Диагностика спортсмена перед соревнованием
Психологическая подготовка к конкретному соревнованию направлена на формирование у спортсмена психической готовности именно к данному конкретному соревнованию, то есть на то, чтобы перед соревнованием и в ходе его спортсмен находился в психическом состоянии, обеспечивающем эффективность и надежность саморегуляции поведения и действий.
Главными составляющими этого состояния являются установка на полную реализацию всех своих возможностей для достижения цели – победы или намеченного результата и определенный уровень эмоционального возбуждения, способствующий, с одной стороны, проявлению необходимой двигательной и волевой активности, а с другой – точности и надежности управления этой активностью.
И соревновательная целевая установка и уровень эмоционального возбуждения (напряженности) зависят от того, какова у спортсмена потребность в достижении цели. Интенсивность такой потребности определяется личной и общественной значимостью результата соревнований. Кроме того, обе составляющие состояния психической готовности зависят от того, как высоко оценивает спортсмен свои шансы достичь поставленной цели. Оценка вероятности достижения цели является следствием отражения в сознании спортсмена:
- своей разносторонней готовности к соревнованию (здесь как раз становится очевидной связь между функциональной, физической, технической, тактической подготовкой спортсмена и его предсоревновательным психическим состоянием);
- предполагаемых условий предстоящего соревнования и особенно силы своих соперников.
Именно на основании сравнения своих возможностей с возможностями соперников и с учетом прогнозируемых условий предстоящего соревнования спортсмен оценивает вероятность достижения цели.
Поскольку для оптимального психического состояния важна высокая субъективная оценка вероятности достижения цели, постольку намеченная соревновательная цель должна быть реальной, пусть труднодостижимой, но такой, какую спортсмен на данном конкретном этапе своей подготовленности может добиться.
Исходя из сказанного, следует считать, что психологическая подготовка к конкретному соревнованию должна включать:
- определение цели участия в соревновании;
- создание установки для достижения этой цели;
- формирование уверенности в высокой вероятности такого достижения.
Для всего этого спортсмену нужно получить и переработать множество различной информации.
Психологическая подготовка к соревнованию должна начинаться с того момента, когда спортсмен узнает о возможности или необходимости своего участия в этом соревновании, а кончается последним выступлением в нем – финалом.
Диагностика спортсмена перед соревнованием занимает особое место в диагностике в целом. Цель ее – определить соревновательную надежность спортсмена. Для ее определения может быть использована анкета психической надежности спортсмена (Приложение 9)
Психическая надежность, рассматриваемая как устойчивость функционирования основных психических механизмов в сложных соревновательных условиях, состоит из ряда компонентов: соревновательной эмоциональной устойчивости, саморегуляции, мотивационно-энергетического компонента, стабильности и помехоустойчивости. Каждый из показателей психической надежности характеризуется совокупностью показателей.
Показателями соревновательной эмоциональной устойчивости являются: характер, интенсивность предсоревновательного и соревновательного эмоционального возбуждения и его колебания, степень его влияния на характер выступления.
Показатели саморегуляции: умение правильно осознавать и оценивать свое эмоциональное состояние, влиять на него, в частности, посредством словесных самоприказов, способность перестроиться в ходе спортивной борьбы, развитие функции самоконтроля над своими действиями.
Показатели мотивационной сферы: любовь к спорту вообще, к своему виду спортивной деятельности, стремление к любой форме соревновательной борьбы, отдача на тренировках и соревнованиях.
Показатели стабильности и помехоустойчивости: устойчивость внутреннего функционального состояния, стабильность двигательных навыков, спортивной техники, невосприимчивость к воздействию разного рода помех.
В систему предсоревновательной диагностики также могут входить «Шкала мотивационного состояния В.Ф. Сопова», «Шкала самооценки тревоги Ч.Д. Спилбергера» (Приложение 10)
Информативным является тест незаконченных предложений, который может быть использован в беседе со спортсменом. (Приложение 11)
Таким образом, после диагностики самонаблюдения спортсмена составляется план достижения целей для данного конкретного соревнования. Даются рекомендации тренеру и спортсмену.
Консультирование.
По итогам диагностических обследований и по запросу участников образовательного процесса составляется план работы, определяются направления деятельности. Помимо предоставления результатов диагностики учащимся, тренера и родителям выдается необходимая теоретическая информация по исследуемой теме.