Коммуникации в организации

Коммуникационный процесс.Совместная деятельность людей предполагает кон­такты между ними и обмен необходимой информацией. Любая организация, в том числе и на уровне малой группы, обязательно имеет соответствующую систему коммуникаций (свя­зей), которая обеспечивает обмен информацией между ее членами.

Коммуникационный процесс — это обмен информа­цией между людьми, целью которого является обеспече­ние понимания передаваемой и получаемой информации.

Для осуществления любой коммуникации необхо­димы как минимум два человека — отправитель инфор­мации (коммуникатор) и ее получатель (коммуникант или реципиент). Собственно вся деятельность по управлению любым трудовым коллективом представ­ляет собой не что иное, как постоянные коммуникаци­онные акты, участниками которых являются его члены. Схема организации коммуникативного процесса показана на рис.13.8.

коммуникации в организации - student2.ru

Рис.13.8. Схема организации коммуникационного процесса

В соответствии с основными функциями современ­ного производственного коллектива можно назвать следующие основные цели осуществляемых в нем коммуникаций:

решение официальных задач коллектива в сфере производственной или общественно-политической деятельности;

удовлетворение социальных потребностей его членов (в общении, в привязанности, в информации и т. д.).

Основными функциями коммуникации являются:

информативная— передача истинных или ложных сведений;

интерактив­ная(побудительная) — организация взаимодействия меж­ду людьми. Сюда, например, относится необходимость согласовать действия, распределение функций, влияние на настроение, убеждения, поведение собеседника. Для этого могут использоваться различные формы воздействия, такие как: внушение, приказ, просьба, убеждение;

перцептивная функция — восприятие друг друга партнерами по обще­нию и установление на этой основе взаимопонимания;

экспрессивная— возбуждение или изменение характе­ра эмоциональных переживаний.

Передача информации может осуществляться в следу­ющих направлениях:

сверху вниз: а) постановка задач (что, когда делать), б) инструктирование (как, каким образом, кто);

снизу вверх: а) донесения об исполнении, б) донесения о проверках, в) донесения о личном мнении сотрудника;

в горизонтальном направлении: а) обмен мнениями, б) координация действий, в) планирование, г) сообщения об исполнении.

Исходя из направления потока информации в орга­низации, различают следующие коммуникации (рис.13.9):

вертикальные, которые разделяются на нисходящие — на­правленные «сверху вниз» (от руководителей к подчи­ненным — приказы, распоряжения, указания и т. д.) и восходящие — направленные «снизу вверх» (от подчи­ненных к руководителям — отчеты, заявления, жало­бы, предложения и т.п.),

горизонтальные — осуще­ствляемые между членами трудового коллектива, рав­ными по своему служебному положению.

Совокупность горизонтальных и вертикальных связей образует «пирамиду коммуникаций», на верши­не которой находится руководитель наивысшего (в дан­ной организации) ранга, а в основании — рядовые работники, не имеющие подчиненных. В зависимости от количества управленческих уровней выделяются «высокие» или «плоские» пирамиды коммуникаций.

коммуникации в организации - student2.ru

Рис.13.9. «Пирамида коммуникаций» в организации

Взаимодействиё субъёкта и объекта управления осуществляется посредством вертикальных коммуни­каций (нисходящих и восходящих), которые будут рассмотрены далее.

При изучении коммуникаций в организации обыч­но исходят из модели К. Шеннона, в соответствии с которой можно выделить следующие основные эле­менты коммуникационной цепи: источник информации; передатчик; приемник; получатель информации.

Под источником информации понимается лицо или группа лиц, составляющих определенное органи­зационное целое и располагающих той или иной ин­формацией. Эти данные кодирует на основе какой-либо системы знаков отправитель информации (коммуника­тор) и передает далее сообщение соответствующему лицу или группе в целом. Иногда отправитель инфор­мации является в то же самое время и ее источником, однако их не следует полностью отождествлять.

Преобразование данных в те или иные сигналы производится отправителем информации посредством передатчика, в роли которого могут выступать биоло­гические органы (например, голосовые связки) или технические устройства (например, автоматическое электротабло или средства связи).

Эти сигналы поступают к приемнику, который, как и передатчик, представляет собой биологический орган или техническое устройство с функцией декодирова­ния полученного сообщения.

Коммуникационную цепь замыкает получатель информации (реципиент) — лицо или группа лиц, учи­тывающих, так или иначе, в своей деятельности полу­ченные сведения.

Весь путь от отправителя информации до ее полу­чателя называется каналом коммуникации (имеется в виду как физическая, так и социальная среда). Следует отличать каналы коммуникации от различных, в первую очередь, технических средств, используемых при передаче информации. В качестве таких средств выступают письменные документы, со­общения по телефону, радио, телевидению и т. д. Пере­дача информации может быть осуществлена и непос­редственным образом — когда участники коммуникации взаимодействуют на основе устной речи лицом к лицу.

Подчеркнем, что роли участников коммуникации можно разделить на активные (отправители информации) и пассивные (получатели информации). Последние так­же должны проявлять определенную активность, чтобы адекватно интерпретировать информацию. Кроме того, отправитель информации и ее получатель могут менять­ся своими ролями в ходе коммуникационного процесса благодаря механизму обратной связи.

Каждый коммуникатор заинтересован в привлечении внимание реципиента к своему сообщению. Можно назвать две основные харак­теристики коммуникации, позволяющие удерживать внимание получателя информации: а) новизна; б) значимость для него, данного сообщения.

Таким обра­зом, коммуникатору важно иметь ясное представление о том круге сведений, которым располагает будущий адресат информации, и об иерархии его ценностных ориентации.

Эффект коммуникации зависит также от ряда соци­ально-психологических факторов, сопутствующих про­цессу передачи и восприятия информации. Рассматри­ваются, например, особенности социальных ролей учас­тников коммуникации, престижность коммуникаторов, социальные установки получателя информации, особен­ности протекания его психических процессов и т. д.

Коммуникационный процесс состоит из пяти этапов:

I этап — начало обмена информацией, когда отправитель должен ясно представить, «что именно» (что и в какой форме ее выразить) и «с какой целью» он хочет передать и какую ответную реакцию получить.

II этап — воплощение идеи в слова, символы, в сообщение. Выбираются и используются различные каналы передачи информации: речь, жесты, мимика, письменные
материалы, электронные средства связи: компьютерные сети, электронная почта и т. д.

Ш этап — передача информации через использование выбранных каналов связи.

1У этап — получатель информации переводит вербаль­ные (словесные) и невербальные символы в свои мысли — этот процесс называют декодированием.

V этап — этап обратной связи — отклик получателя на полученную информацию, на всех этапах коммуникаци­онного процесса могут существовать помехи, искажающие
смысл передаваемой информации.

Эффективность коммуникационных процессов в организации.Известно, что эффективность управления персоналом пропорциональна эффективности коммуникационных процессов в организации. Выделяют следующие виды коммуникаций:

формальные(определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов). Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения;

неформальные (например, канал распространения слухов);

вертикальные — межуровневые (коммуникации сверху вниз и снизу вверх);

горизонтальные (обмен информацией между различными отделами для согласования действий);

межличностные (устное общение людей в любом из перечисленных видов коммуникаций).

Горизонтальные потоки сообщений в организации наблюдаются чаще, чем вертикальные. Одна из причин состоит в том, что люди более расположены говорить свободно и открыто с равными себе, чем со старшими или занимающими более высокую должность. Горизонтальный обмен информацией в этом случае менее подвержен искажениям, поскольку у работников разного уровня взгляды совпадают чаще. Более того, содержание горизонтальных сообщений носит в основном координационный характер, тогда как у вертикальных, идущих сверху вниз, — приказной. Сообщения, движущиеся снизу вверх, содержат главным образом информацию обратной связи о производственной деятельности.

Организационные структуры, как правило, препятствуют горизонтальным потокам информации между индивидами различных подразделений. Предполагается, что сообщения движутся по ступеням иерархии до общего начальника, а затем направляются вниз. Естественно, это замедляет скорость горизонтальных сообщений.

А. Файоль защищал идею специально предусмотренных механизмов поперечной коммуникации в организации, заметив, что имеется много видов деятельности, успех которых зависит от их быстрого исполнения. Для этого необходимо найти способы сочетания должного почтения к иерархическим каналам с удовлетворением потребности в быстрых действиях. Такой особый горизонтальный канал формальной коммуникации получил название «Мостик Файоля» (рис. 13.10).

В
  А коммуникации в организации - student2.ru   С С

Рис. 13.10. «Мостик Файоля»

В организациях выделяют также два различных типа моделей коммуникационных сетей, по которым идут основные потоки информации (рис. 13.11).

коммуникации в организации - student2.ru коммуникации в организации - student2.ru   Централизованные
коммуникации в организации - student2.ru коммуникации в организации - student2.ru   Децентрализованные

Рис. 13.11. Модели коммуникационных сетей

Централизованные сети способствуют лучшему решению относительно простых задач, но препятствуют эффективности решения сложных проблем и уменьшают удовлетворенность членов группы выполняемой деятельностью.

При этом выделяют четыре коммуникативные роли:

– «сторож» — контролирует течение информации к другому человеку в одной и той же коммуникационной сети (эту роль играют секретари, диспетчеры);

– «лидер мнений» — способен оказывать влияние на установки и поведение некоторых других людей (влияние неформальным образом);

– «связной» — связывающее звено между группировками в коммуникационной сети;

– «пограничник» — человек в коммуникационной сети, имеющий высокую степень связи с организационным окружением.

Рассматривая деятельность руководителя в системе коммуникаций, исследователи, в первую очередь, обращают внимание на его общение с подчиненными. Особенности отношения руководителя к такому общению можно считать одним из важнейших составных элементов его стиля общения с подчиненными.

Различают следующие типы руководителей в зависимости от их ориентации на получаемую «снизу информацию»:

Тип А. Руководитель в большей степени ориентирован на общение с подчиненными. Он считает необходимым побуждать их к высказыванию своих мнений, быть внимательным как к деловым предложениям, так и их личным просьбам. Полученную «восходящую» информацию руководитель стремится учитывать в своей работе.

Тип Б. Руководитель ориентирован на общение с подчиненными, но не особенно стремится учитывать получаемую при этом «восходящую» информацию. Он хотя и считает необходимым побуждать подчиненных к высказыванию своих предложений, выслушивать их до конца, однако не может или не умеет эффективно использовать информацию «снизу» в своей работе.

Тип В. Руководитель ориентирован на общение с подчиненными лишь в рамках своего понимания «целесообразности» такого общения. Он считает необходимым побуждать подчиненных к высказыванию своих мнений, быть внимательным к их предложениям и просьбам, учитывать их настроение, но только до тех пор, пока это, как он считает, «помогает работе». При отсутствии у себя такой уверенности руководитель не склонен к общению с подчиненными, хотя они к нему и обращаются. Таким образом, руководитель сознательно ограничивает себя в получении «восходящей» информации, ориентируясь лишь на ее «целесообразность».

Тип Г. Руководитель совсем не ориентирован на общение с подчиненными. Он не считает необходимым побуждать подчиненных к высказыванию своих мнений, уделять большое внимание, как их деловым предложениям, так и личным просьбам, учитывать их настроение. «Восходящая» информация часто поступает лишь за счет инициативы подчиненных, руководитель не склонен тратить много времени на ее учет.

В целом удовлетворенность руководителей своей работой в большей степени связана с информацией, поступающей «сверху», чем «снизу». При этом эффективность взаимодействия субъекта и объекта управления в значительной степени зависит от того, насколько адекватно они понимают друг друга. Для эффективной коммуникации характерно достижение взаимопонимания партнеров и лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).

Наши рекомендации