Сущность и виды организаций
Мы живем в мире организаций. Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Для достижения цели (целей) организация нуждается в ресурсах. Целью всякой организации является преобразование ресурсов для достижения результатов. Являясь социально-экономической системой, организация из образующих ее ресурсных групп: людских, информационных, финансовых, материальных, которые находятся в тесной корреляции, т.е. изменение в одной из групп приводит к изменениям в других и организации в целом. В каждой организации количество, качество, состав и взаиморасположение ресурсных групп весьма индивидуально и определяется целями и технологией.
Цели и миссия организации. Миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации, т.е. те ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Философия организации обычно редко меняется.
Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, т.е. цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Невозможно переоценить значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации; наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
Достижение целей осуществляется в системе ограничений. Могут быть выделены внутренние ограничения организации, связанные в первую очередь с ее ресурсами, и внешние. Внешние ограничения будут рассмотрены при характеристике внешней среды организации. Общий процесс достижения целей организации может быть представлен в виде ряда этапов.
1. Руководство организации:
- разрабатывает цели организации;
- определяет цели подразделений организации;
- сообщает эту систему целей подразделениям.
2. Руководство подразделений:
- конкретизирует цели подразделений;
- сообщает цели и ставит задачи перед конкретными работниками – членами коллектива.
3. Члены коллектива:
- соотносят свои цели и цели организации и подразделений;
- соотносят свои цели и цели других членов коллектива;
- действуют.
4. Руководство подразделений и организации в целом оценивает результаты деятельности членов коллектива в соответствии с целями организации. Полученная информация используется при обосновании целей следующего периода.
По временному периоду цели делятся на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. На практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного года, и соответственно долгосрочные цели достигаются через два-три года.
Для достижения цели необходимы наличие 4 условия:
- Желание (интерес);
- Необходимость;
- Достижимость (ресурсы);
- Ясность (понимание).
Кроме того, к целям предъявляют следующие требования: достижимость (не легкие, но и нереалистичные); гибкость (возможность корректировки), измеримость (возможность объективно оценить), конкретность, совместимость (с целями и миссией).
Структура организации. Структура организации – это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение цели организации.
Формирование структуры организации осуществляется на основе горизонтальногоивертикального разделения труда.
Горизонтальное разделение труда – это разделение труда между специалистами, способными более эффективно выполнить данную работу. Горизонтальное разделение присуще как производственной, так и управленческой деятельности. В крупных организациях специалистов одного профиля объединяют в группы, создают соответствующие подразделения (например, диспетчерское бюро, финансовое управление, отдел маркетинга, группа аналитиков и т.д.).
Вертикальноеразделение труда включает разделение двух уровней. На первом уровне происходит отделение работы по непосредственному выполнению производственных заданий от работы по координации такой деятельности. На втором уровне на основе преднамеренного вертикального разделения труда формируетсяиерархия управленческих уровней.
Важнейшими характеристиками иерархической структуры являются:
· подчиненность – кому и скольких подчиненных;
· сфера контроля – т.е. число лиц, подчиненных одному руководителю;
· объём управления – определяется сферой контроля и уровнем подчиненных.
При узкой сфере контроля руководитель имеет немного подчиненных и организация при прочих сопоставимых характеристиках имеет больше уровней управления, чем при широкой сфере контроля. Таким образом, существует обратная зависимость между числом подчиненных и числом уровней управления.
Сфера контроля зависит от уровня управления, функциональной области, размера организации. Совершенствование организации проявляется в первую очередь в стремлении все более четко определить содержание компетенции на каждом уровне. Отсюда – в необходимостьконтроля и координации через выработку заданий и сбор информации об их выполнении.
Задачи организации. Задача – это работа или ее часть, которая должна быть выполнена способом и в сроки, определенные в плане.
Должностные обязанности включают решение ряда задач, выполнение совокупности работ.
По повторяемости различают неповторяющиеся, эпизодически повторяющиеся, постоянно повторяющиеся, однообразные задачи.
По мере углубления разделения труда происходит рост многообразия решаемых задач, повышение уровня сложности, усиление их взаимосвязи.
Технологии. Технология – это способ преобразования исходных ресурсов в готовые продукты и услуги, информацию. Упрощенно говоря, технология – это «что, чем и как мы делаем».
Технология будущего является ядром производства и должна обеспечить жизнеспособность промышленного предприятия. Она должна быть дешевой, коммерчески выгодной, гибкой и надежной, максимально адаптированной к условиям эксплуатации.
При реализации технологии должны решаться не только технические задачи, но и коммерческие, социально-психологические и организационные (табл.).
Таблица – Задачи при реализации новой технологии
Вид задач | |
Технические | Установка – наладка – запуск – освоение |
Коммерческие | Оптимизация затрат Конкурентоспособность Минимизация издержек Работа с прибылью |
Социально-психологические | Короткий срок эксплуатации, высокий уровень психологического восприятия |
Организационные | Персонал Управление Коммуникации |
Успех предприятию в управлении технологией обеспечит информация как мера отклонения от беспорядка и случайности.
Персонал. Организация – это прежде всего группа людей. В данном случае анализируется поведение людей в процессе функционирования организации:
· поведение отдельных членов организации;
· поведение людей в группах;
· поведение руководителя;
· поведение лидера и его влияние на поведение других людей.
В процессе взаимодействия работника и его внешней среды формируется шаблон поведения. Задача организации – создавать и поддерживать условия, которые бы обеспечивали желательный тип поведения ее членов, стимулировали формирование необходимых качеств.
Рабочая среда– это совокупность внутренних переменных, которые с помощью процесса управления модифицированы и приспособлены к потребностям организации.
Важнейшими элементами рабочей среды являются группы и лидерство.
Спонтанно возникшие или организованные группы характеризуются разделяемыми членами установками, ценностями и ожиданиями относительно нормы поведения. По влиянию на цели организации различают нормы, помогающие и мешающие достижению этих целей.
Лидерство – это средство, позволяющее руководителю влиять на поведение и действия людей.
Эффективность влияния зависит от:
- характеристик руководителя как лидера (его ценностей, взглядов, отношения к подчиненным, самооценки, личности);
- характеристик работников;
- ситуации.
Внешняя среда организации. В соответствии с системным подходом организация рассматривается как открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой.
Внешняя среда включает те элементы хозяйственной системы, которые влияют на организацию, ее функционирование, результаты и последствия деятельности.
Основными характеристиками внешней среды являются ее сложность, динамизм и неопределенность.
В конкретной ситуации на функционирование организации оказывает влияние большое число условий и факторов. Они имеют различную природу. К техническим факторам относятся имеющиеся технологии, материалы. Социальные условия и факторы включают социальные нормы, ценности, предпочтения и т.д. Организационные факторы – это используемые организационные структуры, типы хозяйственных связей. Можно выделить также экономические, правовые, политические, культурно-исторические факторы и условия.
По характеру воздействия на организацию выделяют среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.
К среде прямого воздействия относятся поставщики, потребители и конкуренты, а также государственные органы и правовые нормы, непосредственно влияющие на деятельность организации.
К среде косвенного воздействия относятся факторы внешней среды, которые влияют на организацию опосредовано. Они учитываются при разработке стратегии организации. Это общеэкономическая ситуация, например, фаза цикла (спад или подъем), уровень безработицы, темпы инфляции, технологический прогресс, политический климат и т.д.