Лидерство как способность вести за собой людей для достижения конкретных целей
Лидерство - это способность вести за собой людей для достижения конкретных целей.
Природа лидерства может быть понята, если ее сравнить собственно с управлением. Быть менеджером и быть лидером не одно и тоже.
Менеджер в своем влиянии на работу полагается на должностную основу власти.
Лидер - основывается больше на процессе социального воздействия, и взаимодействия в организации. Этот процесс требует взаимозависимости между членами организации.
И если традиционному (должностному) подходу к управлению управлению соответствуют отношения типа - «начальник-подчиненный», то для лидерства характерны отношения «лидер-последователь».
Лидер может быть формальным - назначенным для осуществления руководства конкретным участком работы и неформальный - человек, который в силу своих способностей и личностных качеств способен увлечь и повести за собой людей.
Следует отметить, что ЛИДЕРСТВО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРЕДПОЛАГАЕТ ИЕРЕРХИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. Лидерство (как и власть) это потенциал, имеющийся у человека
Стили управления.
Когда руководитель решат вопрос о выборе системы методов управления, то это называется стилем руководства - форма, манеры, правила, приемы. Стиль управления - выбор системы методов. То, как руководитель сочетает методы в систему, определяет стиль его управления. Методы и стиль связаны между собой, как содержание и форма. Содержание (метод) отчасти влияет на форму (стиль), а форма изменяет результаты метода. Плохим стилем руководства можно загубить самый замечательный метод.
Стиль руководства - ключевой фактор управления. Во внутрифирменном управлении эффективность на 80процентов зависит от стиля руководства.
Типовые индивидуальные стили руководства представляют собой модели, где собраны определенные черты стиля. Различают 3 типовых индивидуальных стиля руководства: авторитарный, демократический, пассивный. Эти стили являются теоретическими конструкциями, нет руководителя, который в полной мере соответствует тому или иному стилю.
Характерные черты стилей следующие.
1.Авторитарный: преимущественное использование командных методов управления, ориентация на задачу или на себя, централизация полномочий, подавление инициативы, жесткий контроль, высокое мнение о себе, навязывание своей воли, минимальное информирование, малая гласность, предпочтение наказаниям, устранение неугодных, нетерпимость к критике, грубость, нетактичность, невыдержанность.
2.Демократический: упор на социально-психологические и экономические моменты управления, ориентация на человека, делегирование полномочий, коллегиальность в решениях, поощрение инициативы,, адекватность самооценки, высокая нравственность, широкая гласность, полное информирование, предпочтение поощрениям, забота, помощь подчиненным, терпимость к критике, доброжелательность, вежливость.
3.Пассивный - характерные черты - бессистемность в методах, ориентировка на себе, не использование полномочий, самотек в организации дел, бесконтрольность подчиненных, уход от принятия решения, использование коллегиальности для уклонения от ответственности, бессистемность стимулирования, безразличие к критике, отсутствие заботы о персонале.
Достоинства и недостатки методов.
Авторитарный.
Дост.- обеспечивает четкость и оперативность выполнения.
Недост.- подавляет инициативу, не создает эффективных стимулов к труду, вызывает недовольство персонала.
Демократический.
Дост.- создает условия для творческой инициативной работы, мобилизует резервы.
Недост.- активность и инициативность работников не всегда ведут к достижению целей организации.
Пассивный. Дост.- абсолютная свобода исполнителей.
Недостаток - тот же, потому что она почти всегда вредна
Методы управления.
Управленческие отношения - это отношения верхов и низов, начальников и подчиненных. Методы управления, являющиеся инструментом воздействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия.
Постановка вопроса о методах управления - это постановка вопроса об управленческих взаимоотношениях структурных подразделений системы управления.
Методы управления являются инструментом взаимодействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия.
Существует 3 вида методов управления: 1)командный; 2)экономический; 3)социально-психологический.
1)Метод командный. Используемые механизмы:
Административные: приказ, распоряжение, указание.
Нормативные: закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения.
Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху. Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.
При командном методе управления - отношения субъекта и объекта - власти и подчинения.
Основные достоинства метода:
1)обеспечивается единство воли руководства в достижении цели;
2)не требует крупных материальных затрат;
3)в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды.
Недостатки метода следующие:
1)подавляется инициатива, творческая работа;
2)отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы;
3)в крупных организациях:
а)менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она в дефиците;
б)обюрокрачивается аппарат управления;
в)требуется громоздкая система контроля.
2)Метод экономический. Механизмы: договорной процент отчисляемой прибыли, договорная цена продукта, договорная зарплата, материальные санкции, предусмотренные договором.
Экономические методы управления - отношения субъекта и объекта - договорные - товарно-денежные.
Характеризуются:
1)свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе;
2)выполнение договорных обязательств.
Достоинства метода: стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей.
Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию.
3)Социально-психологический метод. Механизмы также договорные: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми.
Социально-психологические методы - управленческие отношения субъекта и объекта договорные без материальной основы. Условия реализации: одна из сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его.
Достоинства метода:
1)включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей;
2)практически не требуются материальные затраты.
Недостатки:
1)не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей;
2)трудно прогнозировать результаты.