Психодиагностическое обследование
Подготовка обследования
Если вы проводите групповое обследование, то необходимо предстоящую работу согласовать с руководителем структурного подразделения, в котором вы будете проводить обследование, или с работником этого подразделения, принявшим ответственность за проведение обследования. Это целесообразно сделать по нескольким причинам.
Руководители подразделения имеют право знать, какого рода воздействие будет оказано исследователем, психодиагностом на их сотрудников, студентов, учащихся и т.д. Информация из "первых рук" снимет возможные неверные истолкования и искажения.
При групповых, тем более массовых, обследованиях всегда существует вероятность, что в группе обследуемых есть лица с нервно-психическими расстройствами. Спровоцировать обострение в ряде случаев может сам факт контакта с психологом. Необходимо быть готовым выйти из подобной ситуации, не начиная небезопасную психотерапию в "полевых" условиях.
Обострение расстройства у кого-либо из обследуемых после вашей работы может просто совпасть по времени, но, к сожалению, весьма велика вероятность того, что третьи лица, а нередко и сам данный субъект, усмотрят связь между обследованием и ухудшением состояния. Поэтому, прежде всего, в ваших интересах довести до сведения ответственных лиц цели вашей работы, методы и форму использования полученных результатов. Если вы проводите заказанное обследование (или оно одновременно является инициативным и заказанным), вашу работу облегчит своевременно (за две недели) изданный приказ или распоряжение о проведении обследования, в котором будут перечислены люди, направляемые на обследование. Кроме того, требуется конкретный работник из состава данного подразделения, который будет помогать вам в дни обследования.
Нежелательно допускать к обследованию лиц: 1) находящихся в состоянии возбуждения или депрессии, 2) только что подвергшихся воздействию стресс-факторов (психотравмирующие известия, разговор с выраженным конфликтным завершением и др.), 3) с любой степенью алкогольного опьянения, 4) решительно отказывающихся от участия.
Лучше набирать группу не более 20 человек, при условии, что вы используете вопросники или достаточно апробированные методики, не требующие вашего постоянного участия или подсказок и пояснений. В остальных случаях группа должна быть по объему еще меньше.
Часто желательно встретиться с группой предварительно, объяснить цели (в такой форме, которая не приведет к нежелательному искажению результатов), ответить на вопросы, попросить не забыть взять очки пользующихся ими при чтении, не забыть взять авторучки. Попросите, чтобы шариковые авторучки были с пастой черного или синего цвета, достаточной насыщенности. В противном случае, неудобство при обработке данных для вас весьма вероятно.
Полезно до начала обследования иметь точный список лиц, которые в нем будут участвовать. Очень часто бывает полезной такая информация: фамилия, имя, отчество (полностью), год рождения, должность, стаж работы (класс, курс, отдел, цех и т.п.). Если группа большая, лучше составить алфавитный список. Обследование в большинстве случаев проводится с использованием одновременно нескольких методик. На обследовании надо иметь у себя под рукой таблицу, в которой перечислены все обследуемые и имеется столько столбцов, сколько вы используете методик. Столбцы должны получить названия методик. Когда обследуемые будут возвращать вам листы для ответов, делайте отметку в соответствующей клетке таблицы. Если этим пренебречь, то можно не получить полного набора данных по каждому обследованному человеку.
Организация обследования
При проведении обследования должно быть учтено следующее.
Помещение:
— должно быть отдельным, с площадью не менее 2 кв.м на одного человека;
— иметь достаточную освещенность (интенсивность не менее 500 люкс), без мигающего света, гудящих ламп;
— находиться вдали от шумных частей здания (коридоров, цехов и т.п.);
— должно проветриваться, не иметь отвлекающих запахов (пищи, краски и др.);
Во время вашей работы не должны заходить посторонние (поместите на дверях предупреждающее объявление). Должен быть для каждого человека отдельный стол, хотя бы небольшой (не менее 0.75х0.45 м).
Оборудование
Помимо стимульного материала, текстов вопросников с инструкциями и другого инструментария, определяемого конкретными целями, всегда полезно иметь запас писчей бумаги, карандашей, авторучек, стирательных резинок. Удобнее карандаши мягкие (3-4М), заточенные с двух концов. Если порядок выполнения методик не имеет значения, то не обязательно иметь наборов стимульного материала, вопросников столько же, сколько обследуемых. Стимульный материал обследуемые могут передавать друг другу.
Продолжительность работы
Предельное время работы 6 часов. Вместе с тем, в большинстве случаев уже три-четыре часа работы приводят к немалому напряжению и утомлению, поскольку для многих обследуемых данный вид деятельности является весьма непривычным. Наиболее благоприятно дневное время от 9 до 17 часов. При возможности начало обследования надо планировать на утренние часы.
Процедура обследования
Процедура обследования должна как можно точнее соответствовать той, которая описана в руководстве используемой вами методики. Обычная последовательность проведения обследования примерно такова.
1) Объяснить, зачем нужен тест (вопросник, набор задач...), избегая нежелательной коррекции мотивов; сообщить, какие результаты ожидаются.
2) Гарантировать сохранение тайны отдельных ответов и результатов в целом.
3) Медленно, громко, четко прочесть инструкцию или воспроизвести по памяти (если не запланировано инструктировать письменно).
4) Привести примеры, дать возможность выполнить пробные задания при интеллектуальных тестах. Проверить правильно ли понята инструкция.
5) Ознакомить с регламентом времени. Сообщить о правилах исправления ошибок, о запретах в общении, поведении на время обследования. Описать в какой форме должно закончено обследование.
6) Попросить написать в листе для ответов перечисленные сведения о социально-демографических данных. Проследить за правильностью записей. Эти данные важны для психологов — описки же в них встречаются довольно часто. Весьма распространена следующая: число и месяц рождения обследуемый записывает верно, а вместо года рождения пишет текущий год. Если год рождения особо важен, лучше взять информацию от какого-либо официального лица. По-моему опыту, чем больше возраст женщины превышает 25 лет, тем чаще она “забывает” записать свой год рождения.
7) Ответить на вопросы. Стараться отвечать лаконично — пространные ответы хуже запоминаются.
8) При выполнении заданий с фиксируемым временем дать команду записать время начала выполнения заданий и начать решение.
9) По ходу обследования следить за соблюдением правил записей и запретов в общении. Проводящим обследование следует избегать перемещаться внутри помещения без необходимости — многих это может отвлекать или раздражать. Надо следить за тем, чтобы незаполненное работой время обследуемых было минимальным во избежание лишних разговоров, обмена мнениями, сравнения ответов и т.п.
10) По окончании обследования немедленно собрать тестовые материалы и листы для ответов. Если обследование проводится более чем с несколькими людьми, то это можно осуществить следующим образом:
а) попросить всех оставаться на своих местах;
б) попросить передать в начало или конец колонки (ряда) тестовые материалы в следующем порядке: листы для ответов, тестовые брошюры и стимульный материал, черновики;
в) проверить количество собранных материалов.
Если обследование осуществляется без заранее ограниченного времени и допускается уход испытуемых сразу после выполнения всего тестового набора, то необходимо предупредить, что это можно сделать лишь после проверки диагностом возвращенных материалов.