Специфика телевизионных новостей
Определения информации, новости и новизны. Критерии новизны. Родовой признак нового. Стандартные критерии западных исследователей для определения новостей. Требования к новостям, предъявляемые российскими исследователями. Жанровая палитра современных новостей. Источники для создания актуального материала. Основные параметры верстки новостей – время, тема, проблема, пространство. Ранжирование. Шпигель. Блок, рубрика, серия, графическое оформление выпуска новостей. Концепция и стиль программы. Информационная политика. Информационные форматы.
Васильева Л. А. Делаем новости. – М., 2002.
Зверева Н. И. Школа регионального журналиста. – М., 2004.
Маккалах К. В. Новости на ТВ. – М.,2000.
Цвик В. Назарова Я.В. Телевизионные новости России. – М., 2002.
Юровский А., Кузнецов Г., Цвик В. и др. Телевизионная журналистика. – М., 2005.
Репортаж на ТВ.
Природообразующие элементы репортажа. Различия между жанром и методом. Особенности телевизионного репортажа по сравнению с репортажем в печати и на радио. Виды репортажей по способу трансляции, по способу фиксации, по способу озвучивания. Характеристика событийного, тематического и проблемного репортажа. Работа хроникера и репортера. Особенности подготовки и создания специального репортажа. Репортаж – расследования.
Цвик В.Л.Телевизионная журналистика: История, теория, практика. – М., 2004.
Юровский А., Кузнецов Г., Цвик В. и др. Телевизионная журналистика. – М., 2005.
Интервью в экранном контексте.
Интервью как прием работы тележурналиста и один из основных жанров ТВ. Виды интервью. Этапы подготовки журналиста к интервью. Знаменитые интервьюеры. Искусство задавать вопросы. Драматургия теледиалога. Особенности проведения интервью в прямом эфире и видеозаписи.
Максимов А. Как разговорить собеседника, или ремесло общения. – М., 2004.
Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М., 2003.
Юровский А., Кузнецов Г., Цвик В. и др. Телевизионная журналистика. – М., 1994, 1998.
22. Телеаналитика: основные тенденции развития.
Роль и место аналитики на современном телевидении. ТВ-аналитика в России и на Западе. Манипулятивный ресурс аналитического ТВ. Общая характеристика современных аналитических жанров ТВ.
Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. – М., 2004.
Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. – М., 2004.
Кемарская И.Н. Телевизионный редактор-профессионал: Пособие для тех, кто хочет им быть. – М., 2003.
Телевизионная журналистика. – М., 2002.
Документально-художественные жанры ТВ.
Характерные качества и классификация документально-художественных жанров. Образность и изобразительность. Функционально-предметные особенности телеочерка, телезарисовки, телеэссе, телефельетона, телепамфлета. Эволюция жанра телеочерк. Специфика документально-игровых программ. Социальная обусловленность документального телефильма.
Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. – М., 2004.
Муратов С.А. Пристрастная камера. – М., 2004.
Цвик В.Л.Телевизионная журналистика: История, теория, практика. – М., 2004.
Виды шоу-программ на ТВ.
Основной принцип организации шоу на экране. Драматургические особенности. Общие Требования к ведения шоу. Типы шоу-программ на экране: ток-шоу, реалити-шоу, китч-шоу. Характеристика ток-шоу по тематике и виды дискуссии. Экспертная дискуссия и полемическая дискуссия. Характеристика видов реалити-шоу: многосерийные сериалы снятые в замкнутом пространстве; шоу-свиданий; шоу-превращений; поиск талантов; шоу-выживания; шоу перемены мест; комелийные шоу-розыгрыши; документальное мыло; спровоцированные ситуации. Музыкальные, юмористические, сатирические, интеллектуальные и другие развлекательные шоу. Анализ особенностей китч-шоу.
Падейский В.В. Проектирование телепрограмм. – М., 2004.
Поберезникова Е.А. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения. – М., 2004.
Соколов А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. – М., 2003.
Шестерина А.М. Интерактивная журналистика. – Тамбов, 2002.
Система радиожанров.
Жанр – исторически складывающийся тип произведений (искусства, литературы, журналистики), в котором обобщены черты, свойственные более или менее обширной группе произведений. Признаки, по которым различаются жанры следующие:
· Характер объекта: непосредственное событие легло в основу сообщения или отражённое;
· Масштаб охвата действительности и соответственно масштаб выводов и обобщений;
· Конкретное назначение материала (творческая задача);
· В последнее время исследователями всё чаще подчёркивается роль функции журналистики, как основного элемента жанрообразования;
· Характер литературно-стилистических средств.
· В жанрообразовании на радио активно участвуют и его собственные специфические выразительные средства: живое человеческое слово, шумы, музыка, монтаж.
Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества – М., 2012 г.
Лебедева Т.В. Жанры радиожурналистики. Учебное пособие. – М., 2012.
Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики.– М., 2002.
Система жанров ТВ.
Жанрообразующие признаки аудиовизуального произведения. Авторская завершенность, адресность, система изобразительно-выразительных средств, тип хронотопа. Жанр и телепередача: разграничение понятий. Информационные жанры ТВ. Группа аналитических жанров на ТВ. Документально-художественные жанры ТВ. Краткая характеристика каждого жанра. Диффузия жанров на ТВ.
Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. – М., 2004.
Цвик В.Л.Телевизионная журналистика: История, теория, практика. – М., 2004.
Юровский А., Кузнецов Г., Цвик В. и др. Телевизионная журналистика. – М., 2005.
Типы телепередач.
Классификация видов экранной продукции Р.А. Борецкого. Типы телепередач современного эфира: информационная (новостная) программа, специализированная новостная информационная программа, информационно-аналитическая программа, социально-публицистическая, познавательно-развлекательная, культурно-просветительская программы, детские и молодежные программы, религиозные и спортивные программы, кинопередачи, рекламные программы. Их краткая характеристика, примеры.
Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. – М., 2004.
Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. – М., 2000.
Интервью на радио.
История жанра. Специфика и технические особенности (запись на пленэре, в кабинете и т.п.). Подготовка и структура построения (творческая и техническая). Виды интервью. Трансформация жанра, современные тенденции. Интервью – жанр и метод сбора информации.
Королева М.А. Говорим по-русски правильно. – М., 2007.
Лебедева Т.В. Жанры радиожурналистики. – Воронеж, 2006.
Позывные тревог и надежд. «Маяк». 40 лет в эфире. Воспоминания, фотографии, документы, практический опыт / Под ред. Г.А. Шевелева. – М., 2004.
Ружников В.Н. Лекции по истории отечественного радиовещания. 1895-2001. – М.,
Смирнов В.В. Жанры радио. – М., 2002.
Смирнов В.В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм. – М., 2002.
Цвик В.Л. Журналист с микрофоном. – М., 2000.
Шерель А.А. Радиожурналистика. – М., 2000.