Движение неоромантизма как антитеза викторианскому реалистическому роману
Английский неоромантизм ( Стивенсон, Киплинг, Конрад, Конан Дойль).
Движение неоромантизма как антитеза викторианскому реалистическому роману
Неоромантизм был представлен: Киплингом, поздник Конрадом и Стивенсоном. А также отчасти Жюлем Верном.
НЕОРОМАНТИЗМ возник как реакция на позитивизм в идеологии и натурализм вискусстве. Неоромантизм можно опознать по признакам: пафос личной воли, отрицание обыденного, культ иррационального, тяга к фантастике и др. Неоромантики противопоставляли себя, с одной стороны, ханжескому бытописанию средних классов, а с другой - упадническому декадентству интеллигенции. Неоромантические герои действовали «отнюдь не в тепличной среде, сталкивались при посредстве увлекательного сюжета с чрезвычайными обстоятельствами, требующими напряжения всех сил, энергичных, самостоятельных решений и действий». Для неоромантической системы ценностей были характерны противодействие духовной инерции и нравственным шаблонам, потребность личности в самостоятельности, в самореализации, не ограниченной никакими бытовыми условностями.
Отличие от романтизма: неоромантизм – гибрид романтизма и реализма. В сюжете – воссоздание романтического героя и романтической атмосферы, но техника описания, место действия, авторская позиция – взяты из реализма. Жанры: беллетристика, повесть, сборники рассказов, объединенных одним героем (Шерлок Холмс), малые жанры. Внутренняя подача материала: роман-дневник, эпистолярный роман (в письмах). Цель – придать фиктивному повествованию достоверность. (Ватсон ведет биографию Холмса – документ, хоть и фиктивный). Герой – юноша, отвлеченный от жизни оптимист. Неоромантики тяготели к жанру приключенческого, авантюрного, «экзотического» романа, основы КОТОРОГО заложили Майн Рид и Ф. Kyпер. В сюжете общей схемы нет, но есть склонность к роману-приключению, детективному роману, роману-путешествию. Все тексты строятся так: есть группа персонажей, которые знают какую-то тайны; есть – которые хотят заполучить эту тайну. Затем информация становится известна всем. Интрига, тайна.
Первым с проповедью неоромантизма выступил Роберт Льюис Стивенсон. Страстный путешественник, он исколесил Европу и Америку. Стивенсон тяготел к яркому романтическому искусству, и считал, что писать о будничном – чушь несусветная, т.к. жизнь цинична. В романах «Остров сокровищ», «Похищенный», «Черная струна» он рисует увлекательный, разноцветный мир, где герои-храбрецы борются со злодеями, постоянно находясь на волоске от смерти. Интриги, бесконечные загадки, внезапные повороты… Сюжет драматичен, постоянное напряжение. Действие происходит в экзотических странах.
Стивенсон размышляет о двойственности человеческой натуры: мол, и добро и зло относительно (Странная история доктора Джекилля и мистера Хайда).
Р. Киплинг первый ввел в литературу «человека действия» — солдата, чиновника, миссионера, этот тип героя заменил в его книгах авантюриста, искателя приключений, любителя дальних странствий, типичного героя приключенческих романов (анархиствующий бродяга найдет свое место в поэзии киплинга, но свою свободу он принесет впоследствии на алтарь служения британской короне). Киплинг разрабатывал колониальную тематику не в привычном экзотическом плане, он рисовал тяжкий совсем НИ ПОЭТИЧНЫЙ ТРУД тех, кто взялся нести «бремя белых», так демагогически определил Киплинг колонизаторскую миссию своих соотечественников.
Киплинг работал журналистом (описывал факты предельно точно). Отсюда стык двух влияний в творчестве Киплинга: верность деталей и нереалистичность изображения (т.к. реальность сама по себе необычна). Любит малые формы – рассказ, эссе, повесть, физиологический очерк. Отличается от других писателей типом героя, который вырастает в экзотической среде – необычен для Европы. Он более героичен, чем персонажи английской литературы. Для Киплинга героизм – не отличительная черта, а следствие необходимости приспосабливаться к условиям.
Киплинг – создатель колониальной литературы. Жители колонии находятся под бременем белого человека, но это бремя приятно. В колониях – тяжелый, но почетный труд. Колония – не только экономический придаток, но это попытка перенести культуру, знания, технологический пргресс в другие страны. Колония должна быть за это благодарна. «Сила права». Сила на стороне белого человека, т.к. на его стороне наука, мышление.
Киплинг – бард английского империализма. Однако он не занимается пропагандой империализма, а исследует, как личность приспосабливается к новым условиям. Героизм – это стремление к выживанию. Выходит, все колонии – герои поневоле. Нет иммунитета от влияния извне. Ьелый человек несет просветление темным жителям колонии, но и белый человек становится частью их культуры. ПРОЦЕСС взаимопроникновения культур. (Роман «Ким» посвящен невозможности соединить две культуры)
В прозе и лирике Киплинг продолжает Ницшеанские мотивы (сверхчеловек). Колониальный механизм – технология производства сверхлюдей («Маугли» - ему надо выжить). Если у Ницше сверхчеловек – абстрактная, недостижимая цель, то у Киплинга это вполне реальный особенный вид человечества в колониях, который стоит на пути к достижению этой цели.
Продолжателем традиций Стивенсона явился Джозеф Конрад. Наиболее известные романы Конрада — «Лорд Джим» (1900), «Молодость» (1902), «Тайфун» (1902), «Ностромо» (1904), «Победа». Влюбленный в море, Конрад воспевает его романтику, но традиционная морская романтика соединяется у него с глубоким психологизмом и серьезными нравственными и социальными проблемами. Его герои — люди, не знающие покоя, одинокие страдающие мятежники. Атмосфера его романов тревожная и не столько из-за опасностей, грозящих героям, как у Стивенсона, сколько из-за сознания неустроенности их жизни. Тема человеческого одиночества проходит через все творчество Конрада, его герои — добровольные изгои.
Конрад не англичанин (поляк), не профессионал в литературе (на самом деле он моряк), занимается совсем не тем делом. Однако он попадает в нужное время в нужное место. Состоя в морском флоте, он описывает колониальный быт и морской транспорт, добытый материал оказывается интересным и актуальным. Конрад усложняет системы персонажей и систему точек зрения. Она распадаются на 2 части: внутренние оценки (связанные с героем) и внешние оценки (того же события другими людьми) = принцип двоемирия: внутренние и внешние оценки кардинально противоположны.
Неоромантизм — течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX—XX веков, возникающее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. В общем смысле слова может быть определён как возрождение литературных настроений первой половины XIX века в Европе (Романтизм). Может пониматься как ранняя фаза или одно из крыльев модернизма.
«Конец» викторианской эпохи, началом же следующей становится неоромантизм, который хоть и опирается на «классический» романтизм, но несет в себе сознание начала новой эпохи, нового мира, в то же время викторианство не полностью сдает позиции, оно борется за свое существование. Эти явления находят свое отражение в произведениях о Шерлоке Холмсе, и возникает интересный феномен - эти произведения можно отнести к любой из данных литературных эпох, но такое определение будет неполным.
Конан Дойл начинал писать о Шерлоке Холмсе в то же время, когда Оскар Уайльд творил знаменитый «Портрет Дориана Грея» - произведение декадентское, и ранние произведения о Шерлоке Холмсе пропитаны ощущением конца эпохи, но позже Конан Дойл переходит к более оптимистичным художественным взглядам, он признает «начало» следующей эпохи, в его творчестве начинают прослеживаться неоромантические мотивы. При этом мироощущение, неоромантизма было подчеркнуто «инаким», особенным, что не устраивало консервативное викторианское общество - и образ Шерлока Холмса начал меняться под воздействием такого экстралитературного фактора как цензура: образ редактировался и упрощался, чтобы умещаться в строгие рамки жанра «семейного чтения».
Таким образом, образ Шерлока Холмса прошел в процессе своего формирование через влияние fin de siècle и неоромантизма, чтобы прийти к викторианским «традиционным» ценностям.