Обсуждение второго этапа упражнения
Вопросы к говорящему:
- Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте?
- Как вы чувствовали себя во время разговора? Как вы можете оценить поведение своего партнера? Считаете ли вы, что он во время вашего монолога передавал вам сигналы, имеющие скрытый смысл? какой?
- Была ли разница в результатах общения в первом и втором случаях? В чем она заключалась?
Процедура 5:(источник: Михаил Кипнис:Тренинг коммуникации)
Упражнение “Почувствовать другого”
Цели:
• научиться концентрировать внимание на партнере и на его невербальном языке;
• убедиться в том, что телесная подстройка ведет к повышению взаимопонимания между партнерами;
• развить эмпатические возможности участников тренинга.
Размер группы: нет ограничений. Ресурсы: большая комната, позволяющая свободное движение участников. Время: 30-60 мин.
Ход упражнения
Группа разбивается на пары. Каждому участнику пары присваивается номер — первый (ведущий) или второй (ведомый).
Смысл упражнения: в разнообразных вариантах задаваемого ведущим действия попытаться «влезть в шкуру» своего партнера, ощутить физически его ощущения, чтобы лучше понять его внутренний мир.
Задание 1. Первые номера начинают свободное спонтанное движение по комнате. Важно, чтобы это была характерная для их обычного состояния ходьба. Вторые номера следят за стилем передвижения первых номеров, пытаясь максимально точно и полно запомнить, а затем — воспроизвести стиль походки партнеров. На стадии, когда второй номер готов, он выходит на площадку и демонстрирует товарищу воспринятую им походку. Первые номера могут не только посмотреть
на себя со стороны, но при необходимости ввести какие-то уточнения, поправить своих товарищей. Только тогда, когда вариант движения «утвержден автором», т.е. первый участник пары признает походку второго похожей на свою, пары могут поменяться ролями. Теперь свой стиль демонстрирует второй номер, а первый смотрит, впитывает, запоминает, а затем представляет товарищу воспринятую им походку.
Задание 2. Первые номера занимают любой участок комнаты и садятся в свою самую любимую и удобную позу. Второй номер пары должен усесться рядышком, максимально точно повторив расположение тела товарища. «Копия» должна быть проверена и утверждена «оригиналом». Цель игры считается достигнутой, когда первый номер признает соответствие увиденного «оригиналу». Сидя в любимой позе товарища, второй участник пары сообщает партнеру, подходит ли ему принятая поза. Чувствует ли он себя в ней настолько же комфортно, как и товарищ. Если нет — почему? Какие группы мышц напряжены, что мешает расслабиться? После обсуждения ощущений наступает третий этап упражнения.
Задание 3. Первый номер вспоминает и демонстрирует товарищу его походку.
Задание 4. Второй номер садится в самую удобную и любимую свою позу, а первый пробует подстроиться рядышком. Как и во втором задании, после подстройки идет утверждение, а затем обсуждение позы: удобна ли она для первого номера.
Задание 5. Вторые номера вспоминают показанные в начале упражнения походки своих товарищей и пытаются максимально точно повторить их. При необходимости первые номера вносят коррективы.
Обсуждение пройденных этапов. Как это — ощутить себя другим? Что может сказать походка или любимая поза человека о его характере? Что, на ваш взгляд, может в этом упражнении помочь вам лучше понимать других людей, быть эмпатичными?
Процедура 6: Упражнение “Подарок” (источник: Михаил Кипнис:Тренинг коммуникации)
Подарок
Цели:
• развить умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной невербальной коммуникации;
• обсудить идеи, относящиеся к закономерностям передачи информации в процессе общения;
• способствовать созданию атмосферы доброжелательности и концентрации на партнере.
Размер группы: оптимальный размер группы -12-15 человек, иначе упражнение может затянуться.
Ресурсы: стулья для всех участников группы, доска или флип-чарт с маркером для записи результатов обсуждения.
Время: 10-20 мин.
Ход упражнения
Группа сидит в кругу.
Последние исследования психологов показывают, насколько важен язык тела, мимика, жест в коммуникации. (См. Записки на полях)
Тело, мимика, жест в невербальной коммуникации несут ту же смысловую нагрузку, что слово в звучащей речи. Если в использовании этого невербального языка мы будем неточны, то и результат сообщения или общения будет такой же: как будто мы постоянно путались в словах, запинались, не могли сформулировать свою мысль. Я предлагаю вам проверить, насколько каждый из нас владеет инструментами для общения без слов. Это упражнение поможет нам убедиться в важности невербальной коммуникации, а затем обсудить идеи, связанные с эффективной передачей информации без слов.
Задание таково: игрок, сидящий справа от меня, передает своему соседу справа некий воображаемый подарок. Вручение будет производиться молча, поэтому единственная информация, которой и игроки, и команда будут обладать,- это пантомимическая игра дарящего. Получив подарок, его счастливый обладатель должен понять, чем же его одарили, а затем передать тот же подарок своему соседу справа. Желательно при этом добавить к акту дарения какие-то новые детали, конкретизирующие суть подарка. Так наш подарок пройдет всю цепочку игроков, пока не достигнет последнего участника. Он-то и объявит нам (на этот раз — словами), что за подарок он получил. После этого мы пройдем цепочку в обратном направлении, и каждый из игроков объявит, так ли он лично представлял себе смысл полученного подарка, не произошел ли где-то сбой в понимании...
Завершение
Если в игре произошло недопонимание, проверяем, что послужило причиной ошибки, неверной трактовки подарка. Выясняем, что показалось игрокам наиболее сложным. Обсуждаем арсенал выразительных средств в невербальном общении и принципы их адекватного использования.
Процедура 7:Упражнение: “Эстафетачувств”
(источник: Михаил Кипнис:Тренинг коммуникации)
Цели:
• развить умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной невербальной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;
• обсудить идеи, относящиеся к закономерностям передачи информации в процессе общения;
• способствовать созданию атмосферы доброжелательности и концентрации внимания на партнере.
Размер группы: оптимальный размер группы — 12-15 человек, иначе упражнение может затянуться. Ресурсы: стулья для всех участников группы. Время: 10-20 мин.
Ход упражнения
Группа сидит в кругу.
Задание заключается в том, чтобы передать по кругу невербально — лишь с помощью мимики и жестов -заданное ведущим чувство, эмоцию. Первый играющий получает от ведущего некое выражение определенной эмоции. Все остальные игроки не видят загаданной эмоции, так как сидят с закрытыми глазами! Получив задание, первый игрок решает, как он может передать то же чувство другим способом, касается своего соседа рукой и, когда тот открывает глаза, передает ему пантомимически свой вариант того же чувства.
Так исходная информация передается по кругу с помощью различных выразительных средств. Отыгравшие участники уже не закрывают глаза, они имеют возможность наблюдать за тем, как трансформируется всякий раз исходное чувство, в каком месте происходит ситуация «испорченного телефона» из-за непонимания. Пройдя круг, эстафета приходит к ведущему. Нередко за это время «любовь» превратилась в «ненависть», «доброта» — в «безразличие».
После финального аккорда — когда Ведущий принимает от последнего участника его версию чувства, а затем сам демонстрирует исходное задание кругу, -происходит обсуждение увиденного. В случае «сбоя» при передаче эмоции, группа пробует найти, между кем из игроков и по какой причине произошло «информационное замыкание».
Процедура 8: Упражнение: “Крокодил”(источник: Михаил Кипнис:Тренинг коммуникации)
Цели:
• продемонстрировать эффективное владение мимикой и жестом в невербальной коммуникации, потренироваться в передаче информации;
• обнаружить наиболее типичные ошибки, допускаемые при невербальном общении и потренироваться в их устранении;
• способствовать преодолению психологических барьеров, препятствующих общению, путем развития спонтанности участников тренинга.
Размеры группы: нет ограничений, но желательно участие не менее 6-8 человек.
Ресурсы не требуются.
Время: порой эта игра затягивает участников настолько, что они готовы играть часами. Так что временные рамки диктуются лишь целями и возможностями тренера, а также степенью вовлеченности игроков.
Ход игры
Одна из популярнейших игр интеллектуальной и творческой молодежи, прекрасный актерский тренинг, упражнение на коммуникацию и веселое занятие для любого возраста — это «Крокодил», «Корова», «Показуха» или еще с полдесятка названий, которые неизвестно откуда и каким путем эта игра приобрела за десятилетия своего яркого существования.
Группа разбивается на две подгруппы, которые рассаживаются друг против друга.
Вариант 1
Смысл игры заключается в следующем: каждая команда должна придумать слово — имя существительное в единственном числе (не имя собственное!) — и, вызвав игрока противоположной команды, потихоньку передать ему загаданное слово. (Другой вариант -команда противника сама решает, кто является ее представителем, нужно лишь следить за тем, чтобы в этой роли перебывали все или хотя бы многие члены команды.) Получив слово, игрок встает между двумя командами так, чтобы его было видно противоборствующим сторонам, и с помощью жестов, мимики в течение 2 мин. должен передать своей команде информацию о полученном слове. Нельзя при этом указывать на находящиеся в комнате предметы или людей.
Вся работа является актерской-пантомимической. Команда, отгадывающая слово, должна засыпать своего игрока вопросами, на которые он опять-таки мимически дает положительный или отрицательный ответы.
Предположим, могут задаваться такие вопросы:
- Это предмет?
- Это абстрактное понятие?
- Это профессия?
- Это едят?
- Покажи, как это двигается!
- Какого это размера?
- Как этим пользуются?
Если по истечении 2 мин. команда не угадала буквально то слово, которое было получено, то загадывающая команда получает очко. В свою очередь, команда, которая отгадывала, передает свое слово представителю соперников, и игру продолжает вторая команда.
Вариант 2
Тренеру отводится роль посредника. Команды свое слово на каждый тур передают не напрямую друг другу, а называют их тихонько тренеру. Тот в свою очередь проверяет, чтобы слово соответствовало критериям (не собственное имя, существительное, в единственном числе), может попросить одну из команд подобрать слово более или менее сложное, чтобы слова, играющие в каждом туре, были сходны по уровню.
Подведение итогов тренинга:
Вопросы рефлексии: Какое настроение у вас сейчас, с чем уходите, понравился ли вам тренинг и чем, каково ваше мнение о проведённом тренинге, каково ваше мнение о работе тренера.
Встреча 2:
1.Приветствие (С чем пришли,как самочувствие,чего ожидаете от занятие?)
2.Разминка “Пройди через кольцо!”
3.Упражнение “Сито”
4.Упражнение “ Рисуем ...звуками”
5.Упражнение “ Пойми меня!”
6.Упражнение “ Слепой текст”
7.Подведение итогового знания.Упражнение” Ассоциации”
Ход занятия:
Процедура 1:Приветствие.С чем пришли,какое самочувствие,чего ожидаете от тренинга?
Цель:Повысить внимание участников группы
Процедура 2: Разминка “Пройди через кольцо!”
(источник: Михаил Кипнис:Тренинг коммуникации)
Цели:
· снять напряжение участников тренинга путем вовлечения их в групповое физическое действие;
· создать в группе атмосферу взаимной ответственности, эмоциональной свободы, радости от коллективного успеха;
· объединить участников для решения задачи на основе партнерства.
Размер группы: не ограничен, но не менее 6 человек.
Ресурсы: гимнастический обруч или широкая резиновая лента-кольцо диаметром около метра.
Время: 7-10 мин., в зависимости от числа участников. Для динамичности упражнения большое количество игроков лучше разделить на подгруппы: одна команда играет, остальные — болельщики. Затем играют другие команды.
Ход упражнения
Участники стоят в кругу. На руку одного из игроков надевается обруч или резиновое кольцо-лента. Затем все участники берутся за руки.
Задание: обруч/кольцо передается по кругу, пока не вернется в начальную точку. Так как руки игроков сцеплены, то им придется приложить определенные физические усилия и смекалку, продевая кольцо через себя (без участия рук!), перешагивая через него и т.д. По сути вся живая цепочка должна «пролезть» через обруч, не разжав соединенных рук. (16:)
По итогам упражнения объявляется время, затраченное на выполнения задания.
Завершение: обсуждается упражнение. Что понравилось в нем, а что — нет? Помогает ли игра созданию коммуникативных связей?
Примечание.
Если в ходе обсуждения возникает желание улучшить командный результат, можно вернуться к игре и попытаться быстрее «пройти через кольцо».
Процедура 3:Упражнение “Сито”
(источник: Михаил Кипнис:Тренинг коммуникации)
Цели:
· потренироваться в отборе необходимого материала из потока информации, в умении сконцентрироваться на партнере;
· развить память и аудиальные возможности восприятия.
Размер группы: нет ограничений.
Ресурсы: не требуются.
Время: 10-20 мин.
Ход упражнения
Вариант 1
Каждый раз требуется три добровольца. Один садится на стул лицом к группе. Двое других размещаются у него за спиной. Каждый из них по сигналу тренера начинает свой монолог. Задание ведущему игроку — через две минуты пересказать как можно более подробно рассказ каждого из говоривших.
Вариант 2
На площадку приглашается доброволец, который садится спиной к группе. По сигналу тренера игроки начинают разговаривать, петь, пересмеиваться... Через 2 мин. ведущий игрок повернется к зрителям и расскажет лишь об одном из товарищей, чей голос он заметил, использовав «сито», проследил в общем шуме.
Завершение: обсуждение упражнения. В чем, на ваш взгляд, смысл игры? Чем она может быть полезна при формировании коммуникационных навыков?
Процедура 4: Упражнение “ Рисуем ...звуками”
(источник: Михаил Кипнис:Тренинг коммуникации)
Цели:
• развить навыки эффективной невербальной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;
• развить творческие способности в импровизации, владении музыкальным ритмом, гармонией;
• обеспечить реальный полилог, поддержку высказывания в нестандартной форме;
• развить коммуникативные умения слышать и слушать;
• обсудить идеи, относящиеся к закономерностям передачи информации в процессе общения;
• способствовать созданию атмосферы доброжелательности и концентрации на партнере. Позволить участникам тренинга проявить сильные стороны личности через разнообразные умения.
Размер группы: оптимальный размер группы -12-15 человек.
Ресурсы: стулья, ведра, швабры, пустые бутылки... Все то, что обычно используется для создания «шумовых» оркестров.
Время: 20-30 мин.
Ход упражнения
Это упражнение-импровизация, поэтому описание его будет очень коротким.
Идея упражнения заключается в том, что можно назвать рисованием ...звуками. Задание, которое получает группа, — отреагировать, высказаться без слов, а только лишь пением тех или иных нот, извлечением разнообразных звуков с помощью голоса или подручных средств (ладоней, подошв обуви, использование разнообразных предметов) на заявленную тему.
Игру можно начать с просьбы нарисовать вышеописанным образом настроение, которое испытывает каждый член группы (индивидуально), вся команда (групповое действие); нарисовать звуками картину «Погода за окном», плакат «Долой лень и скуку!» Задания могут быть самыми различными. Главное, чтобы они создавали поле для творчества и озвучивались сольно и группой с учетом обозначенных выше условий.
Если группа затрудняется выполнить предложенное задание, стоит «разогреть» ее, подготовив рисование звуками с помощью несложных предварительных упражнений:
- упражнения на повтор ритма за ведущим. Ритм задается хлопками и повторяется всеми участниками тренинга;
- импровизация звуками, извлекаемыми голосом (или инструментами «шумового» оркестра) в определенном стиле/настроении/ритме с последующей сменой солистов. Группе нужно добиваться непрерывности и логической преемственности (либо наоборот -драматического конфликта) между каждым из звеньев импровизационной цепочки;
- тренировка в подчинении индивидуальных ритмов общей ритмической картине, задаваемой тренером или солистом.
Заключение: обсуждается упражнение. Что понравилось в нем, а что — нет? Помогает ли игра созданию коммуникативных связей?
Процедура 5: Упражнение “ Пойми меня!”
(источник: Михаил Кипнис:Тренинг коммуникации)
Цели:
• тренировка в приобретении важнейших качеств хорошего собеседника: концентрация внимания на партнере, наблюдение за его речевой экспрессией, жестами и мимикой;
• практическое обучение толкованию невербального языка общения.
Размер группы: нет ограничений. Ресурсы: беруши и широкая резинка или платок, две повязки.
Время: 20-40 мин.
Ход упражнения
Вся команда разбивается на тройки. Один человек из каждой тройки получает две повязки, которыми в ходе игры он воспользуется, чтобы завязать себе глаза и рот. Второй участник получает беруши и повязку: в ходе игры он затыкает себе уши и завязывает рот. Третий игрок получает беруши и широкую резинку, которой он перехватит свои руки, чтобы в ходе упражнения не пользоваться ими (вместо резинки можно просто связать кисти рук вместе с помощью платка). Раздавая реквизит для игры, тренер определяет коммуникативные возможности участников.
Первый — ничего не видит и не разговаривает. Он может лишь слышать и жестикулировать. Второй -ничего не слышит. Кроме этого, ему запрещено говорить; его коммуникационные каналы — зрение и жестикуляция. Третий в своем общении с партнерами имеет возможность говорить и видеть, но не может жестикулировать, а также ничего не слышит.
Отсечение коммуникационных каналов тем не менее не означает, что тройка просидит в тишине и спокойствии. Напротив, каждому из игроков придется проявить недюжинную активность, фантазию и энергию, чтобы при всех физических ограничениях общения договориться:
- о том, на какой фильм они пойдут после тренинга;
- в каком месте они назначат встречу до похода в кинотеатр;
- какой подарок они купят общему другу на его день рождения;
- какое блюдо каждый из них приготовит на вечеринку, которую компания организует в складчину.
Упражнение это непростое, но очень эффективное и веселое. Важно только, чтобы тренер постоянно был в курсе развивающихся в малых группах событий и жестко контролировал соблюдение всех ограничений, наложенных на игроков. Поначалу участники могут путаться, но затем использование реквизита поможет им преодолеть проблемы и сконцентрироваться как на коммуникационной задаче, так и на самоконтроле.
Заключение: обсуждается упражнение. Что понравилось в нем, а что — нет? Помогает ли игра созданию коммуникативных связей?
Процедура 6: Упражнение “ Слепой текст”
(источник: Михаил Кипнис:Тренинг коммуникации)
Цели:
· сформировать коллектив, способный к решению групповой задачи;
· помочь игрокам развить воображение, метафорическое мышление, умение использовать символику языка и действия;
· развить способности к соединению идей из разных областей, умение использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи;
· создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.
Размер группы: нет ограничений.
Ресурсы: доска или флип-чарт с принадлежностями для записи задания.
Время: 40-60 мин.
Ход упражнения
На доске (флип-чарте) записывается набор слов. К примеру:
Все это странно мы пойдем холодно сыро к черту и глаза красные а с утра шел дождь так-то оно лучше глупо вляпались кап-кап-кап.
Смысл задания, в котором участвуют группы по 5-7 человек, в том, чтобы в результате коллективного обсуждения превратить набор слов в текст. Как это возможно сделать? Во-первых, вычленив логические единицы путем расставления знаков препинания. Во-вторых, интонация поможет понять смысл высказывания в неполном предложении. В-третьих, когда текст будет составлен, его требуется разыграть по ролям. И здесь появляется еще одна — (87:) дополнительная — возможность прояснить семантику — использование мимики и жеста.
Слова нельзя менять местами. Можно повторять одно и то же слово или фрагмент несколько раз в том месте, где это слово или фрагмент находится. Скажем, «Первый: ...Так-то оно лучше!
Второй: Лучше!? Глупо вляпались...».
Здесь повтор слова «лучше» (в том месте, где оно находилось в задании!) в сочетании с интонацией позволил логически связать фрагмент в диалог между героями.
Интересно посмотреть результаты работы нескольких групп и сравнить их. Как правило, мы увидим, что один и тот же набор слов превращается в различный текст только благодаря иному структурированию с помощью знаков препинания и интонации, а затем -и с помощью актерской игры. Порой сцены будут представлены и в различных жанрах: кто-то превратит текст в комедию, кто-то увидит в нем элементы трагедии или «ужастика».
Завершение
- Понравилось ли вам задание? Что было интересно в нем? Где вы столкнулись с проблемами?
- Как работала группа в процессе разработки текста и постановки театральной сцены: возникали ли конфликты, проявились ли лидеры, учитывалось ли мнение меньшинства...?
- Какая из показанных сцен и почему вам больше всего понравилась?
- Напомните, пожалуйста, группе, с помощью каких средств коммуникации вы превратили набор слов в текст — в высказывание, наполненное смыслом! Что помогло вам успешно справиться со вторым этапом игры — превращением написанного текста в театральную сцену?
Процедура 7: Подведение итогового знания.Упражнение” Ассоциации”
(источник: Михаил Кипнис:Тренинг коммуникации)
Цели:
• через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций всех участников группы;
• способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления;
• поощрить возникновение эмоциональной и творческой свободы в группе при решении общей творческой задачи.
Размер группы: нет ограничений. Ресурсы не требуются. Время: 30-45 мин.
Ход упражнения
Для этой игры нам потребуется доброволец, готовый на несколько минут оставить нас, выйдя из комнаты. За время его отсутствия остальные игроки выберут среди участников одного человека. Вернувшись, водящий игрок должен будет задать группе самые разные вопросы с тем, чтобы с трех попыток определить выбранного группой участника. Но вопросы будут необычные. Они не будут касаться возраста, цвета глаз или телосложения. Все вопросы будут ассоциативно связывать загаданного игрока с самыми различными понятиями.
К примеру, вопросы могут быть такими:
- На какой цветок похож загаданный человек?
- С каким временем года он ассоциируется?
- Если он — музыкальный ритм, то какой?
- На какое животное он похож?
- Он — «да», «нет» или «быть может»?
- С каким стилем одежды его можно сравнить?
На каждый вопрос могут отвечать все члены группы. В результате ведущий получает целый набор разнообразных ответов-ассоциаций, проанализировав которые, он сможет назвать имя участника.
Этой игрой тренер дает группе несколько возможностей:
- потренироваться в ассоциативном мышлении;
- развить проницательность и умение анализировать информацию;
- получить метафорическую обратную связь, помогающую понять, как воспринимают тебя окружающие.
Завершение: обсуждение игры.
- Кого из игроков было сложнее всего вычислить и почему?
- Какие ассоциации, названные товарищами в ходе игры, показались вам наиболее точными? наименее точными?
- Что чувствовали «загаданные» игроки, слыша комментарии группы в свой адрес?
Примечание:
Эту игру можно проводить двумя способами. Первый из них — описанный выше. Второй — соревнование на самого проницательного игрока: в этом случае чемпионом станет тот, кому для определения загаданного игрока потребуется меньше всего времени или количества вопросов.
Вопросы рефлексии: Какое настроение у вас сейчас, с чем уходите, понравился ли вам тренинг и чем, каково ваше мнение о проведённом тренинге, каково ваше мнение о работе тренера?
Встреча 3:
1.Приветствие (С чем пришли,как самочувствие,чего ожидаете от занятие?)
2.Разминка “«Скажи-ка, дядя!..»”
3.Упражнение “Большие паузы”
4.Упражнение “ Верю - не верю”
5.Упражнение “Контрабандисты”
6.Упражнение “ Математический театр ”
7.Подведение итогового знания.Упражнение” Психологическая дистанция ”
Ход занятия:
Процедура 1:Приветствие.С чем пришли,какое самочувствие,чего ожидаете от тренинга?
Цель:Повысить внимание участников группы
Процедура 2:Упражнение “«Скажи-ка, дядя!..»”
(источник: Михаил Кипнис:Тренинг коммуникации)
Цели:
• преодолеть тревожность участников, вызванную попаданием в незнакомую среду;
• включить участников тренинга в активное соревнование, переключив их внимание с рефлексии — на «здесь и теперь», на актуальное партнерство для достижения групповой цели;
• обратить внимание игроков друг на друга, объединив их для решения задач в условиях партнерских отношений;
• способствовать интеграции группы за счет необходимости постоянной включенности в совместную деятельность;
• стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения, совершенствовать коммуникативные навыки путем активного игрового взаимодействия.
Размер группы: нет ограничений. Ресурсы: не требуются. Время: 15-20 мин.
Ход упражнения
Эта игра — познавательный и физический «разогрев» группы. С ее помощью можно весело, быстро и эффективно перезнакомить участников тренинга между собой и дать им освоится на физической территории тренинга: в классе, здании, на открытой площадке...
Группа разбивается на три-четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает от тренера один и тот же блок вопросов. Задание: как можно скорее и точнее ответить на все вопросы, представленные в списке, и отдать ответы тренеру. Команда сама определяет для себя тактику игры: все делается вместе, ответы ищутся параллельно по нескольким направлениям, каждый отвечает за один из вопросов... Тренеру не стоит подсказывать варианты работы над задачей, достаточно лишь отметить, что игроки свободны в выборе тактики проведения игры.
Как правило, лист, передаваемый командам, должен содержать количество вопросов из расчета: вопрос — одна минута игры. Давая 10 мин. на поиск всех ответов, тренер, таким образом, должен приготовить список из 10 вопросов.
Примерные вопросы:
1. Имена скольких участников тренинга начинаются на букву «К»?
2. Сколько окон есть в коридоре первого этажа нашего здания?
3. Что написано на входной двери комнаты, в которой проходит тренинг? Сколько стульев есть в этой комнате?
4. Выясните у Анжелики, в каком городе она родилась.
5. Сколько ламп дневного света расположено в кабинете секретаря?
6. Узнайте, какое любимое блюдо у Владимира Левина.
7. Как зовут члена тренинговой группы, который живет в доме № 19 на проспекте Энтузиастов?
8. Сколько карманов есть в куртке, которую носит Елена?
9. Какой любимый анекдот у Антона?
10. Сколько лип растет на аллее перед зданием нашего Центра?
Очевидно, что вопросы составлены таким образом, чтобы запустить «на полную катушку» поисковую активность игроков. Они должны для решения задачи познакомиться с различными «кругами» информации. В ближнем круге — участники команды, комната, где проходит тренинг. В среднем — другие игроки, здание... В дальнем — люди и предметы, не находящиеся в границах тренинга (другие работники Центра, случайные прохожие, участники других тренингов/ групп/кружков, внешняя территория).
Завершение
- Понравилось ли вам задание? Что было интересно в нем? Где вы столкнулись с проблемами?
Процедура 3: Упражнение “Большие паузы”
Источник: http://azps.ru/training/communication/bolshie_pausy.html
Время:20-40 мин
Цель: развитие ораторских способностей. Участники изучают иллюстративные возможности больших пауз.
Упражнение больше походит на психологический эксперимент. Для затравки ведущий рассказывает про так называемые гросс-паузы (большие паузы) - один из любимейших инструментов многих ораторов. Заключается в том, что оратор смолкает на довольно длинный промежуток времени: от 15 секунд до минуты. Обычно это делается для того, чтобы показать слушающим важность последней порции информации.
Ведущий изображает из себя такого оратора. Он произносит какую-то небольшую речь (заранее отрепетированную, можно и не очень глубокого содержания). Перед последним предложением останавливается на 15-60 секунд, затем произносит остаток речи.
Завершение: - Какие чувства испытывали участники во время этой гросс-паузы?
- Как они думают, надолго ли им запомнится содержание речи?
- Что именно запомнится?
Далее ведущий спрашивает, есть ли доброволец, который в подобной же манере может произнести свою реч. Если такого добровольца не нашлось, сам ведущий еще раз произносит речь (иную). Пауза делается так же перед последней фразой. Опять производится опрос.
Процедура 4: Упражнение “ Верю - не верю”
Источник: http://azps.ru/training/communication/veryu_ne_veryu.html
Цель: развитие умения выявлять обман
Время:20-40 мин
Ведущий вызывает одного или нескольких добровольцев. Они должны выйти за дверь. Ведущий проверяет, нет ли у вышедших возможности подслушивать под дверью.
Далее следует произвести какие-то изменения в тренинговом зале. Можно сделать, например, следующее:
- поменять местами стулья (не важно, одинаковые они или нет),
- пересадить местами двух участников,
- открыть или закрыть окно,
- нарисовать на доске рожицу,
- измазать ведущему обувь мелом и т.п.
Это не должен делать сам ведущий, манипуляции должны быть произведены руками кого-то из участников (пусть это будет Василий). Ведущий произвольным образом разбивает участников на несколько групп. Одной группе он предлагает утверждать правду: "Василий взял и поменял местами вот эти два стула". Другим группам предлагается говорить ложь: "Это Ирина взяла и переставила стулья", "Это не Василий поменял стулья местами", "Василий вместе с Ириной поменяли стулья". Можно сделать и так, чтобы еще одна группа говорила истину: "Это не Ирина поменяла стулья".
Когда заходит вышедший доброволец (или добровольцы), каждая группа начинает отстаивать свою точку зрения. Предварительно не стоит визуально распределять участников по этим "группам влияния", добровольцы не должны догадаться (сразу по крайней мере) кто какой "партии" принадлежит.
Каждый из добровольцев должен сделать свой вывод и угадать, кто же произвел те или иные манипуляции.
Упражнение желательно провести несколько раз.
Завершение: В конце проводится обсуждение:
- Кто из добровольцев быстрее угадал истину?
- Как ему это удалось?
- Какие внешние признаки достоверно свидетельствуют об искренности, а какие - лишь косвенно?
- Можно ли каким-то специальным образом строить свои распросы, чтобы выяснить истину?
- Как лучше "уворачиваться"?
Процедура 5: Упражнение “Контрабандисты”
Источник: http://azps.ru/training/communication/kontrabandisty.html
Цель: Упражнение направлено на повышение коммуникативной компетенции.
Время:20-40 мин
Ведущий тренинга вызывает несколько добровольцев (от трех до пяти). Выводит их за двери тренингового зала. Там одному из этой группки вручается какой-то небольшой предмет, который можно спрятать в кармане: ручку, колпачок от ручки, маленький степлер, свернутую бумажку (записку), маленький пакетик с приправой, фишку для покера и т.п. Данный участник прячет эту вещь в карман и обещает не вытаскивать ее, пока не получит разрешение от ведущего.
Все возвращаются в тренинговый зал. Объясняется, что эти несколько человек - "контрабандисты", якобы они незаконно провозят что-то (шариковые ручки, степлеры, приправы и т.д.). В данный момент лишь у одного из "команды контрабандистов" есть незаконный товар. Другие "контрабандисты" это знают, но ни за что не скажут. Они могут всячески врать, выкручиваться, сваливать вину друг на друга, говорить даже что это они сами обладают запрещенным товаром. Среди лжи "контрабандисты" могут сказать и правду, у них на это полное право.
Задача остальных участников - "расколоть" контрабандистов, выяснить путем опроса, кто же на самом деле "с товаром". В конце опроса каждый из опрашиваемых должен четко проговорить свою позицию, назвав предполагаемого нарушителя. После этого ведущий подает знак обладателю "товара", тот его достает и демонстрирует.
Желательно упражнение провести в несколько туров. Один и тот же участник может несколько раз попадать в "команду контрабандистов".
Завершение: В конце проводится обсуждение:
- Какой тактики лучше было придерживаться "контрабандистам"?
- Какой тактики лучше было придерживаться наблюдателям?
- Какие внешние признаки проявляют ложь человека?
- По каким признакам можно определить искренность?
- Кто из "контрабандистов" особенно хорошо играл?
Процедура 6: Упражнение “ Математический театр ”
Источник: Михаил Кипнис:Тренинг коммуникации)
Цели:
• развить умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации;
• обсудить идеи, относящиеся к закономерностям передачи информации в процессе общения;
• потренироваться в поиске и использовании инструментов для убедительного и яркого выступления, общения с аудиторией;
• способствовать созданию атмосферы доброжелательности и концентрации внимания на партнере.
Размер группы: нет ограничений. Ресурсы: стулья, небольшой стол. Время: 20-40 мин.
Ход упражнения
Что общего между математикой и театром? Сейчас узнаем.
Главное в предстоящем упражнении — возможность потренироваться в определении и использовании на практике тех выразительных средств, которые помогают нам при установлении эффективной коммуникации. Неважно, идет речь об интимном разговоре с любимым человеком, о беседе друзей или выступлении перед многотысячной аудиторией. Во всех этих случаях меняется лишь жанр, стиль и подбор инструментов. В главном же — необходимости быть искренним и убедительным — разницы между названными ситуациями нет.
Упражнение из арсенала актерской школы, которое любезно предоставил мне доктор Владимир Левин -режиссер-педагог, поможет нам приблизиться к желаемому уровню владения аудиторией.
Группа разбивается на пары. Каждая пара решает, какую сценку она сыграет, как распределятся роли в сценке и т. д. Сценка должна продлиться не больше 2-3 мин. и может быть любого жанра. Когда тема, жанр, взаимоотношения между персонажами определены, пара записывает текст драматической миниатюры и репетирует сценку с текстом.
Следующий этап упражнения таков. Тренер останавливает репетицию сценки с придуманным участниками текстом и просит отрепетировать ту же сценку, заменив реплики персонажей проговариванием цифр. Эмоции, оценки, характеры, ситуация — все остается тем же, но вместо текста партнеры произносят любые цифры, пытаясь при этом донести до будущего зрителя смысл и драматическую глубину происходящего.
Еще через 5 мин. тренер приглашает зрителей занять свои места, а на сцену вызывается первая пара. Она представляет свою «математическую новеллу», после чего зрители вольны дать интерпретацию увиденному. Они пытаются определить, кто герои сценки, где происходит действие, а главное — перевести текст миниатюры на обычный язык слов. Когда реплики «реконструированы», на площадку вновь приглашается та же актерская пара. Она отыгрывает свой вариант сценки с оригинальным текстом.
На последнем этапе упражнения зрители могут сравнить «реконструированный» ими текст с теми репликами персонажей, которые были придуманы парой и сыграны в финале. Чем ближе эти варианты текстов, тем успешнее оказывается работа актерской пары.
Следом за первой парой тот же процесс представляют на сцене остальные участники тренинговой команды.
Завершение: обсуждение игры.
Процедура 7: Подведение итогового знания.Упражнение” Психологическая дистанция ”
Источник: Михаил Кипнис:Тренинг коммуникации)
Цели:
• экспериментальным путем проверить и показать участникам тренинга субъективное значение термина «психологическая дистанция» и его важность в коммуникации;
• помочь участникам тренинга сформировать/закрепить навыки самоанализа процессов общения с целью самопознания и эффективной коммуникации.
Размер группы: до 20 человек. Ресурсы не требуются. Время: 45 минут.
Ход упражнения
Однажды это упражнение провел с подростками — участниками коммуникативного тренинга — профессор Слава Погребенский. С тех пор, с его согласия, оно нередко помогает и мне разобраться в понятии «психологическая дистанция» и особенностях его восприятия разными людьми.
В этом упражнении принимает участие группа плюс один игрок — ведущий.
Ведущий выходит из комнаты. Во время его отсутствия группа распределяется на три колонны. В первой стоят те, кто считает себя наиболее психологически близким ведущему человеком. Вторую колонну составят те, кто чувствует, что находится от ведущего на средней психологической дистанции: не приближены к нему, но и не удалены. В третьей группе те, кто считает себя достаточно далеким от ведущего человеком. Каждый участник запоминает свое место.
Затем приглашаем ведущего вернуться в комнату и предлагаем ему выстроить участников группы так, как,по его мнению,они стояли в колоннах «близости» по отношению к нему.
После того, как ведущий справился со своей задачей, зададим ему несколько вопросов.
- Уверен ли ты в том, что именно эти места выбрали товарищи по отношению к тебе? В чьем месте ты наименее уверен? почему? Если необходимо, переставь этих людей в более подходящее, по твоему мнению, место. Не забудь, что ты комментируешь их, а не собственный выбор!
- Укажи на тех участников группы, в месте которых ты максимально уверен!
- Постарайся спрогнозировать точность своего ответа! Как ты считаешь, велика ли погрешность, допущенная тобой,- в сторону приближения или удаления от тебя твоих товарищей по группе?
Ну, а теперь просим членов команды вернуться к тем местам, которые они сами для себя определили в начале упражнения. Ведущий сравнивает картину со своим вариантом, своими ощущениями.
Завершение упражнения:
- Как чувствует себя ведущий/группа после окончания упражнения?
- Что запомнилось вам в ходе игры? Что понравилось? Что заставило задуматься?
- Есть ли среди участников группы те, которые считают, что мнение ведущего по их поводу обоснованно, даже если сначала их место было в другой колонне?
- Какие выводы для себя вы можете сделать после проведенного упражнения?
Вопросы рефлексии: Какое настроение у вас сейчас, с чем уходите, понравился ли вам тренинг и чем, каково ваше мнение о проведённом тренинге, каково ваше мнение о работе тренера?
Встреча 4:
1.Приветствие (С чем пришли,как самочувствие,чего ожидаете от занятие?)
2.Разминка “ Упрямая сороконожка”
3.Упражнение “ Работа с чужой ленью”
4.Упражнение “ Сам себе театр”
5.Упражнение “Ты ушел, а...”
6.Упражнение “ Дискуссия”
7.Подведение итогового знания.Упражнение” Выход из контакта”
Ход занятия:
Процедура 1:Приветствие.С чем пришли,какое самочувствие,чего ожидаете от тренинга?
Цель:Повысить внимание участников группы
Процедура 2: Разминка.Упражнение “ Упрямая сороконожка”
Источник: Михаил Кипнис:Тренинг коммуникации)
Цели:
· проверить на опыте эффективность партнерства в условиях коммуникации и в ее отсутствии, влияние договора на достижение групповой цели;
· выявить лидерские возможности игроков;
· побудить командные эмоции взаимоподдержки, ответственности, сплоченности.
Размер группы: от 8 до 20 участников.
Ресурсы: если тренинг проводится в закрытом помещении, то оно должно быть по-настоящему большим и свободным от мебели. Если же упражнение проводится на открытой местности, то размеры площадки могут быть сопоставимы с баскетбольной.
Время: в зависимости от размеров игрового поля и количества игроков. В среднем — от 3 до 7 мин. Для каждого из двух этапов игры.
Ход упражнения
Все участники собираются в центре игровой площадки, создав круг, лицами — наружу круга. Берутся за руки, образуя живое кольцо.
Тренер объясняет правила игры:
На протяжении первого этапа игры нельзя общаться — разговаривать, обмениваться информацией.
Каждый из игроков определяет для себя место в пределах игровой площадки , куда бы он хотел добраться. Это место может находиться не только напротив играющего, но и сзади него или в любой другой стороне.
По команде тренера каждый должен попытаться как можно скорее достичь намеченного им места и остаться там не менее 3 с. После того как все игроки команды побывали на облюбованных местах, можно сообщить тренеру о выполнении группового задания. Чем скорее команда справится с заданием, тем лучший результат будет зафиксирован в итоге игры.
Завершая объяснение правил, тренер еще раз напоминает о том, что общение между участниками в любой форме категорически запрещено. Кроме того, всякий раз, когда игроки расцепят руки, тренер остановит продвижение группы до полного восстановления живого кольца. (Затраченное время включается в общее время игры и, безусловно, ухудшает результат.)
Если не возникает вопросов, то командой «Старт!» можно начинать игру.
Когда тренер получил от команды сообщение, что каждый из участников добрался до намеченной цели, он объявляет результат — сколько времени заняло выполнение групповой задачи.
- Переходим ко второму этапу. Здесь те же правила, за исключением одного существенного изменения: игрокам разрешено разговаривать, они могут выработать какую-то групповую стратегию.
Проводится второй этап, по завершении которого тренер вновь объявляет команде результат.