Лидерство как способность вести за собой людей для достижения конкретных целей

Лидерство - это способность вести за собой людей для достижения конкретных целей.

Природа лидерства может быть понята, если ее сравнить собственно с управлением. Быть менеджером и быть лидером не одно и тоже.

Менеджер в своем влиянии на работу полагается на должностную основу власти.

Лидер - основывается больше на процессе социального воздействия, и взаимодействия в организации. Этот процесс требует взаимозависимости между членами организации.

И если традиционному (должностному) подходу к управлению управлению соответствуют отношения типа - «начальник-подчиненный», то для лидерства характерны отношения «лидер-последователь».

Лидер может быть формальным - назначенным для осуществления руководства конкретным участком работы и неформальный - человек, который в силу своих способностей и личностных качеств способен увлечь и повести за собой людей.

Следует отметить, что ЛИДЕРСТВО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРЕДПОЛАГАЕТ ИЕРЕРХИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. Лидерство (как и власть) это потенциал, имеющийся у человека

Стили управления.

Когда руководитель решат вопрос о выборе системы методов управления, то это называется стилем руководства - форма, манеры, правила, приемы. Стиль управления - выбор системы методов. То, как руководитель сочетает методы в систему, определяет стиль его управления. Методы и стиль связаны между собой, как содержание и форма. Содержание (метод) отчасти влияет на форму (стиль), а форма изменяет результаты метода. Плохим стилем руководства можно загубить самый замечательный метод.

Стиль руководства - ключевой фактор управления. Во внутрифирменном управлении эффективность на 80процентов зависит от стиля руководства.

Типовые индивидуальные стили руководства представляют собой модели, где собраны определенные черты стиля. Различают 3 типовых индивидуальных стиля руководства: авторитарный, демократический, пассивный. Эти стили являются теоретическими конструкциями, нет руководителя, который в полной мере соответствует тому или иному стилю.

Характерные черты стилей следующие.

1.Авторитарный: преимущественное использование командных методов управления, ориентация на задачу или на себя, централизация полномочий, подавление инициативы, жесткий контроль, высокое мнение о себе, навязывание своей воли, минимальное информирование, малая гласность, предпочтение наказаниям, устранение неугодных, нетерпимость к критике, грубость, нетактичность, невыдержанность.

2.Демократический: упор на социально-психологические и экономические моменты управления, ориентация на человека, делегирование полномочий, коллегиальность в решениях, поощрение инициативы,, адекватность самооценки, высокая нравственность, широкая гласность, полное информирование, предпочтение поощрениям, забота, помощь подчиненным, терпимость к критике, доброжелательность, вежливость.

3.Пассивный - характерные черты - бессистемность в методах, ориентировка на себе, не использование полномочий, самотек в организации дел, бесконтрольность подчиненных, уход от принятия решения, использование коллегиальности для уклонения от ответственности, бессистемность стимулирования, безразличие к критике, отсутствие заботы о персонале.

Достоинства и недостатки методов.

Авторитарный.

Дост.- обеспечивает четкость и оперативность выполнения.

Недост.- подавляет инициативу, не создает эффективных стимулов к труду, вызывает недовольство персонала.

Демократический.

Дост.- создает условия для творческой инициативной работы, мобилизует резервы.

Недост.- активность и инициативность работников не всегда ведут к достижению целей организации.

Пассивный. Дост.- абсолютная свобода исполнителей.

Недостаток - тот же, потому что она почти всегда вредна

Методы управления.

Управленческие отношения - это отношения верхов и низов, начальников и подчиненных. Методы управления, являющиеся инструментом воздействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия.

Постановка вопроса о методах управления - это постановка вопроса об управленческих взаимоотношениях структурных подразделений системы управления.

Методы управления являются инструментом взаимодействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия.

Существует 3 вида методов управления: 1)командный; 2)экономический; 3)социально-психологический.

1)Метод командный. Используемые механизмы:

Административные: приказ, распоряжение, указание.

Нормативные: закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения.

Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху. Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.

При командном методе управления - отношения субъекта и объекта - власти и подчинения.

Основные достоинства метода:

1)обеспечивается единство воли руководства в достижении цели;

2)не требует крупных материальных затрат;

3)в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды.

Недостатки метода следующие:

1)подавляется инициатива, творческая работа;

2)отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы;

3)в крупных организациях:

а)менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она в дефиците;

б)обюрокрачивается аппарат управления;

в)требуется громоздкая система контроля.

2)Метод экономический. Механизмы: договорной процент отчисляемой прибыли, договорная цена продукта, договорная зарплата, материальные санкции, предусмотренные договором.

Экономические методы управления - отношения субъекта и объекта - договорные - товарно-денежные.

Характеризуются:

1)свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе;

2)выполнение договорных обязательств.

Достоинства метода: стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей.

Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию.

3)Социально-психологический метод. Механизмы также договорные: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми.

Социально-психологические методы - управленческие отношения субъекта и объекта договорные без материальной основы. Условия реализации: одна из сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его.

Достоинства метода:

1)включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей;

2)практически не требуются материальные затраты.

Недостатки:

1)не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей;

2)трудно прогнозировать результаты.

Наши рекомендации