Социально-психологическая классификация и функции семьи
Важность рассмотрения проблемы семьи объясняется тем, что в настоящее время снижается число браков, рождаемость, увеличиваются детская смертность, патология новорожденных, разводы. Ухудшение социально-демографической ситуации переводит проблему семьи из общественной в экономическую и психологическую плоскость.
Трудности рассмотрения социально-психологической специфики функционирования семьи обусловлены, с одной стороны, «пограничным» статусом социальной психологии, с другой - особенностями самого объекта анализа. Семья одновременно является и социально-психологической общностью - малой группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальным институтом - исторически конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физиологическом и духовном воспроизводстве населения.
Немаловажным обстоятельством является и междисциплинарный характер многих исследований семьи. Психология семьи и брака как междисциплинарное направление психологии включает исследование в области социологии, экономики, этнографии, истории-, юриспруденции, демографии и др. [15].
Говоря о семье как малой группе, необходимо прежде всего задаться вопросом о ее количественном составе (структуре), лежащем в основе подавляющего большинства типологий семьи [8].
По количеству брачных партнеров различают моногамную семью (один муж и одна жена) и полигамную. Последняя имеет два варианта: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство).
Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что полигамные формы семьи исторически предшествовали ее современному типу, причем существовала значительная историко-культурная, этническая, религиозная их специфика. Моногамная семья - образование, возникшее сравнительно недавно. Ее развитие, как убедительно было показано Ф. Энгельсом, тесно связано с установлением институтов частной собственности и государства.
В связи со значительным увеличением разводов и повторных браков в индустриально развитых странах все чаще говорят о последовательной моногамии, означающей, что в каждый данный момент времени мужчина (женщина) состоит в браке с одним партнером, однако в течение жизни таких брачных союзов у него (нее) насчитывается более одного.
По количеству поколений, представленных в семье, выделяют: а) сложную (расширенную) семью, в которой проживают под одной крышей и ведут совместное хозяйство представители нескольких (по меньшей мере трех) поколений - прародители, родители, дети. В большинстве регионов России этот тип семьи принадлежит прошлому, когда его существование не в последнюю очередь определялось преимущественно сельским образом жизни и экономической необходимостью; б) простую (нуклеарную) семью, члены которой являются представителями только двух поколений (родители и дети). Этот тип семьи в настоящее время является преобладающим, хотя некоторые авторы говорят о «ренессансе» расширенной семьи в ее специфической социально-психологической модификации, когда поддерживаются интенсивные межличностные контакты (например, по телефону или при совместном проведении досуга, праздновании определенных семейных дат), но проживание различных поколений остается раздельным.
Обычно, говоря о нуклеарной семье, имеют в виду полную нуклеарную семью, где есть оба родителя и дети. Но нуклеарной также является и неполная семья, в которой отсутствует один из родителей, чаще отец (остается, правда, неясным, следует ли считать неполной бездетную семью?). В свою очередь, неполную семью разделяют на собственно неполную (возникшую вследствие развода или вдовства) и материнскую, предполагающую внебрачное рождение и воспитание детей [6]. Здесь следует упомянуть и о специфическом типе семьи, получившей название бинуклеарная, когда после развода оба супруга создают новые семьи, в результате чего у ребенка оказывается как бы четыре родителя (по два родных и неродных), между которыми поддерживаются отношения, и ребенок периодически живет с теми и с другими. Иногда обе семьи совместно проводят досуг. Увеличение круга ближайших родственников ребенка, в том числе сиблингов (братьев и сестер), по мнению некоторых авторов, может благоприятно сказываться на социализации личности.
Во многих исследованиях семьи в зависимости от степени удовлетворенности супругов браком выстраивается континуум, на полюсах которого находились семьи, в которых оба супруга в значительной мере удовлетворены своим браком, на другом - оба неудовлетворены им, но сохраняют его или собираются разводиться, с различными промежуточными вариантами.
Педагогическая типология семей основана на признаке благополучия, в основе которого лежит выполнение ими воспитательной функции. Распространенными индикаторами соответствующего неблагополучия чаще всего выступают: постановка подростков на учет в детской комнате милиции, неуспеваемость ребенка в школе и т. п.
С точки зрения соответствия брачно-семейных отношений общественным нормам выделяются следующие семьи:
- патриархальная (традиционная), отношения в которой ориентированы на образцы, доминировавшие в прошлом: муж (отец -«кормилец») материально обеспечивает семью, представляет ее в обществе, принимает основные решения, касающиеся членов семьи; жена не работает (или престиж ее работы, заработок заметно ниже, чем у мужа), занимается воспитанием детей, ведет домашнее хозяйство. Мнение детей учитывается мало или имеет подчиненное значение;
- современная (эгалитарная), где нормы любви, эмоциональной близости, взаимоуважения распространяются на всех членов семьи.
В качестве подтипов современной семьи выделяют:
- коллективистскую семью (или в терминологии западных авторов «двухкарьерную»), в которой одинаково важна профессиональная и общественная деятельность обоих супругов. Супруги гибко (или при активном участии мужа) распределяют домашние обязанности, совместно проводят досуг, коллективно принимают решения и т. п.;
- индивидуалистскую семью, в которой внесемейная деятельность для супругов важнее, чем семейная, домашняя работа сведена к минимуму, а при обсуждении важнейших решений возможны серьезные конфликты, если задеты чьи-либо индивидуальные интересы.
С точки зрения права семьи могут быть разбиты на две большие группы: в первой отношения между супругами признаны обществом (между ними заключен брак), во второй этого нет (добрачные союзы молодых людей).
И наконец, завершая рассмотрение типологии семей, нельзя не упомянуть о так называемых альтернативных стилях жизни, к которым относят:
- гомосексуальные семьи (как мужские, так и женские). При этом не исключается возможность воспитания (посредством усыновления) или даже рождения (в женских диадах с привлечением мужчин-«доноров») детей;
- открытый брак, отношения в котором строятся на основе гуманистических принципов, предполагающих, в частности, что человек в течение жизни меняется, испытывая внутренний рост. Стремление к самоактуализации каждого из супругов подразумевает, помимо прочего, и личную жизнь каждого из них, в том числе глубокие, значимые отношения (не исключая сексуальные) с другими людьми;
- свининг - колеблющийся брак, когда достаточно традиционные в остальных отношениях супружеские пары временно обмениваются сексуальными партнерами;
- групповой брак - супружеские отношения трех и более лиц, между которыми могут быть парные (в том числе гомосексуальные) или неупорядоченные сексуальные связи;
- двухшаговый брак, предполагающий заключение между супругами специфического брачного контракта, оговаривающего их права и обязанности на различных этапах семейной жизни. Важнейшими характеристиками ее первой фазы («первого шага») является отсутствие детей и возможность через заранее заданное время прекращения отношений без процедуры развода.
Существуют и некоторые другие описания (имеющие различную религиозную окраску) моногамной семьи, остающейся в пределах различного рода культовых вариаций внутрисемейных отношений и их правового регулирования.
Для отечественной науки традиционной является проблема функций семьи. Ниже приводится классификация функций семьи с точки зрения общества и индивида, разработанная М. С. Мацковским [10].
Функции семьи
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребностей в детях |
Воспитательная | Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества | Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми | Получение хозяйственно- бытовых услуг одними членами семьи от других |
Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества | Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги) |
Сфера первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи |
Сфера духовного общения | Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза |
Социально-статусная | Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры | Удовлетворение потребностей в социальном продвижении |
Досуговая | Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия | Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви |
Сексуальная | Сексуальный контроль | Удовлетворение сексуальных потребностей |
Таким образом, анализ типов и функций семьи позволяет говорить о ней как социально-психологическом явлении.