Выработка двигательного стереотипа у человека
Фиксированный комплекс условных рефлексов, объединенных в единую систему, образованную под влиянием предъявляемых условных сигналов в строго определенной последовательности, называется динамическим стереотипом. Понятие "динамический" подчеркивает возможность изменения стереотипа при изменении последовательности предъявления условных сигналов и безусловного подкрепления.
Функциональная роль динамического стереотипа заключается в следующем: стереотипные действия легче выполнять — каждый человек знает, что к работе сначала необходимо приспособиться, отшлифовать необходимые навыки, после чего работа уже не требует избыточных усилий благодаря динамическому стереотипу; сложившиеся стереотипы могут выступить основой поведенческих актов в новой обстановке. Например, однажды выработанный двигательный стереотип управления конкретной автомашиной обеспечивает управление иными автомашинами с измененными устройствами их управления. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в целом стереотипное реагирование является производным консервативного комплекса механизмов ЦНС, поэтому стереотипное реагирование в ситуации значительного изменения обстановки (обстановочной афферентации), как правило, приводит к неадекватным реакциям.
О с н а щ е н и е: Бланк с таблицей для регистрации ответов испытуемого, карандаш. Исследование проводят на человеке.
С о д е р ж а н и е р а б о т ы. Перед работой инструктируйте испытуемого для выработки в последующем стереотипа словесных раздражителей-команд, на которые он должен будет реагировать определенными двигательными реакциями.
Предварительная инструкция должна содержать указания о следующем:
а) какие раздражители будут применяться в качестве словесных сигналов, например названия цветов: красный, жёлтый, зеленый (или любые другие слова, сложность которых может возрастать неограниченно);
б) какие из раздражителей следует считать положительными, а какие отрицательными. Например, на слово «красный» испытуемый должен вписать в соответствующую графу бланка крестик, на слово «желтый» – вписать нолик; на слово «зеленый» – не вписывать ничего.
В начале исследования в случайном порядке предъявляйте все словесные раздражители для упрочения временных связей.
В дальнейшем переходите к выработке динамического стереотипа. Для этого словесные раздражители многократно предъявляйте в строго определенной последовательности (красный – желтый – зеленый) с частотой – 1 команда в 2 секунды. Время между блоками словесных раздражителей – 3-5 секунд. Результат испытуемый должен фиксировать в контрольном бланке. Последовательность и количество слов-команд экспериментатор также обязательно фиксирует.
После многократного стереотипного предъявления словесных раздражителей измените порядок их следования в блоке, например желтый – красный – зеленый. Если динамический стереотип выработан, изменение последовательности пусковых словесных раздражителей не будет сопровождаться ошибками в графической регистрации ответов испытуемого. Если ошибки есть продолжите выработку динамического стереотипа до получения положительного результата.
В качестве контроля выработки динамического стереотипа можно использовать не только бланк с графическими ответами. Можно попытаться выработать двигательный динамический стереотип с ответами -движениями конечностей или туловища (красный – руки вперед, желтый – руки в стороны) или речевой двигательный стереотип с устными ответами «да» - «нет». В этом случае необходим третий участник опыта, который в бланке будет фиксировать результат.
В каждом случае скорость и прочность выработки стереотипа будет зависеть от состояния и активности соответствующих зон коры больших полушарий. Поэтому выберите ту двигательную реакцию которая наиболее близка к вашей учебной или профессиональной деятельности.
Оформление протокола.
1. Проведите эксперимент по выработке динамического стереотипа, заполнив соответствующий бланк с таблицей.
№ команды | ||||||||||||||||||||
Ответ |
№ команды | ||||||||||||||||||||
Ответ |
№ команды | ||||||||||||||||||||
Ответ |
№ команды | ||||||||||||||||||||
Ответ |
№ команды | ||||||||||||||||||||
Ответ |
2. Отметьте в таблице участки стереотипного предъявления команд и участки контроля выработки динамического стереотипа.
3. Оцените скорость выработки динамического стереотипа. Сделайте заключение способности к приобретению учебных или профессиональных навыков в вашей деятельности или выбранной профессии.
4. Сравните скорость выработки динамического стереотипа у различных испытуемых вырабатывавших его на ту же двигательную реакцию, что и вы.