Субъектно-ориентированное управление органом внутренних дел как средство предотвращения организационных конфликтов
Переход от субъект-объектного управления в органах внутренних дел к субъектно-ориентированному управлению означает переход от манипулирования поведением и действиями подчиненных к стимулированию их сознательной активности, к активному и инициативному построению каждым субъектом своей профессиональной деятельности, реализации своих целей, интересов и потребностей в совместной с другими работе и взаимному согласованию этих целей, активности в соответствии с общими целями и интересами.
Субъектно-ориентированным управлением следует назвать такое управление, которое способствует формированию индивидуальных, групповых и организационного субъектов профессиональной деятельности. Активное взаимодействие субъектов может приводить к созданию особой общности, обладающей качеством субъектности, т.е. способностью быть субъектом. Такую общность называют групповым или организационным субъектом.
Групповым субъектомв широком смысле слова называют не любую общность людей, а лишь ту, которая в деятельности и во взаимоотношениях с другими субъектами ведет себя как единое целое – эффективно реализует основные субъектные функции (целеполагание, проявление группового сознания, ответственности, осуществляет самоконтроль и саморегуляцию деятельности, формирует уровень притязаний, осуществляет пролонгирование своей деятельности, структурирует действия и временной континуум, оценивает действия своих членов по собственным критериям и др.).
В качестве группового субъекта в органах внутренних дел может выступать коллектив РОВД, отделение, факультет, учебный взвод и т.д.
Целевой установкойсубъектно-ориентированного управления является формирование и развитие субъектных функций сотрудников, а также развитие особого группового субъекта - организационного субъекта. Организационного в том смысле, что в качестве субъекта выступает организация в целом, т.е. районный отдел внутренних дел как субъект правоохранительной деятельности и социальных отношений с другими подразделениями ОВД и иными организациями.
Основные управленческие функции субъектно-ориентированного управления реализуются совместными усилиями многих субъектов, т.е. людей с развитой субъектностью, инициативных, творческих, разумных, действующих по своей воле и в соответствии со своими интересами, несущих ответственность за свои действия и выбор линии своего поведения, автономно и, в то же самое время, взаимосвязано с другими субъектами, осуществляющими свою активность. Основным механизмом реализации такого управления является субъектное взаимодействиесотрудников.
Данный тип управления основывается на использовании каждым сотрудником не готовых форм деятельности, а на активном конструировании своих форм жизни, деятельности, организации сотрудничества с другими субъектами профессиональной деятельности, диалоге (полилоге), обмене идеями, ценностями, информацией.
Организационный субъект образуется из отдельных субъектов лишь тогда, когда они осуществляют свою активность в коллективно-целесообразных формах. Особенность активности отдельных субъектов при этом состоит в том, что она основывается не на принуждении, не на приказе, а на внутренних регуляторах деятельности, добровольном подчинении своих действий осознанной, целесообразной необходимости. Только в этом случае в профессиональной деятельности и образовательном процессе реализуются субъект-субъектные отношения между его участниками. Такое взаимодействие субъектов образовательной деятельности возможно лишь тогда, когда каждый из них хорошо осознает свою роль и место в общем труде.
Для того чтобы какая-то общность субъектов превратилась в групповой субъект, необходимо взаимопонимание между ними, которое невозможно без формирования «общего смыслового поля деятельности», единых духовных ценностей («единого семантического пространства»), установки на сотрудничество и взаимопонимание. Общность субъектов ведет себя как единое целое тогда, когда отдельные субъекты понимают друг друга «с полуслова» или даже «без слов».
Полисубъектность управления означает, что результат образовательной деятельности всегда возникает на основе концептуально и технологически целостной регуляции основных образовательных процессов со стороны самих обучающихся, преподавателей, кураторов курсантских и студенческих групп, кафедр, факультетов, руководства вуза, совета руководителей образовательных учреждений региона, муниципальных и региональных органов власти и управления образованием, Министерства внутренних дел России и Министерства образования и науки России.
Субъектно-ориентированное управление предполагает и многосубъектность управления, рассматривая каждого сотрудника правоохранительной деятельности в качестве управленца. Это означает, что любая личность, включенная в эту профессиональную сферу, выступает одновременно в роли субъекта управления своим внутренним потенциалом; влияния на другого субъекта; воздействия на различные группы людей (участников правоотношений, иные подразделения, педагогов и воспитателей и др.); на организационный субъект. Степень влияния отдельного субъекта на другие индивидуальные и групповые субъекты зависит от его управленческого опыта, авторитета, профессиональной компетенции, от развития субъектных функций. По мере развития субъектов управления расширяется субъектное поле активности, развивается способность влиять на все более широкую совокупность субъектов профессиональной деятельности. Под субъектным полем активностипонимается совокупность функций субъекта управления, которые личность успешно выполняет самостоятельно. Их количество может варьироваться от 1-2 и до нескольких десятков. С этих позиций субъектно-ориентированное управление представляет собой процесс создания социально-психологических и психолого-педагогических условий для расширения субъектного поля активности отдельных сотрудников, курсантов, повышения меры их субъектности в реализации управленческих функций.
Широкие субъектные поля в коллективе обеспечивают резерв внутренней вариативности системы, запас идей, подходов, способов деятельности, возможных структур и состояний, способностей субъектов. Этот запас вариативности служит основой развития, которое осуществляется путем выбора наилучших, оптимальных из них.
Субъектно-ориентированное управление не совместимо с любыми формами насилия, оно основывается на произвольных формах активности субъектов, предполагает овладение каждым сотрудником субъектными функциями, умениями и навыками управленческой деятельности, а в конечном итоге управленческой культурой совместной деятельности.
Необходимым условием развития, совершенствования совместной деятельности субъектов является наличие индивидуальной и групповой рефлексии действий. Без рефлексии нет отбора лучших форм взаимодействия, а без такого отбора нет развития совместной деятельности.
Существуют различные способы согласования совместной деятельности субъектов: делегирование функций управления, принуждение (узурпация), диверсификация, дополнение, агрегация идей и действий, рефлексивный отбор, иерархизация.
Под делегированием функций управления одному из субъектов понимается такой способ согласования совместной деятельности, при котором один из субъектов добровольно снимает с себя функции субъекта управления и передает другому субъекту на основе убежденности в его более высокой компетентности.
Под принуждением (узурпацией)понимается такой способ согласования совместной деятельности, при котором один из субъектов навязывает свою волю другому субъекту, подчиняет его действия своим интересам, целям, планам путем разного рода насилия, использования формальных властных полномочий, ограничения прав и потребностей и не дает возможности своему партнеру по совместной деятельности самому реализовать субъектные функции.
Под диверсификациейпонимается способ согласования совместной деятельности субъектов, направленный на расширение запаса вариативности в их действиях, генерацию разных идей, разработку разных способов выполнения общего дела, использование разных средств труда, модификацию конечного продукта, форм активности с целью последующего отбора наиболее оптимальных вариантов совместной активности.
Под дополнениемпонимается способ согласования совместной деятельности субъектов, при котором каждый субъект привносит в общее дело то, чего нет у другого субъекта; в деле задействуются наиболее сильные стороны каждого субъекта и недостатки компенсируются за счет достоинств другого. Использование механизма дополнения является основой для развития системного качества, которое называют групповой совместимостью субъектов.
Под агрегацией идей и действий субъектов понимается такой способ согласования, при котором идеи и действия каждого субъекта интегрируются в общую более сложную структуру и реализуются в ней в трансформированной, преобразованной форме.
Под рефлексивным отбором понимается способ согласования совместной деятельности субъектов, основанный на рефлексии индивидуальных и групповых интересов и потребностей, эффективности работы с целью согласования позиции партнеров в выборе наиболее целесообразных направлений совместной активности и развития.
Иерархизациейназывается такой способ согласования действий субъектов, при котором полномочия для осуществления отдельных функций управления передаются добровольно или принудительно одному их субъектов.
При выполнении совместной деятельности индивиды могут проявлять разную меру субъектной активности. Так, один из субъектов может осуществлять анализ обстановки, в которой протекает совместная деятельность; формировать ее цели; направлять совместную деятельность; структурировать действия и временной континуум; проводить всю организационно-подготовительную работу по созданию материально-технических условий для достижения совместной цели, обеспечивать интеграцию всех структур деятельности в единый функциональный ансамбль и создавать условия для обеспечения ответственности; согласовывать внешние требования к деятельности с групповыми интересами; контролировать свои действия и действия своего партнера; проводить оценку сделанного и коррекцию действий разработанной им программы совместной деятельности.
На долю второго субъекта может оставаться только исполнение распоряжений и указаний первого субъекта. В таком случае первого индивида называют субъектом управления, а второго – объектом управления. Приведенный пример иллюстрирует сущность «субъект-объектных» управленческих отношений. Он больше подходит к совместной деятельности взрослого и ребенка. Так как сам ребенок выполнять функции анализа ситуации, планирования деятельности, ее организации, контроля, оценки, коррекции не может, за него все это выполняет взрослый. Такой тип регуляции наблюдается и в условиях авторитарного управления совместной деятельностью, когда руководитель, педагог или родитель не позволяют самому подчиненному, ученику или ребенку выполнять субъектные функции, не обеспечивают субъектную позицию в совместной деятельности и до мелочей регламентируют их действия.
Нередко подобная схема взаимодействия встречается в учебных заведениях МВД России, когда детальная регламентация учебной деятельности и распорядка дня проживающих в учебном заведении курсантов лишает их возможности овладевать субъектными функциями в части организации своей жизнедеятельности. Субъектными же функциями невозможно овладеть по учебнику, т.к. они формируются только в практической деятельности. Именно поэтому в отзывах на выпускников учебных заведений МВД России из практических органов часто в качестве недостатка их профессиональной подготовленности указывается на слабые организаторские навыки.
На реализацию субъектных функций существенное влияние оказывает характер внешнего управления. При внешнем управлении часть субъектных функций выполняется внешними органами управления (постановка целей, контроль за деятельностью, планирование и оценка деятельности и др.). В результате чего сужается субъектное поле индивидов, а вместе с ним и эффективность профессиональной деятельности. Важнейшим условием эффективности субъектно-ориентированного управления является децентрализация управления, обеспечивающая максимальную свободу субъектам управления в решении профессиональных задач. Это не противоречит принципу единоначалия в ОВД, речь идет о делегировании полномочий в условиях повседневной работы. В условиях же чрезвычайной ситуации более эффективным является моносубъектное управление, требующее быстрых, точных управленческих решений.
Функция профилактики конфликтов субъектно-ориентированного управления реализуется за счет субъект-субъектных, партнерских позиций взаимодействующих сторон, при которых их усилия направлены на решение профессиональных задач, конструктивное решение имеющихся противоречий.
Как показывают исследования (А.М. Бандурка, В.А. Друзь; П.П. Баранов, В.Я. Кикоть и др.), на уровень конфликтности в коллективе органа внутренних дел большое влияние оказывает профессионализм и стиль управления руководителя органа. Основными причинами конфликтов, вытекающих из свойств личности и стиля работы руководителя, являются: недостаточная опытность руководителя в работе с людьми и в решении оперативно-служебных задач, что нередко приводит к отрицательным последствиям в организации труда; подозрительность, недоверие к другим, жажда власти, контроля над другими людьми; изъяны воспитания, выражающиеся в грубости, черствости, нечестности; отсутствие гибкости; неуравновешенность характера и т.п.
Субъектно-ориентированное управление способно системно снивелировать отрицательное влияние индивидуально-психологических свойств личности руководителей за счет снижения количества операциональных контактов руководителя с личным составом и перемещения уровня принятия оперативных решений на основе делегирования другим субъектам правоохранительной деятельности. Роль руководителя переходит в роль координатора, обеспечивающего четкое распределение функциональных полномочий между членами коллектива, определения общей границы зоны ответственности сотрудников и подразделения в целом, устранение межведомственных барьеров между службами, создание условий для их эффективного взаимодействия, введение объективных критериев оценки труда всех и каждого.
Преимущественно используются косвенные методы влияния на активность и направленность действий субъектов профессиональной деятельности (через формирование духовных ценностей, общественного мнения, изменения параметров поля субъектного взаимодействия).
При этом в управляемой системе доминируют горизонтальные деловые связи,которые дополняются неформальными межличностными отношениями. Каждый субъект управления строит работу с учетом коллективно выработанных принципов управления, кооперируясь с другими субъектами и координируя свои усилия. Зона ответственности субъектов широкая, разная по объему в зависимости от решаемых задач, пересекающаяся с зоной ответственности других субъектов. В системе доминирует самоконтроль и взаимоконтроль. Объектом контроля выступают конечные результаты деятельности, а поэтому субъектам предоставляется свобода в выборе действий, что приводит к расширению их субъектного поля.
Основным конфликтно-профилактическим эффектом субъектно-ориентровнного управления является существенное увеличение возможностей для самореализации всех членов коллектива, создается действенная атмосфера доверия и уважения, учета и согласования интересов, потребностей и мотивов деятельности субъектов, отстраиваются механизмы и обретаются средства конструктивного разрешения противоречий, принципы делового взаимодействия переносятся на межличностное взаимодействие, снижается конфликтогенная атмосфера коллектива.
Вопросы и задания
1. Назовите психолого-педагогические факторы, определяющие повышенную конфликтность деятельности ОВД.
2. Дайте понятие «управления конфликтами» в деятельности ОВД.
3. Перечислите этапы процесса управления конфликтами.
4. Каковы основные стратегии управления конфликтками.
5. В чем заключается суть субъектно-ориентированного управления органом внутренних дел.