Эмоциональные переживания в составе жизнедеятельности человека
Формы эмоциональных переживаний и чувств
Исходные, непосредственные формы переживаний:
· Настроение – продолжительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека в течение значительного времени и образующее общий субъективно-эмоциональный фон взаимодействий субъекта с внешним миром.
Настроения могут: а) различаться по модальности; б) иметь разную степень устойчивости и интенсивности.
Настроения часто не имеют четкой предметной отнесенности. Причины настроений и их изменений могут не осознаваться.
· Эмоция (в узком значении) – непосредственное временное переживание воздействий внешних или внутренних факторов на организм и психику субъекта, а также переживание успехов и неудач текущей деятельности.
Имеют определенную предметную отнесенность. В обобщенной форме фиксируют различные предметы, события и ситуации (эмоциональное обобщение).
Осознаются как процессы «протекающие во мне – мои эмоции».
· Аффект – эмоциональный процесс высокой интенсивности, быстро овладевающий человеком и бурно протекающий с изменением сознания и нарушением самоконтроля.
Возникает вслед за уже наступившими событиями, и эмоционально фиксирует определенную ситуацию общения или деятельности.
От аффектов в определенных ситуациях человек избавляется на основе развития способностей произвольно регулировать свое поведение на основе прогнозирования событий.
Аффекты осознаются как процессы «происходящие со мной – не зависящие от меня».
Эмоциональный стресс – продолжительное эмоциональное состояние высокой степени интенсивности, возникающее вследствие длительного воздействия неблагоприятных факторов на организм или психику человека.
По времени протекания различают острый и хронический стресс.
По основным источникам (причинам) возникновения и характеру воздействия на функции организма различают: а) физиологический стресс; б) психологический (эмоциональный и информационный) стресс.
По форме проявления различают:
· Эмоциональные реакции – субъективные переживания, которые возникают непроизвольно в ответ на определенные события во внешней среде и сопровождаются комплексом физиологических, пантомимических и поведенческих изменений.
· Эмоциональные состояния – продолжительные во времени субъективные переживания: беспокойство, тревога, обида, разочарование, фрустрация, стресс и др.
· Эмоциональные отношения – субъективные переживание симпатии или антипатии к кому-то или чему-то: интерес, расположение, любовь, уважение и др.
Производные, социально опосредствованные формы переживаний у человека – высшие чувства.
Осознанные предметно-обобщенные эмоционально-оценочные (личностно-смысловые) переживания субъектом отношений к предметам, явлениям и событиям:
· Формируются и развиваются на основе овладения определенными культурно-историческими формами отношений к различным событиям и явлениям.
· Опосредствованы речью и связаны с абстрактным мышлением, частично осознаются.
· Выступают субъективной формой выражения высших (личностных) потребностей и мотивов человека.
· Обеспечивают субъективную ориентировку в успешности (неуспешности) удовлетворения и реализации высших мотивов.
Различные категории высших чувств (и мотивационных отношений) человека (Б.И. Додонов):
· Альтруистические чувства: переживание содействия, помощи, покровительства.
· Коммуникативные чувства: переживание зависти, ревности, гордости.
· Глорические чувства: переживание самоутверждения, враждебности, славы.
· Праксические чувства: переживание достижений и результатов в деятельности.
· Пугнические чувства: переживания преодоления опасности, борьбы, риска.
· Романтические чувства: переживания необыкновенного, таинственного, загадочного.
· Гностические чувства: переживания связанные с приобретением знаний, решением задач, интеллектуальным развитием.
· Эстетические чувства: переживания прекрасного во взаимодействиях с природой, культурой, произведениями искусств.
· Гедонистические чувства: переживания телесных наслаждений и душевного покоя.
· Акизитивные чувства: переживания связанные с собственностью, накоплением, приобретением.
1.4. Эмоциональные состояния в деятельности человека
Влияние эмоций и мотивации на деятельность человека:
Повышение или снижение эффективности предметно-практических и умственных действий человека в зависимости от модальности эмоций.
Повышение и снижение эффективности предметно-практических и умственных действий человека в зависимости от степени эмоциональной активации и сложности задачи (закон Йеркса-Додсона):
· При увеличении мотивации и интенсивности эмоционального возбуждения эффективность и качество выполняемых действий растет, достигает максимума (оптимальное эмоциональное состояние) и начинает снижаться при сильном эмоциональном возбуждении.
· В зависимости от сложности задачи: при легкой задаче оптимальный результат достигается при более высокой мотивации и интенсивности эмоций; при повышении сложности задачи оптимальный результат достигается при менее высокой мотивации и интенсивности эмоций.
В деятельности и общении формируются и проявляются эмоциональные свойства личности (личностные качества, черты характера): эмоциональная лабильность – эмоциональная устойчивость, эмоциональная глубина, экспрессивность, оптимизм – пессимизм, застенчивость, обидчивость, мстительность, эмпатичность, тревожность...
В деятельности и общении могут возникать различные эмоциональные состояния: стресс, монотония, отвращение (пресыщение), феномен «эмоционального выгорания»...
Феноменологические аспекты протекания эмоциональных процессов в различных условиях деятельности и общения:
Соотнесенность эмоциональных переживаний с ощущениями различных модальностей:
· Соотнесенность с цветовыми оттенками. Цветовые профили эмоций:
Интерес – синий, зеленый, желтый. Радость – красный, желтый, зеленый.
Гнев – красный, черный. Отвращение – коричневый.
Грусть – серый, синий. Страх – черный.
· Соотнесенность с запахами, вкусовыми ощущениями, музыкальными звуками.
Явления эмоциональной суммации – взаимных переходов переживаний друг в друга, а также взаимных наложений переживаний. Возможность амбивалентных эмоциональных переживаний.
· Возникновение эмоционального переживания, предметом которого служит другое эмоциональное переживание (удовольствие от преодоления переживания страха).
· Одновременное переживание двух эмоций (страх и восторг; страх и интерес; любовь и ненависть).
Явления эмоционального предвосхищения: включение человека в такие формы активности, в результате которых он ожидает испытать определенные позитивные переживания.
Явление ситуативного и надситуативного (у человека) переноса эмоциональных (мотивационных) отношений на различные события, предметы, явления.
Явление эмоционального заражения: эмоциональное переживание одного человека является образцом и стимулом для возникновения переживаний у других.
Явление эмоционального сопереживания (эмпатия): эмоциональное переживание одного человека является предметом для актуализации переживания у другого человека (сочувствующего).
Явления произвольной регуляции и организации эмоциональных переживаний:
· Возможность изменять эмоциональные переживания путем произвольной организации поведения, представлений и мыслительных процессов.
· Возможность сознательного укрывания человеком своих эмоциональных отношений и побуждений от других людей, и неосознанное – от самого себя.
Тема 4
Феноменологические характеристики развития эмоциональной сферы человека